Скачать 0.95 Mb.
|
Методическое объединение учителей русского языка и литературы Советского района Методические материалы для учителей русского языка и литературы Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы Автор-составитель: Кравченко Р.Н., учитель русского языка МОУ «СОШ №13 г. Зеленокумска» г. Зеленокумск, 2011 г. Методическое пособие для учителей РМО Зеленокумск. Издательство МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» Вашему вниманию предлагаются методические материалы по использованию игровой технологии на уроках русского языка и литературы Составитель: Кравченко Р.Н., учитель русского языка МОУ «СОШ №13 г. Зеленокумска» Компьютерная верстка: Кукоба С.Н. Тираж экз.
В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения: – учащиеся имеют значительные учебные нагрузки в связи с увеличением объёма содержания образования; - приоритетными являются репродуктивные методы обучения; - в силу исторически сложившихся взаимоотношений между учителем и учеником, последний, являющийся одновременно объектом и субъектом, не всегда может проявить свою субъективную сущность. Игровая деятельность учащихся решает следующие задачи: -отбор игровых форм и ситуаций, ориентированных на снижение эмоциональной нагрузки обучающихся в пользу более прочного и осознанного усвоения содержания учебного материала; - обоснование органично интегрированных в активной игровой форме эмоциональных и рациональных видов познавательной деятельности учащихся; - формулирование принципов организации учебной деятельности в игровой форме; - разработка игр, ориентированных на новую образовательную модель и партнёрские отношения между учителем и учениками. Современная российская школа «не балует» учащихся игровыми формами обучения. Я отобрала для объяснения этого несколько причин:
Что скрывается за феноменом по имени «игра» в методико-дидактическом аспекте? Согласимся с мнением ряда учёных (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) о том, что игра – это занимательная для субъекта деятельность в условных ситуациях. Дидактическая игра – это условная занимательная для субъекта деятельность, направленная на приобретение знаний, формирование умений и навыков. Наиболее значимыми для понимания сущности игры являются следующие компоненты: - деятельность, понимаемая как важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности развиваются психические процессы личности, формируются умственные, эмоциональные и волевые её качества, её способности и характер; - условность деятельности, которая осознаётся в игровой ситуации как «понарошку». Важно понимать, что деятельность в игре – не цель, а средство. В дидактической игре отчётливо прослеживается её двойственный характер: для учащихся важна собственно игра, то есть процесс, для учителя – дидактический результат. Организация игр – не всегда простое занятие. Даже если учитель психологически, методически и технологические готов к использованию игры на уроке, возможны проблемы (дисциплина, недостаток времени, неправильно выбранный этап урока). На собственном опыте убеждена, что уроки-игры можно проводить на уроках разных типов, но наиболее целесообразно – на уроках систематизации и обобщения учебного материала. Рассмотрим структуру организации игры:
^ -предварительная подготовка учащихся к игре, которая зачастую несёт основную дидактическую нагрузку; - подготовка непосредственно перед игрой, включающая создание эмоционального игрового настроения, планирования места проведения игры. ^ - объяснение правил игры, которые нужно формулировать кратко и конкретно; - выбор участников игры. Во всех используемых играх задействовать весь класс, т.к. на игровом уроке не должно быть пассивных зрителей. Как правило, лучше организовать командные или парные игры. 4) Ход игры: - начало игры – этап уточнения нюансов игры, эмоциональный старт игры; - развитие игрового действа и его кульминация; - заключительный этап игры. Учителю необходимо как барометру почувствовать спад напряжения. Нужно научиться вовремя поставить точку, чтобы не только не пропало созданное игрой настроение, но и не пропало направленное на изучаемый учебный материал внимание. ^ Данный этап включает в себя как дидактический результат (что нового узнали, как справились с заданием, чему научились ), так и собственно игровой (кто оказался лучшим, что помогло достичь победы). ^ проводится в разных формах: анкетирование учащихся, коллективное обсуждение, методика «Ваше настроение». Важно понимать, что проведение этого этапа – залог эффективности игровой деятельности на уроке и уровня методической подготовки учителя. Поскольку в настоящее время количество игр достаточно велико, ориентироваться в них сложно. Для методически грамотного подбора игр необходимо классифицировать игры, то есть выделить отличительные признаки, характерные для их групп. Приведу следующую классификацию игровых ситуаций:
- игры с правилами; - ролевые игры; - комплексные игровые системы (например, КВН); 2) по дидактическим целям игры: - игры для изучения нового материала; - игры для первичного закрепления нового материала; - обобщающие игры; - комбинированные уроки с элементами игры; - релаксационные игры-паузы; 3) по межпредметным связям: - литературно – исторические; - русский язык и литература; - литература и живопись и т.д. 4) по источнику познания: - игры на основе устного изложения учебного материала; - игры на основе работы со средствами наглядности; - игры на основе практической работы учащихся; 5) по количеству участников: -индивидуальные; - парные; - групповые; - массовые. Я предлагаю фрагмент игры «В княжестве Словообразование», применяемой на уроке русского языка. Эта игра дидактическая, созданная на основе материала, посвящённого словообразованию и изучаемого в 6 классе. Познание правил в такой игре облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, возможность выбора и чувство коллективизма, расширение и закрепление имеющихся знаний. Княжество Словообразование представлено в виде игрового поля на доске. Каждая клетка игрового поля – это определённый вопрос. Ответами являются односложные существительные с нулевым окончанием, причём последняя буква слова является первой буквой нового слова. Такой порядок очень удобен для учащихся, так как он стимулирует их мыслительную деятельность. Такой урок-игру целесообразно проводить как урок обобщения и систематизации знаний по теме «Словообразование». Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Словообразование». Задачи урока: обучающая: повторить, закрепить знания, полученные на уроках русского языка; развивающая: обогащать лексику, развивать память, внимание, логическое мышление, быстроту мысли; воспитательные: воспитывать взаимопомощь, дружбу, умение работать в коллективе, взаимоуважение, интерес к знаниям, дисциплинированность. Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний. Форма урока: ситуативно-ролевая игра. Оформление и оборудование: - на доске написана тема урока; - на доске размещены игровое поле и таблица, в которую будут записываться заработанные командами баллы. - на стенах рисунки учащихся по теме урока. ^
^ …Однажды к директору фабрики пришла секретарь-машинистка, венгерка по национальности, и сказала, в приёмной сидит человек, который хочет поступить к ним на работу. - А кто он по специальности? – спросил директор. - Он… этот … воротник. -Воротник - это вот что, - рассмеялся директор, показывая на шею. - Извините, - смутилась женщина, - он…воротарь. - Вратарь? – обрадовался директор. – Зовите его сюда! Мы как раз создаём свою футбольную команду! - Простите, - совсем смешалась секретарша. – Он…привратник. Оказалось, что пришедший предлагал услуги сторожа. В такой смешной ситуации может оказаться любой, плохо знающий значения русских суффиксов и приставок, которые придают совершенно разный смысл словам. Итак, вы уже догадались, что перед вами раскинулось княжество Словообразование. И вы, конечно, знаете, что словообразованием называется раздел науки о языке, который изучает строение слов. Образование новых слов тесно связано с Лексикой (ведь они пополняют словарный запас) и с Грамматикой (новые слова должны будут жить в согласии с законами русской грамматики. А закон – вещь серьёзная!) Представьте себе, что вы находитесь у ворот княжества. Чтобы войти, нужно правильно ответить на вопросы. В путь!
ВОПРОСЫ:
Итак, ворота княжества открылись. Смелее пройдём по улочкам!
|
![]() | Методическое объединение координирует научно методическую и организационную работу учителей русского языка и литературы в разных... | ![]() | «Использование современных образовательных технологий в процессе преподавания русского языка и литературы в условиях введения фгос... |
![]() | Методическое объединение учителей русского языка и литературы состоит из 4 человек | ![]() | Родилась 19. 05. 1959 г. Образование высшее (мопи). Педагогический стаж 27,5 лет. Высшая квалификационная категория. Классный руководитель... |
![]() | Методическое объединение учителей гуманитарного цикла объединяет учителей русского языка и литературы, иностранного языка, эрзянского... | ![]() | В этом учебном году состоялось четыре заседания гпмо учителей русского языка и литературы |
![]() | Управление образования администрации Нюксенского муниципального района, районное методическое объединение учителей русского языка... | ![]() | В 2011-2012 учебном году работа школьного мо учителей русского языка и литературы, иностранного языка проводилась в соответствии... |
![]() | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа им. М. И. Калинина Методическое объединение... | ![]() | Руководитель мо: Харитонова Н. С. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |