Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.»




Скачать 90.87 Kb.
НазваниеУрок №12. Тема «Милосердие и сострадание.»
Дата публикации08.06.2014
Размер90.87 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Основы религиозных культур и светской этики.

Основы православной культуры.
Урок № 12.

Тема « Милосердие и сострадание.»


Смирнова Елена Константиновна, учитель начальных классов

МОУ Дымницкая школа Островского района.
Цель:

Помочь учащимся почувствовать и осознать, что такое милосердие и сострадание; как они могут проявляться в делах и словах; поразмышлять о том, что милосердие, благотворительность остаются ценными во все времена.
Задачи:

-Дать возможность учащимся задуматься над тем, что такое милосердие, сострадание, благотворительность.

- Поразмышлять с детьми о том, почему милосердие, сострадание, утешение, благотворительность не утратили своей ценности в наше время.

- Подвести детей к выводу, что милосердию можно научиться.

- Используя литературные произведения, показать, в чём видит смысл жизни православный человек.

- Вызвать у детей стремление стать милосердным человеком.
Художественно-педагогическая идея урока:
«Люби ближнего, как самого себя»

«Человек, который думает только о себе и ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других». ( Сенека.)


Основные термины и понятия:

Милосердие, сострадание, ближний, долг, ответственность, любовь к

врагам, милующее сердце, милостыня.

Оборудование:

- таблички с написанием темы, нравственных категорий, художественно-педагогической идеи урока;

- видеоматериал с диска к уроку № 12;

- фотография Ф. в. Чижова, Костромского энергетического техникума;

- учебники, тетради.

Ход урока.

1Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
-Есть ли связь между словами «заповедь», « заповедник», « заповедный»?

- Как вы можете прокомментировать самые важные для вас заповеди?

( чтение сочинений.)
Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. Он дал Моисею 10 заповедей, начертанных на каменных плитах ( скрижалях). Есть такие, которые говорят об отношении людей между собой. Я считаю главной из них эту: «Почитай отца твоего и матерь твою.»

Родители каждому из нас подарили жизнь. Без них мы бы не появились на свет. Родители растят нас, заботятся, учат правильно поступать. У меня есть совсем маленький братишка. Я вижу, сколько он требует у мамы времени и заботы, вижу, как мама устаёт с ним. Но все в нашей семье рады, что он растёт, улыбается. Мы нашего Артёмку очень любим и помогаем родителям. Он сейчас совсем беспомощный. Я понимаю теперь, что и мы со старшим братом были когда-то такими же и нуждались в помощи и заботе.

Но проходит время, дети вырастают, а родители стареют. Они чаще болеют, быстро устают от работы. Теперь надо о них заботиться и помогать им.

Я считаю, что надо любить родителей всегда. Важно не только говорить им вежливые слова, а больше помогать делом. Старые родители помогают молодым своими мудрыми советами. Ведь они столько всего знают!

Я вспомни рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек.» В нём говорится о том, как старого деда в семье не уважали. Сажали есть за печкой. Кормили из лоханки. Но потом сыну с невесткой стало стыдно за такое отношение к старику. Они искренне раскаялись. А помог им это сделать маленький сын, который напомнил родителям о том, что и они когда-то будут стариками.

Я люблю своих родителей и всегда буду их почитать.

( сочинение Дениса Черёмушкина.)
- Какие иллюстрации подобрали для комментирования выбранных заповедей?

Все заповеди можно свести к одной:

«Люди, любите друг друга!»

Ход урока.

1Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
-Есть ли связь между словами «заповедь», « заповедник», « заповедный»?

- Как вы можете прокомментировать самые важные для вас заповеди?

( чтение сочинений.)
Заповеди записаны в Библии, которая говорит о том, что они даны людям от Бога. Он дал Моисею 10 заповедей, начертанных на каменных плитах ( скрижалях). Есть такие, которые говорят об отношении людей между собой. Я считаю главной из них эту: «Почитай отца твоего и матерь твою.»

Родители каждому из нас подарили жизнь. Без них мы бы не появились на свет. Родители растят нас, заботятся, учат правильно поступать. У меня есть совсем маленький братишка. Я вижу, сколько он требует у мамы времени и заботы, вижу, как мама устаёт с ним. Но все в нашей семье рады, что он растёт, улыбается. Мы нашего Артёмку очень любим и помогаем родителям. Он сейчас совсем беспомощный. Я понимаю теперь, что и мы со старшим братом были когда-то такими же и нуждались в помощи и заботе.

Но проходит время, дети вырастают, а родители стареют. Они чаще болеют, быстро устают от работы. Теперь надо о них заботиться и помогать им.

Я считаю, что надо любить родителей всегда. Важно не только говорить им вежливые слова, а больше помогать делом. Старые родители помогают молодым своими мудрыми советами. Ведь они столько всего знают!

Я вспомни рассказ Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек.» В нём говорится о том, как старого деда в семье не уважали. Сажали есть за печкой. Кормили из лоханки. Но потом сыну с невесткой стало стыдно за такое отношение к старику. Они искренне раскаялись. А помог им это сделать маленький сын, который напомнил родителям о том, что и они когда-то будут стариками.

Я люблю своих родителей и всегда буду их почитать.

( сочинение Дениса Черёмушкина.)
- Какие иллюстрации подобрали для комментирования выбранных заповедей?

Все заповеди можно свести к одной:

«Люди, любите друг друга!»

Человек должен раскрыть своё сердце для других людей, быть милосердным

2 Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.
- Часто ли слышите это слово?

- Оно вам нравится? Вы хотели бы чтобы вы сами были милосердны или только чтобы другие люди были милосердны по отношению к вам?

Вслушайтесь в это доброе слово- милосердие- милость в сердце, милостивый, милосердный человек. Милость – это добровольный дар, щедрость. Милосерден тот, у кого этот дар идёт от сердца. И поныне радушные хозяева, приглашая гостей пройти в дом, приветливо говорят: « Милости просим!»

- Послушайте стихотворение А. К. Толстого « Спаситель.»

Задание перед чтением:

- Какие добрые, светлые слова о милосердии вы услышите

в стихотворении?

Любовью к ближним пламенея,

Народ смиренью Он учил,

Он все законы Моисея

Любви закону подчинил.

Не терпит гнева Он, ни мщенья,

Он проповедует прощенье,

Велит за зло платить добром-

Есть неземная сила в Нём.

Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем он был,

И всем простёр благую руку,

И никого не осудил.

( любовь к ближнему, смирение, прощение, добро, спасение, благо, неосуждение)
- Кого верующие люди называют Спасителем?

- От чего спасает святая вера?

( От зависти, мести, лжи, равнодушия.)

- Почему страшно равнодушие?

- Какие чувства противоположны равнодушию?

( Сочувствие, сострадание, жалость.)
3

Одно из самых красивых слов на свете «милосердие». Оно говорит о сердце, которое милует, любит, жалеет. Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем. Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает.

Однажды Иисуса Христа спросили о том, какая самая главная среди заповедей. Он сказал, что важнее всего любовь к Богу и человеку: «Люби ближнего, как самого себя.» И тогда Ему задали непростой вопрос: «А кто мой ближний?» В самом деле, нет человека, который бы никого не любил.

- Кого любите вы? ( родных, друзей…)

- Почему? Как относятся они к вам?

Да, легко любить тех, кто любит вас.
4 Чтение» Притчи о милосердном самарянине.» ( « Библия в пересказе для детей.» )
- Что означает притча: кто же» ближний?» ( тот, кто не оставит тебя в беде)

И ещё ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи. Если человеку нужна помощь, становится неважно, какая у него вера или цвет кожи.
5 Чтение статьи учебника ( стр. 43, с 3 абзаца)
- Сможешь ли ты не обрадоваться беде другого?

- Сможешь ли ты подойти, помочь ему?

Это непросто – переступить через свои обиды и любить врагов своих.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой, горем, надо отложить свои дела, забыт обо всём, кроме того, что сейчас ты должен помочь!


  1. Можно ли научиться милосердию?


-Какие дела можно назвать милосердными?

7 Показ иллюстраций с учебного диска «Урок №12»

« В доме милосердия»

« Сестра милосердия с ребёнком в детском саду.»

« Помощь идёт.»

« Великая княгиня Елизавета Фёдоровна ухаживает за ранеными солдатами. Москва, 1915г.»
Одно из дел милосердия – милостыня. Это помощь другому человеку из жалости к нему. Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай». Великий русский историк В. Ключевский описывал милостыню, как встречу двух рук. Одна выражает просьбу «Христа ради», другая же подаёт «во имя Христово». Бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведенного твоим добрым поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее. ( Об этом вы можете прочитать дома на странице 44 в разделе «Это интересно»)
- Какие милосердные дела можете делать вы?
Инсценирование рассказа В. Осеевой «Навестила».
Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

-Пойди, узнай, что с ней. Может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой.

- Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе…

- Моя мама тоже на работе, - сказала Валя. – А мне надо полоскание…

- Ох, Валечка, мне тоже давали полоскание, и мне стало лучше. А мне ещё помогала грелка горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой.

- Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…

- Это не он шумит? Нет, это, наверно, дождик!- Муся вскочила и побежала к окну.

- Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув голову в дверь, крикнула:

- Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

- Ну, что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю одноклассники.

- Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И ничего она не говорила. А помогают ей только грелка и полоскание!
Вопросы:

Какую помощь оказала Муся подруге Вале?

Почему она подругам не сказала правду?

А как бы вы поступили?
- Во имя чего совершается милосердие? ( польза стране, городу или селу, людям, себе.)

- Что приобретает взамен милосердный человек? ( доброе имя, радость в сердце, добрая память.)


  1. Выступление подготовленного ученика.


Благотворительная деятельность Ф. В. Чижова.

Милосердие было одним из основ русской жизни 19 века. Уроженец г. Костромы Фёдор Васильевич Чижов всё своё состояние завещал на развитие профессионально-технического образования в Костромской губернии.

На средства промышленника были открыты 5 учебных заведений в Костроме, Макарьеве, Кологриве, Чухломе.

Ученики бедного звания, неимущие могли не платить за учёбу – от платы освобождались. Лучшим назначалась стипендия Ф. В. Чижова.

Все училища носили имя Чижова и в народе именовались просто «чижовскими».

Во время Великой Отечественной войны такое училище в Макарьеве закончила моя прабабушка и получила профессию токаря. Она с такими же подростками на станках точила корпуса для мин.
- Милосердие принято называть ещё и благотворительностью, а людей – благотворителями. Они есть и в наше время. Узнайте о таких людях.


  1. Самостоятельная работа учащихся. Задание:

выпиши в тетрадь предложения, в которых говорится о долге, милосердии, сострадании.

Ответь на вопрос: почему вы выбрали эти предложения.


  1. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

  2. Запись в тетрадь терминов и понятий.

  3. Выполнение контрольных заданий с диска к уроку.

  4. Итог урока. (работа в парах)

Выбери слова для цветка милосердия , расположив вокруг слова »милосердие» лепестки со словами: сострадание, равнодушие, ложь, жалость, чуткость, бессердечие, жадность, благотворительность, отзывчивость, добродушие, милостыня, безразличие, терпение.

- Что нужно делать, чтобы стать милосердным?

- Легко ли ответить на призыв Христа?

- Что кажется самым трудным?


  1. Домашнее задание :( на выбор)

- Подготовьте рассказ (устный или письменный) о проявлении милосердия и страдания из своей жизни и жизни своих близких.

- Спросите родителей и членов семьи, какие книги о долге, милосердии сострадании порекомендуют вам прочитать.

-Я рекомендую вам прочитать рассказ В. Осеевой «Бабка».
Литература к уроку:

  1. А. В. Кураев « Основы православной культуры».- М. Просвещение, 2010.

  2. « Истоковедение». Том 8. – М. Издательский дом «Истоки», 2007.

  3. « Библия в пересказе для детей. Новый завет».- Российское библейское общество, М. 1997

  4. А. В. Камкин « Истоки».3 класс, - М. «Истоки», 2005.

  5. В. Осеева рассказ «Навестила»

  6. А. К. Толстой стихотворение « Спаситель».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» iconУрок 12. Милосердие и сострадание
Цели урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нравственного постулата; начала, облагораживающего и улучшающего...

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» iconУрок по теме : Милосердие и сострадание с. 42-45
Урок разработала: Зыкова Эльвира Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе моу «Косолаповская средняя общеобразовательная...

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» iconМилосердие и сострадание
Цель – осмысление понятия «милосердие» как основополагающего нравственного постулата, начала, облагораживающего и улучшающего жизнь...

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» iconТема. Сострадание и милосердие «ко всему живому» в лирике
Оборудование. Интерактивная доска, презентации, записи песен на слова С. Есенина

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» iconТема урока: «Милосердие и сострадание». Тип урока
Воспитание в детях человечности, сострадания, милосердия, умения прийти на помощь

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» iconТема: «Милосердие и сострадание» Учитель моу сош №9 городского округа...
Цель урока: Подвести итоги проекта «Показать истинное значение и суть милосердия и сострадания»

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» iconСострадание. Есть ли ему место в нашей жизни?
Сострадание, сочувствие. Сопереживание. Милосердие, добродетель… Неужели всё это из другой жизни? Неужели у современного человека...

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» icon«Милосердие и сострадание»
Цель урока: поставить себя на место нуждающихся в помощи людей первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого...

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» iconРассказ о Есенине Презентация «Биография С. Есенина»
Цель урока: раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения “Лебедушка”...

Урок №12. Тема «Милосердие и сострадание.» iconУрок 12. Милосердие Цели урока : Осмысление понятие «милосердие»
Поставить себя на место нуждающихся в помощи людей  первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница