Урок 52 Тема: \Михаил Васильевич Ломоносов




Скачать 123.73 Kb.
НазваниеУрок 52 Тема: \Михаил Васильевич Ломоносов
Дата публикации13.04.2014
Размер123.73 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок 52

Тема: \Михаил Васильевич Ломоносов.

Цель: Способствовать формированию у детей представления о жизни и деятельности м. В. Ломоносова, развивать кругозор, умение делать выводы, коммуникативные возможности.

Воспитывать граждан отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М. В. Ломоносова.

Воспитывать гордость за великого соотечественника.

Задачи:

1.Раскрыть масштабность личности м. В. Ломоносова как сына отечества.

2.Представить энциклопедичность таланта м. В. Ломоносова.

3.П оказать актуальность и востребованность идей учёного в современном обществе.

Материал к уроку: презентация, настольные лампы для игры, карточки с вёрстами для игры

Ход урока

  1. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

О Ломоносове узнать.

  1. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная работа по карточкам:

Карточка 1.почему для России так важен был флот.

Карточка 2.рассказать о детстве Петра 1.

Карточка3.чем царь Пётр отличался от других европейских правителей?

Карточка 4.какие главные перемены произошли в России при Петре 1.

^ Игра «Домино»

Учитель заранее заготавливает 3 комплекта карточек:

1721 год

Город на Неве

Санкт-

Петербург

Главная улица Петербурга

Невский проспект

Самое высокое здание в россии в 17 веке.

Петропавловский собор

Построена в честь александра невского

Александро-невская лавра

Строительство петербурга начиналось

Петропавловская крепость

Празднование нового года

1 января

Первый музей

Кунсткамера

Первая русская газета

Ведомости

Дедушка русского флота

Ботик

Россия стала империей

(разрезать на прямоугольники по линиям.)

Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек «домино». Подводятся итоги игры.

^ 3.работа над новой темой.

(читает учитель)

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных,

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой.

Н. А. Некрасов. (слайд2)

Конечно эти слова можно отнести к великому русскому учённому- энциклопедисту Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский учённый- естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик; он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представления о строении материи,- многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики заложил основы науки о стекле. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета. Впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.

Петр первый дал такой сильный толчок развитию русского народа, что даже частые придворные перевороты, последовавшие после его смерти, не могли остановить прогресс. Потребность в образовании стала ощущаться все сильнее и сильнее. Образованные и ученые люди стали выходить не только из высших слоев общества, но и из низших. Самым лучшим доказательством этого служит появление Ломоносова, который будучи крестьянином, стал величайшим русским ученым, поэтом.

Обратимся к истории. (Рассказ ведут дети, опережающее домашнее задание. Рассказы детей учитель сопровождает показом слайдов)

1 ученик:

Детство Михаила Васильевича Ломоносова.

Родился он в 1711 году в деревне Мишанинской архангельской губернии.

В кадре вы видите деревню Мишанинскую и место, где стоял дом Ломоносовых. (слайд3, 4,)

Отец Василий Дорофеевич Ломоносов имел участок земли, которым владел на правах собственника. Человек он был умный, предприимчивый, первым из того края построил и оснастил по - европейски на реке двине -галиот - парусный корабль и другие суда. Совершал на них далекие морские походы, перевозил грузы и людей.

Мать Елена Ивановна умерла очень рано. По некоторым данным: отец в юности учился на священника, и в доме у них была неплохая библиотека.

Михайло рос крепким физически мальчиком и поэтому вскоре стал первым помощником по хозяйству в доме: ухаживал за скотиной, полол грядки и собирал урожай.

Когда мальчику исполнилось 10 лет, отец начал брать его с собой в море в качестве юнги, как тогда называли “зуйка”. Поездки с отцом закалили Михайла физически, обогатили разнообразными наблюдениями. Лучше всех о поморском ребёнке написал Борис Викторович Шергин; «вижу Михайлушку Ломоносова юнгой-зуйком на отцовском судне…двинская губа только что располонилась ото льда. Промысловые ладьи идут в море. Многоярусная «чайка» Ломоносовых обгоняет всех. Михайло стоит на корме и дразнит лодейщиков, протягивает им конец корабельного каната – нате, мол, на буксир возьму. Лодейщики сердятся, а Михайло шапкой машет; «до свиданья, дожидаться недосуг».суровая природа севера, частые бури, огромные ледяные глыбы, опасности во время плавания по морю производили на мальчика сильное впечатление, развивали в нём выносливость, смелость и любознательность. (слайд5)

Отец видел Михайла в будущем хорошим рыбаком, но судьба распорядилась иначе. Бог наградил Ломоносова необыкновенными способностями. В две зимы он отлично выучился грамоте; учил его сельский дьячок. Выпрошенные у соседа три мудрых книги6 славянская грамматика Смотрицкого, арифметика Магницкого и псалтырь, переложенный в стихи Симеоном Полоцким стали вратами учёности для юного Ломоносова. Вскоре он выучил их наизусть. В 14 лет юный помор довольно сносно писал. В это время его постигло тяжёлое горе: он лишился матери. Отец женился второй раз. Мачеха оказалась сварливой и злой женщиной. Но больше всего она ненавидела любовь Ломоносова к книгам. (слайд6

Страстно желая учиться, Ломоносов принял решение уехать в далёкую Москву. Просить об этом отца – нечего было и думать. Тогда ломоносов решил покинуть дом, он тайком от отца выхлопотал себе паспорт,

Выпросил у знакомого крестьянина китайский полукафтан и три рубля денег. Ночью, тайком он бежал из дому. Пустился догонять рыбный обоз ещё утром ушедший в Москву. Через три дня ему удалось догнать обоз. И вслед за обозам пешком, через три недели Ломоносов прибыл в Москву.

(слайд7)

2 ученик

Неприветливо встретила Москва молодого крестьянина, жаждавшего знаний. У Ломоносова не было здесь ни родных , ни знакомых, а в кармане ни копейки. Первую ночь он провёл в санях под открытым небом. Но на другой день он встретил земляка, который взял его к себе и обещал определить в школу при монастыре. Это было устроено. Ломоносова, несмотря на его взрослые лета, определили в самый низший класс, так как он не знал латинского языка. Ломоносов с жаром принялся за учение, через полгода он был переведён в следующий класс. За пять лет он прошёл курс всей школы, и выучился латинскому и греческому языкам. Но это стоило ему больших страданий и лишений. Он терпел большую нужду: школа выдавала только 90 копеек в месяц или по алтыну в день, чего едва хватало на хлеб и на квас.

(слайды8, 9)

Школьники, малые ребята смеялись и пальцами указывали на него: смотрите-де, какой болван в 20 лет пришёл латыни учиться Михаил Васильевич преодолел всё. Но вот уже и московская школа не удовлетворяет его, он просится в киев, где, по его слухам, учили лучше и больше. С котомкой за плечами и с палкой в руках прибыл учёный крестьянин в древнюю столицу России. Здесь действительно нашёл много книг и с жадностью прочитал их все. После киевской академии ломоносов явился в Москву. Как раз в это время из академии наук пришло в Москву требование прислать в Петербург 20 учеников Заиконоспасского училища. Отправили только 12, так как больше не нашлось. Среди них лучшим был Ломоносов.

(слайд 10)

Скоро он с двумя товарищами был отправлен за границу. Более трёх лет неустанно трудился Ломоносов, и труды его не пропали даром. Он скоро овладел немецким и французским языками и с жаром предался наукам. Теперь то он мог вполне утолить жажду к знаниям. В упорном труде он видел свой долг. За границей прожил он около четырёх лет и всё это время неустанно работал. Профессора удивлялись его трудолюбию, его успехам и дарованиям. Он скоро выучил немецкий и французский языки, многие другие науки, стал самым образованным человеком России.

(слайд 11)

Свои стихи Ломоносов прислал в академию. Здесь все были поражены лёгкостью и звучностью слога, стихи читали в городе и при дворе императрице. С тех пор пошла слава о рыбаке Ломоносове как о лучшем поэте России.

Физминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся

(туловище влево, вправо).

Больше спать не захотел

(туловище вперёд, назад),

Шевельнулся, потянулся

(руки вверх, потянулись),

Взвился вверх и полетел

Солнце утром лишь проснётся,

Бабушка кружит и вьётся

(покружиться)

(

^ Сообщения учащихся об основных научных открытиях Михаила Васильевича Ломоносова.

1 ученик: Открытия в области литературы, поэзии:

А) разработал правила грамматики русского языка, составил книгу “российская грамматика”;

Б) выпустил “риторику”;

В) в1751 году вышел “сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова”.

Науки юношей питают,
Отраду старцам подают,
В счастливой жизни украшают,
в несчастный случай берегут.
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде…

2ученик: Открытия в области физики:

А) открыл закон сохранения материи;

Б) сконструировал термометр;

В)изобрел “ночезрительную трубу”, предшественницу современных приборов для ночных наблюдений

^ 3 ученик: Открытия в области химии:

А) открыл первую в России химическую лабораторию;

Б) составил рецепт для приготовления фарфоровых масс;

В) разработал принципы новой науки “физической химии”.

^ 4 ученик: Открытия в области астрономии:

А) открыл атмосферу на Венере;

Б) построил телескоп.

5ученик: Открытия в области географии: (слайд12)

А) составил “полярную карту”;

Б) разработал приборы для морского кораблевождения;

В) доказал возможность северного морского пути в индию.

^ 6 ученик: Открытия в области геологии: (слайд13, 14)

А) теория о возникновении металлов и минералов;

Б) “ о причине землетрясений”.

7. Ученик: Открытия в области истории: (слайд15)

А) закончен 1-ый том российской истории.

Б) составил “краткий летописец с родословием”.

^ 8. Ученик: Ломоносов – просветитель: (слайд 16)

А) написал статью о должности журналистов;

Б) составил проект учреждения московского университета;

В) получил в заведование академическую гимназию и академический университет.

^ 9 ученик: Ломоносов – художник: (слайд 17,18)

А) открыл секрет изготовления смальты для мозаичных картин;

Б) изготовил 40 мозаичных картин; в том числе “ полтавскую битву”;

В) избран почетным членом петербургской академии художеств.

^ Учитель: итак, в каких областях знаний ломоносовым были сделаны открытия?

За высочайшие заслуги м. В. Ломоносова перед Россией учреждена золотая медаль им .М. В. Ломоносова, которая вручается российским или иностранным ученым за выдающиеся научные работы.

  1. ^ Закрепление изученного.

(игра)

А сейчас ,ребята, мы с вами попробуем пройти по пути , который прошел пешком Михайло Ломоносов. Поможет нам совершить путешествие карта «Путь Ломоносова из Холмогор в Москву» с указанием остановок по пути следования, где нас ждут интересные задания. (слайд )

Правила игры:

1.класс делится на две команды (Лодейщики и Поморы);.

2.задаётся вопрос, команда обсуждает, как только будет готова дать ответ, зажигает свет настольной лампы;

3. за правильный ответ – карточка 100 вёрст;

4. если команда не знает ответ или даёт неправильный ответ – ход переходит другой команде;

5. команда, которая больше наберёт вёрст –победитель,

6. призовой фонд – орден знатоков жизни и творчества М. В. Ломоносова.

Итак в путь!

^ 1 остановка – Сийский монастырь.

(слайд 19 )

Кто быстрее найдёт портрет М. В. Ломоносова ?

(слайд 20 )

2-остановка – г. Емецк.

Детство М. Ломоносова.

Ответить на вопросы.

* Где родился М. Ломоносов? (д. Мишанинская)

* Кем был отец М. Ломоносова? (рыбаком)

*Во сколько лет Михайло лишился матери? (9 лет)

*Кого называл М. Ломоносов «закоренелою во злобе бабой»

(мачеху)

^ 3 остановка – Усть-Вага.

Юность М. Ломоносова.

Исправить ошибки, (слайд 21 )

В декабре 1730 года вышел Михайло из дому и побежал догонять поезд, который ещё утром отправился в Москву. С собой у него было 3 тысячи рублей, взятых взаймы у соседа Фомы Шубного, да две книги – математика и букварь. М. Ломоносов называл их «вратами своей учёности» поезд он догнал через три недели. Добирался до Москвы месяц.

(обоз с мороженной рыбой, 3 рубля, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, обоз, 3 дня, 3 недели).

^ 4-остановка – г. Шенкурск.

Ломоносов – великовозрастный ученик.

Закончить предложение. (слайд 22)

*В Московской академии Ломоносов учился…(5 лет).

*Каждый день он получал жалование…(3 копейки)

В течение первого года обучения в академии он закончил…(3 класса)

^ 5 остановка – город Вельск.

Ломоносов – наш первый университет.

Так сказал о нём А. С. Пушкин. Своими трудами и творчеством Ломоносов оправдывает слова Пушкина.

А какой университет основал М. В. Ломоносов? (Московский университет) (слайд 23 )

^ 6 остановка – г.Вологда.

Ребусы.

*Отгадать науки, в которых М. Ломоносов совершил открытия.

(слайд 24 )

(мозаика, астрономия)

*В каких ещё науках прославился М. В. Ломоносов? (история, механика, поэзия, физика, русский язык, география, риторика).

^ 7. остановка – Данилов.

Научные приборы и инструменты , созданные Ломоносовым.

(показываю изображения микроскопа, громовой машины, глобуса, воздушного насоса, - дети показывают) (слайд 25)

^ 8 остановка –г. Ярославль.

Ломоносов – мозаик.

Чёрный ящик (слайд 26 )

Угадать, что лежит в чёрном ящике? Это предмет из которого Ломоносов делал мозаику.

(цветные стёкла – смальты) (слайд 27 )

9 остановка – г. Переяславль.

Ломоносов первый поэт России. (слайд28 )

Среди букв спрятались слова – ответы на вопросы. Найди их.

*Какую область науки назвал М. В. Ломоносов «своей утехой»?

(стихотворство)

*произведений каких жанров больше в литературном творчестве у Ломоносова? (стихотворения, оды)

Мяустихотворстворелстихотворениябаодыпа

^ 10) остановка – г. Ростов.

Семья Ломоносова.

*Сколько детей было у Ломоносова? ( 1-дочь)

*Как звали его дочь? (Елена)

*Какое женское имя передавалось у Ломоносовых из поколения в поколение? (Елена)

^ 11 остановка – г. Загорск.

Ломоносов первооткрыватель.

*назовите открытия М.В. Ломоносова.

(Он открыл атмосферу на планете Земля)

Что организовал М. В. Ломоносов?

(Первую химическую лабораторию, фабрику цветного стекла).

^ 12. остановка – г. Москва.

*Почему А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»?

(Он внёс большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры. Сам был первым русским учёным.)

*За какие заслуги в наше время присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова?

(Российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук.)

Вот и закончилось наше путешествие. Пора подводить итог.

Посчитайте, сколько вёрст набрала каждая команда. Команда – победительница. Награждение.

Успехов вам в познании творчества великого сына земли северной! (слайд 29, 30, 31, 32)

5.Коментирование и выставление оценок учащимся за урок.

6.Домашнее задание:

Стр. 101-104.

Ответить на вопросы стр.104.

Опережающее домашнее задание двум ученикам , приготовить сообщения с презентациями о А. В. Суворове (1 ученик), О Ф. Ф. Ушакове (2 ученик).

7.Итог урока. Рефлексия.

Ребята, вам всем спасибо за урок. С вами было очень интересно работать.








Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов iconМихаил Васильевич Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов. «Вечернее размышление о Божием величестве при слу­чае великого северного сияния», «Ода на день восшествия...

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов iconУрок литературы Тема: «Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество»
Методы обучения: наглядные (использование икт), словесные, исследование языкового материала, практические

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов iconМихаил Васильевич Ломоносов(1711-1765) первый русский учёный, энциклопедист,...
Ломоносов был также и поэтом, один из основоположников силлабо-тонического стихотворения. Он изучал латинский язык, политику, риторику,...

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов icon«От Холмогор до Москвы»
Михаил Васильевич Ломоносов, человек, опередивший свое время. Неслучайно именно в этот день в школе прошел праздник, посвященный...

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов iconПрезентация альбома «Михаил Васильевич Ломоносов. К 300-летию со дня рождения»
Открытие выставки «85. Автобус и его история» (Выставочный зал Иоанновского равелина Петропавловской крепости). Подробности – в разделе...

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов iconВ. П. Васильев, М. А. Панкин
Где-то близко к Михайлову дню (19 ноября) родился наш великий энциклопедист-универсалист Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)....

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов iconМихаил васильевич ломоносов (К 300-летию со дня рождения посвящается)
«Архангельский мужик», пришедший из деревенской глуши, навсегда устранил предрассудок о том, что если и можно искать науку и искусство...

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов iconКонкурс красноречия (30 с ): Михаил Васильевич Ломоносов. Расскажите,...
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов icon«Такие разные уроки» Выпуск 1 Нижний Новгород 2010 Оглавление
Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что...

Урок 52 Тема: \\Михаил Васильевич Ломоносов iconУрок чтения и развития речи на тему «Ветер»
Я хочу представить урок чтения и развития речи на тему «Ветер» Михаил Васильевич Исаковский проведенный в Цивильской специальной...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница