Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В




Скачать 76.75 Kb.
НазваниеБрейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В
Дата публикации15.04.2014
Размер76.75 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Брейн-ринг



Подготовил и провел:

учитель русского языка

и литературы Колгина Е.В.

Цель: расширить знания учащихся в области лексикологии, синтаксиса, пунктуации, морфологии;

развивать логическое и образное мышление учащихся;

воспитывать любовь к родному языку

Оборудование: плакаты с высказываниями о русском языке,

словари

Ход игры
1.Чтецы декламируют стихи.

Выучи русский язык

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, -

Выучи русский язык!
Он твой наставник великий, могучий,

Он переводчик, он проводник.

Если штурмуешь познания кручи –

Выучи русский язык!

Горького зоркость, бескрайность Толстого,

Пушкинской лирики чистый родник

Блещут зеркальностью русского слова.

Выучи русский язык!

(С.Абдулла, узбекский поэт)

2.Ведущий

В школе продолжается Неделя русского языка и литературы. Сегодня в нашем зале в игре «Брейн-ринг» встречаются сильнейшие представители 7-9 классов – знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры: Выучи русский язык!

Посмотрим, какая команда быстрее разгадает мудрые языковые загадки; в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
3.Игра-соревнование

1)Разминка

О каких знаках препинания идет речь?

Когда слова гремели и блистали,

Я в моде был, я был на пьедестале!

Однако время новое настало -

Оно меня и свергло с пьедестала.

(Восклицательный знак)

Что о себе сказать могу?

Согнула жизнь меня в дугу.

За свой характер я плачу –

За то, что много знать хочу.

(Вопросительный знак)

Известно миру с давних пор,

Что знак и я немаловажный

И не окончен разговор…

И начинает думать каждый.

(многоточие)

Он очень вежлив…

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь,

Он в слове «мать» и в слове «дочь»

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить…

(Многоточие)

2)Теория

-Какой знак препинания впервые был введен Н.М.Карамзиным? что означает сейчас этот знак препинания?

(Тире. Слово «тире» заимствовано из французского языка, тирет – «тянуть», что вполне соответствует форме знака)

-Как во времена М.В.Ломоносова называли восклицательный знак, черточку, скобки?

(Во времена Ломоносова восклицательный знак называли удивительным, черточку – единительным, а скобки – вместительным.)

-Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?

(Многоточие, тире, кавычки)

-Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением?

(Буква е)
3)Практика

-Составьте предложения, каждое слово которого должно начинаться на букву к (или п, о, н). (Катя купила книги Катаева, Каверина, Куприна. Прасковья Петровна пригласила Порфирия Павловича поужинать пирогами.

-Перечислите по порядку с помощью наречий пять дней недели, не называя ни числа, ни названия дня?(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

- Напишите под диктовку предложение, расставьте знаки препинания.

На углу, на террасе сидит Аввакум Кириллович и потчует ветчиной, винегретом коллежского асессора Фадея Аполлоновича.

^ Во время выполнения заданий командами учащиеся читают стихи, разыгрывают сценки.

Слово о словах.

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит,

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

(В.Солоухин)

4)Лексика

-Слово красный в древнерусском языке имело значение «красивый, нарядный, парадный, ласковый, добрый». Какое из этих значений оно имеет в следующих предложениях?

а)Пустил стрелу средний брат – полетела стрела к богатому купцу во двор и упала у красного крыльца.

б)Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек, чтобы пособили им ткать ковры.

в)Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл.
-Что означают выражения? Когда мы их употребляем?

Шиворот-навыворот

Спустя рукава

Точить лясы

(Шиворот-навыворот означает «совсем наоборот, наизнанку». Раньше это выражение связывалось с позорным наказанием. Преступника или пойманного вора одевали в вывороченную одежду. Шиворот на выворот означало «одежда, вывороченная наизнанку в наказание».

Спустя рукава означает «трудиться неохотно, небрежно». Раньше старинная русская одежда была с длинными, спускавшимися до земли рукавами. Поэтому во время работы приходилось подбирать их, засучивать. Отсюда и пошло выражение «работать спустя рукава, т.е. неохотно, небрежно».

Точить лясы – «весело и почти без пользы проводить время, вести шумную беседу». Раньше из осиновых плах резчики дерева (балясники) выделывали различные фигурные балясины или деревянные украшения для перил, балконных поручней, оконных рам. Работа эта нетрудная. Обтачивая дерево, балясники вели разговор или пели. Постепенно промысел балясников исчез, но память о них осталась в живой речи).
-Объясните смысл словосочетаний

^ Грамотный инженер – «обладающий знаниями в определенной области»

Грамотное сочинение – «не содержащее ошибок»

Грамотный чертеж – «выполненный со знанием дела»

Грамотный ученик – «умеющий правильно, без ошибок, писать и говорить»)
Мой дядя выяснял лет сорок

И все же выяснить не мог,

Как говорить вернее: творог,

А может, правильней – творог?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушки и в пирог…

А как спросить: «Почем творог?

А может, правильнее – творог?

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы, -

Сказав: «Прошу Вас получить

За полкило творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось!

Она распродата уже!»

Разрешить такую ситуацию может только орфоэпический словарь, где указано, что будет правильно произносит это слово и творог, и творог

^ 5)Закончить пословицы и поговорки. Отгадать загадки.

Весна красна цветами,…(а осень снопами)

Весною час упустишь -…(годом не наверстаешь)

Осень прикажет, а …(весна свое скажет)

Декабрь год кончает, а …(зиму начинает)

В зимний холод…(всякий молод)

Ни в марте воды,…(ни в апреле травы)

Лето припасает, а…(зима поедает)

Где в апреле река,…(там в июле лужица)

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а расскажет.

(Книга)

Стоит дом, кто в него войдет,

Тот ум приобретет.

(Школа)

Какая водица только для грамотного годится?

(Чернила, паста)

В школьной сумке я лежу,

Как ты учишься, скажу.

(Дневник)

Черные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд – сразу заговорят.

(Буквы)
6)Грамматика

-Являются ли однокоренными слова гимнаст, гимн, гимназист, гимнастерка?

- Определите, где предлоги, а где наречия?

1.Вокруг стояла тишина

2.Туристы расположились вокруг костра

3.Не мешай слушать, после расскажешь

4.После небольшого отдыха все запели.

(1 и 3 предложения – с наречиями. 2 и 4 – с предлогами)

- С числительными оба, обе составьте несколько предложений, которым рядом напишите в любом падеже одно из данных существительных: ясли, клещи, ножницы, щипцы

(составить такие предложения нельзя, так как имена числительные оба, обе не связываются с существительными, употребляющимися во множественном числе).
Инсценировка отрывка из рассказа «Овсянка» Н. Сладкова.

Встретились два друга: Сашка и Матвей. Сашка сказал:

- А у меня дома овсянка!

-Подумаешь, -сказал Матвей, - у меня дома тоже овсянка.

-Люблю я овсянку! – добавил Сашка. – И я люблю! – сказал Матвей.

- Она желтая, красивая, такая! – И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Сашка

-Да так. А еще хороша с маслом или сахарным песком.

- Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Сашка.

-Как это – про что? Про овсянку! – ответил Матвей

-Про какую овсянку?

-Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?

-И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

-Каша песни пела?! – изумился Матвей.

-Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Сашка и добавил: -Айда ко мне – мою овсянку слушать.

-Айда!-согласился Матвей.

-Потом ко мне – мою овсянку кушать!

И друзья побежали.
7)Занимательная

1.Как называются люди, живущие в Пскове, Уфе, Томске, Курске, Туле?

(Псковичи, уфимцы, томичи, куряне, туляки)

2.Вам приходилось не раз смотреть кинокартины, в названии которых встречаются имена числительные.

Победителем будет та команда, которая последней назовет кинокартину.
Инсценировка «Телефонный разговор»

-Вам звонит учительница…

-Не верю,- прервал Алексей Александрович и повесил трубку.

Через минуту снова звонок.

-Вам звонит преподавательница…

-Не верю!

В третий раз звонок:

-Товарищ Брянцев, Вам звонит преподавательница, ну почему Вы не верите?

-Потому что я не верю, чтобы так говорила учительница.

Человек всегда смешно выглядит, когда нарушает орфоэпические, грамматические и лексические нормы языка.
4.Подведение итогов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconВнеклассное мероприятие по русскому языку: «Лингвистика: вопросы...
Духнова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №7 Центрального района г. Волгограда

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconМетодическая разработка внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе «Брейн ринг»
Методическую разработку этого внеклассного мероприятия можно использовать при проведении недели русского языка и литературы

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconНеделя русской словесности. Подготовил и провел учитель русского языка и чтения Райш О. М
Неделя словесности в нашей школе проводится впервые. И хочется, чтобы это событие стало доброй традицией школы

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconВикторина «Берегите русский язык» для 8-9 классов
Брейн-ринг встречаются знатоки русского языка. Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка! Девиз нашей игры: Выучи...

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconРазвитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы
Выступление на межшкольном мо учителей русского языка и литературы подготовил Листопадский В. А

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconУрок подготовил и провёл учитель начальных классов мбоу «Гимназия...
Урок подготовил и провёл учитель начальных классов мбоу «Гимназия №1 г. Мытищи Московской области» Пронькина Елена Владимировна

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconБрейн – ринг. Игра по биологии в 6-7 классах. Учитель Миляева Надежда Михайловна. Цели
Цели: воспитывать интерес к биологии, к чтению дополнительной литературы, активизировать познавательную деятельность учащихся

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconВикторина «Брейн-ринг»
Николаева Татьяна Андреевна, учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconЛитературное образование сегодня
Зубарёва Н. П., учитель русского языка и литературы, учитель высшей квалификационной категории, руководитель районного методического...

Брейн-ринг Подготовил и провел: учитель русского языка и литературы Колгина Е. В iconСамоанализ работы учителя русского языка и литературы Эфендиева М. М
По профессии я учитель русского языка и литературы. Веду уроки русского языка и литературы в шестом, восьмом и десятом, одиннадцатом...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница