Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества




Скачать 113.69 Kb.
НазваниеУрок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества
Дата публикации13.04.2014
Размер113.69 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Городской отдел образования

Кировского городского совета

Донецкой области



«Ломоносов – сын своего отечества»

Подготовила

Учитель русского языка и литературы

Шабалина Г.В. 2012 год

Урок по литературе в 9 классе
Ломоносов- сын своего отечества
Цель: показать многообразие личности М.В.Ломоносова

Задачи: изучить факты биографии М.В.Ломоносова, развивать интерес к его литературному творчеству, воспитывать чувство патриотизма на примере жизни Ломоносова

Предполагаемые результаты:

ознакомление с вкладом Ломоносова в разные области наук;

изучение «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны»;

показать, что дела и мысли ученого служили России

Оборудование: тексты оды М.В.Ломоносова «На день восшествия на престол Елизаветы Петровны», компьютер, презентация, стих-лото, «зашифрованная записка», «черный ящик», изображение медали Ломоносова, листки для самооценки.
Форма урока

урок – заседание ученого совета (деловая игра) с активными методами обучения и применением КТ
Комментарий

Учащиеся заранее делятся на группы или получают индивидуальные задания по теме «Ломоносов - ученый». Роль председателя ученого совета берет на себя учитель. Эпиграф

Восстави и ходи, Россия,

отрясни свои сомнения, и

страхи, и радости и надежды

исполненная, ликуй,

возвышайся!

М.В.Ломоносов
Ход урока

I Организационный момент (листок самооценки)

1 Мотивация

а) отрывок из м/ф «Прометей». Слайд из презентации 2
б) сопоставьте (слайд 3)


1




Ломоносов М. В.




1


Живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, литератор,музыкант



2

Омар Хайям

2

Историк, физик, механик, химик, художник, астроном, стихотворец, географ

3

Леонардо да Винчи

3

Философ, математик, астроном, поэт

2Объявление темы, задач, предполагаемых результатов
II Итак, сегодня мы проводим расширенное заседание ученого совета, главным вопросом которого является определение области знания, в которой наш кандидат на соискание звания «Титан» М.В. Ломоносов, проявив необычайную широту и разносторонность дарований, достиг наибольших ученых вершин.

1.Преставление кандидата проходит в ходе представления заполненной анкеты (дом. задание) Слайд 4, слайд 5,слайд 6
Дата рождения------------------ 19 ноября 1711 года

Место рождения----------------- деревня Денисовка, Архангельской

губернии

Социальное положение---------- из крестьян

Родители ---------------- отец, Василий Дорофеевич, рыбак

Мать, Елена Ивановна, умерла, когда

Л. было 9 лет

Образование-------------------- церковно-приходская школа,

Славяно-греко-латинская академия г.

Москва, Петербургская академия,

Германия(г.Марбург)

Место работы---------------- Петербургская Академия наук
Должность-------------------- адъюкт, профессор химии

Семейное положение--------- жена Елизавета Цильх

Дети-------------------------------- Дочь Елена

Дополнительные сведения-------- знал 11 языков, на 20 читал



2.Обсуждение-спор

Выступление ученых, представляющих естественные дисциплины.

Слово предоставляется доктору химических наук, профессору -------

(заслуги Ломоносова в области химии:(1748- хим. лаборатория(Слайд 7), закон сохранения массы веществ, дал атомно-молекулярное представление о строении вещества, физическая химия, разработал технологию цветного стекла, рецепт мозаичной смальты на бисерной и мозаичной фабриках, ввел количественный и качественный анализ, взвешивание осадка)
Физика ( закон сохранения материи и энергии, исследование атмосферного электричества, учение о природе газа и света) (Слайд 8) Л.предлагал ввести рисование как предмет в школу.

География (основоположник российской географии, попытка описания страны, обоснование целесообразности освоения Северного морского пути, руководство по созданию «Российского атласа»)

Минералогия - большое количество анализа горных пород)

У нас присутствует знаменитый звездочет, астроном ----, ему слово

(1861г-открытие атмосферы у Венеры)

Присутствующие механики хотят продемонстрировать приборы, которые изобрел Ломоносов (химические весы, термометр, телескоп «ночезрительная труба», финифтяная печь) Слайд из презентации 9

Есть работы Л. в области метереологии, алгебры и геометрии, философии, педагогики.

Выступление ученых гуманитарных наук.

История – исторический труд «Древняя Российская история»Слайд 10

Искусствоведение – Л. создал 40 мозаичных картин. Слайд 11

Языкознание - провел реформу русского литературного языка, очистив его от засорения иностранными и церковно-славянскими словами, положил начало новой системе стихосложения, учение о «Трех штилях» в книге « О пользе книг церковных» 1757.Благодаря Л., вошли в обиход и применяются до настоящего времени слова земная ось ,удельный вес, горизонт. Атмосфера, экватор, градус, равновесие сил, магнитная стрелка и др

Написал «Риторику» и «Российскую грамматику»

3Учитель

-Мы получили зашифрованное письмо. Не могли бы ваши шифровальщики помочь нам его прочесть.

Текст записки

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он ее тащить, а вытащить не может тогда бабка с внучкой объявили ему импичмент.«Мы,- говорят,- электорат, и раз у тебя нет сил, будет у нас суверенитет. Проведем референдум, потом маркетинг и будет у нас новый спонсор. Так что, дед, готовься к приватизации, если хочешь с нами жить. Мы люди не злые, можешь делать инвестиции в наше производство. Вот такая у нас демократия!»

Словарь

Импичмент-недоверие

Электорат-народ

Суверенитет-самостоятельность

Референдум-выборы

Спонсор-меценат

Приватизация-перераспределение, раздел имущества

Инвестиции-вложения

Демократия-власть народа

Маркетинг-изучение спроса

Литература (заполнение на доске опорной схемы) – Развил в отечественной литературе классицизм. Жанры: оды – любимый жанр (определение жанра оды,33-похвальные, 12духовных); трагедии-2;лирические и сатирические стихотворения; басни; пародии; эпиграммы. Вслед за Тредиаковским занимался реформой стихосложения, доказав, что русскому языку свойственно именно силлабо-тоническое стихосложение. Л. ввел четырехстопный ямб. Переводил древнегреческую литературу, труды своего учителя Вольфа. Он великий педагог и организатор, создатель Московского университета.Слайд 12,13
^

Литературная игра


М.В. Ломоносов был не только великим ученым, но и выдающимся поэтом, который из тяжеловесного речения превратил стих в повествование, возвышающее чувства и воображение.

Но поэзия 18 века очень далека от нас, и поэтому при её чтении возникают определенные трудности. Значения некоторых слов нам уже непонятны, так как эти слова являются устаревшими.

1. Поднимите шуицу. Слайд 14,15

Шуица - левая рука.

2. Присный - это:

а) родной; б) вкусный; в) несоленый

а)Присный - родной, близкий.

3. Сколько копеек в полушке?

а) 10; в) 1/2; в) 1/4.

В)Полушка - четверть копейки.

4. Можно ли употреблять ядь в свежем виде?

а) да; б) нет.

А)Ядь - пища.

5. Пращур - это:

а) динозавр; б) отец прапрадеда или прапрабабки; в) название болезни.

Б)Пращур - предок, отец прапрадеда, прапрабабки.

6. Какого цвета бывают ланиты?

а) красные; б) зеленые; в) синие.

А)Ланиты - щеки.

7. Сколько раз в год крестьяне орали?

а) один; б) два; в) сто раз.

А)Орать (орати) - пахать.

8. Можно ли носить кольцо с аспидом?

а) да; б) нет.

Б)Аспид - ядовитая змея.

9. Из чего делают убрус?

а) из ткани; б) из дерева; в) из теста.

А)Убрус - повязка, платок, полотенце.
4. Учитель

В XVIII веке классицизм в России получает наиболее полное и широкое развитие именно в трудах Ломоносова. На примере оды «На день восшествия на престол императрицы Елизаветы» покажите особенности русского классицизма. Кроме того до нас дошел отрывок из данного произведения с погрешностями при печатании. Помогите восстановить текст. (Предлагается
^

отрывок «Науки юношей питают…», в котором перепутаны строчки.)


(примерный ответ) Слайд 16

1)Русский классицизм

а) подняты темы из русской действительности ( прекращение войны со шведами, прославление Петра, картины державы, тема науки)

б) Поэт горит желанием отдать все силы родине, содействовать ее процветанию
2)^ На примере доказать, что это жанр оды

Герои.

Высокий стиль

ПОДСКАЗКА


1 группа речений

Общие для русск. и славянского языка

Рука, слава, ныне

2 группа речений

церковнославянские

Дщерь,токмо,сие

3 группа речений

Русские(нет в церк. книгах)

Пока, лишь

Высокой «штиль» 1+2 группа Оды, поэмы,

Ораторские речи

Средний «штиль» 1+3 группа трагедии, ист. со

чинения, элегии,

сатиры

письма, комедии,

Низкий «штиль» 3 группа песни, эпиграмм.

У Л.нередко встречаются пышные аллегории (изображение отвлеченного понятия через конкретный образ)

в полях кровавых Марс страшился

Свой меч в Петровых зря руках

И с трепетом Нептун дивился

Взирая на российский флаг

Торжественный язык, риторические восклицания.смелые метафоры

Характеристика Елизаветы. Цитаты.

«дух ее зефира тише», «зрак прекраснее рая», «кроткий глас», «на престол взвела собою доброт твоих прекрасный лик», «твои щедроты ободряют», «щедроты отчи превышает», «что щедростью твоей цветет», «спешит сказать о щедрости твоей», «милости источник»

Какое слово доминирует? Почему Л. о только вступившей на престол Елизавете так отзывается?
в) Чтение наизусть
восстановленного отрывка



5Внимание на монитор. Прочитайте ключевые слова к уроку и восстановите по памяти. Слайд 17

Ученый –энциклопедист, реформатор, теория «трех штилей», ода, силлабо-тоническая система стихосложения, многожанровость, русский классицизм, поэт –гражданин, четырехстопный ямб

6Учитель

Когда Л. учился в академии, ученику допускавшему ошибку, вешали письменный отличительный знак - каркулюс. Студент носил его до тех пор, пока не замечал допущенную ошибку у товарища. Перед вами «черный ящик». Как вы думаете, что в нем? Нет, это медаль Ломоносова, которая учреждена с 1956 года. Ею ежегодно награждается один россиянин и один иностранец. Какие есть предложения по определению основной области знания в научной деятельности М.В.Ломоносов?

Вывод: Слайд 18

Л.В.Ломоносов – великий ум, разносторонний талант. И все это он отдал своему народу, поэтому ученый совет единогласно? утверждает М.В.Ломоносов – сын своего отечества. Чтение эпиграфа.

Домашнее задание

отрывок из оды наизусть

Листок самооценки

Вид работы

Количество балов

1Сопоставьте

2Социальный паспорт

3Работа в группе

4Работа по оде

5Ключевые слова

6Литературная

игра

7Дополнительный
бал за активность

ИТОГО

1б ( не полностью)




8слов

4 слова
1-5сл

6-9сл





2б, если выступали

2б, если выступали

2б макс.









Группа ученых естественных наук

Заслуги Ломоносова в области химии:(1748- хим. лаборатория, закон сохранения массы веществ, дал атомно-молекулярное представление о строении вещества, физическая химия, разработал технологию цветного стекла, рецепт мозаичной смальты на бисерной и мозаичной фабриках, ввел количественный и качественный анализ, взвешивание осадка)
^ Физика ( закон сохранения материи и энергии, исследование атмосферного электричества, учение о природе газа и света)

География(основоположник российской географии, попытка описания страны, обоснование целесообразности освоения Северного морского пути, руководство по созданию «Российского атласа»)

Минералогия - большое количество анализа горных пород)

Астрономия

(1861г-открытие атмосферы у Венеры)

Присутствующие механики хотят продемонстрировать приборы, которые изобрел Ломоносов (химические весы, термометр, телескоп «ночезрительная труба», финифтяная печь) Слайд из презентации


Группа ученых гуманитарных наук

История – исторический труд «Древняя Российская история»Слайд

Искусствовед – Л. создал 40 мозаичных картин. Слайд

Языкознание - провел реформу русского литературного языка, очистив его от засорения иностранными и церковно-славянскими словами, положил начало новой системе стихосложения, учение о «Трех штилях» в книге « О пользе книг церковных» 1757.Благодаря Л., вошли в обиход и применяются до настоящего времени слова земная ось ,удельный вес, горизонт. Атмосфера, экватор, градус, равновесие сил, магнитная стрелка и др

Написал «Риторику» или «Российскую грамматику»

Литература –Развил русский классицизм. Жанры: оды – любимый жанр (33-похвальные, 12духовных); трагедии-2;лирические и сатирические стихотворения; басни; пародии; эпиграммы. Реформа стихосложения. Четырехстопный ямб. Переводил древнегреческую литературу, труды своего учителя Вольфа. Л- педагог и организатор, создатель Московского университета.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал он ее тащить, а вытащить не может тогда бабка с внучкой объявили ему импичмент. «Мы, говорят, электорат, и раз у тебя нет сил, будет у нас суверенитет. Проведем референдум, потом маркетинг и будет у нас новый спонсор. Так что, дед, готовься к приватизации, если хочешь с нами жить. Мы люди не злые, можешь делать инвестиции в наше производство. Вот такая у нас демократия!»

Словарь

Импичмент-недоверие

Электорат-народ

Суверенитет-самостоятельность

Референдум-выборы

Спонсор-меценат

Приватизация-перераспределение, раздел имущества

Инвестиции-вложения

Демократия-власть народа

Маркетинг-изучение спроса

СТИХ-ЛОТО

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха.

Науки пользуют везде-

Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,

В покое сладки и в труде.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconКрай, в котором мы живем. Урок истории «Дела давно минувших дней»
Цель урока: учиться понимать и оценивать взаимосвязь исторических событий с героями своего Отечества, своего родного края

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconЗанятия : Михайло Ломоносов
...

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconПоложение о муниципальном этапе краеведческой конференции учащихся...
«Отечества достойный сын», посвященной 200-летию со дня рождения Г. И. Невельского

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества (2013/14...
Название работы: интегрированный урок в 7 классе «М. В. Ломоносов. Научные истины в поэтической форме»

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconЗадачи: Формировать умение выразительно читать стихи, раскрепощённо...
Способствовать формированию знаний истории своего Отечества, развитию кругозора

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconЛитературная композиция ко дню защитника Отечества
Цели: формировать чувство патриотизма, любви к Родине, способствовать формированию у учащихся потребности и желания стать достойными...

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconУрок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Открытый урок по литературе в 10 классе по произведению И. С. Тургенева «Отцы и дети» учителя русского языка и литературы Терентьевой...

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconУрок по литературе в 10-м классе по Л. Н. Толстому "Лев Николаевич Толстой "
Урок по литературе в 10-м классе по Л. Н. Толстому "Лев Николаевич Толстой "Волна" и "Нерв великого народа"

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconТематическое планирование класс
М. В. Ломоносов. Обзор творчества. Ломоносов – реформатор языка и стихотворной речи

Урок по литературе в 9 классе Ломоносов- сын своего отечества iconПлан конспект урока по информатике и литературе в 5,6 классе с применением...
Учит. Ивт сегодня у нас необычный урок. Бинарный урок – нестандартная форма обучения по реализации межпредметных связей, урок ведут...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница