Междометия особая часть речи




Скачать 117.8 Kb.
НазваниеМеждометия особая часть речи
Дата публикации14.06.2014
Размер117.8 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок

Ушакова Ольга Аркадьевна – учитель русского языка и литературы. Образование высшее, окончила Казанский государственный университет имени В.И.Ульянова-Ленина, Талды-Курганский государственный педагогический университет имени И.Джансугурова.

Стаж педагогической работы – 27 лет.

Награждена Почётной грамотой МНО РСФСР.



Тема урока: Междометия – особая часть речи.

Цели урока:

  • отработать умения отличать междометия от самостоятельных и служебных частей речи;

  • уметь определять лексическое значение междометий, звукоподражательных слов и этикетных выражений;

  • продолжить формирование речевой грамотности учащихся.

Оборудование урока:

1. На доске написаны предложения (см. приложение №1).

2. На столах -- карточки с этими же предложениями.

3. Учебники В.Репкина для 7 класса: М.Разумовской, Русский язык. Теория В.Бабайцевой; Д.Розенталя и Краткий справочник по современному русскому языку под редакцией П. Леканта.

^ 4. Стол заданий и стол-помощник.
Ход урока:

  1. Слово учителя.

На прошлом уроке мы с вами повторили группы, на которые делятся части речи. Сегодня мы будем говорить о междометиях как особой части речи и попытаемся решить проблему: «Можно ли в нашей жизни обойтись без разных «охов», «ахов», и вздохов?

Обратите внимание на доску. Вы видите предложения. На столах перед вами лежат карточки с этими же предложениями. Ваша задача – собрать из них связный текст. (2 минуты).

  1. Работа с текстом.

      1. Ох, если б кто-нибудь помог! (4)

      2. Эх, ведь как назло! (5)

      3. Ух, захватывает дух! (3)

      4. Ой, беда уже близка! (2)

      5. Ай да денек сегодня! (1)

      6. Уф! Повезло! Не вызвали! (6)


Группы читают свои варианты. Обсуждают порядок расположения предложений.

    • А как вы бы озаглавили получившийся текст?

(«Пронесло!»; «Повезло!»; «Ура, не вызвали!»; «Ай да Я!»).

    • Какое (какие) заголовки более удачны, на ваш взгляд? (Те, в которых есть междометие)

    • Скажите, пожалуйста, что особенное есть в этих предложениях?

    • Какую смысловую нагрузку придают междометия каждому предложению?

  1. Подготовка мини-проектов – выход на проблему.

А) Итак, чтобы решить данную проблему, вам нужно поработать в группах над разными гипотезами. На столе заданий лежат листы. Их столько же, сколько у нас групп (5). Представители каждой команды подходят к столу и выбирают для работы гипотезу.

1. Междометия не самостоятельная и не служебная часть речи, а «туманная категория», «досадное недоразумение». (Л.В. Щерба).

2. Звукоподражательные слова не являются междометиями.

3. Междометия делают нашу речь ярче и выразительнее.

4. Междометия засоряют нашу речь.

5. Междометия могут выступать в роли этикетных слов.

Б) Команды выбирают гипотезы.

В) Ребята, на ваших столах имеется все необходимое для работы, приступайте. На столе-помощнике вы можете взять карточки с недостающим и дополнительным материалом. На работу вам выделяется 15 минут.

^ Г) Идет работа в группах.

  1. IV. Защита мини-проектов.

-К доске приглашаются представители каждой группы, готовые защитить или опровергнуть выбранную гипотезу.

-На всех столах есть оценочные листы, остальных учащихся прошу внимательно слушать ответы, готовить вопросы, замечания, оценивать выступления групп.

^ Идет защита проектов (оценивается каждое выступление). (См. приложения).
Группа №1—« Междометия не самостоятельная и не служебная часть речи, а «туманная категория», «досадное недоразумение». (Л.В. Щерба).

Факты «ЗА»: 1. Междометия не изменяются. (Он, увы, опять опоздал)

^ 2. Междометия выражают чувства, эмоции, но не называют их; побуждают к действию. ( Вот так раз! Взял и ушел без меня!)

3. Междометия могут пополняться за счет других частей речи.

( Спасибо, я это учту. Батюшки, опять контрольная!).

Факты «против»: 1. Междометия могут в предложении выступать в роли разных членов предложения. ( В лесу послышалось «ау». Я кричу «цып-цып» и сыплю крошки на землю. Возглас боли – «ой!».)

Наши выводы: 1. Междометия не обозначают предмет, не называют действия и т.п. С помощью одних междометий нельзя составить предложение. Значит, они не являются самостоятельными членами предложения.

^ 2. Междометия могут быть членами предложения. Значит, не являются служебными частями речи.

3. Следовательно, междометия -- это особая часть речи.

Наше мнение:

^ 1. Мы не согласны с утверждением В. Бабайцевой, что « междометия … не являются членами предложения» (см. выше)

2. Мы не согласны, что междометия – «досадное недоразумение», как утверждает ученый Л. В. Щерба. Они, конечно, не говорят о чем-то ясно и точно, как существительные или глаголы. Междометия – «неопределенная» часть речи, или «туманная», как говорится в нашей гипотезе. Но они нужны в речи. Как, например, мы будем общаться с другими людьми, не употребляя этикетные слова? Междометия помогают нам коротко выразить свои чувства. Значит, их нельзя называть «недоразумением».
Группа №2 --- «Звукоподражательные слова не являются междометиями».

Отталкиваясь от определения значений междометий и звукоподражательных слов, ребята приходят к выводу, что звукоподражательные слова междометиями не являются, главным образом, потому, что не выражают ни чувств, ни эмоций.
Группа №3 – «Междометия делают нашу речь ярче и выразительнее».

Наше мнение:

  • Если бы при общении с людьми мы не использовали этикетные слова, наша речь была бы грубовата.

  • При общении с животными мы бы не смогли подозвать их к себе.

  • Люди бы не говорили друг другу добрых слов, потому трудно было бы верить другому, невозможно было бы правильно, ярко и образно сказать о своем отношении.

  • Междометия делают нашу речь выразительнее, четче и ярче.


Группа №4 – « Междометия засоряют нашу речь».
Ребята утверждают, что фактов «против» у них вышло много. Гипотезу они полностью отрицают, приводя в качестве опровержения мысль о том, что при помощи междометий и этикетных слов люди могут выражать свои чувства, эмоции, отношения.

^ Примеры: «Ах, какая красота!» ( восхищение)

«Ну что ж, пошли!» ( ощущение неизбежности)

«Ура! Наши выиграли!» (радость)

Кроме того, учащиеся отметили, что эта часть речи активно участвует в образовании новых слов. Например: «За окном громко и жалобно замяукала кошка».

« Марш по домам»!

Группа также обратила внимание на то, что междометия часто употребляются в художественных произведениях и в разговорной речи. Часто в разговорной речи говорящий свое отношение к услышанному выражает одним междометием.

^ Например: - Ты знаешь, что завтра приезжает Леша?

- Ура!
Группа №5—« Междометия могут выступать в роли этикетных слов».

Наши выводы:

  1. Мы считаем, что каждый образованный и культурный человек должен владеть навыками речевого этикета, чтобы научиться правильно выражать свои чувства, отношения и переживания. Только с помощью этикетных слов можно установить доброжелательный контакт с собеседником.

  2. К этикетным словам относятся слова приветствия (Здравствуйте, Добрый день, Привет!); прощания (До свидания! Счастливого пути!); благодарности (Спасибо. Благодарю Вас!); просьбы (Скажите, пожалуйста. Прошу тебя. Разрешите.) ; деликатного отказа ( Как жаль, но.. Не сердитесь, но не могу! ).

  3. ^ Чем больше в речи человека таких слов, чем чаще он их употребляет, тем приятнее с ним общаться, тем лучше к нему будут относиться окружающие его люди.

  4. И хотя отдельные междометия не являются этикетными выражениями (Чао! Пока! Наше вам!), но все же междометий этикета много. Люди их часто употребляют в речи, что и требовалось доказать.




  1. Формулировка выводов по проблеме:

^ «МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ БЕЗ МЕЖДОМЕТИЙ»?

  • К какому же выводу мы с Вами пришли в итоге?

    1. Междометия, звукоподражательные и этикетные слова активно используются людьми для непосредственного общения друг с другом.

    2. При помощи выразительных языковых средств междометий ярче проявляются эмоции и чувства.

    3. Междометия делают нашу речь выразительнее, образнее.

    4. Значит, без них обойтись нельзя.



  1. А теперь давайте проверим, насколько вы все разобрались в этой непростой части речи и что узнали о ней. Карточки с заданиями для каждой группы – на столе заданий.

Работа с карточками по группам. (См. приложения)



  1. ^ Домашнее задание.

В качестве домашнего задания каждая группа должна была ответить на ряд вопросов, заполнив таким образом анкету-вывод по результатам урока.
Результаты работы по проекту

( что удалось, что не получилось, почему)

Общим моментом для всех групп явилось то, что не всегда получалось четкое и логичное оформление аргументации собственного мнения.
Вклад каждого участника в работу по проекту

(предлагал хорошие идеи, помогал всех организовывать, подбадривал,

внимательно выслушивал других, тщательно оформлял

результаты общей работы и т.п.)
Вопросы, на которые не удалось сразу ответить:

  • Важны ли местоимения в общении? (Многие ребята говорили, что никогда не задумывались над вопросом, употребляют ли они (да и окружающие их люди) в своей речи междометия.


Что предстоит доделать

В ходе анализа домашнего задания ребята оценили свое умение работать в группе, еще раз уточнили непонятое, доработали свои мини-проекты, сделали самооценку.

^ Кроме этого, каждая группа подготовила карточки-задания для других групп по теме данного зачета.

Приложение №1
Контрольно-оценочный лист

(Составлен учащимися)





п/п

Критерии оценки

1-я

группа

2-я группа

3-я группа

4-я группа

5-я группа

1.

Полнота ответа

















2.

Грамотность, логичность речи

















3.

Аргументированность ответа

















4.

Умение делать выводы

















5.

Ответы на дополнительные вопросы


















Приложение № 2
Гипотеза
Цель__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задачи _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объект исследования _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предмет исследования __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________-

Факты «ЗА»:
Факты «ПРОТИВ»:
ВЫВОДЫ:

Приложение № 3

Результаты работы по проекту

( что удалось, что не получилось, почему)

Вклад каждого участника в работу по проекту

(предлагал хорошие идеи, помогал всех организовывать, подбадривал, внимательно выслушивал других, тщательно оформлял результаты общей работы и т.п.)

Вопросы, на которые не удалось сразу ответить:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ Что предстоит доделать

Приложение № 4
Карточки-задания для групп

1. Задание: выписать звукоподражательные слова из стихотворения Саши Черного.

Зу-зу-зу –

Пол внизу…

Я ползу по потолку

В гости к черному крючку...

Зы, как жарко, зу-зу-зу,

Ах, как чешется в глазу!

На клеенке на столе

Капля сладкого желе.

Зы-зы, мальчик, это что?!

Взял слизал, а мне-то что?!

Полечу скорей в окошко-

Там за елкой на дорожке

Много корочек от дынь.

Дзынь!!!
Задание 2. Заполните кроссворд.

^ СПРЯТАННОЕ СЛОВО

Впишите по горизонтали междометия, соответствующие кратким толкованиям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой части речи.

1. Выражение сомнения, недоверия, иронии.
2. Выражение удивления при обнаружении чего-либо неожиданного, любопытного.
3. Подражание звуку одного рывка ручной пилы.
4. Выражение отказа.
5. Подражание звуку резкого удара, падения чего-либо.
6. Подражание звуку быстро проскользнувшего, пробежавшего.
7. Подражание блеянию овцы.
8. Приказание «Остановись! Довольно! Хватит!».
9. Возглас, требующий повторить только что исполненный артистом номер.
10. Подражание бренчанию струнного инструмента.


^ 3. Расставьте знаки препинания в предложениях.

1. О это была райская жизнь! (Н.Гоголь)
2. Жизнь увы не вечный дар! (А.Пушкин)
3. Эй завяжи на память узелок! (А.Грибоедов)
4. Увы на разные забавы я много жизни погубил. (А.Пушкин)
5. Ушица ей-же-ей на славу сварена. (И.Крылов)
6. Мы дело кончим полюбовно но только чур не плутовать. (М.Лермонтов)


4. Выпишите из предложенных вам текстов («Басни» И.Крылова) слова ( 10 – 15), относящиеся к теме сегодняшнего урока, дайте им характеристику и объясните, какую смысловую нагрузку они выполняют в предложениях. 

5. Выполните упр из учебника по русскому языку под редакцией М. Разумовской.


  1. Составьте предложения со звукоподражательными словами: тик-так, ку-ку, буль-буль-буль.

7. Составьте список этикетных слов, выражающих просьбу или пожелание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Междометия особая часть речи icon"Междометие как часть речи"
Цели: познакомить с новой частью речи – междометием и ее особенностями; формировать умение находить междометия в текстах, определять...

Междометия особая часть речи iconУрок-игра (7 класс)
Цель: отработка умения находить в тексте междометия; уметь отличать их от самостоятельных частей речи; расширить представление учащихся...

Междометия особая часть речи iconСлова, которые выражают различные чувства, их роль в речи
Цели урока: Познакомить учащихся с междометиями. Рассмотреть на примерах, какие чувства могут выражать междометия. Выяснить, какова...

Междометия особая часть речи iconПервая часть Собственно об образовании речи. Первая лекция Собственно об образовании речи
Это расчленение будет таковым: я дам пояснения об образовании речи и о драматическом искусство, а фрау Штайнер возьмет на себя ту...

Междометия особая часть речи iconТема: «Слова, которые выражают различные чувства, их роль в речи (междометия)»
Ребята, задача нашего урока – открытие новых знаний. А для чего они нам нужны? (Пригодятся в жизни, в учебе.)

Междометия особая часть речи iconКонспект открытого урока русского языка в 7 классе
Мы закончили изучать сложную, но в то же время очень интересную часть речи- наречие. Наречие в русском языке- весьма «коварная» часть...

Междометия особая часть речи iconУрока русского языка в 6 классе Тема: «Имя существительное как часть речи»
Тема урока Имя существительное как часть речи Цель урока: *повторение сведений об имени существительном, полученных

Междометия особая часть речи iconУрок обучения грамоте на тему «Согласные звуки [х], [х, ], буква...
«Согласные звуки [х], [х,], буква Х. Слова-междометия. Написание строчной буквы Х, слогов, слов с буквой х»

Междометия особая часть речи iconУрок развития речи в 5 классе. Тема: «Радость есть особая мудрость»
...

Междометия особая часть речи iconИсследование по русскому языку. Тема: Имя прилагательное, как часть...
Цели: обобщить и систематизировать знания об имени прилагательном как части речи



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница