Скачать 76.16 Kb.
|
Содержание Ход урокаОсновная мысль |
Тема: Повторение орфографии и пунктуации. Причастие. Деепричастие. Работу выполнила: Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 43 г.Твери Козлова И.А. Цель:
Задачи:
^
Цель: подготовить учащихся к восприятию темы, создавая доброжелательную эмоциональную атмосферу. Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Можно ли повторить на одном уроке все орфограммы русского языка? В бескрайнем океане орфограмм и пунктограмм нужно выбрать определенный курс. Мы ограничимся двумя частями речи. Ответ может подсказать знакомая пословица. «Ласковое дитя двух маток сосёт.» С какими частями речи ее можно применить? Почему?
Цель: познакомить с условиями игры. Мы отправляемся в плавание. Принимают участие 5 экипажей. У каждого экипажа свой капитан. Но готовность к работе укажет флажок. За отличные знания получает компас, за хорошие - парус.
Цель: повторить признаки причастия и деепричастия на основе сопоставления. Необходимо проверить вашу готовность к путешествию. Поэтому первая задача: повторить основные признаки причастий и деепричастий. В этом нам поможет ваше домашнее задание. Контроль: сверьте разборы слов (разбор на доске). Кто выполнил работу верно? Что отличает причастия и деепричастия?
Цель: повторить обособление причастного и деепричастного оборотов; развивать логическое мышление, используя последовательное восстановление предложений в тексте. Продолжаем наше плавание. Плыть по течению нам поможет текст. В любом плавании нужно быть готовым к непогоде, к бурям, шторму. Вот беда! Ветер развеял, перепутал предложения из текста. Ваша вторая задача: восстановить текст, пронумеровать предложения, расставить знаки препинания. Всё это надо выполнить за 3 минуты. Кто быстрее выполнит задание, поднимает флажок. Задание на столе в почтовом конверте. Время пошло. Чтение текста. Это отрывок из произведения Соколова-Микитова: «Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлён необычайным и ёще не виданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далёкого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещённые зарёю распахнутые розоватые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса. Ещё никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки». Теперь, куда укажет стрелка моего компаса, та команда и будет объяснять знаки препинания в этих предложениях. (Ученики объясняют постановку знаков препинания.)
Цель: совершенствовать логическое мышление учащихся и умение анализировать текст. Вы, как народ бывалый, знаете, как разбирается текст и в какой последовательности анализируется. Ваша третья задача – по цепочке задать вопросы (экипаж экипажу) к этому тексту. Давайте вспомним эту цепочку. (Учащиеся задают друг другу вопросы (Тема – тип – стиль – основная мысль – докажите, что это текст).) Время обсуждения 1 минута (каждый экипаж отвечает на свой вопрос). Затем акцентирую внимание на основной мысли. ^ : Какое слово нарушает гармонию этой сказочной картины? (Ружье). Что обозначает слово гармония? Работа со словарём: чтение значения слова из словаря Ожегова. Вывод: красота не позволила человеку нарушить гармонию природы. Поэтому к природе надо относиться бережно и любить Родину. А теперь подумайте над заглавием отрывка (учащиеся придумывают заглавие).
Цель: повторить сложные случаи пунктуации в предложениях с причастием и деепричастием. Итог: с заданием справились, знаки препинания расставили. Но при постановке знаков препинания в предложения с причастным и деепричастным оборотом встречаются разные подводные камни, рифы. Чтобы не столкнуться с ними, нужно знать: чем отличается обособление причастных и деепричастных оборотов? Каких случаев обособления деепричастия нет в этом тексте? (Одиночное деепричастие). А бывает такой случай, когда деепричастие не обособляется?... (- если входит во фразеологический оборот). Вы сегодня работаете усердно, старательно, энергично (замените лексическое значение слов: усердно, старательно, энергично – фразеологическим оборотом)… «- засучив рукава». К счастью что никто из вас ничего не делал кое-как… «-спустя рукава». Учащиеся самостоятельно составляют и записывают по два предложения с деепричастиями в составе фразеологического оборота. Будет ли обособляться здесь деепричастие?... «-устойчивые обороты не обособляются». Контроль (обратная связь). Итак, что вы скажете о знаках препинания в предложениях с деепричастными оборотами?
Цель: повторить расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами, осложнив конструкцию предложения деепричастными оборотами; проверить умение учащихся выделять границы деепричастных оборотов. А теперь испытание более сложное. Работаем с перфокартой. На доске ключ к шифру. Предложения, с которыми вы будете работать, осложнены однородными членами. Некоторые из них выражены деепричастным оборотом. Если вы правильно расставите знаки препинания, то у вас смогут получиться такие ответы. Время выполнения – 2 минуты. I вариант работает по карточкам. II вариант – задание на доске. Работу выполняете самостоятельно на перфокарте. Выполненные работы сдать капитану, капитан сдаёт их мне. Задание к самостоятельной работе. II вариант
Шифр:
Посмотрите ключ к заданию:
Цель: повторить орфограммы причастия и деепричастия, определить уровень ЗУН по данной теме. На горизонте я вижу мель. Чтобы обойти её, нужно вам проявить орфографическую зоркость. Проведём аукцион орфограмм. Необходимо вспомнить орфограммы по теме. Деепричастие: Причастие Перед вами предметы, без которых в море не обойтись. На них вы найдете шифровку. Ваша четвертая задача: распределить слова по видам орфограмм, в таблице. Вставить пропущенные буквы и объяснить их написание. Работайте в экипажах. Время выполнения 7 минут. Время пошло. После выполнения распределительного диктанта, учащиеся поочередно объясняют написание орфограмм, приводя примеры из диктанта. А какие подводные камни есть в нашем диктанте? Учащиеся находят примеры слов с орфограммами по теме из текста.
Цель: определить уровень усвоения теоретического материала, системы понятий изучаемых тем; сформировать учебно-познавательную деятельность; выявить типичные ошибки, недостатки в ЗУН учащихся. Думаю, что пора бросить якорь и сделать вывод:
Цель: создать проблемную ситуацию; научить учащихся на основе сопоставления двух точек зрения делать самостоятельный выбор, обосновывая его; воспитать бережное отношение к природе. Сегодня на уроке нам приходилось сравнивать, сопоставлять, делать выбор и ваше домашнее задание тоже будет построено на сопоставлении двух текстов. С одним вы работали на уроке, а другой тоже хорошо знаете. Это стихотворение Н. Заболоцкого «Журавли». Давайте послушаем стихотворение (чтение стихотворения учащимися). Есть повод для сравнения? Похож ли текст по типу на предыдущий? (повествовательный с элементами описания). Какое описывается событие? Что случилось? (убили журавля). Убили не просто журавля, разрушили гармонию природы. Творческое домашнее задание: так вот, дома постарайтесь написать мини-сочинение на тему: «Какие мысли и чувства вызывает у вас текст Н. Заболоцкого «Журавли» и текст И. Соколова-Микитова»? Запись темы на доске. Я думаю, что в своем сочинении вы найдёте причастные и деепричастные обороты и все изученные орфограммы, а главное проблему, над которой необходимо задуматься каждому человеку.
Цель: оценить результаты уровня усвоения учащимися теоретического материала. Все прекрасно справились с заданием. С вами было приятно путешествовать. Контроль: кто получил компасы? Показывают – получают пять. Кто получил паруса? Показывают – получают четыре. Благодарю всех за старание и усердие. Результаты:
Итоги:
|
![]() | Цель: Не только обобщить и систематизировать материал по теме «Причастие и деепричастие», но и сравнить эти две части речи (особые... | ![]() | В настоящем издании сохраняются основные особенности авторской орфографии и пунктуации |
![]() | Оборудование: карточки с заданием, эмблемы, красочно оформленная доска с высказываниями о русском языке | ![]() | Автор-составитель: В. А. Сазонова, преподаватель кгаоу спо «Канский педагогический колледж» |
![]() | Тюменская область, Ялуторовский район, с. Беркут, ул. Первомайская 29, телефон 91-1-70 | ![]() | С: Образование Школа. Система организации и поддержки образовательного процесса |
![]() | Настоящая рабочая программа по элективному курсу «Коварные знаки препинания» для 9 класса составлена на основе | ![]() | Вступительный экзамен по русскому языку проводится в устной форме. Абитуриенту предлагается ответить на вопросы по орфографии и пунктуации,... |
![]() | «Деепричастие» впервые, поэтому важная задача – сформировать умение видеть деепричастие или деепричастный оборот в тексте, выделять... | ![]() | Дан текст в транскрипции: [у м’ ин’ а п’ ич’ ал’ ный’ в’ ит // галава май’а бал’ит // йа ч’ ихай’ у / йа ахр’ ип // што такой’ э... |