«Согласовано»
Заместитель руководителя по УВР МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда» ____________/_____________ / «___»____________2013г.
| «Утверждено»
Руководитель МАОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Надежда» ____________/_______________ / Приказ № _____ от «___»___________2013г.
| Рабочая программа педагога Миковой Ирины Владимировны, учителя начальных классов первой категории. Литературное чтение 4 класс
по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «___»_______2013 г ^
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Основная задача курса «Литературное чтение» в 4 классе опираясь на знания и умения, выйти с детьми на более глубокое освоение художественных произведений, расширить литературные знания и нравственные представления учащихся.
В основу рабочей программы по литературному чтению для 4 класса положена авторская программа, разработанная В.А.Лазаревой, которая обеспечена учебником (В.А.Лазарева. Литературное чтение: Учебник для 4 класса.-Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011.)
Курс «Литературное чтение» способен дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение и речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить общую культуру человека. Курс «Литературное чтение» для 4 класса построен по проблемно-тематическому принципу, причем ведущими проблемами являются нравственные. Произведения, подобранные для чтения и обсуждения на уроках, сгруппированы по темам: детство - семья (родные, любовь, забота) школа (друзья, учебный труд) родная природа (красота, ответственность, забота). Учебный материал расположен таким образом, чтобы та или иная проблема прослеживалась и в эпическом тексте, особенности которого позволяют серьезно осмыслить ее, и в лирике, помогающей ученику-читателю на эмоциональном уровне воспринять нравственно-этические понятия.
Программа ориентирована на достижение двуединой цели курса литературного чтения. С одной стороны, вопросы и задания к текстам способствуют глубокому анализу художественного произведения, а с другой -направлены на осмысление учеником-читателем нравственных проблем, поднятых автором, поскольку уровень их понимания и решения зависит от уровня постижения текста. Повышение уровня самостоятельности учеников-читателей в работе над текстом выражается не только в том, что в этом учебном году они учатся сами находить эмоционально-образную информацию в произведении, но и в том, что они учатся работать с ней, а также искать дополнительную информацию в других источниках, например: в детских журналах, справочной литературе, в Интернете. ИКТ- компетентность является дополнением к основным разделам.
Цель курса – нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ ее теории и практики анализа художественного текста.
Задачи курса:
формировать навык беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего художественного;
совершенствовать читательские навыки как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;
формировать читательский кругозор и основ библиографическую культуру, умение искать и выбирать нужную книгу;
знакомить учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально- образной;
формировать на этой основе навыки и простейшие способы самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров;
учить создавать собственные тексты с использованием художественных средств;
развивать речь учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
формировать личность гражданина России, его нравственное сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками -читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях;
развивать нравственные представления и качества личности ребенка и формировать нравственные понятия.
формировать ИКТ-компетентность.
Изучение литературного чтения в 4 классе имеет продолжительность 34 учебных недель по 2 ч в неделю, рассчитан на 68 ч.
Запланированы итоговые контрольные работы, которые будут являться показателем качества знаний по предмету.
^
Четвертый год обучения является заключительным в начальном образовании детей.Задачи завершения начального периода литературного образования ребенка определяют содержательный аспект курса «Литературное чтение» и монографический принцип его построения: объединение произведений вокруг одной проблемы или подборка нескольких произведений одного автора. Ученики-читатели в этот последний год обучения в начальной школе по уровню своих знаний и читательских умений способны освоить основы комплексного анализа художественного произведения. Для изучения выбраны сложные произведения достаточно большого объема, например, рассказ «Бедный принц» А.И. Куприна,«Кавказский пленник» Л.Н. Толстого, «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина, «Путешественники не плачут» В.П. Крапивина и др. Расширяется круг чтения детей через введение в программу произведений зарубежной литературы: стихов, сказок О. Уайльда, Я. Экхольма, дети знакомятся с произведениями современной детской литературы, фантастики. Лирика представлена произведениями поэтов, классиков и ведущих современных поэтов, пишущих не только для взрослых, но и для детей. В 4 классе, как и во 2-м, в основу программ и сюжета учебников заложен проблемно-тематический принцип, который определяет логику построения курса литературного чтения этого года. Литературный материал четвертого года обучения структурирован по ведущим нравственным проблемам, осмысление которых началось в прошлые годы. Но уровень постановки проблемы, неоднозначность решения соответствуют возросшим интеллектуальным и психологическим возможностям учеников, которые уже являются младшими подростками, и приобретенному ими жизненному опыту. Отобраны для изучения в этом учебном году произведения, важные для учеников и актуальные по проблемам, с которыми детям приходится сталкиваться в наше время. Таким сегодня, на наш взгляд, является рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Изображая события войны с горцами, ситуацию плена русских офицеров, примеры стойкости и мужества одного и духовную слабость другого героя, разбираясь в их причинах, Толстой показывает основы и истоки толерантности, о необходимости формирования которой так много говорят сегодня. Поэтому его так серьезно и вдумчиво читают и обсуждают сегодняшние мальчишки. Читая произведения такого уровня, учащиеся разбираются в сложных взаимоотношениях людей, осознают возможность существования в жизни человека горя и страданий, подлости и предательства, думают о путях преодоления несчастий и бед и человеческой слабости.
В 4 классе обобщаются ведущие нравственные понятия всего курса: семья, родные (мать, отец, сын, дочь). Учащиеся также выходят на новый уровень понимания и обобщения благодаря таким понятиям, как Родина, народ, гражданин. Последние главы учебника посвящены отечественным войнам нашего народа и Родине («Россия, Родина моя»). Программа в ее литературоведческом аспекте выстроена так, чтобы нравственные проблемы анализировались глубоко и объемно: подробно и основательно - на уровне возможностей эпического текста, а затем эмоционально-оценочном с использованием возможностей лирики. Так идет процесс осмысления и эмоционального принятия, а в конечном счете личностного освоения и присвоения нравственных ценностей и таких понятий, как патриотизм, героизм, человечность, самопожертвование, долг и ответственность, самовоспитание человека. Литературный материал и отобранные для чтения тексты позволяют завершить работу по основным линиям и направлениям начального литературного образования. Так, в этом учебном году закрепляется представление учениковчитателей о произведении как системе образов, учащиеся самостоятельно составляют структурную схему и работают с ней как основой целостного анализа произведения. Прочитав произведение, ученики-читатели могут самостоятельно составить сюжетный план, характеристику героя, увидеть в тексте основные элементы стиха, выявить изобразительно-выразительные средства, определить ведущее настроение и прочитать лирический текст в соответствии с ним и т.д. Программные произведения этого года обучения позволяют заложить основы для формирования представлений детей о фантастике, философской притче, лироэпическом тексте, что явится основой изучения подобной литературы в дальнейшем в средней и старшей школе. В итоге четвертого года обучения учащиеся осваивают следующие литературоведческие понятия: олицетворение, пьеса, ирония, фантастика. Жанровое богатство, высокая художественность текстов и накопленный багаж знаний и навыков читательской деятельности за четыре года обучения в начальной школе позволяют усложнить и расширить тематику и формы творческих работ учащихся. От работы «по авторской модели» они переходят к сочинению собственных сказок, стихов, рассказов, пишут этюды и эссе, могут поставить в конце года настоящий спектакль по серьезной театральной пьесе. Особенность этого завершающего начальное литературное образование года обучения в том, что, продолжая «Музейные странички», мы вводим работу с личным читательским дневником. Там учащиеся самостоятельно анализируют новые произведения, пишут аннотации и рецензии. Тексты с вопросами в помощь ученикам-читателям даны в Хрестоматии для 4 класса. Последний вид деятельности, связанный с основной работой на уроках, особенно характерен для завершающего этапа начального литературного образования школьников, поскольку позволяет формировать такое качество чтения, как самостоятельность. В этом году дети уже осознанно, по собственному выбору, расширяя программу, заучивают наизусть 20 стихотворений и 2-3 прозаических художественных текста (отрывка).
Круг детского чтения
1. В школе жизни
А.И. Куприн «Бедный принц»; А.П. Чехов «Ванька»; В.Д. Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник»; Н.А. Некрасов «Школьник»; В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М. Нагибин «Зимний дуб».
2. «Мы в ответе...»
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е. Григорьев «Витамин роста» (стихотворема); Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»; К.Г. Паустовский «Заячьи лапы»; Д.М. Шагиахметов «В синем лесу»; А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
^
Ю.П. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон»; К. Россетти «Есть у булавки головка»; Д.С. Самойлов «Сказка», «Белые стихи»; Т.М. Белозеров «Кладовая ветра»; В.Д. Берестов «Честное гусеничное»; Ф.Д. Кривин «Зеленые цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок).
4^ я
В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю. Лермонтов «Бородино»; Ю.Д. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; А. Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н. Матвеева «Кораблик».
5. «Россия, Родина моя»
М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А. Жуковский «Отчизне кубок сей, друзья...»; Е.А. Баратынский «Родина»; Н.А. Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б. Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М. Рубцов «Звезда полей»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...».
В рубрике «Проверь себя»: А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря…»; А.Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя»; А.К. Передреев «Качались ели…»; Ф.Д. Кривин «Подсолнух»; А.А. Блок «Ты помнишь? В нашей бухте сонной…»; Н.М. Языков «Пловец»; А.Т. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»; Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»; А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; Н.М. Рубцов «Утро».
В рубрике «Музейная страничка»: Д.С. Самойлов «Вечером»; В.Ф. Боков «На Мамаевом кургане»
Тематическое планирование.
Тема раздела
| Планируемые результаты
| Содержание программы
| Освоение предметных знаний
(базовые понятия)
| Универсальные учебные действия
| «В школе жизни» 12 ч
| ^
Обучающийся научится:
– участвовать в выразитель
ном чтении по ролям, в инсценировках;
– реализовывать потребность в общении со сверстниками;
– проявлять интерес к общению и групповой работе;
– воспринимать мнение собеседников;
– следить за действиями других участников в процессе
коллективной творческой деятельности;
– действовать в соответствии
с коммуникативной ситуацией.
– корректировать действия
участников коллективной
творческой деятельности;
– ориентироваться в нрав-
ственном содержании поня
тий: дружба, дружеские от
ношения, семейные отношения, близкие родственники;
– понимать и учитывать
коммуникативную позицию взрослых собеседников;
– понимать контекстную
речь взрослых;
– эмоционально воспринимать
содержание высказываний собеседника.
– читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
^ :
– воспринимать художественную литературу
как вид искусства, необходимый для образованного и воспитанного человека;
– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках в монологичес-кой и диалогической речи;
– работать с доступными возрасту видами
справочной литературы;
– высказывать суждение о прочитанном
и подтверждать его примерами из текста;
- читать художественные, научно-популярные и справочные тексты со скоростью, позволяющей понимать
смысл прочитанного;
– выразительно читать вслух доступные произведения;
– пересказывать кратко текст, отвечать на вопросы по тексту и формулировать свои вопросы;
– соотносить главную мысль и название произведения;
– ориентироваться в тексте, находить
в нем повествование, описание, рассуждение;
– понимать и показывать на примерах особенности малых фольклорных
жанров: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– узнавать пройденные литературные
произведения и их авторов;
– находить портрет и пейзаж в литературном произведении;
– видеть особенности юмористических текстов;
– соотносить основное содержание
литературного произведения и разно-образный иллюстративный материал;
– самостоятельно находить в тексте
простые средства изображения и вы_
ражения чувств героя.
– понимать возможности литературы передавать сложное настроение,
развитие чувства;
– находить способы создания характера и изображения внутреннего мира героя в произведениях
разных жанров;
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
пользоваться в учебнике
словарем;
– ориентироваться в структуре
учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника;
– осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;
– находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора;
^
осознавать значение книги
в жизни человека;
– находить произведения определенной тематики в дополнительной литературе;
– создавать свои иллюстрации к литературным произведениям;
– сравнивать иллюстрации
и содержание произведений;
– иметь представление
о справочной, периодической
литературе; осуществлять поиск тематических журналов;
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
– понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
– определять особенности фольклорных форм
и авторских произведений;
^
– пользоваться литературоведческими понятиями при сравнении и сопоставлении различных видов текстов;
– делать элементарный анализ различных текстов;
– создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями.
– сопоставлять разные по жанру текс_
ты: народные и авторские, художест_
венные и научно_популярные, поучи_
тельные и комические;
– находить признаки литературных
сказок, определять позицию автора
сказки;
– выделять события рассказа; пони-
мать сюжет как цепь событий. эмоционально воспринимать и оп-
ределять язык, напевность, ритм
былин;
– находить произведения,
с фрагментами которых знакомились в учебнике;
– определять любимые произведения, помещенные в учебнике.
– понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, те а, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение;
– различать диалогический
и монологический характер
произведения;
– различать рассказ автора
и рассказ героя о событии;
– выделять поступок как проявление характера героя;
изображение чувств, стихи
веселые, смешные, юмор;
– пользоваться понятиями:
речь, поступок, портрет героя;
– определять особенности народной сказки.
– объяснять назначение художественных
книг;
– выбирать книги для самостоятельного чтения, пользуясь списком книг «Читаем летом».
– сопоставлять небольшие по объему тексты: художественный и научно-популярный;
– понимать следующие понятия: автор, текст, тема художественного
произведения;
– различать произведения малых фольклорных жанров.
– находить рифму и чувствовать ритм стихотворения и звукопись;
– видеть реальное и фантастическое художественном тексте;
– отличать произведения устного народного творчества: сказка, загадка, пословица, считалка, скороговорка;
– эмоционально воспринимать традиционное изображение характера героя в сказке;
Творческая деятельность
Обучающийся научится:– воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;
– читать по ролям, передавая
основное настроение произве_
дения;
– подбирать и (или) создавать
иллюстрации к литературному
произведению.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать при чтении
паузы, логические ударения,
выбирать темп речи;
– находить точное и выразительное слово;
– читать диалоги, пересказывать небольшие тексты;
– сочинять устные рассказы
и небольшие тексты на заданную тему и по плану.
ИКТ-компетентность
Обучающийся научится:
-вносить информацию в таблицу;
-классификация объектов по свойствам и значению свойств;
-упорядочивать короткие списки по алфавиту;
-находить нужную информацию в источниках предложенных учителем;
^
-приводить примеры объектов и их свойств;
-научатся фиксировать информацию в виде списка;
-конструировать объект по его свойствам;
-выстраивать алгоритм разбора стихотворения, рассказа, сказки;
-организовывать информацию в виде схемы;
-понимать, что такое объект и его свойства.
| Личностные
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;
– основы для эмоционального
переживания художественного текста;
– начальные представления
о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах (родной дом, родители, малая Родина, ответственность за
родных, свое дело; забота о других, смелость как преодоление
страха, верность в дружбе);
– эстетические чувства при
восприятии красоты родной
природы, отраженной в худо
жественных произведениях;
– понимание своих чувств на
основе восприятия чувств героев литературных произведений.
^
– интереса к чтению как осо
бому способу изображения
действительности;
– мотивации к самовыраже_
нию в выразительном чтении,творческой и игровой деятельности;
– основы для эмоционального
переживания и осознания ос
новной мысли художествен-ного текста;
– эмоционального отноше-ния к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;
– любви к родному дому, малой Родине;
Регулятивные
Обучающийся научится:– принимать алгоритм выпол_
нения учебной задачи;
– менять позиции слушателя и читателя в зависимости от
учебной задачи;
– участвовать в обсуждении
плана выполнения заданий;
– работать со словарем и с ма_
териалом предварительного
чтения;
– выполнять учебные дей_
ствия в устной, письменной
речи и оценивать их;
– ориентироваться в принятой
системе значков.
^
осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения
учебного материала каждого раздела программы;– соотносить внешнюю оценку и самооценку;
– самостоятельно работать с учебником во внеурочное время;– корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;– выполнять самостоятельную работу в тетради по литературному
чтению;
– выбирать книги для внеклассного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
-осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, литературы;
– строить сообщения в устной форме;
– понимать смысл художественных и научно-популярных текстов;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов;
– соотносить учебную информацию с собственным опытом.
^
– осознанно и произвольно строить сообщения
в устной форме;
– строить логическое рассуждение, включающее
установление причинно-следственных связей;
– отбирать информацию;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач,
в т.ч. при подготовке сообщений.
– пересказывать текст по плану;
– выделять смысловые части текста
и составлять план литературного про_
изведения;
– определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения;
– самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос;
– понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения, формулировать выводы;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
– пересказывать близко к тексту небольшие по объему и разные по жанру
тексты, формулировать выводы;
– участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста;
– ориентироваться в словарях и справочниках, в контролируемом
пространстве Интернета;
– проявлять инициативу в поиске дополнительной информации;
– создавать художественные тексты разных жанров в устной и письменной форме;
– понимать структуру построения рассуждения.
– читать тексты, понимать
их содержание, выделять и
сравнивать основные части
текста;
– пользоваться словарями
учебника,
– воспринимать смысл слов
и словообразования в процес-
се предварительного чтения;
– понимать вопросы к тексту;
– ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений;
– анализировать доступные по содержанию художественные
тексты;
– сравнивать художественный
и научно-популярный тексты.
– проводить аналогии меж_
ду изучаемым материалом
и собственным опытом;
– видеть особенности народ
ного и авторского текста,
в том числе с учетом пред_
ставления о подробности в художественном изображении;
– осознавать роль названия
произведения;
– понимать информацию, заложенную в выразительных
средствах произведения;
– сочинять небольшие тексты на заданную тему.
– читать тексты и пони-
мать их фактическое со-
держание;
– ориентироваться в ре-
чевом потоке, находить
начало и конец высказывания;
– выделять события, видеть их последовательность в произведении;
– пользоваться словарем учебника.
– выделять в тексте
основные части;
– выполнять логические действия (анализ,
сравнение);
– воспринимать смысл
слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
– различать малые
фольклорные жанры:
пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
– сравнивать разные
тексты (художественный и научно_популярный);
– работать с сопоставительными таблицами;
– работать с текстами в Хрестоматии.
– понимать информацию, заложен_
ную в выразительных средствах произведения,
Коммуникативные
Обучающийся научится:
– использовать различные речевые средства для
передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать настроение других людей, их эмо_
ции от восприятия произведений искусства;
– принимать участие в коллективных делах
и инсценировках;
– контролировать свои действия и действия
партнеров в коллективной работе;
– выражать свои мысли в устной и письменной
речи, строить монологи и участвовать в диалоге.
^
– проявлять инициативу, самостоятельность
в групповой работе;
– воспринимать мнение окружающих о прочитанном произведении;
– выражать свое мнение о явлениях жизни, отражен-ных в литературных произведениях;
– сотрудничать с учителем и сверстниками,
принимать участие в коллективных проектах;
| Знакомство с новым учебником
Изучение рассказа А.И. Куприна
«Бедный принц». Жизнь мальчика
дворянской семьи XIX века.
Сопоставление образа
с литературным портретом 4ч
Изображение жизни и внутреннего
мира бедного мальчика, героя
рассказа А.П. Чехова «Ванька» 2 ч
Читательский дневник.
Внеклассное чтение.
Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка»
Осмысление нравственных ценностей
русского народа.
Работа над стихотворением
Н.А. Некрасова «Школьник» 1 ч
Уроки деятельной доброты.
Анализ рассказа В.П. Астафьева
«Бабушка с малиной» 2 ч
«Учителя» и «ученики» в школе,
жизни. Работа над рассказом
Ю.М. Нагибина «Зимний дуб» 2 ч
Работа над «Музейной страничкой»
Контрольная работа 1ч
| «Мы в ответе...»
15 ч
| Анализ рассказа
Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» 1ч
Читательский дневник.
Внеклассное чтение.
Сказка Г.-Х. Андерсена «Ромашка» 1 ч
Урок-диспут: Что есть доброта?
Это проявление силы или слабости? 1 ч
Изучение рассказа «Заячьи лапы».
Нравственные ценности русского
народа и их утверждение в произведениях
К.Г. Паустовского. Особенности
композиции рассказа 3 ч
Читательский дневник.
Работа над сказкой К.Г. Паустовского
«Растрепанный воробей» 1 ч
Изучение «Сказки о царе Салтане...»
А.С. Пушкина 6 ч
Читательский дневник.
Внеклассное чтение. Сказка
О. Уайльда «Мальчик-звезда».
Н.И. Дубов «Беглец» 1 ч
Контрольная работа 1 ч
| Сто фантазий
8 ч
| Фантазия, фантастика,
фантастический образ в литературе
3 ч
Разные способы изображения
действительности в литературе 2 ч
Фантастическое изображение
обычных человеческих проблем 2ч
Контрольная работа 1 ч
| Каждый выбирает по себе
18 ч
| Изучение рассказа В.П. Крапивина
«Путешественники не плачут» 3 ч
Читательский дневник.
Внеклассное чтение. Рассказ
В.Ю. Драгунского «На Садовой
большое движение» 1 ч
Изучение рассказа Л.Н. Толстого
«Кавказский пленник».
Толстой о человечности 5 ч
Уроки истории. Изучение стихотворения
Лермонтова «Бородино» 2 ч
«Война - страшнее нету слова…».
Работа над стихотворениями
Б.Ш. Окуджавы, Ю.Д. Левитанского и др.
Сопоставление с картиной
К.А. Васильева 3 ч
Читательский дневник. Внеклассное чтение.
Работа над рассказом В.В. Конецкого
«Петька, Джек и мальчишки» 1 ч
Великий труд человека
по самостроению, самовоспитанию.
Изучение сказки А.П. Платонова
«Неизвестный цветок» 2 ч
Контрольная работа 1 ч
| Россия, Родина моя 10ч
| С чего начинается Родина? 1ч
Образ Русской земли и русского
народа в русской литературе
ХIХ и ХХ вв. «Все мы люди разные,
а Родина одна...» 3 ч
Изучение стихов Н.А. Некрасова,
Е.А. Баратынского, В.А. Жуковского,
Д.Б. Кедрина, Н.М. Рубцова и др.,
рассказов Ю.И. Коваля из книги
«Чистый Дор» 2 ч
Читательский дневник.
А.П. Платонов «Любовь к Родине,
или Путешествие воробья» 1 ч
Контрольная работа 1 ч
Проблемно-обобщающее
итоговое занятие 2 ч
Резерв (внеклассное чтение) 5 ч
|
| |