Скачать 78.16 Kb.
|
![]() ![]() Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан Методическая разработка урока русского языка в 5 классе Обобщение по теме «Лексика» Составила Сергеева Ирина Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Нижнекамск, 2012 Цели урока: 1) обобщить изученный материал по теме «Лексика»; повторить теорию по теме; 2) формировать навык работы с текстом и тестовыми заданиями при выполнении самостоятельной работы (подготовка к ГИА); 3) воспитывать любовь к русскому языку, расширить кругозор учащихся. Оборудование: интерактивная доска Interwrite (Презентация), карточки для выполнения домашнего задания, карточки для контрольного тестирования по вариантам, тетради для самостоятельных работ. Форма проведения – урок-практикум
^ Здравствуйте. Сегодня у нас урок необычный – урок повторения по теме «Лексика». Но начнем мы работу с проверки домашнего задания. Вы работали дома с текстом. (Задания по тексту выполняют у интерактивной доски последовательно два ученика). Домашнее задание давалось на карточках (Слайд 2,3) Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Найдите однокоренные слова. Х_рошо на К_занке зимой, даже в пасмурный день. А сегодня укрытая обильным снегом река разл_глась особенно пр_сторно, каждая сн_жинка на ней искрится солнечным светом. По ту сторону б_леют д-леко-д_леко уходящие пр_сторы, на этой стороне - крутые обрывы, а по склонам высят_ся од_нокие сосны и темно-зеленые ели.
Синонимы: пасмурный-хмурый; обильный-богатый; искрится-светится, переливается, горит. Орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, безударные гласные, непроверяемые ударением, -тся, -ться в глаголах. ^ . Основная часть урока Слово учителя. Для того чтобы начать повторение изученного материала по теме «Лексика», поработаем с контрольными вопросами (стр. 149 в учебнике). - ^ ? (Лексика – раздел науки о языке, который изучает лексические значения слов. Лексика — весь словарный запас языка) - Что такое слово? (Слово – значимая единица языка, которая служит для наименования предметов, их признаков, действий. Из них строятся словосочетания, а из словосочетаний предложения) - ^ ? (Однозначные слова – слова, которые имеют только одно лексическое значение. Многозначные слова имеют несколько значений.) (Слайд 4) По остальным вопросам мы будем работать с вами по ходу урока. Слово – основа нашей речи. Чтобы речь была понятной для слушателя, нам самим необходимо понимать значения слова, употребляемого в речи, учитывая особенности значения, которые приобретает слово при взаимодействии с другими словами. Если мы не уверены в точности значения какого-либо слова, то нужно обратиться к толковому словарю. А какие еще словари вы знаете? (Орфографический словарь, словари синонимов, антонимов, омонимов, этимологический словарь и другие) Используя толковый словарик, данный в вашем учебнике на странице 301, найдите и объясните лексическое значение слова, затем укажите его грамматическое значение (Слайд 5). (Опрос учащихся после выполнения работы) 1 вариант Изморось – неодушевленное, нарицательное имя существительное, 3 склонение, в именительном падеже, женского рода. 2 вариант Мглистый – имя прилагательное в именительном падеже, мужского рода, единственного числа. А теперь проведем самопроверку.(Слайд 6) При изучении темы «Лексика» мы познакомились со словами, имеющими переносное значение. Прочитайте стихотворение Э.Мошковской «Кислые стихи». Найдите в нем слова, употребленные в переносном значении (Слайд 7).^Встало солнце кислое, Смотрит – небо скисло, В кислом небе кислое Облако повисло… И спешат несчастные Кислые прохожие И едят ужасно Кислое мороженое… Даже сахар кислый! Скисло все варенье! Потому что кислое Было настроение. <...> Мы с вами на одном из уроков по теме «Лексика» говорили о таких выразительных средствах языка как эпитеты, метафоры, олицетворения . (Слайд 8) (Опрос учащихся по изученным правилам.) Что мы знаем о словах с переносным значением и прямым значением? Что мы называем эпитетом? (Эпитет- прилагательное в прямом или переносном значении) -^ (Слово, в котором происходит перенос значения на основе какого-либо сходства) - Что такое олицетворение? (Переносное значение, при котором неживым предметам приписываются действия людей) Поработаем со стихотворным текстом, проведем небольшое исследование. Перед вами отрывок из стихотворения И.А.Бунина «Как дымкой даль полей закрыв на полчаса...» Найдите в них сочетания слов, в которых мы можем выделить такие выразительные средства языка. Записываем текст в тетрадь.(Слайд 9) И весел звучный лес, и ветер меж берез Уж веет ласково, а белые березы Роняют тихий дождь своих алмазных слез И улыбаются сквозь слезы. Теперь проверим свои ответы с правильными: «весел лес», «звучный лес», «белые березы», «алмазных слез», «тихий дождь», «дождь слез», «березы роняют», «веет ласково», «березы улыбаются». (Слайд 10) А сейчас займемся творчеством. Напишите сочинение- миниатюру на тему «После дождя». (Сочинение- миниатюра состоит из 3-4 предложений на предложенную тему, связанных по смыслу и грамматически). (Слайд 11) (Работа на 5 минут, затем ученики зачитывают свои работы.) III. Физкультминутка (Слайд 12) Давайте немного отдохнем. Отдых наш – физкультминутка, Занимай свои места: Раз – присели, два – привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали. Сели, встали, Ванькой – встанькой снова стали. Продолжим нашу работу. Выполняем следующее задание. (Опрос учащихся по изученным правилам.) (Слайд 13) Давайте вспомним, что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, которые обозначают оттенки одного и того же значения) Расположите синонимы так, чтобы: ^ 1 вариант действие усиливалось: рыдать, плакать, хныкать, реветь 2 вариант действие уменьшалось: сердиться, беситься, злиться, свирепеть, досадовать. Подберите к словам сначала синонимы, потом антонимы. (Опрос учащихся по изученным правилам.) (Слайд 14) ^ ? (Антонимы – слова одной и той же части речи с противоположным значением). Мощный (сильный, слабый), мрак (тьма, свет), смеяться (хохотать, плакать), влажный (мокрый, сухой), молодой (юный, старый). Остается еще один пласт, входящий в раздел «Лексика». Это омонимы. ^ (Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению). (Слайд 15) Составьте и запишите второе предложение с омонимом. В лесу было слышно пеночку. – На молоке образовалась пеночка. В салат нужно порезать лук. – В руках стрелка отличный лук. Предлагаю вам поработать с текстом (работа у доски). Перед нами текст с пропущенными орфограммами, нужно их объяснить, затем выполнить синтаксический разбор предложения. (Слайд 16) Чист_ и ясн_ утро. Л_тит паутина. Паутиной накрыты кусты по канавам, в_рхушки перезрелых трав. Высоко в небе купают_ся ласточки, режут воздух стриж_. Клоч_я тумана плывут над н_зиной, над тихой р_кою. (По И.Соколову-Микитову.) Выполним синтаксический разбор предложения Высоко в небе купаются ласточки, режут воздух стрижи. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, бессоюзное, распространенное) , IV. Наш урок подходит к концу. И перед тем, как начать писать самостоятельную письменную работу, давайте подведем некоторые итоги. - О чем мы говорили сегодня? - Из каких составляющих состоит раздел «Лексика»? V. Заключительное слово учителя. В качестве самостоятельной работы предлагаю вам пройти тест в сети Интернет , пройдя по ссылке: https://docs.google.com/spreadsheet/viewform?formkey=dEpuUnp5UTFkUkpZUTVZczRFWkZlMWc6MQ, которая будет размещена на вашей электронной почте. Наш сегодняшний урок подошел к концу. Безусловно, мы еще будем обращаться к разделу «Лексика» на уроках русского языка и не раз вспомним все его составляющие. А теперь домашнее задание. Работа вам предстоит творческая. Каждый из вас создаст небольшой мини-проект «Портрет одного слова», дайте слову толкование, изучите его происхождение, подберите синонимы, антонимы, если это возможно, включите в свое предложение для синтаксического разбора на уроках русского языка. Оформите свою работу в виде презентации, ежеурочно мы будем знакомиться в течение нескольких минут с вашими трудами. Чтобы иметь представление о том, как должна выглядеть ваша работа, посмотрите мой вариант проекта. (Слайд 17) А вот задание для вас. (Слайд 18) 1 вариант -игла 2 вариант - золотой Желаю успехов! Список литературы
|
![]() | Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Односоставные предложения. Обобщение» | ![]() | Дидактическая цель урока: получение новых знаний о русском алфавите, русском языке, истории русского языка |
![]() | Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме «Обобщение знаний о глаголе» | ![]() | Цель: обобщить и систематизировать зун обучающихся по теме «Лексика русского языка» |
![]() | Технология развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы 20 | ![]() | Повторение и обобщение изученного материала по теме “Лексика” в нетрадиционной форме |
![]() | Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,... | ![]() | |
![]() | Учитель – Хилкова Наталия Александровна, учитель начальных классов моу светочегорской основной общеобразовательной школы Красносельского... | ![]() |