Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев




Скачать 308.09 Kb.
НазваниеФормирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев
страница1/3
Дата публикации04.04.2014
Размер308.09 Kb.
ТипАвтореферат
www.lit-yaz.ru > Литература > Автореферат
  1   2   3


На правах рукописи



КАРАКОТОВА МАДИНА МАГОМЕДОВНА


ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ


10.01.02 – литература народов Российской Федерации


(литература народов Северного Кавказа)

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Нальчик - 2007


Диссертация выполнена на кафедре литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им.У.Дж.Алиева.

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор

Бекизова Лейла Абубекировна
^ Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор

Хачемизова Мира Нуховна
кандидат филологических наук

Атабиева Асият Даутовна



Ведущая организация: Пятигорский государственный лингвистический

университет


Защита состоится «31» мая 2007 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.076.04. по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора филологических наук в Кабардино-Балкарском государственном университете им. Х.М.Бербекова (360004, г.Нальчик, ул.Чернышевского, 173).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Кабардино-Балкарского государственного университета им Х.М.Бербекова по адресу: 360004, г.Нальчик, ул.Чернышевского, 173.




Автореферат разослан «___» апреля 2007 г.



Ученый секретарь

диссертационного совета А.Р.Борова




^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Двадцатое столетие ознаменовалось формированием в карачаевской и балкарской литературах многожанровой литературной системы. Предметом научного исследования предложенного квалификационного труда явились жанры детской литературы, составляющие значительный пласт в фольклорной и литературной традиции карачаевцев и балкарцев. Осмысление путей формирования жанров детской литературы как части единой жанровой системы до настоящего времени не было предметом специального монографического изучения. В этой связи представляется весьма актуальной задачей исследование путей становления, формирования и эволюции жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев, определение национальной специфики поэтики и стиля произведений для детей.

Накопленный фактический материал свидетельствует о значимости художественных обретений жанров поэзии и прозы для детей, дает основание для постановки и решения целого ряда актуальных литературоведческих проблем, связанных с изучением генетических истоков, особенностей поэтики и стиля, специфических форм выражения и осмысления образов, определяющих мировосприятие ребенка и подростка, его поэтический мир.

Исходным в нашей работе является актуальное положение о том, что за 70 лет жанрового развития детская литература карачаевцев и балкарцев обрела значительный опыт, опираясь на идейно-эстетические традиции родного фольклора и реалистический опыт русской литературы. За этот же период карачаевские и балкарские писатели, активно разрабатывающие жанры детской литературы, поэзию и прозу для детей, создали произведения, выражающие в соответствующих художественных формах внутренний мир, психологию растущего человека, воссоздали образ подростка сквозь призму восприятия им окружающей среды, в которой он адаптирован.

Творчество карачаевских и балкарских поэтов, внесших существенный вклад в развитие поэтических и повествовательных жанров детской литературы, рассмотрено нами в контексте формирования жанров национальной литературы, исследовано в связи с этапами становления и развития целостной жанровой системы, начиная с 1930-40гг. и далее - детская литература военного периода и послевоенного десятилетия, 1960-80-90-е гг.

В диссертации исследованы актуальные проблемы, связанные с генетическими истоками жанров детской литературы, их преемственная связь с фольклорно – эпической и этнонациональной традицией воспитания растущего человека, формирования нравственных основ личности силой художественного слова. Основополагающая идея воспитания человека новой формации становится определяющей в литературном творчестве карачаевских и балкарских писателей на всех этапах развития литературы. Исследование принципов художественной типизации образа растущего человека не противоречило традиционной идее воспитания нравственного человека в соответствии с этическими представлениями карачаевцев и балкарцев, выраженными в эпосе, этнической культуре в рамках заявленной темы является особенно актуальной. В художественном осмыслении выдвинутых временем задач формирования личности, воспитания гражданина, создатели жанров детской использовали опыт русской литературы, в частности, творческий опыт И. А. Крылова, Л. Ю. Лермонтова, А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого и других писателей.

Перевод на родной язык произведений этих и других писателей был важнейшим источником развития поэтики и стиля жанров детской литературы наряду с фольклорной традицией. В диссертации прослежена актуальная проблема роли перевода в создании литературных образцов и жанровых форм литературы для детей у карачаевцев и балкарцев, как на тематическом, так и идейно-эстетическом уровнях.

Все это обусловило постановку и решение актуальных проблем, заявленных в диссертации, проблем поэтики и стиля как традиционных жанров фольклора для детей, так и жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев, сформировавшихся в самостоятельную систему в ходе эволюционного развития

Цель диссертационной работы – исследовать пути формирования жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев в рамках литературной жанровой системы.

Определены следующие задачи исследования:

- обозначить понятийный аппарат, дать определение жанра, существующее в научной литературе в связи с понятием «детская литература»;

- упорядочить терминологические обозначения жанров детской литературы, используемые в традиционной карачаевской и балкарской культуре, уточнить литературные термины, принятые согласно существующей классификации: сказки, скороговорки, дразнилки, загадки, песни, приговоры, считалки, потешки, заклички, прибаутки, небылицы, легенды и мифы;

- изучить национальные истоки поэтических и повествовательных жанров детской литературы;

- проанализировать жанрово-тематические и структурно-стилевые разновидности детской литературы;

- выявить этапы эволюционного развития жанров детской поэзии: 30-40 гг., 50-60 гг., 60-80-90-х гг. XX века;

- исследовать индивидуальное творчество карачаевских и балкарских поэтов, выявить традиции, сформировавшие особенности их собственного и образного воплощения детского мировидения;

- проследить традиции образного мышления, заложенные классиками карачаевской и балкарской литературы для детей, осмыслить их роль в формировании художественного сознания карачаевской и балкарской литературы, предназначенной детям.

Научная новизна данного исследования состоит в том, что нами впервые предпринята попытка комплексного монографического изучения путей становления и развития жанров детской литературы у карачаевцев и балкарцев с позиции типологического подхода к изучению жанрового и стилевого своеобразия произведений детской литературы.

Объект исследования. Литература для детей карачаевцев и балкарцев, творчество народных поэтов, стоявших у истоков жанрового развития, поэзия и проза для детей на всех этапах становления жанров в карачаевской и балкарской литературах. Это творчество народных поэтов Карачая и Балкарии - И. Я. Акбаева (Чокуна Эфенди, 1877-1938), А. Б. Биджиева (1900-1958), Х. О. Бостанова (1905-1942), А. Д. Боташевой (1902-1982), К. Б. Кочкарова, (Багъыр Улу, 1834-1940), К. Б. Мечиева (Кязим, 1859-1945), И. У. Семенова (Джырчы Сымайыл, 1891-1981), осмыслен их вклад в становление и развитие литературных образцов детской поэзии и прозы.

Новый этап развития литературы для детей исследован на материале творчества У. Б. Алиева, Х. Б. Байрамуковой, К. Ш. Кулиева, М. А. Хубиева и др. Современная карачаевская и балкарская литература для детей представлена творчеством Н. О. Абайханова, М. Х. - К. Батчаева, Б. С.-М. Кечеруковой, Х. М. Джаубаева, М. Х. Мокаева, М. М. Ольмезова, К. А. Салпагаровой, М. Х. Шамановой, С. О. Шахмурзаева и др.

Степень научной разработанности темы. Жанр детской литературы является наименее исследованным не только в карачаевской и балкарской литературе, но и в литературах Северного Кавказа. В карачаевском и балкарском литературоведении все еще нет ни одного монографического исследования путей формирования и развития жанров детской литературы. Следует заметить и то, что в отечественном литературоведении нет четких определений жанров детской литературы, хотя в существующих учебных пособиях и хрестоматиях по русской классической и современной литературе отмечен факт существования произведений, относящихся по определению к жанрам литературы для детей.

Методологической основой диссертации явились теоретические труды отечественных литературоведов и фольклористов: В. Г. Белинского, А. В. Луночарского, К. Д. Ушинского и др., а также труды фольклористов и литературоведов Северного Кавказа: С. Акачиевой, У. Алиева, А. Атабиевой, С. Гочияевой, А. Караевой, Х. Малкондуева, Р. Ортабаевой, Х. Суюнчева, А. Теппеева, З. Толгурова, З. Улакова, М. Хабичева, Т. Хаджиевой.

Теоретическая значимость работы обусловлена тем, что в ней впервые обобщен опыт развития жанров детской поэзии, их эволюция от фольклора к литературе. В работе прослежены и сформулированы национальные основы, определяющие назначение жанров детской литературы в воспитании личности и человека как представителя своего народа.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что выводы и обобщения могут стать основой для исследования жанров детской литературы в системе других жанров, для лекционного курса «Детская литература», читаемого в вузах, а также для создания монографического труда «Фольклорные жанры детской литературы». Результаты исследования могут быть использованы в практике детских научных учреждений в деле воспитания подрастающего поколения.

Апробация материалов исследования. Основные положения и результаты исследования были изложены, обсуждены и опубликованы в материале научно-практической конференции «Наследие В. В. Коржинова и актуальные проблемы критики, литературоведения, истории, философии в изменяющейся России». Материалы 5-й Международной научно - практической конференции. (Армавир, 2006); Культурная жизнь Юга России. Региональный научный журнал (Краснодар, 2007), а также на страницах журнала «Образование. Наука. Творчество» Адыгской (Черкесской) Международной Академии наук. (Армавир, 2006).

Диссертационная работа была обсуждена на расширенном заседании кафедры русской литературы Карачаево-Черкесского государственного университета им. У. Дж. Алиева (октябрь 2006 г.), а также на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур народов Северного Кавказа» кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (март 2007 г.).

Структура диссертации обусловлена характером избранной темы. Диссертация состоит из Введения, трех глав и Заключения. К работе прилагается библиографический блок, где приведен список научно-практической и художественной литературы, послужившей теоретической и практической базой данного исследования.
^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во Введении обосновывается актуальность темы, степень ее изученности, излагаются теоретические и методологические принципы исследования, определяются его цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В указанных главах работы решаются общие задачи диссертации применительно к содержанию того или иного раздела.

^ В первой главе «Искусство слова для детей в художественной традиции карачаевцев и балкарцев» исследуются этнохудожественные и этногенетические истоки детской литературы карачаевцев и балкарцев на материале фольклорных жанров: песни, легенды, сказки, пословицы и поговорки, предания, нартские изречения. Фольклор, являющийся средоточием произведений различных жанров, созданных народом специально для детей, представлен нами как значительная и обширная область традиционной карачаево-балкарской духовной культуры. Как специфическая область художественного устного творчества народа детский фольклор имеет свою поэтику, присущую ей форму бытования.

Собранный материал позволяет судить о жанровом богатстве карачаево-балкарского фольклора для детей. Об этом свидетельствуют и отдельные статьи ряда фольклористов: С. Гочияевой, А. Караевой, Х. Малкондуева, Р. Ортабаевой, А. Рахаева, Х. Суюнчева, З. Толгурова, М. Хубиева и др.

С опорой на жанровую классификацию фольклора, предложенную исследователями С. Акачиевой, А. Караевой, Х. Малкондуевым, Р. Ортабаевой, Х. Хаджиевой, в ходе последовательного анализа жанров детского фольклора в данной главе нами рассмотрены особенности поэтики и стиля, определена их функциональная роль в формировании этических и эстетических воззрений человека.

В частности отмечается, что детский фольклор, начиная с древнейших образцов мифологической обрядовой поэзии, мифологических преданий, носит познавательный и воспитательный характер. Посредством художественного образа исполнители воздействуют на сознание ребенка, формируют в нем черты и качества, проистекающие из этических воззрений народа. В процессе формирования личности ребенка используются не только древнейшие образцы обрядовой поэзии, но и другие жанры, в первую очередь, песенный фольклор, разнообразные по тематике и художественным приемам характеристики личности и окружающего мира. Примечательны в этом отношении жанры устной поэзии для детей, посвященные тем или иным животным, птицам и т.д. Например, стихи "Уммочукъла келелле " (“Коровки возвращаются”), "Къон-къон гебелек" (“Садись, садись бабочка”), "Джулдуз джырчыкъ" (“Песенка о звездочке”), "Къар джауады" (“Идет снег”) и другие широко распространенные в детской среде.

Популярен среди детей фольклор в жанре потешек и прибауток, а также фольклор, сопутствующий игре. Эти жанры отличаются яркой образной формой, доступной для детского восприятия, и выполняют не только эстетическую, но и этическую функцию. Посредством этих жанров в процессе игры ребенок учится общению со сверстниками, вступает в диалог с участниками игры. Жанр детских считалок развивает мыслительные способности ребенка, знакомит с азами счета. Подобные считалки сопровождают детские игры. В детском фольклоре карачаевцев и балкарцев распространены такие считалки как: “Бап бап, баппахан”, “Бир, эки, юч, терт”, “Эртде биреу бар эди”, “Бара, бара, жюн табдым”, “Чум, чум, чум терек”, “Бир деген неди?”.

Идея воспитания личности проходит через все жанры детского фольклора, начиная с самых ранних - колыбельных песен. В этих песнях выражается мечта родителей о том, чтобы их ребенок прославил свое имя, чтобы он не посрамил род и своих соотечественников, чтобы своими доблестными делами и отвагой приумножил их славу. Слова песен такого рода, адресованные малышу в форме благопожеланий «Пусть имя твое произносится среди имен воинов, / Будь избран в число верных и правдивых, / И народ пусть тебя похвалит...» выражают этический идеал народа, пожелание обрести свое имя и место в жизни.

Опираясь на труды К. Азаматовой, Р. Ортабаевой, З. Толгурова, Х. Хаджиевой, И. Шаманова и др., мы исследовали мифо-эпические традиции жанров карачаево-балкарского детского фольклора, характеризовали героев нартского эпоса, выражающие нравственные идеалы карачаевцев и балкарцев, так как в воспитании человека традиционными художественными средствами существенную роль сыграли этические и эстетические традиции древнейшего памятника культуры нартского эпоса. С детских лет карачаевский ребенок усваивал нартские изречения, правдивое слово Нартов, которое передавалось им под девизом "Нарт сезле" (“Cлова Нартов”).

Афористическое творчество карачаевцев и балкарцев, вобравшее жизненный и эстетический опыт многих поколений, способствовало развитию мышления подрастающего поколения, являясь действенным жанром детского фольклора. В пословицах осуждались человеческие пороки, воспитывалось чувство достоинства и гражданственности, мастерство. Активное воздействие на формирование мировидения и сознания ребенка имели пословицы - изречения, в которых запечатлена любовь к Родине, к родному очагу, к родной земле. Например, известные карачаево - балкарские пословицы типа: "Отчизна дороже отцовского дома", "Лучше умереть на Родине, чем преуспевать на чужбине".

Среди немногочисленных сведений о карачаево-балкарских джырчы можно назвать заметки И. Иванюкова, М. Ковалевского о карачаево-балкарском просветителе и поэте Исмаиле Урусбиеве, а также заметки П. Острякова о балкарских народных певцах, А. Тарасова о Будуяне Джанкезове. Общая характеристика творчества народных певцов Карачая и Балкарии была дана Н. Кагиевой, А. Караевой, В. Корзуном С. Урусбиевым, и др.

Неотъемлемой стороной жанрового состава произведений литературы для детей являются притчи, легенды, сказки и предания. Собранный карачаево-балкарскими фольклористами материал, опубликованный отдельными сборниками, позволяет исследовать способы воздействия восприятия ребенка посредством сказочных образов на восприятие окружающего мира. Как и в поэтических жанрах, так и в повествовательных, важнейшей задачей является формирование познавательного мира ребенка, развитие его художественного сознания, формирование в нем нравственных и этических воззрений народа.

Этические и эстетические основы, сформировавшиеся в поэтических и повествовательных жанрах карачаевского и балкарского фольклора, предопределили особенности литературно-жанровой традиции, этноментальную основу авторского творчества, в особенности его стиля.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconФормирование основ татарской детской литературы во второй половине XIX в
В этот период татарская детская литература оформилась в литературу, имеющую свои педагогические каноны и своеобразие жанров, что...

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconКузнецова Анна Яковлевна Народное искусство карачаевцев и балкарцев Предисловие Введение
...

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconИ младшим школьникам
Перед вами — указатель лучшей детской литературы, предназначенной для чтения дошкольников и младших школьников. От­бор книг произведен...

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconПредпосылки возникновения и роль жанров детского фольклора в формировании...
И здесь до сих пор много проблем, вопросы которые требуют специального исследования. Например, вопросы, связанные с истоками и развитием....

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconРабочая программа по литературе в 5 классе (102 часа) муниципального...
На этом этапе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности...

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconТема: Становление детской литературы и науки о детской литературе
Малые фольклорные жанры игрового фольклора (потешки, считалочки, припервки и т д.)

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconТемы докладов по детской литературе
«Сказки и рассказы дедушки Иринея» В. Ф. Одоевского, его значение в развитии детской литературы Х1Х века

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconВопросы к экзамену по детской литературе с практикумом по выразительному чтению для 31 гр
Раскрыть понятия «детская литература», «круг детского чтения». Особенности детской литературы

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconКонкурс детской литературы 15 сентября 2013 1 марта 2014 Организаторы...
Приглашаем Вас поучаствовать в международном конкурсе детской литературы «мост в будущее–2014» (ранее «пегасик»)

Формирование жанров детской литературы карачаевцев и балкарцев iconПрограмма государственного междисциплинарного экзамена по филологии...
Хронологические границы и специфические особенности древнерусской литературы. Проблема периодизации древнерусской литературы. Специфические...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница