Богатырские образы в искусстве




Скачать 183.22 Kb.
НазваниеБогатырские образы в искусстве
Дата публикации01.05.2014
Размер183.22 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы

Богатырские образы в искусстве.


Цель: Воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыке, литературе и живописи, познакомить детей с боевыми подвигами русских воинов, которые нашли своё отражение в музыке и изобразительном искусстве.

Задачи:

1) Учить учащихся внимательно слушать и понимать глубокий смысл музыкальных произведений, посвященных русским воинам.

2) Содействовать развитию творческого воображения учащихся, воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах,

3) Развивать интерес к русской художественной литературе, на примере творческой личности Бородина формировать стремление к разностороннему развитию личности, воспитание патриотизма.

Оборудование: Фонограмма, магнитофон, компьютерная презентация урока в программе Microsoft Office Power Point 2003.



Содержание учебно-познавательной деятельности

Методи-ческий инструмен-тарий

Ориентиры развития

^ 1.Мотивация. Дети входят в класс под музыку

2.Музыкальное приветствие: «Здравствуйте!»

Учитель: Добрый день, дорогие гости!

Слайд с темой урока.

Мы продолжаем тему четверти: “Можем ли мы увидеть музыку? Богатырские образы в искусстве”.

Слова учителя.

Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь?

Дети: крепкий, сильный, большой…

- Какой корень в этом слове?

-Чем богаты эти люди?

(силой, умом, ловкостью, богом одаренный)

^ Слайд с выдержками из словарей.

Богатырь

1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

2. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

Витязь – в Древней Руси: отважный, доблестный воин. (Толковый словарь Ожегова)

Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия)

Учитель: Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря: (слайд)

  • человек крепкого телосложения;

  • сильный, храбрый, умный, ловкий;

  • воин, защитник

Слайд с портретом композитора.

Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка которого сейчас прозвучит. Можно ли по внешнему виду сказать, человек-богатырь?

^ Дети: Да, крепкого телосложения, высокого роста.

Учитель: Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.

Бородин - “богатырь в жизни и богатырь в музыке”.

^ Слайд со словами Стасова.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная.

Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

Учитель: Что такое симфония?

Дети: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Учитель: А что такое симфонический оркестр?

Дети: Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический.

Учитель: Послушаем фрагмент 1-й части симфонии. Слово симфония, часто пугает тех, кто не привык слушать серьезную музыку. Им кажется, что это длинное и скучное произведение. На самом деле это совсем не так. Экспозиция, представьте, это как в музее, вы приходите посмотреть картины; в музыке - это есть показ двух основных тем симфонии, главной и побочной. Определите характер каждой из них и покажите поднятием руки, когда начнётся побочная тема.

^ Звучит фрагмент 2 симфонии Бородина.

Слайд.

Учитель: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?

Дети: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый…

Побочная, вторая тема певучая и мягкая, песенная.

Учитель: Какая из них рисует нам богатырский образ?

^ Дети: Первая, то есть главная.

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что в музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. Ещё раз послушаем экспозицию первой части и подумаем, какую известную картину можно представить, слушая эту музыку?

^ Повторное слушание симфонии.

Дети: “Богатыри” Виктора Васнецова.

Слайд с изображением картины.

У человека есть не только внутренний слух (способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и внутреннее зрение (способность увидеть “мысленно”, “внутри себя” то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет.

Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Ученик: Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.

- Чем богаты эти люди? (Илья Муромец - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью)

^ Слова В.В.Стасова.

Учитель: "Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", - выразил общее мнение Стасов, - “здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа".

Учитель: А что вы знаете о самом художнике?

^ Слайд с портретом В.Васнецова.

Дети: Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника.

Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать.

С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Учитель: Именно в Вятке – Кирове находится Художественный музей имени братьев Васнецовых и памятник художникам.

- Чем похожа музыка и картина? (характером содержания)

- С помощью чего в картине выражается богатырский характер? (цвет, композиция)

- При помощи, каких средств выразительности Композитор и художник нарисовали свои образы?

(слайд)


Музыка

Картина

1.Интонация, регистр, ритм - предают музыке уверенность и мощь.

1.Композиция мощная,

крепкая, устойчивая.

2.Минорный лад предает музыке суровость и сдержанность.

2.Мало контраста,

близкие по цвету, краски

предают картине

могучий характер

и суровость.


Учитель: А сейчас мне бы хотелось прочитать «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского.

На земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький

У него была служба маленькая и маленький очень портфель.

Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.

Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие

И маленькую по размеру шинель.

А когда он упал, некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило бы мрамора,

Что бы вырубить парня в полный рост!

Учитель: Можно ли этого маленького человека назвать богатырем? Если да то почему?

Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие действительно есть. Маленький, в смысле молодой. “Мал золотник, да дорог”,- гласит народная мудрость. Наверное, это о нём, о нашем маленьком трубаче, который в трудную минуту не растерялся и сделал то, что должен был сделать. Это о нём наша песня.

^ Исполнение “Песни о маленьком трубаче” С.Никитина.

Учитель: Что же такого геройского совершил наш маленький богатырь? Заиграл на трубе.

Дети: Не растерялся, встал впереди, заиграл революционный гимн, повёл за собой солдат в бой.

Учитель: Давайте выберем солиста – трубача, который споёт партию солиста и изобразит нам трубача.

^ Повторное исполнение песни перед гостями с солистом. Итог урока:

Слова учителя:

Учитель: Итак, давайте подведём итог нашему разговору о том, можем ли мы увидеть музыку?

Дети: Да, можем. Слушая музыку Бородина, мы представляем себе героев-богатырей, защитников нашей Родины. “Богатырей” Васнецова, маленького трубача и других русских солдат, которые в трудную минуту, не задумываясь, готовы защищать свою Родину.

Нужны ли в наше время богатыри? Какими вы их представляете?

Учитель: Обратимся к словарю и дадим ответ – определение к каждому слову.

(Словарь: богатырь, симфония, оркестр, экспозиция, Г.Т., П.Т., А.П.Бородин, В.Васнецов, назвать произведения, с которыми мы познакомились на уроке).

А сейчас каждый поставит себе оценку за урок, учитывая свой вклад в подготовку, работу на уроке, выразительность исполнения и главное, смог ли он увидеть музыку.

^ Дети ставят в тетрадь себе оценку, называют её и выслушивают мнение класса и учителя.

Д/З: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.

Выход под музыку.


Фронтальная беседа


Работа с текстом

Фронталь-ная беседа

Слушание
Анализ муз. произведе-ния

Пение

Развитие умения организовать свою деятельность.

Развитие слуха, интонационно – чисто го пения.

Развитие речи, внимания, мышления (анализировать, систематизировать, обобщать).

Развитие речи, мышления, воображения.

Развитие речи, мышления, воображения.

Развитие муз. памяти, мышления, воображения.

Развитие речи, мышления, воображения.

Развитие речи, мышления, воображения.

Развитие муз.слуха, интонационно – чистого пения.


Учитель: Здравствуйте! (Музыкальное приветствие)

Дети: Здравствуйте! (Музыкальный ответ).

Учитель: Добрый день, дорогие гости!

^ Слайд с темой урока.

Мы продолжаем тему четверти: “Можем ли мы увидеть музыку? Богатырские образы в искусстве”.

Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь?

Дети: крепкий, сильный, большой…

- Какой корень в этом слове?

-Чем богаты эти люди?

(силой, умом, ловкостью, богом одаренный)

^ Слайд с выдержками из словарей.

Богатырь

1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

2. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

Витязь – в Древней Руси: отважный, доблестный воин. (Толковый словарь Ожегова)

Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия)

Учитель: Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря: (Слайд)

  • человек крепкого телосложения;

  • сильный, храбрый, умный, ловкий;

  • воин, защитник

Слайд с портретом композитора.

Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка которого сейчас прозвучит. Можно ли по внешнему виду сказать, человек-богатырь?

^ Дети: Да, крепкого телосложения, высокого роста.

Учитель: Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.

Бородин - “богатырь в жизни и богатырь в музыке”.Почему?

^ Слайд со словами Стасова.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная.

Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

Учитель: Что такое симфония?

Дети: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Учитель: А что такое симфонический оркестр?

Дети: Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический.

Учитель: Послушаем фрагмент 1-й части симфонии. Слово симфония, часто пугает тех, кто не привык слушать серьезную музыку. Им кажется, что это длинное и скучное произведение. На самом деле это совсем не так. Экспозиция, представьте, это как в музее, вы приходите посмотреть картины; в музыке - это есть показ двух основных тем симфонии, главной и побочной. Определите характер каждой из них и покажите поднятием руки, когда начнётся побочная тема.

^ Звучит фрагмент 2 симфонии Бородина.

Слайд.

Учитель: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?

Дети: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый…

Побочная, вторая тема певучая и мягкая, песенная.

Учитель: Какая из них рисует нам богатырский образ?

^ Дети: Первая, то есть главная.

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что в музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. Ещё раз послушаем экспозицию первой части и подумаем, какую известную картину можно представить, слушая эту музыку?

^ Повторное слушание симфонии.

Дети: “Богатыри” Виктора Васнецова.

Слайд с изображением картины.

У человека есть не только внутренний слух (способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и внутреннее зрение (способность увидеть “мысленно”, “внутри себя” то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами). На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет.

Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Ученик: Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.

- Чем богаты эти люди? (Илья Муромец - силой, Никита – умом, Алеша – ловкостью)

^ Слайд с картиной и словами В.В.Стасова.

Учитель: "Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", - выразил общее мнение Стасов, - “здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа".

Учитель: А что вы знаете о самом художнике?

^ Слайд с портретом В.Васнецова.

Дети: Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника.

Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать.

С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Учитель: Именно в Вятке – Кирове находится Художественный музей имени братьев Васнецовых и памятник художникам.

- Чем похожа музыка и картина? (характером содержания)

- С помощью чего в картине выражается богатырский характер? (цвет, композиция)

- При помощи, каких средств выразительности композитор и художник нарисовали свои образы?

(слайд)

Музыка

Картина

1.Интонация, регистр, ритм - предают музыке уверенность и мощь.

1.Композиция мощная, крепкая, устойчивая.

2.Минорный лад предает музыке суровость и сдержанность.

2.Мало контраста, близкие по цвету, краски предают картине могучий характер и суровость.

Учитель: А сейчас мне бы хотелось прочитать «Балладу о маленьком человеке» Р. Рождественского.

На земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький

У него была служба маленькая и маленький очень портфель.

Но однажды прекрасным утром постучалась к нему война.

Автомат ему выдали маленький, сапоги ему выдали маленькие

И маленькую по размеру шинель.

А когда он упал, некрасиво, неправильно в атакующем крике вывернув рот, то на всей земле не хватило бы мрамора,

Что бы вырубить парня в полный рост!

Учитель: Можно ли этого маленького человека назвать богатырем? Если да то почему?

Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие действительно есть. Маленький, в смысле молодой. “Мал золотник, да дорог”,- гласит народная мудрость. Наверное, это о нём, о нашем маленьком трубаче, который в трудную минуту не растерялся и сделал то, что должен был сделать. Это о нём наша песня.

^ Исполнение “Песни о маленьком трубаче” С.Никитина.

Учитель: Что же такого геройского совершил наш маленький богатырь? Заиграл на трубе.

Дети: Не растерялся, встал впереди, заиграл революционный гимн, повёл за собой солдат в бой.

Учитель: Давайте выберем солиста – трубача, который споёт партию солиста и изобразит нам трубача.

^ Повторное исполнение песни перед гостями с солистом.

Учитель: Итак, давайте подведём итог нашему разговору о том, можем ли мы увидеть музыку?

Дети: Да, можем. Слушая музыку Бородина, мы представляем себе героев-богатырей, защитников нашей Родины. “Богатырей” Васнецова, маленького трубача и других русских солдат, которые в трудную минуту, не задумываясь, готовы защищать свою Родину.

Нужны ли в наше время богатыри? Какими вы их представляете?

Учитель: Обратимся к словарю и дадим ответ – определение к каждому слову.

(Словарь: богатырь, симфония, оркестр, экспозиция, Г.Т., П.Т., А.П.Бородин, В.Васнецов, назвать произведения, с которыми мы познакомились на уроке).

А сейчас каждый поставит себе оценку за урок, учитывая свой вклад в подготовку, работу на уроке, выразительность исполнения и главное, смог ли он увидеть музыку.

Дети ставят в тетрадь себе оценку, называют её и выслушивают мнение класса и учителя.

Д.З: дома вместе со своими родителями ещё раз вспомните знакомые произведения искусства: стихи, рассказы, кинофильмы, песни, скульптуры, архитектурные памятники, которые созданы во славу побед защитников Отечества в войнах и различных сражениях.

Учитель: Спасибо всем за работу.

Приложение: Компьютерная презентация урока в программе Microsoft Office Power Point 2003.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Богатырские образы в искусстве iconТема урока : «Музыка изображает движение. Богатырские образы в искусстве»
Образовательная: познакомить учащихся с творчеством М. Б. Грекова, А. Дополнительный материал: репродукция Грекова «Тачанка», Васнецов...

Богатырские образы в искусстве iconТема: Библейские образы в искусстве Стихотворение Пушкина «Пророк»...
Симонов «наши прадеды молились за в Бога не верящих внуков своих», а библейские образы жили в крови, в сердце людей. И эти люди украшали...

Богатырские образы в искусстве iconСценарий праздника «Забавы богатырские»
Сценарий праздника «Забавы богатырские». Прошёл в 4 классе в феврале 2011 года. Классный руководитель Мощёнская А. Г

Богатырские образы в искусстве iconТема: «Образ русского человека. Женские образы в искусстве»
Ребята, сегодня с вами на уроке мы продолжим изучение раздела «Истоки родного искусства» Давайте вспомним какие темы мы уже изучили....

Богатырские образы в искусстве iconУроки музыки в 5 классе Тема: «Великая Отечественная война в искусстве»
Цель: Передача положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве

Богатырские образы в искусстве iconТематическое планирование по искусству 9 класс
Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве;...

Богатырские образы в искусстве iconЛитература Введение
Однако в архитектуре и искусстве уже на первом этапе развития феодализма появилось новое качество: в образном строе художественных...

Богатырские образы в искусстве iconПейзаж; общественно-политическая; любовная/интимная; философская,...
История создания стихотворения( когда написано, по какому поводу, кому посвящено)

Богатырские образы в искусстве iconЭ. В. Седых (Санкт-Петербург)
В его искусстве можно обнаружить элементы романтизма, прерафаэлитизма, символизма, увидеть подходы к модерну. Морриса привлекали...

Богатырские образы в искусстве iconТема: Древнейшая песнь материнства. Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве.
Цель: сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница