Скачать 62.09 Kb.
|
МОУ Черкизовская средняя общеобразовательная школаОткрытый урок по ИЗО:МОУ Черкизовская средняя общеобразовательная школа." Отражение в изобразительном искусствеи литературе души человека"для 8 - го классаУчитель изобразительного искусства:Тихомирова О.А.2009 годОткрытый урок по ИЗО:" Отражение в изобразительном искусствеи литературе души человека"для 8 - го класса^ Показать внутреннюю связь поэзии с живописью, дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение человеческой души). ^
^ комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла. Средства оснащения урока: доска, таблицы, схемы, опорные слова, музыкальный центр, стихи Н.Рубцова, репродукции картин русских художников. ^ Слово учителя Звучит стихотворение Н.Рубцова “Пусть душа останется чиста” на фоне Прелюдии №10, ор.32 (№20) С.Рахманинова. До конца, До тихого креста Пусть душа останется чиста! Перед этой желтой, захолустной, Стороной березовой моей Перед жнивой, Пасмурной и грустной В дни осенних Горестных дождей. Перед этим старым сельсоветом, Перед этим садом у моста Перед всем старинным белым светом Я клянусь: Душа моя чиста До конца, До смертного креста! Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи? Какие чувства испытывает лирический герой? Помогла ли вам музыка понять настроение героя? Слово учителя Выразите в красках настроение, переданное в стихах и музыке. Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти. ^ оказывают зеленый, синий цвета. Волнующее воздействие - пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета. Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный; желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный; оранжевый - веселый, радостный, пламенный, добрый; зеленый - спокойствие, приятное и мирное настроение; синий - серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный; фиолетовый - 1. приятный, полный жизни; 2. отталкивающий, тоска, грусть. ^ Основные мотивы творчества поэта - Родина (большая и малая), природа, русская душа. Любимые образы: свет, звезда, огонек, дом. Попробуйте объяснить, почему, прослушав песню на стихи Н. Рубцова “В горнице моей светло…”. (Песня исполняется солисткой школьного фольклорного ансамбля). В горнице моей светло - Это от ночной звезды. Матушка возьмет ведро, Молча принесет воды. Красные цветы мои В садике завяли все. Лодка на речной мели Скоро догниет совсем. Дремлет на стене моей Ивы кружевная тень, Завтра у меня под ней Будет хлопотливый день. Буду поливать цветы, Думать о судьбе своей, Беду до ночной звезды Лодку мастерить себе. Слово учителя Грусть, печаль, тревога, одиночество - все есть в стихах. Но что человек без этих чувств? Лирический герой связывает свою печаль с миром природы. Рубцов - поэт-пейзажист. Попробуем доказать это. У каждой страны и у каждой стороны своя природа, свой осенний пейзаж. Поэт говорит стихами о своей родине, о северной стороне. Художник разговаривает цветом, линиями, мазками. Поэт и художник… Они сотворили чудо. Написали так, как только они могут написать, поделились этим чудом с нами. Жанр пейзажа говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, при солнечном и лунном освещении, передает чувства, настроение. Давайте попробуем выполнить задание. Как вы чувствуете стихи Н.Рубцова? ^ Н.Рубцова. И объясните свой выбор (на карточках стихи Н.Рубцова). Меж болотных стволов красовался восток огнеликий… Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли! И разбудят меня, позовут журавлиные клики Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали… Звезда полей во мгле заледенелой Остановившись, смотрит в полынью Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал Родину мою. Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром. Я люблю, когда шумят березы, Когда листья падают с берез Слушаю, и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез. Я так люблю осенний лес, Над ним сияние небес, Что я хотел бы превратиться Или в багряный тихий лист, Иль в дождевой осенний свист… Светлеет грусть, когда цветут цветы, Когда брожу я многоцветным лугом Один или с хорошим давним другом, Который сам не терпит суеты. Люблю твои избушки и цветы, И небеса, горящие от зноя, И шепот ив у омутной воды Люблю навек, до вечного покоя. В этой деревне огни не погашены. Ты мне тоску не пророчь. Светлыми звездами нежно украшена Тихая зимняя ночь. О, сельские виды! О, дивное счастье родиться в лугах, словно Ангел, под куполом синих небес! И храм старины, удивительный, белоколонный, пропал, как виденье, меж этих померкших полей… “Вот бы здесь построить домик в три окна. За домом - березы, а под окном - смородина, рябина, черемуха. Пиши сколько угодно, никто не помешает”. (Н.Рубцов) ^ В. Сидоров “Пора безоблачного неба”; С. Герасимов “Церковь покрова на Нерли”; Н. Ромадин “Север. Красный фиорд”; Н. Ромадин “Последний луг”; Б. Кустодиев “Сенокос”; И. Грабарь “На озере”; Л. Бродская “Лето”; Л. Грицай “Осень. Северный ветер”; В. Дмитриевский “В родных местах”; И. Левитан “Над вечным покоем”; И. Левитан “Озеро. Русь”; М. Нестеров “Осенний пейзаж”; Е. Табакова “Весна”; Цветные репродукции фотографий сельских видов из журнала “Огонек”. ^ Рисуем северный пейзаж. I. Жанр - пейзаж. II. Выразительные средства.
III. Практическая работа.
Теплые тона: коричневый, светло-желтый, оранжевый, красный. Холодные тона: фиолетовый, голубой, синий. ^ Слово учителя музыки Почему многие стихи Н.Рубцова положены на музыку? Благодаря музыке, звучащей в поэзии Н.Рубцова, к его стихам часто обращаются композиторы. На стихи Н.Рубцова написано много хороших песен. С одной из них мы сегодня познакомимся. Звучит песня “Букет”, муз. Барыкина в исполнении автора. Эта песня о самом прекрасном чувстве, которое окрыляет и вдохновляет человека - о любви. Разучивание и исполнение песни. Вывод Как в ходе сегодняшнего урока мы доказали внутреннюю связь изобразительного искусства и литературы и даже музыки? - ответы учащихся. |
![]() | Моу «Антушевская средняя общеобразовательная школа» Белозерского муниципального района Вологодской области | ![]() | Открытый урок по икн в 6 классе в моу «Юркинская средняя общеобразовательная школа» |
![]() | Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков... | ![]() | Моу «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» является образовательным учреждением с углублённым изучением математики, физики,... |
![]() | Моу «Бродовская средняя общеобразовательная школа» действует на основании Устава | ![]() | Моу новиковская средняя общеобразовательная школа в 2012/2013 учебном году обучала и воспитывала 73 учащихся из 56 семей, живущих... |
![]() | Моу «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики | ![]() | Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» г. Курска |
![]() | Урок разработала: Зыкова Эльвира Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе моу «Косолаповская средняя общеобразовательная... | ![]() | Полное название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11» |