Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных»




Скачать 93.93 Kb.
НазваниеМетодическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных»
Дата публикации24.05.2014
Размер93.93 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 4 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ «ТРИ СКЛОНЕНИЯ

ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ»

Учитель – Хилкова Наталия Александровна, учитель начальных классов МОУ Светочегорской основной общеобразовательной школы Красносельского района Костромской области

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме

«Три склонения имен существительных»
Урок разработан учителем начальных классов МОУ Светочегорской основной общеобразовательной школы Красносельского района Костромской области Хилковой Наталией Александровной (стаж педагогической деятельности – 18 лет).
Тема урока – «Упражнение в определении склонений имен существительных».
Тип урока – урок актуализации знаний.
Цели урока: 1)Развивать умение распознавать тип склонения имени существительного по роду и окончанию в именительном падеже;
2) Актуализировать ЗУН учащихся по изучаемой теме, скорректировать и систематизировать их;
3)развивать зрительную память и орфографическую зоркость.
Оборудование урока: Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 4 класс 1 часть; магнитная доска;

мягкая игрушка «Мышка»; таблица с изображением дома + карточки с окончаниями; маски зверей: медведь, лиса, заяц; две корзиночки + предметные картинки с овощами, фруктами и ягодами; индивидуальные рабочие карточки.

Продолжительность урока – 40 минут

Ход урока

1. Организационный момент

-Сели правильно красиво и закрыли глазки.

^ Психологический настрой

(Дети сидят с закрытыми глазами и внимательно слушают учителя, последнее слово каждой фразы говорят хором)

-На уроке наши глаза внимательно смотрят и все …(видят)

-Уши внимательно слушают и все …(слышат)

-Голова хорошо…(думает)
^ 2. Сообщение целей урока

-Ну что ж давайте подумаем. Вот на доске для вас слова:

( На доске записаны слова)

ВАНЯ, ИВАН, ДЕДУШКА, ДЕД, ПАПА, ОТЕЦ, СЛАВА, ВЯЧЕСЛАВ.

  • Чем похожи эти слова? (Существительные мужского рода в именитель­ном падеже.)

  • Чем отличаются? (Окончания разные.)

  • На какие две группы можно разделить существительные мужского рода? (Существительные 1-го склонения и 2-го склонения.)

  • Сегодня на уроке мы будем учиться распознавать тип склонения по окончанию и роду.


^ 3. Проверка домашнего задания

1)теоретическая часть(правило)

-Мышка в гости к нам пришла и домишко принесла(на доску вывешивается таблица, в виде домика с тремя пустыми окошечками, дети рассказывают правило и заселяют окошечки)

2)практическая часть (Упражнение 168, стр. 78.)

-Пригласила мышка гостей в домишко.(по выбору учителя выходят три ученика и одевают маски зверей). Всем вручила по склонению:1-е ­­­­­­­­­­­­­­– медведю, 2-е – лисичке, 3-е – зайчишке-хвастунишке. И задание дала – назвать выбранные слова.(дети по очереди читают слова из домашнего упражнения ).

  • Какие существительные 1 -го склонения вы выписали из словаря? (Аллея, берёза, беседа, библиотека, ворона, газета, девочка, деревня, дорога, женщина, земляника, капуста, картина, квартира, комната, корова, ле­стница, лисица, лопата.(ВЗАИМОПРОВЕРКА)

  • Какие существительные 2-го склонения вы нашли в словаре? (Автомо­биль, адрес, багаж:, берег, билет, богатство, вагон, вокзал, воробей, го­ризонт, город, декабрь, директор, железо, жилище, завод, завтрак, за­яц, земледелие, инженер, календарь, карандаш, картофель, класс, кол­лектив, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, лагерь.) (ВЗАИМОПРОВЕРКА)

  • Нашли ли вы в словаре существительные 3-го склонения? (Тетрадь.) (ВЗАИМОПРОВЕРКА)



4. Чистописание

а) Массаж рук.

Учитель читает стихотворение и показывает движения:

Мышка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала: (Хлопки в ладошки.)

Картошку, (Массаж большого пальца.)

Морковку, (Массаж указательного пальца.)

Горох, (Массаж среднего пальца.)

Капусту, (Массаж безымянного пальца.)

Петрушку и свёклу (Массаж мизинца.)

Ох!...

Накрытые крышкою, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке: (Постучать в кулачки.)

Картошка, (Массаж большого пальца другой руки.)

Капуста, (Массаж указательного пальца.)

Морковка, (Массаж среднего пальца.)

Горох, (Массаж безымянного пальца.)

Петрушка и свёкла. (Массаж: мизинца.)

Ох!...

И суп овощной оказался неплох!

(Хлопки в ладоши.)

б) Работа в тетради.

Мимо маленькой Марины пробежал медведь с малиной.

в) Работа со скороговоркой.

Обе ладони лежат на столе. С одновременным произнесением скороговор­ки то одна рука сжимается в кулачок, то другая.


  1. ^ Работа по теме урока

1) Упражнения в распознавании склонений имен существительных.

а) Упражнение «Соберите в корзинку».

-Мышка принесла с собой овощи ,фрукты и ягоды и просит чтобы вы помогли ей разложить их в две корзины: в первую корзину – 1 -го склонения, а во вторую - 2-го склонения.(у доски работают два ученика, у них - по корзинке. Они раскладывают предметные картинки соответственно типу склонения)

Учитель показывает предметные картинки с овощами, фруктами, ягодами.

- Ребята первого ряда записывают существительные 1 -го склонения. Ре­бята второго варианта - 2-го склонения.

КАРТОФЕЛЬ, РЕПА, РЕДЬКА, МАЛИНА, КАБАЧОК, БАКЛАЖАН, КЛЮКВА, ЯБЛОКО, ПЕРЕЦ, РЯБИНА, ЧЕСНОК, ЛУК, СМОРОДИНА, КАПУСТА, ПОМИДОР, РЕДИС, КЛУБНИКА.

  • Давайте проверим , что в первой корзинке ? (Репа, редька, мали­на, клюква, рябина, смородина, капуста, клубника.) (ВЗАИМОПРОВЕРКА)




  • А теперь проверим ,что во второй корзинке ? (Картофель, кабачок, баклажан, перец, чеснок, лук, помидор, редис.) (ВЗАИМОПРОВЕРКА)

  • Напомните нам: какие существительные относятся к 1-му склонению?

  • Ко 2-му склонению?

  • К 3-му склонению?

б) Упражнение «Не ошибись».

- Мышка приготовила вам еще одно задание. Вам нужно записать су­ществительные

3-го склонения.(один ученик работает на откидной доске)

(Учитель читает слова с мягким знаком на конце)

ЖИЗНЬ, ФАСОЛЬ, ПЕЧЬ, ДОЧЬ, ПОМОЩЬ, КАРТОФЕЛЬ, СТЕПЬ, АВ­ТОМОБИЛЬ, МОРКОВЬ, ТЕТРАДЬ, ЛОШАДЬ, КОНЬ, ДЕНЬ, ЛЕНЬ, ПЕНЬ, БОЛЬ, ТЮЛЬ, СУШЬ.

- Какие существительные 3-го склонения вы записали? (Жизнь, фасоль,
печь, дочь, помощь, степь, морковь, тетрадь, лошадь, лень, боль, сушь.)


( ВЗАИМОПРОВЕРКА)

6. «Физкультминутка»

Игра «Доскажите словечко».

Если существительное 1-го склонения - один хлопок. Если существитель­ное 2-го склонения - два притопа. Если существительное 3-го склонения -три раза присесть.

1) Со мной в поход легко идти,
Со мною весело в пути.

И я крикун, и я буян,

Я звонкий, круглый ... (Барабан.)

2) Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щёлкает орехи мелко.

Ну, конечно, это ... (Белка.)

3) На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков ... (Горох.)

  1. Шубка - иголки, Свернётся он- колкий,

  2. Рукой не возьмёшь. Кто это ... (Еж.)

  3. По ночам во мне Ванятка

До того задремлет сладко,

Что не хочется вставать.

Что за штука я? ... (Кровать.)

  1. Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, ... (Карандаш.)

  2. И от ветра, и от зноя, От дождя тебя укроет.

А как спать в ней сладко! Что это?... (Палатка.)

8) Вперевалку шёл со льдин

К нам на утренник ... (Пингвин.)

9) Лесники её котят
Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь», Потому что это ... (Рысь.)

10) Трещала с самого утра:
Пор-р-р-а! Пор-р-р-а!
А что - пора?

Такая с ней морока, Когда трещит ... (Сорока.)

  1. Целый день он спать не прочь,

  2. Но едва наступит ночь,

  3. Запоёт его смычок. Музыканта звать ...(Сверчок.)

  4. Длинным клювом тонким

  5. Схватит лягушонка. Капнет с клюва капля. Кто же это? ... (Цапля)




  1. Закрепление изученного материала.

1 ) Работа по учебнику.

а) Коллективная работа. Упражнение 169, стр. 78.

- Укажите склонение существительных.

  • Могут ли существительные одного и того же рода относиться к разным склонениям? (Да, могут. Существительные мужского рода с окончани­ем -а, -я относятся к 1-му склонению. Существительные тоже мужско­го рода, но с нулевым окончанием относятся ко 2-му склонению.)

  • Могут ли существительные разных родов относиться к одному и тому же склонению? (Да, могут. Существительные мужского рода и среднего рода относятся ко 2-му склонению.)

б)Самостоятельная работа. Упражнение 170, стр. 78.

(1 скл.: Ветка, сетка, нитка, кисточка, лошадка, мышка, ладошка, печка, ёлка,

площадка;

3 скл.: Ветвь, сеть, нить, кисть, лошадь, мышь, ладонь, печь, ель, площадь.)
^ 8. Словарно-орфографическая работа

а) Детям раздаются карточки на которых записаны существительные с пропущенными буквами.

...ЛЬВОМ, Г...РОЙ, Ж...ВОТНОЕ, К...РТИНА, КВ...РТИРА, К...ЛЛЕК­ЦИЯ, ЛЕС...Н...ЦА, М...Г...ЗИН, МЕС...Ц, М...Л...ТОК, ...СИНА, ...ТЕЦ, П...СОК, ПШ...НИЦА, Р...КЕТА, С...ЛДАТ, С...ЛОМА, ТРАКТ...Р, УЖ...Н,УЛ...ЦА,УЧ...НИК.

-Девочки выпишут существительные 1-го склонения. (Картина, кварти­ра, коллекция, лестница, осина, пшеница, ракета, солома, улица.)

- Мальчики выпишут существительные 2-го склонения. (Альбом, герой,
животное, магазин, месяц, молоток, отец, песок, солдат, трактор,
ужин, ученик.)
^ 9. Домашнее задание

Упражнение 173, стр. 79.

10. Итог урока

- По каким признакам мы определяли склонение существительных? (По
роду и окончанию.)

- Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали. Наша гостья осталась довольна. И на память она дарит вам памятки.(уменьшенное изображение домиков)

ПРИЛОЖЕНИЕ


  1. Индивидуальные карточки для каждого ребенка.

КАРТОЧКА

...ЛЬВОМ, Г...РОЙ, Ж...ВОТНОЕ, К...РТИНА, КВ...РТИРА, К...ЛЛЕК­ЦИЯ, ЛЕС...Н...ЦА, М...Г...ЗИН, МЕС...Ц, М...Л...ТОК, ...СИНА, ...ТЕЦ, П...СОК, ПШ...НИЦА, Р...КЕТА, С...ЛДАТ, С...ЛОМА, ТРАКТ...Р, УЖ...Н,УЛ...ЦА,УЧ...НИК.

Задание:

- Девочки выпишут существительные 1-го склонения.

- Мальчики выпишут существительные 2-го склонения.


2.Плакат с изображение схемы дома + карточки с окончаниями




Ж.Р.



М.Р.



М.Р.



СР.Р.



Ж.Р.

- а

- я








3.Карточки с названием овощей, фруктов и ягод

КАРТОФЕЛЬ

ПЕРЕЦ

РЕПА

РЯБИНА

РЕДЬКА

ЧЕСНОК

МАЛИНА

ЛУК

КАБАЧОК

СМОРОДИНА

БАКЛАЖАН

КАПУСТА

КЛЮКВА

ПОМИДОР

ЯБЛОКО

РЕДИС

КЛУБНИКА




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconУрок русского языка в 4-м классе по теме «Упражнения в распознавании...
Познакомить детей с распознаванием типа склонения имен существительных, стоящих в косвенных падежах

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconТема урока: «Три склонения имен существительных»
Цели: Познакомить с распределением имен существительных по склонениям. Развивать устную и письменную речь обучающихся. Воспитание...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconУрок русского языка в 3 классе «Род и число имен существительных»
Цель: Знакомить с приёмами распознавания рода имён существительных по окончаниям слов; формировать умение изменять существительные...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconУрок по теме «Три склонения имен существительных»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconУрок русского языка в 3 классе Автор: Казбекова К. Х. Тема урока : Склонение имен прилагательных
Обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения склонения имен прилагательных

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconРазработка урока русского языка в 6 классе. Тема урока: Роль имени существительного в речи
Цель урока: расширить представления учащихся о номинативной, коммуникативной и эмоционально-выразительной роли имен существительных...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика»
Цели урока: 1 обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconМетодическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме: «Аз да буки основа науки»
Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconУрок русского языка по теме «Род имен существительных»
...

Методическая разработка урока русского языка в 4 классе по теме «три склонения имен существительных» iconКонспект урока русского языка в третьем классе по теме «Изменение...
Центральным звеном на данном уроке является раскрытие коммуникативной функции языка, предполагающее обращение к языковому опыту учащихся,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница