Скачать 271.66 Kb.
|
![]()
Рабочая программа по литературе Класс 11 Разработчик программы: 2013-2014 учебный год Лизунова Т.В. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе составлена на основе программы « Литература . 5-11 кл.» (под ред. Г.И. Беленького. М, Лыссого: «Мнемозина», 2006). Учебник : Литература 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. / Г.И. Беленький , Ю.И. Лысый , Л.Б. Воронин. Программа соответствует обязательному минимуму содержания, выраженному в дидактических единицах, доступен для учащихся. Содержание линии соответствует возрастным и психологическим особенностям учащихся. Соблюдается точность изложения фактов, ясно и доступно и кратко изложен теоретический материал. Занимательная сторона произведений сочетается с научным характером изложения. Чётко сформулированы понятия. Терминология в данном УМК соответствует общепринятой. Теоретические сведения включены в аннотации к текстам. Соблюдается баланс теоретических положений и фактического материала. В УМК представлены межпредметные и внутрипредметные связи, содержится основной, дополнительный и вспомогательный материал. В учебнике широко представлены разноуровневые вопросы и задания к произведениям, рубрика "Попробуй сочинить", задания по анализу изучаемых произведений, способствующие развитию самостоятельной деятельности, креативного мышления. С целью выявления степени усвоения программного материала в каждом классе по-прежнему целесообразно проведение следующего количества письменных контрольных работ: классное сочинение – 2; домашнее сочинение – 5. ^ Знать/понимать: - образную природу словесного искусства; - содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX – XX вв. - основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; - основные теоретико-литературные понятия. Уметь: - воспроизводить содержание литературного произведения; - анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительный средства языка, художественная деталь); - анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; - соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; - раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; - выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; - соотносить произведение с литературным направлением эпохи; - определять род и жанр произведения; - выявлять авторскую позицию; - выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; - писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы. ^ способствовать духовному становлению личности, формированию ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:
Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития литературы. Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, С литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи. Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования. Тематическое планирование программы соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта по литературе. Количество часов по программе — 102 часа (3 часа в неделю). Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: 1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры. 2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи обучающихся. 3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе. 4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использование необходимой информации, в том числе в сети Интернета. Программа включает базовые знания и умения, которыми должны овладеть все обучающиеся. Программа предусматривает различные формы контроля знаний обучающихся: тестирование, ответы (как письменные,так и устные) на вопросы, сочинения. ^ А. П. Чехов. Жизнь и творчество (обобщениеизученного). Рассказы Чехова. Чехов – враг пошлости, фальши, бездуховности. Лаконизм повествования, искусство детали, роль пейзажа. «Вишневый сад». Сложность и неоднозначность отношений между героями пьесы. Основа драматического конфликта. Смысл названия пьесы. ^ Поэзия начала века. Литературные направления в поэзии Серебряного века. Символизм. Эстетические взгляды, пафос трагического миропонимания. И. Ф. Анненский. К. Д. Бальмонт. В. Брюсов как основоположник символизма в русской литературе. Акмеизм. Н. С. Гумилев. Героичность и жизнеутверждающий пафос поэзии. Строгость и чистота поэтической формы. Футуризм. И. Северянин, его эгофутуризм. ^ Отражение в поэзии Блока острейших конфликтов эпохи. Россия – центральная тема поэзии Блока. Многогранность любовной лирики. Символика образов. Поэма «Двенадцать». Стихия революции. Символические образы. «Двойное видение революции» (А. А. Якобсон). ^ . Жизнь и творчество. Поэтический мир Бунина. Мотивы очищающего влияния родной природы. Рассказы Бунина. Обличение фальши современной цивилизации.(«Господин из Сан-Франциско»). Трагичность любви в произведениях Бунина. («Легкое дыхание», «Чистый понедельник »). ^ . Сведения о жизни и творчестве писателя. «Гранатовый браслет». Смысл споров о сильной, самоотверженной любви. Мастерство психологического анализа. ^ . Жизнь и творчество. «Старуха Изергиль». Проблема смысла жизни. Горький-драматург. «На дне». Философская проблематика пьесы. Споры о предназначении человека. Гуманизм-милосердие-жалость. Афористичность языка. «Несвоевременные мысли». Сложность отношения Горького к революции. Послереволюционное творчество. ^ . Жизнь, творчество, личность поэта. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Сатира Маяковского. Сатирическое изображение негативных сторон жизни. Взгляд на поэзию как на вдохновенный труд во имя будущего. ^ . Жизнь, личность, творчество поэта. Чувство любви к Родине и природе родного края в лирике. Предельная искренность и глубокий лиризм стихотворений. Народно-песенная основа лирики. ^ . Насыщенность поэзии литературными и историческими ассоциациями. Тяготение к традициям русской философской лирики. М. И. Цветаева. Жизнь и судьба. Поэзия Цветаевой – напряженный монолог на личные и гражданские темы. Обостренная искренность лирики. Своеобразие поэтического стиля и языка. ^ . Сведения о жизни и творчестве. Главенство темы любви в ранней лирике. Усиление гражданских, патриотических мотивов, философских раздумий в поздней лирике. «Реквием». Трагедия поэта и народа. Библейский масштаб изображаемых событий. ^ . Жизнь и творчество. Судьба произведений писателя. «Мастер и Маргарита». Особенность жанра. История создания романа. Оригинальная философская трактовка библейского сюжета. Философский спор о добре и зле. Своеобразие булгаковскойдьяволиады. Трагическая любовь героев в конфликте с окружающей пошлостью. Проблема творчества и судьбы художника. ^ . Жизнь и творчество писателя. «Сокровенный человек». Герой повести – правдоискатель и народный философ. Значение образа Шарикова. Трагическое и смешное в повести. ^ . Очерк жизни и творчества. «Тихий Дон» (обзор с чтением избранных глав). «Тихий Дон» - роман-эпопея. Изображение жизни и быта казаков в романе. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Судьба Григория Мелехова, его правдоискательство. Психологическая глубина романа. Литература социалистического реализма. Положительный герой советской литературы. ^ Героико-трагедийные мотивы в литературе о войне. Проза, публицистика и поэзия военных лет, их гуманистический пафос. Человек на войне. Изображение войны на страницах современной литературы. Новое осмысление военной темы (В. В. Быков «Сотников», К. Д. Воробьев «Убиты под Москвой», В. П. Астафьев «Прокляты и убиты» и т. д. ) ^ Сведения о жизни и творчестве поэта. Лирика. Темы природы, любви, Родины, назначения поэзии. Жизнеутверждающее начало в поэзии. Христианские мотивы в стихах из романа «Доктор Живаго».. ^ . Сведения о жизни и творчестве. Философичность лирики Заболоцкого, Поэзия мысли, параллелизм явлений природы и жизни человеческой души. А. Т. Твардовский. Сведения о жизни и творчестве .Лирика Твардовского. Утверждение непреходящих нравственных ценностей, неразрывной связи поколений. Глубокое чувство ответственности за жизнь окружающих. Народность поэзии Твардовского. ^ . «Колымские рассказы» - «проза, выстраданная как документ эпохи» (В. Т. Шаламов). А. И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Один день Ивана Денисовича». Простота, обыденность повествования как прием воплощения трагизма происходящего. ^ Поэзия. Гражданственность и публицистичность, устремленность к правде истории, к познанию нравственных основ современности. Поиск новых форм поэзии. Авторская песня. Проза. Постановка важных социальных и нравственных проблем, изображение глубинных противоречий действительности. Жанровое многообразие литературы. В. Г. Распутин. «Последний срок».Тема отцов и детей Ю. В. Трифонов. «Старик». Проблематика произведения ^ Быт и бытие в произведениях современных писателей. Проблемы смысла личной жизни, духовной активности человека, подлинных нравственных ценностей ( В. С. Маканин, Т. Н. Толстая) Постмодернистские поиски: взгляд на мир через призму чужих текстов. ( А. Г. Битов, В. О. Пелевин и др.). ^ текущий опрос, фронтальный опрос тест диагностика навыка чтения выразительное чтение чтение наизусть картинный план, характеристика по плану лингвистический анализ стихотворения пересказ чтение по ролям творческий пересказ тематический контроль итоговый контроль ^ Домашние сочинения Домашние сочинения - 8 Письменный анализ эпизода (стихотворения) -12 Контрольные работы - 10 Итоговая контрольная работа – 2 ^ В результате изучения литературы на базовом уровне обучающийся должен знать/ понимать:
Уметь:
^ Интерактивные программы: • ВУВ диски (видеофильмы - «Дама с собачкой», «Гранатовый браслет», «На дне», «Белая гвардия»); • СО диски (аудиозаписи — голосовые записи авторского чтения (В. Маяковский, С. Есенин, Н. Гумилев и др), профессионального чтения стихотворений А. Ахматовой, Н. Гумилева, О. Мандельштама, М. Цветаевой и др.; романсы на стихи С. Есенина, Б. Окуджавы и др., ); • фонохрестоматия. • Интернет-ресурсы по отдельным темам. ^ • иллюстративный материал (портреты писателей, репродукции картин, гравюры к художественнымпроизведениям, альбомы писателей); • презентации по отдельным темам, подготовленные учителем и учащимися; • компьютерная поддержка. ^ Литература. 11 класс Количество часов: 102 Количество часов в неделю: 3 Учебный комплекс: Лысый Ю.И., Воронин Л.Б. Учебник-практикум. Русская литература XX века. М., 2001 ^
|
![]() | Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы) под редакцией Г. И. Беленького и Ю. И. Лыссого / М., Мнемозина,... | ![]() | Рабочая программа по литературе для 9 кл составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Программы общеобразовательных... |
![]() | Рабочая программа по литературе для 10 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературе и соответствует... | ![]() | Рабочая учебная программа по литературе составлена для 11 класса общеобразовательной школы на основе |
![]() | Рабочая программа по литературе в 7 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | ![]() | Рабочая программа по литературе в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций |
![]() | ... | ![]() | Данная рабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основании следующих документов |
![]() | Рабочая программа составлена на основе Примерной государственной программы по литературе для общеобразовательных школ, рабочей программы... | ![]() | Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |