Урок русского языка в VII классе. Тема урока




Скачать 50.75 Kb.
НазваниеУрок русского языка в VII классе. Тема урока
Дата публикации12.04.2014
Размер50.75 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в VII классе.
Тема урока: Урок решения правописательных задач. Путешествие по

страницам книги «Свет-береза».
Цели урока: развивать и совершенствовать навыки грамотного письма с

использованием изученных алгоритмов; навыки всех видов грамматического разбора; на материалах о березе – символе России воспитывать патриотизм, уважение к культуре страны, бережное отношение к природе.
Ход урока.


  1. Вступительное слово учителя.

Урок решения правописательных задач – урок комплексного повторения изученного материала. Тему узнаете, разгадав загадку в предложении для домашнего разбора.

  1. Проверка домашнего задания.

Стоит дерево5 цветом зелено: в 3 этом дереве четыре угодья: первое – больным на здоровье, второе – свет от тьмы да тепло от стужи, третье – дряхлым пеленанье 1, 2 , а четвертое – жаждущим родник4. (Старинная поэтическая загадка). (Угодье – польза, выгода).

Как вы ее понимаете?

Отгадка: береза.

  1. Известно, что березы растут во многих странах мира, но ни в одной из них к этим стройным белоствольным деревьям не относятся с таким теплом, с такой любовью, как в России.

Березка мила душе русского человека. О ней пишут стихи, песни, сказки, загадки. О ней наш сегодняшний урок.

Словарная работа.

Берёза, берёста, белизна, солдат, березняк, мороз, проталина, черемуха, колодец, печаль.

  1. Скандирование хоровое:

Бе-ре-за – [б’ир’оза] и т.д.

  1. Игра «Верни слово!».

  2. У доски 3 учащихся: 1 диктует, 2 записывают слова данного набора. Класс проверяет.

  1. Разминка.

  1. Наш урок – путешествие по страницам книги «Свет-береза».

  • Как вы понимаете название?

  • Объясните постановку дефиса.

Еще одна версия в словаре В.И.Даля:

  • Свет, светик мой, свет очей моих, милый, любезный, ненаглядный, сердечный, болезный, желанный. Свет мой, свет-цветочек, свет-батюшка, свет мой зеркальце...

  1. В книге 3 раздела: (на доске)

  • «Хр…ните Родину м…ю!…

Ее б…рез (не) забывайте…

(Кс.Некрасова)

  • Устно решите задачи, вставьте пропущенные буквы

  • Какое это предложение по цели высказывания?

  • «Похожи на русских солдаток березы военной поры…»

  • «Не руби березы белой…»

  • Какое это предложение по цели высказывания?

  • Как вы думаете, какие произведения, о чем собраны в этом разделе?

  1. Собери родственников слова «береза», прослушав стихи в исполнении ребят (письменно).

-Весь в березах разъезд Березит.

Беспредельно чиста и ясна,

За окошком вагона скользит

Белизна, белизна, белизна.

Л.Кондырев.

  • Березка

Над Ворсклою оробелою

Березка стоит над кручею.

Ты, сын мой, бересту белую,

Как бинт, на стволе раскручиваешь.

А кожа березки гладкая,

Не жжет она и не колется,

Спокойная и податливая,

Она свивается кольцами.

А руки твои упорные,

А губы твои довольные.

Стоит березка покорная.
А знаешь ли ты, что больно ей?

Что под розоватой полоскою,

Под каждой содранной кожицей

Колотится, сын, колотится

Тревожное сердце березкино?

  • Ребята, почему «березка»? Какую роль в этом слове играет суффикс?

  • Какой трюк использует автор, чтобы ярче, точнее выразить идею стихотворения? В чем она?

Береза-березка, березовый, Березит, березкино, березняк, березонька.

  1. Как вы думаете, из какого раздела книги это стихотворение?


Легенда

В.Максимов

Мне мать поведала когда-то:

В селе красавица жила…

Убили на войне солдата –

Ей похоронная пришла.

И с этой самой похоронной

Из дома выбежав,

Бела

Она березой стала тонкой

И в лес березовый ушла.

Не веря выдумке нисколько,

Мне не избавиться никак

От повести печально-горькой,

Когда приду я в березняк,

Где, спотыкаясь то и дело,

Брожу до самого темна:

Ну кто же,

Кто ж средь них, средь белых,

С душою женщины –

Она?

  • На чем, по-вашему, основана легенда?

  • Каким вопросом заканчивается стихотворение?

  1. Рифмовка о «чужаках».

Найдите «чужака».

  • Стой, береза,

С ветру не шатайся,

Как люблю я,

Парень, догадайся!

С.Дрожжин.

  1. Верните со знаками.

  2. В приложении к уроку прочитайте отрывок из стихотворения М.Танка «Березы».

- Какое предложение помогает автору передать свои впечатления? (сложное, СПП).

  • Составьте схему (за шторкой – учащийся на доске записывает ее)

[, (где 4а), (4а), (где 4а), (где 4а),-4а],[4а]

  • С какой целью автор использует инверсию )обратный порядок предложений)?

  1. Определи количество речевых ситуаций в предложении.

А.С. Пушкин.

Еще дуют холодные ветры

И наносят утренние морозы,

Только что на проталинах весенних

Показались ранние цветочки;

Как из чудного царства воскового,

Из душистой келейки медовой

Вылетала первая пчелка,

Полетела по ранним цветочкам

О красной весне поразведать,

Скоро ль будет гостья дорогая,

Скоро ль луга позеленеют,

Скоро ль у кудрявой у березы

Распустятся клейкие листочки,

Зацветет черемуха душиста.

  1. Какие предложения по цели высказывания использует автор для выражения идеи стихотворения?

В.Боков

Не руби березы белой,

Не губи души лесной,

Не губи и зла не делай,

А особенно весной.

Не губи, не тронь березы,

Обойдись с ней по-людски,

А иначе брызнут слезы,

Сам засохнешь от тоски…
Н.Рыленков

Тебе перелесок весенний мил,

Повитый зеленым дымом.

А ты хоть одно деревце посадил

В краю, что зовешь родимым?

Ты вздрогнешь, увидев срубленный ствол,

На памятном перекрестке.

А сам ты удар топора отвел

Хоть от одной березки?…


  1. Верни со знаками:
^

С. Есенин


…А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

  1. Стихотворение Г.Серебрякова «Березовый лист» (в приложении)

  • В чем его особенность?

  • В каких строчках выражена идея?

  • Как ты их понимаешь?

  1. Реши орфографические задачи.

Б…резы (р,Р)осси… (о/а)зарили творческим вдохновением едва(ли) н… кажд… русск… писателя.

  1. Расставьте и объясните знаки препинания.

(Предложения записаны на доске)

  • Белая береза – русская земля,

И печаль, и радость, и любовь моя.

П.Кудрявцев

  • «Сколько берез уже прошумело в русской поэзии!» - восклицал Ярослав Смеляков, разбирая стихотворение А.Твардовского «Береза».

  1. Итог урока.

Вот такая книга-песня о березе, страницы которой заставляют радоваться и печалиться, сострадать и думать. Говоря о березе, мы говорили о … жизни в самых разных ее проявлениях.
На дом: сочинение-миниатюра «Моя береза».

-Есть у тебя своя береза? Если нет –хочешь посадить? Где? Почему?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрока русского языка с элементами театрализации в 1 классе. Тема:...
Конспект интегрированного урока русского языка с элементами театрализации в 1 классе

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрок русского языка в 9 классе Тема урока «Двоеточие в бессоюзном...
Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель русского языка и литературы высшей категории, гоу сош №767, г....

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрок русского языка в 6 классе. Тема урока: «В поисках смысла»
На доске: тема урока, определение понятий «эпиграф», «интонация», стихотворение «Ты только вдумайся»

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрок русского языка в 11 классе Тема урока: «Синтаксис и культура речи. Подготовка к егэ»
Цели урока: определение уровня знаний, сформированности умений и навыков комплексного их применения

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрока по русскому языку в 5 классе. Учитель русского языка и литературы Ильинская Л. И
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сейчас у нас урок русского языка. Настроились на

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрок русского языка во 2 классе. Тема: Слова с сочетаниями чн, чк
Цель урока:  ознакомление с особенностями написания в словах сочетаний чн, чк и их произношением

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрок русского языка в 4 классе. Тема урока
Познакомить с написанием мягкого знака в именах числительных в середине или на конце слов

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрок русского языка и чтения. 3 класс Тема урока : Упражнение в проверке безударных гласных
Ребята, сегодня у нас необычный урок, урок чтения и русского языка. На уроке мы познакомимся с творчеством замечательного поэта Кайсына...

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрока Тема урока Цель урока
Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа; функции русского...

Урок русского языка в VII классе. Тема урока iconУрок русского языка в 3 классе Автор: Казбекова К. Х. Тема урока : Склонение имен прилагательных
Обеспечить в ходе урока усвоение алгоритма определения склонения имен прилагательных



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница