Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа




Скачать 62.09 Kb.
НазваниеУрок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа
Дата публикации22.04.2014
Размер62.09 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
МОУ Черкизовская средняя общеобразовательная школа


Открытый урок по ИЗО:

МОУ Черкизовская средняя общеобразовательная школа.

" Отражение в изобразительном искусстве

и литературе души человека"

для 8 - го класса

Учитель изобразительного искусства:

Тихомирова О.А.

2009 год

Открытый урок по ИЗО:

" Отражение в изобразительном искусстве

и литературе души человека"

для 8 - го класса


^ Цель урока: Показать внутреннюю связь поэзии с живописью, дать общее представление о поэзии Николая Рубцова. Выяснить философию лирики (отражение человеческой души).

^ Задачи урока

Воспитательные

Воспитывать любовь к родной природе и чувство патриотизма; бережное отношение к чувствам окружающих.

Обучающие

Обучать умению выражать словами свои чувства, по ассоциациям создавать пейзаж и музыкальную драматургию произведения.

Развивающие

Обогащать словарный запас детей, развивать фантазию и творческое начало, музыкальный слух. Развивать умение соотносить лирику Н.Рубцова с произведениями С.Рахманинова и полотнами русских художников.

^ Тип урока: комбинированный. Интеграция предметов гуманитарного цикла.

Средства оснащения урока: доска, таблицы, схемы, опорные слова, музыкальный центр, стихи Н.Рубцова, репродукции картин русских художников.
^

Ход урока


Слово учителя

Звучит стихотворение Н.Рубцова “Пусть душа останется чиста” на фоне Прелюдии №10, ор.32 (№20) С.Рахманинова.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа останется чиста!

Перед этой желтой, захолустной,
Стороной березовой моей
Перед жнивой,
Пасмурной и грустной
В дни осенних
Горестных дождей.

Перед этим старым сельсоветом,
Перед этим садом у моста
Перед всем старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста
До конца,
До смертного креста!

Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали эти стихи?

Какие чувства испытывает лирический герой?

Помогла ли вам музыка понять настроение героя?

Слово учителя Выразите в красках настроение, переданное в стихах и музыке.

Цвет оказывает на нас эмоциональное воздействие. Цвет может не только радовать, а и вызывать раздражение, тревогу, чувство тоски или грусти.

^ Успокаивающее воздействие оказывают зеленый, синий цвета.

Волнующее воздействие - пурпурный, красный, оранжевый, желтый цвета.

Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что

красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный;

желтый - теплый, бодрящий, веселый, привлекательный;

оранжевый - веселый, радостный, пламенный, добрый;

зеленый - спокойствие, приятное и мирное настроение;

синий - серьезный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;

фиолетовый - 1. приятный, полный жизни; 2. отталкивающий, тоска, грусть.

^ В какой колорит окрашено стихотворение Н.Рубцова?

Основные мотивы творчества поэта - Родина (большая и малая), природа, русская душа.

Любимые образы: свет, звезда, огонек, дом.

Попробуйте объяснить, почему, прослушав песню на стихи Н. Рубцова “В горнице моей светло…”. (Песня исполняется солисткой школьного фольклорного ансамбля).

В горнице моей светло -
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды.

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень,
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день.

Буду поливать цветы,
Думать о судьбе своей,
Беду до ночной звезды
Лодку мастерить себе.

Слово учителя Грусть, печаль, тревога, одиночество - все есть в стихах. Но что человек без этих чувств? Лирический герой связывает свою печаль с миром природы. Рубцов - поэт-пейзажист. Попробуем доказать это.

У каждой страны и у каждой стороны своя природа, свой осенний пейзаж. Поэт говорит стихами о своей родине, о северной стороне. Художник разговаривает цветом, линиями, мазками. Поэт и художник… Они сотворили чудо. Написали так, как только они могут написать, поделились этим чудом с нами. Жанр пейзажа говорит о бесконечном многообразии и красоте природы в разное время года, при солнечном и лунном освещении, передает чувства, настроение.

Давайте попробуем выполнить задание. Как вы чувствуете стихи Н.Рубцова?

^ Подберите репродукции картин художников к стихам Н.Рубцова. И объясните свой выбор (на карточках стихи Н.Рубцова).

Меж болотных стволов красовался восток огнеликий…
Вот наступит октябрь - и покажутся вдруг журавли!
И разбудят меня, позовут журавлиные клики
Над моим чердаком, над болотом, забытым вдали…

Звезда полей во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал Родину мою.
Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром.

Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез
Слушаю, и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.

Я так люблю осенний лес,
Над ним сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой осенний свист…

Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом,
Который сам не терпит суеты.

Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды
Люблю навек, до вечного покоя.

В этой деревне огни не погашены.
Ты мне тоску не пророчь.
Светлыми звездами нежно украшена
Тихая зимняя ночь.

О, сельские виды!
О, дивное счастье родиться в лугах, словно Ангел, под куполом синих небес!
И храм старины, удивительный, белоколонный,
пропал, как виденье, меж этих померкших полей…

“Вот бы здесь построить домик в три окна. За домом - березы, а под окном - смородина, рябина, черемуха. Пиши сколько угодно, никто не помешает”. (Н.Рубцов)

^ На доске репродукции картин:

В. Сидоров “Пора безоблачного неба”;

С. Герасимов “Церковь покрова на Нерли”;

Н. Ромадин “Север. Красный фиорд”;

Н. Ромадин “Последний луг”;

Б. Кустодиев “Сенокос”;

И. Грабарь “На озере”;

Л. Бродская “Лето”;

Л. Грицай “Осень. Северный ветер”;

В. Дмитриевский “В родных местах”;

И. Левитан “Над вечным покоем”;

И. Левитан “Озеро. Русь”;

М. Нестеров “Осенний пейзаж”;

Е. Табакова “Весна”;

Цветные репродукции фотографий сельских видов из журнала “Огонек”.

^ Слово учителя Рисуем северный пейзаж.

I. Жанр - пейзаж.

II. Выразительные средства.

  1. Выбор сюжета (северная природа, небо, деревья)

  2. Композиция (выбор формата: вертикальный или горизонтальный, композиция должна быть соразмерная, уравновешенная;.не забудьте о линейной перспективе, а затем и о законах воздушной перспективы), рисунок 3.



  1. Рисунок: линии рисунка; горизонт; средний план - сопки, линия воды; первый план - силуэты деревьев, стволы, веточки, почва, камни, трава; детали рисунка), рисунок 4.

  1. Техника выполнения может быть смешанная. Давайте возьмем мелки, акварель.

  2. Контраст цвета.

  3. Колорит: выбираем время года, время суток, состояние природы; определяем построение, цвет, фон.

III.  Практическая работа.

  1. Смочить лист водой.

  2. Выбрать 2-3 цвета, покрыть небо (говорят, что самое красивое - северное небо).

  3. Выемка краски - светило, тучи.

  4. Воздух (голубая планета Земля).

  5. Добавить цвет (вода темнее, чем небо).

  6. Средний план (чем ближе предмет, тем теплее).

  7. Первый план - силуэты деревьев, стволы, большие ветви, средние, маленькие. веточки, внизу почва, растения.

Теплые тона: коричневый, светло-желтый, оранжевый, красный.

Холодные тона: фиолетовый, голубой, синий.

^ После выполнения рисунков выставка работ на доске. Учащиеся показывают свой рисунок и цитируют к нему строки из стихов Н.Рубцов (рисунок 5, 6, 7).

Слово учителя музыки

Почему многие стихи Н.Рубцова положены на музыку?

Благодаря музыке, звучащей в поэзии Н.Рубцова, к его стихам часто обращаются композиторы. На стихи Н.Рубцова написано много хороших песен. С одной из них мы сегодня познакомимся.

Звучит песня “Букет”, муз. Барыкина в исполнении автора.

Эта песня о самом прекрасном чувстве, которое окрыляет и вдохновляет человека - о любви.

Разучивание и исполнение песни.

Вывод

Как в ходе сегодняшнего урока мы доказали внутреннюю связь изобразительного искусства и литературы и даже музыки?

- ответы учащихся.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconУрок Мужества, посвященный 65-летию Великой Победы, 11 класс Автор:...
Моу «Антушевская средняя общеобразовательная школа» Белозерского муниципального района Вологодской области

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconОткрытый урок по икн в 6 классе в моу «Юркинская средняя общеобразовательная...
Открытый урок по икн в 6 классе в моу «Юркинская средняя общеобразовательная школа»

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconУрок изо 5 класс по теме «Сказочная гжель»
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков...

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconПояснительная записка к Учебному плану моу артинская средняя общеобразовательная...
Моу «Артинская средняя общеобразовательная школа №1» является образовательным учреждением с углублённым изучением математики, физики,...

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconМоу «Бродовская средняя общеобразовательная школа» 25 августа 2008 года
Моу «Бродовская средняя общеобразовательная школа» действует на основании Устава

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconАнализ учебно-воспитательной деятельности моу новиковская средняя...
Моу новиковская средняя общеобразовательная школа в 2012/2013 учебном году обучала и воспитывала 73 учащихся из 56 семей, живущих...

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Моу «Урмарская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г. Е. Егорова» Урмарского района Чувашской Республики

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconУрок русского языка. 4 класс. Умк «Школа России»
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32» г. Курска

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconУрок по теме : Милосердие и сострадание с. 42-45
Урок разработала: Зыкова Эльвира Викторовна, заместитель директора по воспитательной работе моу «Косолаповская средняя общеобразовательная...

Урок по изо: моу черкизовская средняя общеобразовательная школа iconОбразовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа...
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №11»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница