Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы




НазваниеПояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы
страница1/4
Дата публикации09.06.2014
Размер0.58 Mb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11А, Б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы под редакцией Меркина Г.С., Зинина С.А., Чалмаева В.А. 2008 год.

На изучение литературы в 11А,Б классах в 2011-2012 учебном году отводится 102 часа в год (3 часа в неделю).

Цели и задачи:

Изучение литературы в 11 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

На уроках литературы ученики должны решить следующие задачи:

- сформировать представление о художественной литературе как искусстве слова и ее месте в культуре страны и народа;

- осознать своеобразие и богатство литературы как искусства;

- освоить теоретические понятия, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений;

- овладеть знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения;

- воспитать культуру чтения, сформировать потребность в чтении;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры, совершенствования собственной устной и письменной речи.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Монографические темы достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть – текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним – основа литературного образования.
^ Основные общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые на уроках литературы в 11 классе

К основным общим учебным умениям, навыкам и способам деятельности, формируемых на уроках литературы относятся:

- Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

- Определение существенных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

- Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

- Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

- Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

- Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

- Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями.

- Владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров).

- Определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды.

- Осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формирование указанных умений и навыков невозможно без организации на каждом уроке работы с текстом художественного произведения, без планомерного обучения учащегося созданию связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка, т.е. без реализации деятельного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов.

^ Основное содержание рабочей программы по литературе 11 класса

РУсская литература ХХ века

Введение (1 час)

Русская литература ХХ века в контексте мировой культуры
^ Литература первой половины ХХ века.

Обзор русской литературы первой половины хх века (3часа)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX -ХХ вв. ^ Л.Н. Толстй А. П. Чехов. (3 часа)
И. А. Бунин. Жизнь и творчество(4 часа)

Стихотворения: «Вечер», « Не устану воспевать вас, звезды!...», « Последний шмель».

Рассказ «Господин из Сан-Франциско», а также два рассказа по выбору «Темные аллеи», « Легкое дыхание»

^ Рассказ «Чистый понедельник» (только для образовательных учреждений с русским языком обучения).
А. И. Куприн. Жизнь и творчество(3 часа)

Повесть «Гранатовый браслет» «Олеся»

^ Сочинение по творчеству И.А. Бунина или А.И. Куприна
М. Горький. Жизнь и творчество(5 часов)

Рассказ «Старуха Изергиль». (возможен выбор другого произведения)Романтизм ранних рассказов Горького

Пьеса «На дне».

^ Сочинение по творчеству М. Горького
Обзор зарубежной литературы первой половины хх века( 1 час)

Б. Шоу. Жизнь и творчество(обзор)(2часа)

Пьеса «Пигмалион»

Г. Аполлинер(1час). Стихотворение «Мост Мирабо»
Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века(1 час)

Символизм. Истоки русского символизма(1 час).

^ В. Я. Брюсов. Жизнь и творчество (обзор) (1 час)

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», « Грядущие гунны».

К. Д. Бальмонт. Жизнь и творчество(обзор)(1 час)

Стихотворения: « Я мечтою ловил уходящие тени…», « Безглагольность», « Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…»
^ А. Белый. Жизнь и творчество(1 час)

Стихотворения «Русь», «Раздумье», «Родине».
Акмеизм. Истоки акмеизма (1час)

Н.С. Гумилёв. Жизнь и творчество(1 час).Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай».
^ Футуризм (1час)

И. Северянин. Жизнь и творчество (1час) Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог», « Двусмысленная слава».
В.В. Хлебников. Жизнь и творчество (обзор) (1час)

Стихотворения « Заклятие смехом», «Кузнечик», «Еще раз, еще раз…»
^ Крестьянская поэзия. Жизнь и творчество Н.А.Клюева (1час)

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов»

^ А.А. Блок. Жизнь и творчество (7 часов)

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Скифы», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане»,» О, весна без конца и без краю…», «Русь», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».

Поэма «Двенадцать».
^ Сочинение по творчеству А.А.Блока.
И.Ф. Ного. Жизнь и творчество Пьеса «Шаман» (1 час)
В. В. Маяковский. Жизнь и творчество (5 часов)

Стихотворения: «А вы могли бы?», « Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Разговор с фининспектором о поэзии», « Письмо Татьяне Яковлевой»

Поэма «Облако в штанах» (в образовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения – в сокращении).
^ С.А. Есенин. Жизнь и творчество (5 часов)

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская», « Русь», « Я покинул родимый дом», « О красном вечере задумалась дорога…», « Запели тесанные дроги…», « До свидания, друг мой, до свидания…».

^ Поэма « Анна Снегина»
Сочинение по творчеству С. А Есенина
М. И. Цветаева. Жизнь и творчество (3 часа)

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...», « Идешь, на меня похожий…», « Куст».
^ О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество ( 3 часа)

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...», «Невыразимая печаль», « Адмиралтейство».
^ А.А. Ахматова. Жизнь и творчество (5 часов)

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля», «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…».

Поэма «Реквием».
^ Сочинение по творчеству А.А. Ахматовой.
Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество (4 часа)

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!...», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь», « Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво»

Роман «Доктор Живаго» (обзор).
^ М. А. Булгаков. Жизнь и творчество (6 часов)

Роман «Мастер и Маргарита».
Сочинение по творчеству М.А. Булгакова
А. П. Платонов. Жизнь и творчество ( 2 часа)

Повесть « Котлован».
М.А. Шолохов. Жизнь и творчество (7 часов)

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).
Сочинение по творчеству М.А. Шолохова.
Литература второй половины хх века ( 18 часов)
Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. (2 часа)

Повесть «Старик и море».
Обзор русской литературы второй половины хх века (1 час)

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество (2 часа)

Стихотворения: «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», « Дробится рваный цоколь монумента», « О сущем».
^ В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество (2 часа)

«Колымские рассказ» (два рассказа по выбору).

А.И. Солженицын. Жизнь и творчество ( 2 часа)

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

^ Роман «Архипелаг Гулаг» ( обзор).
В. М. Шукшин. Жизнь и творчество(1 час).

Рассказы « Верую!», «Алеша Бесконвойный»
В.В. Быков. Жизнь и творчество (1час)

Повесть « Сотников».
В.Г. Распутин. Жизнь и творчество (2 час)

Повесть « Прощание с Матерой».
Н.М. Рубцов. Жизнь и творчество (1 час)

Стихотворения: « Видения на холме», « Листья осенние»
Р. Гамзатов. Жизнь и творчество ( 1 час)

Стихотворения: « Журавли», « В горах джигиты ссорились, бывало…»
^ И.А. Бродский. Жизнь и творчество (1 час)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…»
Б.Ш. Окуджава. Жизнь и творчество (1 час)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», « Живописцы»
Драматургия второй половины XX века (2 часа)
^ А.В. Вампилов. Жизнь и творчество.

Пьеса « Утиная охота».
Обзор литературы последнего десятилетия (2 час)

Проза (одно произведение по выбору). Поэзия (одно произведение по выбору).

5. Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать \ понимать:

  1. образную природу словесного искусства

  2. содержание изученных литературных произведений

  3. основные факты жизни и творчества писателей – классиков XX века

  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений

  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. воспроизводить содержание литературного произведения

  2. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения

  3. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных произведений; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи

  4. определять род и жанр произведения

  5. сопоставлять литературные произведения

  6. выявлять авторскую позицию

  7. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения

  8. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению

  9. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



^ Учебно – тематический план по литературе 11 класс




Уро

ка

Тема урока

Колич.

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые результаты освоения материала

^ Виды контроля,

измерители

Домашнее задание

Дата

по

плану

Дата

факт.


Введение 1 час

1

Русская литература хх века в контексте мировой культуры.

Периодизация русской литературы хх века: условность границ, отдельных периодов, связь с общественно-политическими процессами в России.


1

Урок усвоения новых знаний

коллективная

Понимать общественно-политическую обстановку эпохи XIX – начала XX вв.; уметь извлекать необходимую информацию из монографической литературы.

Законспектировать основные положения лекции.

Прочитать вводную статью учебника.Стр8-14 – ответить на вопросы стр.14

.








^ Обзор русской литературы первой половины ХХ века (3 часа)

2

Традиции и новаторство в литературе XIX- XX вв.

Реализм и модернизм.




1

Урок усвоения новых знаний

индивидуальная

Иметь представление о тенденциях русской литературы XIX – XX вв.;

Уметь участвовать в беседе по вопросам; работать с конспектом лекции.

Индивидуальная работа конспект

стр.15-21 прочесть инд. Биография Л.Толстой






3

Л.Н.Толстой в начале XX века: итоги и перспективы реализма.

1

Повторительно-обобщающий урок

коллективная индивидуальная

Знать биографию Л.Толстого, о духовных исканиях писателя




стр.21-26 прчесть, стр.26, вопр 1,3

Индивид. Задания: биография А.П.Чехова







4

А.П.Чехов: преодоление романтических иллюзий и «футлярности» человеческой жизни.

1

Повторительно-обобщающий урок

коллективная индивидуальная

Знать биографию А.П.Чехова, что представляют собой герои Чехова, основную проблематику творчества, его взгляды на жизнь России




Стр. 26 учебника, ответить на вопросы 1,2,4

инд-но

Биография И.А. Бунина.







^ Творчество И.А.Бунина 4 часа

5

Жизнь и творчество И.А. Бунина (обзор). Интерпретация стихотворений «Вечер», «Последний шмель», «Не устану воспевать вас, звезды!».

1

Урок усвоения новых знаний

индивидуальная

Знать жизненный и творческий путь И.А. Бунина;

Уметь интерпретировать стихотворения, понимать поэзию Бунина.

Самостоятельная интерпретация стихотворения «Последний шмель» в группах по вопросам.

Интерпретировать стихотворение «Вечер».

Выучить стихотворение наизусть.

Читать роман «Господин из Сан-Франциско»







6.

Рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Психологизм бунинской прозы.


1

Урок усвоения новых знаний

Коллективная групповая

Знать содержание рассказа;

Уметь раскрыть философское содержание рассказа.

Групповая работа: ответить на проблемные вопросы

Стр. 31-38

вопросы, задания. Читать «Антоновские яблоки» интерпретировать.







7.

Тема угасания дворянских гнезд творчестве И.А.Бунина. «Антоновские яблоки»

1

урок усвоения новых знаний

групповая

Знать содержание рассказа;

Уметь раскрыть философское содержание рассказа

Групповая работа: ответить на проблемные вопросы

прочесть «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Темные аллеи»







8

Рассказы «Чистый понедельник», «Легкое дыхание». Исследование национального характера. «Вечные темы» в рассказах Бунина.


1

Урок усвоения новых знаний

Коллективная групповая

Знать содержание рассказа;

Уметь раскрывать проблематику произведения, участвовать в беседе;

Видеть новизну в изображении психологического состояния человека.

Интерпретация эпизода художественного произведения в парах

сочинение по тв-ву И.Бунина

стр.44-53 прочесть






^ Творчество А.И.Куприна (3часа)

9

Жизнь и творчество А.И. Куприна (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет».

1

Урок усвоения новых знаний

фронтальная

Знать содержание текста;

Уметь раскрывать художественные особенности повести

Сопоставить по вопросам «Чистый понедельник» Бунина и «Гранатовый браслет». Что сближает эти произведения и чем они отличаются.

Стр. 88-100 читать, отвечать на вопросы.

дочитать «Гранатовый браслет»







10

Интерпретация образа «маленького человека». Споры героев об истинной, бескорыстной любви.

1

урок усвоения новых знаний

индивидуальная коллективная

как интерпретирована тема «маленького человека» в ТВ-ве Бунина

стр.104влпросы

1-8

сообщения по повести «Олеся»







11

Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Повесть «Олеся». Мастерство психологического анализа


1

Повторительно-обобщающий урок

Коллективная групповая

Уметь комментировать, анализировать, делать выводы, находить детали в повести.

Вопросы – викторины по творчеству Бунина и Куприна

Написать сочинение по творчеству А.И. Куприна или И.А. Бунина






  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе составлена...
Рабочая программа по литературе составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconРабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе...
Примерной программы по литературе, авторской программы по литературе Г. Меркина для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconРабочая программа по литературе для 8 класса составлена на основе...
Примерной программы основного (общего) образования по литературе (базовый уровень) с учетом авторской программы Р. Н. Бунеева, Е....

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconРабочая программа по литературе. 5-6 классы. Пояснительная записка...
Примерной программы по литературе для основной школы. В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconРабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на...
Планирование составлено на основе программы основного общего образования по литературе

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconПрограмма по литературе для 6 класса. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconРабочая программа по литературе. 9 класс. Пояснительная записка
Приказом мо РФ от 05. 03. 2004 года, №1089), Примерной программы по литературе для основного общего образования, Обязательного минимума...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconПояснительная записка рабочая программа по литературе для обучающихся...
Программы по литературе для обучающихся 5 – 11 классов под редакцией профессора В. Я. Коровиной (редакторский коллектив: В. П. Журавлёв,...

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconРабочая программа по литературе. 7 класс. Пояснительная записка
Примерной программы основного (общего) образования с учетом авторской программы Р. Н. Бунееева, Е. В. Бунеевой «Программа по литературе....

Пояснительная записка рабочая программа по литературе для 11А, б классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по литературе, а также с учетом авторской программы iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального...
Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы Т. Ф. Курдюмовой по литературе к учебнику Литература...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница