Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань




НазваниеРабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань
страница1/3
Дата публикации11.05.2014
Размер314 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2   3
Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса

МБОУ СОШ с Нижняя Елюзань

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса составлена на основе программы по литературному краеведению основного общего образования МБОУ СОШ с Нижняя Елюзань

Цели и задачи курса.
Цель литературного образования – становление духовного мира личности, создание условий для формирования внутренней потребности человека в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Так сформулированы в государственной программе общие задачи литературного образования. Курс литературного краеведения будет способствовать решению этих задач.

Соприкосновение с богатейшей литературой родного края сделает не только более конкретным, глубоким знание основного курса, не только обогатит учеников местным фактическим материалом, но будет формировать патриотическую гордость за свою родину, давшую миру такое созвездие талантов, формировать чувство ответственности за достойное продолжение традиций высокого уровня культуры края.

Кроме общих задач литературного образования, курс литературного краеведения призван решить и ряд специфических задач:

- приобщить учеников к богатой культуре Пензенского края;

- опираясь на многообразие этнического состава населения края, формировать чувство уважения и родства к представителям различных языков, литератур, верований, культур, способствовать осознанию этнических и культурных корней личности;

- конкретизировать межпредметные связи истории, литературы, архитектуры, изобразительного и прикладного искусств и на этой основе усилить эстетическое воспитание детей;

- обогатить теоретические знания учеников, их умозрительные представления конкретикой быта, персоналий и других особенностей культуры родного края.

^ Место предмета в учебном плане школы

В учебном плане МБОУСОШ с. Нижняя Елюзань на изучение литературного краеведения отводится в 5 кл - 1 ч (35 ч в год)

^ Структура курса
Основной структурный принцип предлагаемого курса- сопряжённость его с основным курсом. Сопряжённость с его содержанием, с пониманием возрастных особенностей и возможностей детей, с уровнем владения теоретико –литературными, искусствоведческими понятиями и т.д.

Что даёт такая структура? Реализацию принципа межпредметных связей. И главное, - системность знаний учащихся о литературе, углубление понимания закономерностей её развития.

Эта сопряжённость определяет спиральную структуру курса, когда в каждом классе ученики проходят как бы по кругу от древнейших времён до современной литературы, подымаясь с каждым годом на новый «виток спирали» в глубине и зрелости понимания проблем жизни и искусства. Как и в основном курсе, в предлагаемом возможно возвращение к одним и тем же именам и явлениям, на разных ступенях развития учащихся, особенно к имени Лермонтова, гордости нашего края.

Методика изучения курса наряду с традиционными и нетрадиционными приёмами изучения литературы включает и разыскательную деятельность детей, собирательную работу, работу в архивах, музеях, экспедиционные и экскурсионные занятия, творческие задания, встречи с писателями, проведение литературных вечеров, конференций и т.д., то есть специфические для краеведения приёмы работы.

Как и в основном курсе, данная программа даёт возможность учителю творчески подходить к её реализации: ряд тем даётся на выбор, некоторые можно перенести из одного класса в другой, если это перенесение не нарушает сопряжённости с основным курсом. Безусловно, программа рассчитана на приобщение детей к другим видам искусства, к музейному богатству нашего края.

^ Содержание курса

V класс- 35 ч

1. Введение. «С чего начинается Родина…». Художественная литература, учебник и местный материал. Знакомство с курсом литературного краеведения. – 3 ч

2. Фольклор. Народные сказки. -7 ч

Одна или две сказки(по выбору учителя) из сборников А.П. Анисимовой «Песни и сказки Поимского района», «Песни и сказки Пензенской области».

3. Народные сказки мордвы, татар, чувашей (по выбору учителя).

Сопоставление русских народных сказок и сказок других народов. Отражение в них нравственности, народных вкусов и пристрастий.

4. Литературные сказки. -4ч

А.П.Анисимова. Краткие сведения о творческом пути писательницы. Одна из оригинальных сказок писательницы (по выбору)

5. И.А. Крылов. Крылов в Зубрилове. -3 ч

Знакомство с одой «Уединение» (отрывки). Пензенские истоки басни «Свинья под дубом».

6. Н.М.Катков. Басни.-2 ч

Творческий портрет писателя. Объекты сатиры в баснях Н.М. Каткова.

7. М.Ю. Лермонтов и пензенский край. – 4 ч

Детство в Тарханах. «И вижу я себя ребёнком…»- отрывок из стихотворения «1 января…» Тарханские источники «Бородина». Сказка «Ашик-Кериб» (турецкая сказка в записи М.Ю. Лермонтова).

8. Пензенские поэты – детям. – 10 ч

Стихи В.Агапова. В. Звягинцевой. Биографические данные о поэтах. Основные мотивы их творчества.

Экскурсии, практические занятия.- 2 ч
^ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ




Тема урока

Кол-во часов

1.

1. Введение. «С чего начинается Родина…». Художественная литература, учебник и местный материал. Знакомство с курсом литературного краеведения.

2 ч

2.

2. Фольклор. Народные сказки.

Одна или две сказки (по выбору учителя) из сборников А.П. Анисимовой «Песни и сказки Поимского района», «Песни и сказки Пензенской области»

7 ч

3.

3. Народные сказки мордвы, татар, чувашей (по выбору учителя).

Сопоставление русских народных сказок и сказок других народов. Отражение в них нравственности, народных вкусов и пристрастий.

4 ч

4.

4. Литературные сказки.

А.П.Анисимова. Краткие сведения о творческом пути писательницы. Одна из оригинальных сказок писательницы (по выбору)

4 ч

5.

5. И.А. Крылов. Крылов в Зубрилове.

Знакомство с одой «Уединение» (отрывки). Пензенские истоки басни «Свинья под дубом».


3 ч

6.


7.

6. Н.М.Катков. Басни.

Творческий портрет писателя. Объекты сатиры в баснях Н.М. Каткова.

7. М.Ю. Лермонтов и пензенский край.

Детство в Тарханах. «И вижу я себя ребёнком…»- отрывок из стихотворения «1 января…» Тарханские источники «Бородина». Сказка «Ашик-Кериб» (турецкая сказка в записи М.Ю. Лермонтова).


2 ч

3 ч

8.

8. Пензенские поэты – детям.

Стихи В.Агапова. В. Звягинцевой. Биографические данные о поэтах. Основные мотивы их творчества.

Экскурсии, практические занятия.


8 ч

9.

Экскурсии и практические занятия

2 ч


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Количество часов

^ Дата выполнения по плану

Дата выполнения по факту

1

C чего начинается Родина?

1 ч

7.09




2

К. Симонов «Родина». Интерпретация лирического стихотворения

1 ч

14.09




3

Стихи пензенских поэтов о Родине

1 ч

21.09







^ Русские народные сказки










4

«Охотник и колдун»

1

28.09




5

«Охотник и колдун»

1

5.10




6

«Иван Зелёный»

1

12.10




7

Иван Зелёный»

1

19.10




8

Мордовская сказка «Юрт-ава»

1

26.10




9

Мордовская сказка «Красавица Варана»

1

16.11




10

Внеклассное чтение по народным сказкам

1

23.11







^ Литературные сказки










11

А.П. Анисимова «Птица Радость»

1 ч

30.11




12

Стихи и припевки А.П. Анисимовой:

а) Мчатся поезда

б) На берегу реки Вороны

в) Что за небо голубое

г) Комбайн косит и молотит

1 ч

7.12




13

Сказ мордовской сказительницы Ф.И. Беззубовой «Девушка Май»

1 ч

14.12




14

Внеклассное чтение по литературным сказкам

1 ч

21.12







Басни










15

И.А. Крылов

Ода «Уединение»

1 ч


28.12




16

«Свинья под дубом». Пензенские истоки басни

1 ч

18.01




17

Внеклассное чтение по басням Крылова

1 ч

25.01




18

Н.И.Катков

« Река и океан»


1

1.02




19

« Басня про Петю». Объекты сатиры в баснях Н.И. Каткова

1 ч


8.02




20

С.А. Андреев- Кривич «И вижу я себя ребёнком»

1 ч

15.02




21

А. Андреев- Кривич «Тархаские источники создания «Бородина»

1 ч

22.02







^ М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»

























22

Дать понятие о художественном своеобразии сказочного повествования

1 ч

1.03




23

Обсуждение темы и идеи сказки

1 ч

8.03







^ Поэты о родном крае










24

В.Н. Звягинцева

«Поездная»

1 ч

15.03




25

«Нет, не заменит ничто»

1 ч

22.03




26

« Калитка». Интерпретация лирического стих-я

1 ч

5.04




27

В.Д. Агапов «Березинка, Березинка»

1 ч

12.04




28

В.Д. Агапов «В Чаадаевке»

1 ч

19.04




29

В.Д. Агапов «В селе Абашеве»

1 ч

26.04




30

Д.Д. Злобина. Жизнь и творчество. Стихотворение «Родина»

1 ч

3.05




31

Н.А. Куленко. Жизнь и творчество. Стихотворение «Возвращение»

1 ч

10.05




32

Л.И. Яшина . Жизнь и творчество .«Мы все умеем забывать»

1 ч

17.05




33

В.К. Застрожный. Жизнь и творчество. Стихотворение «Восемнадцать лет»

1 ч

24.05




34

Экскурсии и практические занятия.

1 ч

31.05




35

Экскурсии и практические занятия

1 ч

31.05





^ Требования к уроню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать:
-авторов и содержание изученных художественных произведений;

-основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество; жанры фольклора; сказка, виды сказок; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы: эпос, лирика, драма; жанры литературы (начальные представления); басня, аллегория, понятие об эзоповском языке; литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; ритм, рифма; метафора; фантастика в литературном произведении, юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произведения.
Учащиеся должны уметь:

-воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

-отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

-видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

-выявлять основную нравственную проблематику произведения;

-определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

-прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

-воспринимать многозначность слов в художественном тексте; определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

-различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (народная и литературная сказка, загадка, басня, рассказ);

-ориентироваться в незнакомой книге (автор произведения, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

-выразительно читать текст-описание, текст-повествование, монологи, диалоги, учитывая жанровое своеобразие произведения (сказка, загадка, басня, рассказ)

^ Рабочая программа по литературному краеведению для 6 класса

МБОУ СОШ с Нижняя Елюзань
Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному краеведению для 6 класса составлена на основе программы основного общего образования по литературному краеведению МБОУ СОШ с Нижняя Елюзань

^ Цели и задачи курса.
Цель литературного образования – становление духовного мира личности, создание условий для формирования внутренней потребности человека в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих возможностей.

Так сформулированы в государственной программе общие задачи литературного образования. Курс литературного краеведения будет способствовать решению этих задач.

Соприкосновение с богатейшей литературой родного края сделает не только более конкретным, глубоким знание основного курса, не только обогатит учеников местным фактическим материалом, но будет формировать патриотическую гордость за свою родину, давшую миру такое созвездие талантов, формировать чувство ответственности за достойное продолжение традиций высокого уровня культуры края.

Кроме общих задач литературного образования, курс литературного краеведения призван решить и ряд специфических задач:

- приобщить учеников к богатой культуре Пензенского края;

- опираясь на многообразие этнического состава населения края, формировать чувство уважения и родства к представителям различных языков, литератур, верований, культур, способствовать осознанию этнических и культурных корней личности;

- конкретизировать межпредметные связи истории, литературы, архитектуры, изобразительного и прикладного искусств и на этой основе усилить эстетическое воспитание детей;

- обогатить теоретические знания учеников, их умозрительные представления конкретикой быта, персоналий и других особенностей культуры родного края.

^ Место предмета в учебном плане школы

В учебном плане МБОУСОШ с. Нижняя Елюзань на изучение литературного краеведения отводится в 6 кл - 1 ч (35 ч в год)

^ Структура курса
Основной структурный принцип предлагаемого курса- сопряжённость его с основным курсом. Сопряжённость с его содержанием, с пониманием возрастных особенностей и возможностей детей, с уровнем владения теоретико –литературными, искусствоведческими понятиями и т.д.

Что даёт такая структура? Реализацию принципа межпредметных связей. И главное, - системность знаний учащихся о литературе, углубление понимания закономерностей её развития.

Эта сопряжённость определяет спиральную структуру курса, когда в каждом классе ученики проходят как бы по кругу от древнейших времён до современной литературы, подымаясь с каждым годом на новый «виток спирали» в глубине и зрелости понимания проблем жизни и искусства. Как и в основном курсе, в предлагаемом возможно возвращение к одним и тем же именам и явлениям, на разных ступенях развития учащихся, особенно к имени Лермонтова, гордости нашего края.

Методика изучения курса наряду с традиционными и нетрадиционными приёмами изучения литературы включает и разыскательную деятельность детей, собирательную работу, работу в архивах, музеях, экспедиционные и экскурсионные занятия, творческие задания, встречи с писателями, проведение литературных вечеров, конференций и т.д., то есть специфические для краеведения приёмы работы.

Как и в основном курсе, данная программа даёт возможность учителю творчески подходить к её реализации: ряд тем даётся на выбор, некоторые можно перенести из одного класса в другой, если это перенесение не нарушает сопряжённости с основным курсом. Безусловно, программа рассчитана на приобщение детей к другим видам искусства, к музейному богатству нашего края.

^ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

VI- 35 ч

1. Мифы и предания народов Поволжья. (Мордвы, чувашей, татар) (по выбору учителя и учащихся).- 3 ч

2. П.А. Вяземский и Пензенский край.- 2 ч

«Степь» и др. стихотворения. «Первый снег». Вяземский и Пушкин.

3. О.М. Савин. «Пишу тебе в Пензу…» - 2 ч

Отрывки из книги. Гипотезы о возможном пребывании Пушкина в Пензе.

4. М.Ю. Лермонтов. Стихи о природе («Осень», «Прекрасны вы, поля земли родной»). Пензенская природа в лирике поэта.

Поэма «Черкесы»- 4 ч

Главы из книги С.А. Андреева – Кривича «Тарханская пора»- 3 ч

И.Л. Андроников «Земляк Лермонтова»- 2 ч

5. Н.С. Лесков и Пензенский край.- 2 ч

Из «Мелочей архиерейской жизни»

«Пензенский архиерей Варлаам»

6. Ф.В. Гладков. «Повесть о детстве» Прошлое Пензенского края

в повести.-6 ч

7. Стихи пензенских поэтов о родном крае (А.Сазонова, Д.Злобиной, О.Савина, Ф.Ракушина, М.П. Смирновой, В.Засторожного)- 7 ч

8. В.Канин «На тропе Батыевой»- 3 ч

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconРабочая программа по литературному краеведению 5 класс
Рабочая программа по литературному краеведению составлена на основе образовательной программы по литературному краеведению мбоу оош...

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconРабочая программа по литературному чтению 4 класс
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса составлена на основе основной образовательной программы начального общего...

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconРабочая программа по литературному чтению для обучающихся 2 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программы...

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconРабочая учебная программа по литературному чтению для учащихся 2...
Рабочая программа предмета «Литературное чтение» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе Федерального компонента...

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconОрганизация внеурочной деятельности младших школьников по литературному...
Ьности по литературному краеведению в начальной школе. Результаты экспериментального исследования позволяют утверждать, что внеурочная...

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconРабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся...
Класса (Литературное чтение. Обучение грамоте. Журова Л. Е. М: Вентана- граф, 2012.), программы по литературному чтению для 1 класса...

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconРабочая программа по литературному чтению составлена для обучающихся...
«Сырцевская оош» в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, на основе:...

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconТ. С. Плохова рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Данная Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса первой ступени образования составлена с использованием нормативно-правовой...

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconПояснительная записка рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса составлена на основе следующих нормативных документов

Рабочая программа по литературному краеведению для 5 класса мбоу сош с Нижняя Елюзань iconРабочая программа на 2012/2013 учебный год по физической культуре для учащихся 1в класса
Утверждена приказом №95 от30. 08. 2012г Рассмотрена и рекомендована к утверждению мбоу «Никифоровская сош №1» Управляющим советом...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница