Согласовано
Руководитель МО
___________Чурносова И.В. Протокол № ___ от «____»____________2012 г.
| Рассмотрено
На заседании
педагогического совета №____от «____»____________2012 г.
| Утверждаю
Директор МОУ «Должанская ООШ»
________Ломакина Т.М. Приказ № ___от
«___»____________2012 г.
|
Рабочая программа
Юрьевой Натальи Владимировны
II квалификационная категория
по учебному предмету «Литература»
6 класс
Базовый уровень
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 6 классе МОУ «Должанская ООШ» на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., примерной программы основного общего по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО « ТИД«Русское слово - РС»,2008.
Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ и департаментом образования, культуры и молодежной политики Белгородской области к использованию в образовательном процессе на 2012-2013 уч. году
В состав УМК входит учебник (Литература 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-частях./Автор-составитель Г.С. Меркин - 6-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008),. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю), в т.ч. количество часов для проведения письменных контрольных работ – 6: из них классных сочинений – 3, домашних - 1 Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004. Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
^
Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.
В круг образовательных задач входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений — умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.
^ Важнейшими умениями в 5—9 классах являются следующие:
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.);
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
—умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.
Календарно-тематическое планирование количество часов на год: 70 количество письменных контрольных
сочинений: 4
в неделю: 2 часа классных - 3, домашних – 1
№
п/п
|
Наименование раздела и тем
| Часы учебного времени
| ^
| Примечание
| Планируемые сроки
| Факт
| 1 I 2
3
4
II
5
6
7
8
9
III 10
11
12
IV 13
V 14
15
16
17
18
19
20
21 22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34 35
36
37
38
39
40
41
42
43 VI 44
45
46
47
48
49
50
VII
51
52
53
54
55
56
57
58
59
VIII 60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
| Книга и ее роль в жизни человека. ^ Мифы о героях: «Герои», «Прометей». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме,
«Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремлении познать мир и реализовать свою мечту. Теория литературы. Мифологический сюжет, мифологический персонаж. ^ Предания и легенды. Художественные особенности предания «Солдат и смерть» «Как Бадынако победил одноглазого великана». Художественные особенности произведения. Волшебная «^ ». Административная контрольная работа (тестирование) по теме «Повторение изученного в 5 классе» Р/р. Подгтовка к домашнему сочинению по теме «Народное представление о добре и зле» ^ Особенности древнерусской литературы.
«Сказание о белгородских колодцах». «Повесть о разорении Рязани Батыем».
Отражение истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. «Поучение» Владимира Мономаха (фрагмент). Поучительный характер древнерусской литературы ^ М.В. Ломоносов. Отражение позиции ученого и гражданина в поэзии «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф».
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА В.А. Жуковский. Личность писателя. Жанр баллады в творчестве Жуковского.
«Светлана» Жуковского: фантастическое и реальное в балладе, связь с фольклором, особенности языка и образов.
А.С. Пушкин. Годы учебы в Лицее. Лирика природы: «^ », «Редеет облаков летучая гряда…» В мире пушкинского стихотворения «Зимнее утро» Теория литературы. Двусложные размеры стиха. Строфа, типы строф.
Средства художественной выразительности. Роман «Дубровский». Историческая правда и художественный вымысел в романе. Верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага в романе «Дубровский» «Дубровский» в русском искусстве. Р/р. Подготовка к классному сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский» Р/р. Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский» М.Ю. Лермонтов. Годы учения, ссылка на Кавказ. Вольнолюбивые мотивы в лирике: «^ », «Парус», «Листок». М.Ю.Лермонтов.Многозначность художественного образа. «Листок» Вн. чт. Любимые стихотворения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова
Н.В. Гоголь и его художественный мир. Повесть «^ ». Тема и идея повести. Центральные образы повести Гоголя «Тарас Бульба» и приемы их создания. Лирическое и эпическое в повести Гоголя «Тарас Бульба». Своеобразие стиля. ^ Подготовка к классному сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Р/р. Написание классного сочинения по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» И.С. Тургенев.Творческая история и своеобразие композиции цикла «^ ». Служебный долг и человеческий долг в рассказа «Бирюк». Тема любви в лирике И.С. Тургенева. «В дороге» Н.А. Некрасов и его художественный мир. Тема народного труда и «долюшки женской»: «^ », «Великое чувство! У каждых дверей…». Теория литературы. Трехсложные размеры стиха. Л.Н. Толстой «Детство»: главы из повести. Взаимоотношения в семье. Главные качества родителей в восприятии и изображении Л.Н.Толстого. Рассказ Толстого «^ ». Добродетельность, любовь к близким, преданность – главные понятия рассказа. В.Г. Короленко. Проблема доверия и взаимопонимания, доброты и справедливости в повести «^ ». Дети и взрослые в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова.. «Шуточка», «Налим» Социальное неравенство, чинопочитание в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Вн. чт. по рассказам А.П. Чехова. ^ Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина: «Не видно птиц…», «А в поле ветер. День холодный…»; «Лапти». А.И. Куприн. Детские годы писателя.. Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия в повести «Белый пудель» Дети и взрослые в рассказе А.И. Куприна «^ ». С.А. Есенин и его художественный мир. «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…». М.М. Пришвин. «Кладовая солнца». Родная природы в изображении писателя Сказочные и мифологические мотивы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца» Н.М. Рубцов. Человек и природы в стихотворениях «Звезда полей», «Тихая моя родина». ^ Изображение военного времени в стихотворении М.В. Исаковского «В прифронтовом лесу» Тема подвига и бессмертия в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа» Тема жизни и смерти в стихотворениях в стихотворениях С.С. Орлова «Его зарыли в шар земной» и К.М. Симонова «Жди меня, и я вернусь» Изображение военного времени в стихотворении Д.С. Самойлова «Сороковые». Тема подвига и бессмертия в стихотворении Р.Гамзатова «Журавли» В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Трудное послевоенное время. В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Внутренний мир главного героя. ^ Подготовка к классному сочинения по произведениям о Великой Отечественной войне Р/р. Написание сочинения по произведениям о Великой Отечественной войне ^ Сказка о Синбаде-мореходе из книги «Тысяча и одна ночь». Особенности сказки. Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Особенности сказки. Братья Гримм. Сказка «Снегурочка». Герои сказки О. Генри. Дети и взрослые в рассказе
«Вождь краснокожих». О.Генри. «Вождь краснокожих». Особенности рассказа. Дж. Лондон. Гимн мужеству и отваге в рассказе «^ ». Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Воспитательный смысл произведения. Вн. чт. по произведениям зарубежной литературы (М. Твен, Х.К. Андерсен, Дж. Лондон и др.) Теория литературы. Повторение и обобщение изученного в 6 классе. Контрольное тестирование по теме «Повторение изученного в 6 классе» Итоговый урок. Что читать летом.
| 1 3 1
1
1
4+1
1
1
1
1
1
3 1
1
1
1 26+4 1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 1
1
1
1
1
1
1
1
1 7 1
1
1
1
1
1
1
7+2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
8+3 1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
|
|
|
|