Скачать 50.75 Kb.
|
Содержание С. Есенин |
Урок русского языка в VII классе. Тема урока: Урок решения правописательных задач. Путешествие по страницам книги «Свет-береза». Цели урока: развивать и совершенствовать навыки грамотного письма с использованием изученных алгоритмов; навыки всех видов грамматического разбора; на материалах о березе – символе России воспитывать патриотизм, уважение к культуре страны, бережное отношение к природе. Ход урока.
Урок решения правописательных задач – урок комплексного повторения изученного материала. Тему узнаете, разгадав загадку в предложении для домашнего разбора.
Стоит дерево5 цветом зелено: в 3 этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье 1, 2 , а четвертое – жаждущим родник4. (Старинная поэтическая загадка). (Угодье – польза, выгода). Как вы ее понимаете? Отгадка: береза.
Березка мила душе русского человека. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. О ней наш сегодняшний урок. Словарная работа. Берёза, берёста, белизна, солдат, березняк, мороз, проталина, черемуха, колодец, печаль.
Бе-ре-за – [б’ир’оза] и т.д.
Еще одна версия в словаре В.И.Даля:
Ее б…рез (не) забывайте… (Кс.Некрасова)
-Весь в березах разъезд Березит. Беспредельно чиста и ясна, За окошком вагона скользит Белизна, белизна, белизна. Л.Кондырев.
Над Ворсклою оробелою Березка стоит над кручею. Ты, сын мой, бересту белую, Как бинт, на стволе раскручиваешь. А кожа березки гладкая, Не жжет она и не колется, Спокойная и податливая, Она свивается кольцами. А руки твои упорные, А губы твои довольные. Стоит березка покорная. А знаешь ли ты, что больно ей? Что под розоватой полоскою, Под каждой содранной кожицей Колотится, сын, колотится Тревожное сердце березкино?
Береза-березка, березовый, Березит, березкино, березняк, березонька.
Легенда В.Максимов Мне мать поведала когда-то: В селе красавица жила… Убили на войне солдата – Ей похоронная пришла. И с этой самой похоронной Из дома выбежав, Бела Она березой стала тонкой И в лес березовый ушла. Не веря выдумке нисколько, Мне не избавиться никак От повести печально-горькой, Когда приду я в березняк, Где, спотыкаясь то и дело, Брожу до самого темна: Ну кто же, Кто ж средь них, средь белых, С душою женщины – Она?
Найдите «чужака».
С ветру не шатайся, Как люблю я, Парень, догадайся! С.Дрожжин.
- Какое предложение помогает автору передать свои впечатления? (сложное, СПП).
[, (где 4а), (4а), (где 4а), (где 4а),-4а],[4а]
А.С. Пушкин. Еще дуют холодные ветры И наносят утренние морозы, Только что на проталинах весенних Показались ранние цветочки; Как из чудного царства воскового, Из душистой келейки медовой Вылетала первая пчелка, Полетела по ранним цветочкам О красной весне поразведать, Скоро ль будет гостья дорогая, Скоро ль луга позеленеют, Скоро ль у кудрявой у березы Распустятся клейкие листочки, Зацветет черемуха душиста.
В.Боков Не руби березы белой, Не губи души лесной, Не губи и зла не делай, А особенно весной. Не губи, не тронь березы, Обойдись с ней по-людски, А иначе брызнут слезы, Сам засохнешь от тоски… Н.Рыленков Тебе перелесок весенний мил, Повитый зеленым дымом. А ты хоть одно деревце посадил В краю, что зовешь родимым? Ты вздрогнешь, увидев срубленный ствол, На памятном перекрестке. А сам ты удар топора отвел Хоть от одной березки?…
…А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Б…резы (р,Р)осси… (о/а)зарили творческим вдохновением едва(ли) н… кажд… русск… писателя.
(Предложения записаны на доске)
И печаль, и радость, и любовь моя. П.Кудрявцев
Вот такая книга-песня о березе, страницы которой заставляют радоваться и печалиться, сострадать и думать. Говоря о березе, мы говорили о … жизни в самых разных ее проявлениях. На дом: сочинение-миниатюра «Моя береза». -Есть у тебя своя береза? Если нет –хочешь посадить? Где? Почему? |
![]() | Конспект интегрированного урока русского языка с элементами театрализации в 1 классе | ![]() | Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г.... |
![]() | На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся» | ![]() | Цели урока: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения |
![]() | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на | ![]() | Цель урока: ознакомление с особенностями написания в словах сочетаний чн, чк и их произношением |
![]() | Познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов | ![]() | Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок чтения и русского языка. На уроке мы познакомимся с творчеством замечательного поэта Кайсына... |
![]() | Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского... | ![]() | Обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения склонения имен прилагательных |