Скачать 284.06 Kb.
|
АНАЛИЗ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ «ГИМНАЗИЯ № 111» 2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД ВВЕДЕНИЕ Деятельность методического объединения (МО) учителей русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 111» в 2012-2013 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы гимназии и была направлена на решение проблемы формирования и развития ключевых компетентностей гимназистов на уроках русского языка и литературы. В качестве основных задач методической работы были определены следующие:
Все поставленные задачи способствовали достижению цели: содействовать лингвистическому развитию и нравственно-эстетическому воспитанию гимназистов средствами родного языка, созданию условий для реализации творческих способностей. ^ Методическая работа МО учителей русского языка и литературы строилась в соответствии с планами работы методического совета гимназии и МО, основными требованиями к работе гимназического МО, разработанными в Положении о методическом объединении учителей-предметников МБОУ «Гимназия № 111» города Ростова-на-Дону. В соответствии с вышеперечисленным были разработаны и индивидуальные методические темы, по которым работали учителя МО в текущем учебном году. Глагола Елена Михайловна ^ Александрова Светлана Сергеевна Методы развития у обучающихся навыков работы с текстом на уроках русского языка и литературы Скурихина Татьяна Ивановна ^ Барило Елена Владимировна Развитие монологической и диалогической речи обучающихся на уроках русского языка и литературы В течение учебного года МО провело 4 плановых заседания, на которых обсуждались вопросы распространения актуального педагогического опыта учителей, намечались стратегические и тактические задачи, направленные на повышение качества образования гимназистов, анализировались различные методические формы реализации мастерства учителей. ^
Кадровые условия обучения гимназистов соответствуют требованиям, предъявляемым к уровню образования в гимназии. Учителя имеют большой опыт работы и обладают высоким профессионализмом. ^ Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса по русскому языку и литературе остаются Государственные образовательные стандарты, инструментом для реализации которых являются Федеральные примерные программы, разработанные для ОУ РФ. По предмету «Русский язык» учителя в 5-9-х классах работают по базовым программам под редакцией С.И.Львовой. В 10-11-х классах – по программе Дейкиной А.Д., Пахновой Т.М. Выбор учебников соответствует региональному перечню учебников, рекомендованных Управлением образования и науки области к использованию в учебном процессе в ОУ в 2012-2013 учебном году. По предмету «Литература» главным ориентиром в реализации концепции филологического образования для учителей-словесников оставался:
В гимназии литературное образование в основной школе велось на базовом уровне и осуществлялось по программам и учебно-методическим комплектам авторского коллектива В.Я.Коровиной.Данные программы и учебники апробированы в течение многих лет и дают стабильные положительные результаты в рамках гимназического образования. В 2012-2013 году МО начало апробацию учебника литературы и программы Г.А.Обернихиной в старшей школе. Учебный план на 2012-2013 учебный год выполнен, учебные программы пройдены. Все обучающиеся, в том числе и обучающиеся на дому по состоянию здоровья, успешно прошли курс и переведены в следующий класс. ^ Основными формами повышения педагогического мастерства стали обучение на проблемных курсах и прохождение плановой курсовой переподготовки в Ростовском институте повышения квалификации, самообразование, обучающие и методические семинары в гимназии и других ОУ города. В 2012-2013 учебном году:
«Повышение квалификации педагогических кадров по вопросу внедрения электронных образовательных ресурсов в учебно-образовательный процесс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Ростовской области»; Система добровольной сертификации персонала в области качества (сертификат № РОСС RU.В612.04ИЦОО соответствия требованиям к компьютерной грамотности в системе образования);
Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства педагогов, ориентации их на решение современных задач образования и, в конечном счете, повышению качества образовательного процесса по русскому языку и литературе в гимназии. ^ Одной из оптимальных форм повышения профессионального мастерства учителей русского языка и литературы является участие в заседаниях гимназического МО, основной темой которого является:«Творческое развитие личности, гражданской и духовно-нравственной культуры в процессе обучения и воспитания». Анализ протоколов показывает, что тематика заседаний МО определялась задачами методической работы гимназии на 2012-2013 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса по русскому языку и литературе. Основное внимание при подготовке и проведении заседаний МО уделялось вопросам:
^ В 2012-2013 учебном году МО работало над единой методической темой: «Освоение новых подходов к образованию: компетентностного, ресурсного и системно-деятельностного как основной способ совершенствования качества образования – роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса». Эта тема и определила стратегию работы МО. В своей педагогической деятельности учителя успешно применяют элементы личностно-ориентированных, информационно-коммуникационных, игровых технологий. Также используют известные инновационные методы и приемы обучения, которыми делятся на методических семинарах и методическом совете. Широко используется проектный метод обучения, особенно на уроках литературы. Глагола Е.М., Скурихина Т.И. активно используют на своих уроках интерактивные методы обучения, способствующие формированию коммуникативной личности гимназиста, развитию мотивации обучающихся и благоприятного климата обучения. ^ В качестве целей инновационной деятельности МО выбраны:
В настоящее время накапливается и обобщается интересный материал, который нашёл отражение в проектной деятельности учащихся. Стоит отметить, что всё больше учеников выполняют проекты в электронном варианте, что позволит им представлять свои проекты на ежегодной межшкольной научно-практической конференции. Здесь можно отметить работы обучающихся по следующим темам: «Молодёжные субкультуры», «Моя гимназия», «Культура общения», «Россия и русский язык», «Ростов-на-Дону в «ошибках»». Применяя в обучении ИКТ, основные задачи каждый учитель нашего методического объединения видит в
Применение новых информационных технологий – это не только новые технические средства, но и соответствующие методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения является формирование и развитие коммуникативной культуры гимназистов, обучение практическому овладению русским языком. Глагола Е.М., являясь учителем в старших классах, разработала электронные пособия, различные дидактические и раздаточные материалы для отработки лексики, грамматики, фонетики. Составленные учителем и обучающимися презентации позволяют обеспечивать проведение уроков русского языка и литературы на высоком методическом уровне. ^ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ Преподавание дисциплин «Русский язык» и «Литература» осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РФ, ведется в соответствии с учебным планом и программами, по учебникам, утверждённым Министерством образования. Процесс преподавания русского языка и литературы обеспечен педагогическими кадрами с высшим образованием. ^ - важнейшее условие эффективности обучения. Главное назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества ее результатов. По итогам 3 четверти 2012-2013 учебного года наблюдались стабильные качества знаний по русскому языку и литературе. Результаты стартового контроля в 5-ом классе показали, что преемственность в обучении русского языка и литературы в начальном и среднем звене сохранена. Некоторые проблемы, связанные с пониманием прочитанного текста и его пересказа, выявлены при проверке техники чтения в 5-ом классе. Эти положительные и отрицательные моменты сказались на результатах работы. Как видно из мониторинга качества знаний в 5а классе (Глагола Е.М.) по литературе наблюдается снижение на 10%, а по русскому языку по сравнению со 2 четвертью, наоборот, повышение на 10%. В 5б, в, г (Александрова С.С.) мы видим снижение качества более чем на 10% и по русскому языку, и по литературе. Это говорит о том, что программа усложняется, а многие обучающиеся оказались не готовы к нагрузке. В 6а, б, в, г (Скурихина Т.И.) по русскому языку наблюдаются стабильные показатели (на 5% рост по литературе). 7а, б, в (Барило Е.В.) в целом повысила качество, но во 2 четверти у нее значительный спад по литературе – 13%. В 8а, б, в классах наблюдается стабильное повышение качества знаний. Однако стоит обратить внимание на слишком низкие показатели в 8в классе по русскому языку: 28% (1 четверть – 16%, 2 четверть – 17%). Особое внимание уделяется выпускным классам, готовящимся сдавать ГИА и ЕГЭ. В 9а (Барило Е.В.) мы видим рост качества, но в 9б по русскому языку показатели очень низкие (менее 40%), а по литературе наблюдается заметный спад по сравнению с предыдущими четвертями на 15%. Анализ результатов показывает, что в основном качество обучения по русскому языку и литературе повышается. Какие формы работы этому способствуют? Во-первых, большинство учебных задач должно решаться на уроке. Эффективный урок - это занятие, на котором обеспечивается усвоение изучаемого материала. Он должен быть заполнен педагогически целесообразной учебной деятельностью детей. Эффективность обучения зависит от правильного, педагогически обоснованного выбора форм организации обучения, который обеспечивается глубоким и всесторонним анализом образовательных, развивающих, воспитательных возможностей каждой из них. Учителя МО для повышения эффективности урока используют различные технологии, техники, методы и формы работы такие, как: индивидуальные, групповые, коллективные. ^ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ Государственная (итоговая) аттестация выпускников представляет собой форму государственного контроля освоения выпускниками основных общеобразовательных программ среднего(полного) общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования. Социальная значимость данной формы аттестации - совмещение итоговой аттестации за курс средней школы и вступительных экзаменов. В 2012-2013 учебном году была сохранена организационная модель государственной (итоговой) аттестации. Деятельность гимназии в текущем учебном году была нацелена на активизацию методической работы, направленной на внедрение современных образовательных технологий, формирующих компетенции участников образовательного процесса. Работа в новом учебном году началась с обсуждения итогов прошлого учебного года. На первом же заседании МО прошло обсуждение результатов ЕГЭ 2011-2012 учебного года. Была спланирована работа по подготовке и проведению ЕГЭ на новый учебный год, проанализированы результаты прошлого учебного года. Утверждены: план работы по подготовке к ЕГЭ, график обучающих и учебно-тренировочных семинаров для выпускников, график информационных и методических семинаров для педагогов, график родительских собраний в выпускных классах, график внутришкольного контроля в форме и по материалам ЕГЭ, расписание дополнительных занятий, элективных и факультативных курсов. В сентябре-ноябре 2012, марте-апреле 2013 проведены родительские собрания по вопросам ЕГЭ. Оперативно оформляются информационные стенды для выпускников и родителей, работают информационно-методические библиотечки. Ежегодно приобретается методическая литература по подготовке к ЕГЭ по разным предметам и мультимедийные диски, позволяющие проводить тестирование в режиме online. С обучающимися проводятся учебно-тренировочные тестирования по схеме ЕГЭ, тренировочные занятия, организуются консультации, элективные курсы, тренинги по оформлению бланков ЕГЭ. Согласно плану подготовки к государственной (итоговой) аттестации выпускников и 10.04.2013 в МБОУ гимназия № 111 проводилось репетиционное тестирование по русскому языку по опубликованным тестам в формате ЕГЭ. Предложенные тесты максимально приближены к заданиям, предъявляемым на итоговой аттестации. Проведенный мониторинг позволил выявить уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по русскому языку, усвоенные темы и темы, которые вызывают затруднения у выпускников. ^ - анализ уровня знаний и умений обучающихся 11 классов по русскому языку; - выявление неусвоенных тем, разделов для ликвидации пробелов в знаниях обучающихся; - подготовка выпускников к государственной (итоговой) аттестации в формате ЕГЭ. Сравнительный анализ общих итогов тестирования показал следующие результаты: Декабрь, 2012
«5» - 0 «2» - (АбуловПарвиз) Апрель, 2013
«5» - 0 «2» - 2 (Абулов П., Правилов Е.) Согласно предложенной шкале оценивания РТ дало результаты, из которых видно, что в декабре 2012 года оценки были ниже, чем в апреле 2013. Наибольшие трудности вызвали задания: А3 – Морфологические нормы (образование форм слова) А5 – Синтаксические нормы. Построение сложноподчиненных предложений А8 – Предложение. Грамматическая основа предложения. А30 – Лексическое значение слова. Деление лексики русского языка в зависимости от смысловых связей между словами. Эти задания относятся к высокому уровню. В результате проведенного мониторинга видно, что более успешно с ним справились обучающиеся во второй этап тестирования, однако ряд вопросов вызывает трудности: В2 – Части речи В5 – Простое осложненное предложение В8 – Языковые средства выразительности |
![]() | Мбоу гимназия №111 в 2012-2013 учебном году строилась в соответствии с планом методической работы гимназии и была направлена на решение... | ![]() | В этом учебном году состоялось четыре заседания гпмо учителей русского языка и литературы |
![]() | Координация и планирование работы мо учителей русского языка и литературы по единой методической теме | ![]() | Методическое объединение учителей гуманитарного цикла объединяет учителей русского языка и литературы, иностранного языка, эрзянского... |
![]() | План работы методического объединения учителей русского языка и литературы на 2012 20013 уч. Год | ![]() | В 2012-2013 учебном году работа школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла проводилась согласно плану в соответствии... |
![]() | Тема работы шмо на 2012-2013 учебный год: «Работа учителей начальных классов в условиях введения фгос ноо» | ![]() | Уделять больше внимания на уроках культуре речи, обогащению словарного запаса языка и, уже начиная с 5-х классов, вести работу по... |
![]() | Тема методического объединения: «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях модернизации образования.... | ![]() | Руководитель мо: Харитонова Н. С. учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории |