План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью)




Скачать 127.53 Kb.
НазваниеПлан-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью)
Дата публикации31.03.2014
Размер127.53 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Муза дальних странствий» Н.С.Гумилева





ФИО (полностью)

Андреева Ольга Петровна



Место работы

МОУ СОШ № 24 Копейского городского округа Челябинской области



Должность

Директор школы, учитель русского языка и литературы



Предмет

Литература



Класс

11



Тема и номер урока в теме

Художественный мир русской поэзии XXвека (11)



Базовый учебник

Учебник для 11 класса «В мире литературы»/ А.Г.Кутузов, А.К.Киселев, Е.С.Романичева и др.




  1. Цель урока: формирование у учащихся творческого мышления, расширение и углубление знаний о поэзии, совершенствование навыков художественного чтения и анализа стихов.

  2. Задачи:

- обучающие: формировать умение анализировать, сравнивать, обобщать; формировать эмоциональное восприятие жизни через призму стихов Гумилева.

-развивающие: развивать у учащихся творческое мышление, навыки самостоятельной работы.

-воспитательные: формировать нравственные качества: уважение к человеку, любовь к жизни, родине и прекрасному; формировать желание познавать окружающий мир, умение отличать добро и зло, понимать смысл жизни; вызвать интерес к стихам, как к жанру литературы, в котором наиболее выражен внутренний мир человека.


  1. Тип урока: комбинированный

  1. Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная самостоятельная работа.

  2. Необходимое техническое оборудование: АРМ учителя, мультимедийный проектор, экран.

  3. Структура и ход урока


Таблица 1.

^ СТРУКТУРА И ХОД УРОКА



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

5

6

7

1.

Организационный момент




^ Приветствие, сообщение темы, цели и задач урока (мотивация)

Подготовка к уроку, приветствие

2 мин

2.

Словарная работа




Демонстрация на слайде понятий, необходимых для урока

(Приложение № 1)

^ Чтение и запись в тетрадь понятий, необходимых для урока



4 мин

3.

Чтение стихотворения

ЭОР № 1

^ Чтение стихотворения “Волшебная скрипка”

Н.С. Гумилева


Восприятие поэзии Гумилева

3 мин

4.

Вступительное слово учителя

ЭОР № 2,

сцена 2, 4, 6

Слово учителя о поэте,

(Приложение № 2),

демонстрация фотографий поэта

Просмотр фотографий, прослушивание учителя


3 мин

5.




^ Вопрос учителя: «Каким вы увидели лирического героя этого стихотворения?»


Ответ на вопрос учителя

1 мин

6.

Работа по карточкам




^ Задание учителя на карточках: выяснить, каким увидели и запомнили Гумилева его современники

(Приложение № 3)

Ученики читают воспоминания


3 мин

7.

Физкульт

минутка




Демонстрирует упражнения для физкультминутки

Выполняют упражнения физкультминутки

1 мин

8.

Слово учителя




^ Слово учителя: переход к групповой работе учащихся

(Приложение № 4)

Прослушивание учителя


1 мин

9.

Работа в группах по карточкам




^ Раздает карточки группам учащихся, объясняет задание

(Приложение № 5)

По группам выполняют задание, помещенное на карточке

15 мин

10.

Чтение стихотворения




^ Дает задание ученику прочитать стихотворение “Я не прожил, я протомился”

Читают стихотворение“Я не прожил, я протомился”

1 мин

11.

Слово учителя




^ Цитирует мысли Гумилева о прекрасной жизни

(Приложение № 6)

Ученики прослушивают

1 мин

12.

Выполнение письменного здания




^ Дает задание прокомментировать суждение Гумилева и ответить на все поставленные им вопросы

Ученики прослушивают и письменно в тетради выполняют задание

4 мин

13.

Проверка выполнения письменного задания




^ Контроль выполненного задания

Ученики читают вслух свои мысли о жизни и о суждении Гумилева

2 мин

14.

Подведение итогов урока




^ Слово учителя (Приложение № 6)


Ученики прослушивают

2 мин

14.

Домашнее задание

ЭОР № 3, сцена 2

Формулирование домашнего задания. Написание эссе

(Приложение № 7)

Запись домашнего задания

2 мин


Приложение к плану-конспекту урока

«Муза дальних странствий» Н.С.Гумилева
Таблица 2.

^ ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР



Название ресурса

Тип, вид ресурса

^ Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Стихотворение Гумилева «Волшебная скрипка»

Локальный автономный ЭОР

Текст

"Волшебная скрипка"

2.

Портрет Гумилева

Информационный ЭУМ

Иллюстрация

Портрет Гумилева

3.

Определение эссе

Информационный ЭУМ

Иллюстрация

Эссе


Приложение № 1
^ Кредо - чьи-то убеждения.

Греза – мечта.

Муза - источник поэтического вдохновения, а также само вдохновение, творчество.

Метаморфозы - превращения, изменения.

Конквистадор - испанский завоеватель, воин.

^ Кимвалы - древний ударный инструмент в виде двух медных тарелок, чаш.

Сонет - стихотворение из 14 строк, состоящий из двух четверостиший и двух трехстиший.

Баллада - хоровая песня в средневековой западноевропейской поэзии, позднее - небольшое сюжетное стихотворение, в основе которого чаще всего лежит какой-то необычный случай.

Приложение № 2
Поэт и его творчество.... Как все это непросто, как сложно, потому что творчество - это настоящие муки ада, это огонь, сжигающий своего создателя. Такова участь людей, обреченных на творчество: поэтов, музыкантов, художников, создающих наше искусство, но в этих муках есть счастье. (Открывается доска). Одним из таких счастливцев, которого природа наделила поэтическим даром, был Николай Степанович Гумилев, перед талантом которого мы сегодня преклоняемся.
Н.С.Гумилёв. Он словно опоздал родиться и не спешил в будущее, оставаясь самим собой. Ему было хорошо, в “сверкающем саду” его поэзии, поэтому его стихи интересны всем: романтикам и непоседам, влюбленным и мечтателям. А.И. Куприн назвал его дикой и гордой перелетной птицей и утверждал, что Гумилев - это “странствующий рыцарь, аристократический бродяга, влюбленный во все эпохи, все страны, профессии и положения, где человеческая душа расцветает в дерзкой героической красоте”.

Эти слова - ключ к постижению сущности характера поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся, но никому не дано сказать больше, нежели делает это он сам, в своих стихах. В одном из своих стихотворений он писал:

^ Еще не раз вы вспомните меня,
И весь мой мир, волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый, необманный…


Это время пришло. Послушайте его стихотворение “Кредо” (1905г.):

^ Откуда я пришел, не знаю...

Не знаю я, куда уйду,

Когда победно отблистаю

В моем сверкающем саду.
Когда исполнюсь красотою,

Когда наскучу лаской роз,

Когда запросится к покою

Душа, усталая от грез.
Но я живу, как пляска теней

В предсмертный час большого дня,

Я полон тайною мгновений

И красной чарою огня.
Мне все открыто в этом мире -

И ночи тень, и солнца свет,

И в торжествующем эфире

Мерцанье ласковых планет.
Я не ищу больного знанья

Зачем, откуда я иду;

Я знаю, было там сверканье

Звезды, лобзающей звезду,
Я знаю, там звенело пенье

Перед престолом красоты,

Когда сплетались, как виденья,

Святые белые цветы.
И жарким сердцем веря чуду,

Поняв воздушный небосклон,

В каких пределах я ни буду,

На все наброшу я свой сон.
Всегда живой, всегда могучий,

Влюбленный в чары красоты.

И вспыхнет радуга созвучий

Над царством вечной пустоты.

Приложение № 3

Георгий Чулков.
Понять поэта - значит разгадать его любовь. О совершенстве мастера, мы судим по многим признакам, но о значительности его только по одному: любовь, страсть или влюбленность художника предопределяет высоту и глубину его поэтического дара. С этой точки зрения Гумилев - несомненнейший из поэтов нашего века: его сущность - любовь к поэзии, женщине, к миру, к родине.


^ Алексей Толстой.
-... он был мужествен и упрям, в нем был постоянный налет печали и важности, он был мечтателен и отважен. В нем соединялись мальчишество и воспитанность молодого человека, кончавшего с медалью Царскосельскую гимназию. И бродячий дух, и непреклонный фанатизм, будущего создателя «Цеха поэтов». Мечтатель, романтик, патриот, суровый учитель и поэт. Им были написаны книги стихов: «Путь Конквистадоров», «Романтические цветы», «жемчуга», «Чужое небо», «Колчан», «Костер» «Шатер», «Огненный столп», книга китайских стихов «Фарфоровый павильон». Свет в твоей душе. Слава твоему имени.


^ В.М. Жирмунский
Уже в ранних стихах поэта можно увидеть черты, которые сделали его вождем и
теоретиком нового направления. От других представителей «Гипербореи» Гумилева
отличает его простая мужественность, его напряженная душевная энергия, его
темперамент. Искание образов и форм по своей силе и яркости соответствующих его
мироощущению, влечет Гумилева к изображению экзотических стран, где в красочных и пестрых видениях, он находит зрительное, объективное воплощения своей грезы. Муза Гумилева это муза дальних странствий (Я конквистадор)


^ Сергей Маковский
-Я познакомился с Гумилевым в 1903 году. Кто-то из писателей отрекомендовал его как автора романтических цветов. Юноша был тонок, строен, в элегантном университетском сюртуке, с очень высоким темно-синим воротником и причесан на пробор тщательно. Но лицо его благообразием не отличалось: бесформенный мягкий нос, толстоватые бледные губы, немного косящий взгляд, белые точеные руки. Мне он сразу понравился той серьезностью, с какой относился к стихам, вообще - к литературе. Был принципиальным на редкость честным и независимым. Стихи были всей его жизнью, чеканные, звучные, красочные слова были для него духовным мерилом…

Приложение № 4

Вот таким увидели Гумилева его современники, но как было уже сказано, лучше всего личность поэта, его мировоззрение раскрывается в его творчестве. Сам Гумилев говорил:

^ Я носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть…


Поэтому приступаем к анализу стихов, работая в группах.
Приложение № 5

а) Карточка-задание для 1-й группы: “Гумилев- путешественник”

Чтение стихотворений и работа по карточке:

Жираф”, “Озеро Чад”, “Северное море”, “Красное море”, “Египет”, “Сахара”, “Суэцкий Канал”, “Судан”, “Абиссиния”, “Мадагаскар”, “Замбези”, “Нигер”.

б) Карточка-задание для 2-й группы: “Гумилев-Романтик”

Чтение стихотворений и работа по карточке:

^ Сон”, “Маэстро”, “Дон Жуан”, “Сонет”, “Ольга”, “К***” .

в) карточка-задание для 3-й группы: “Гумилев-воин”

Чтение стихотворений и работа по карточке:

^ Портрет Мужчины”, “Наступление”, “Товарищ”, “Смерть”,“Видение”, “Новорожденному”.

г) Карточка задание для 4-й группы: “Гумилев-поэт”

Чтение стихотворений и работа по карточке:

^ Творчество”, “Волшебная Скрипка”, “Слово”, “Сады души моей”, “Памяти Анненского”.

Приложение № 6

В одном из писем 1908 года Гумилев заметил: “Что есть прекрасная жизнь, как не реализация вымыслов, созданных искусством? Разве не хорошо сотворить свою жизнь, как художник творит свою картину, как поэт создает поэму? правда, материал очень неподатлив, но разве не из твердого камня высекают дивные статуи?”
Приложение № 6

Гумилеву было 35 лет, когда он погиб. Возраст зрелого цветения, “акмэ”. Всматриваясь в жизнь, дивишься не столько ее краткости, сколько энергии с какой она была прожита. Между первым сборником “Путь Конквистадоров” и последним, вышедшим вскоре после смерти поэта - “Огненный столп”, лежит уже чуть более 15-ти лет. И они вобрали в себя творчество, принесшее известность. Теперь Муза Дальних Странствий Николая Степановича Гумилева вернулась к нам, а вместе с ней вернулось имя одного из самых прекрасных и мужественных поэтов России.
Приложение № 7

Напишите небольшое эссе о поэте Николае Гумилеве на тему: “Тогда я сам свою мечту создам” (Эссе - литературный жанр прозаического сочинения небольшого объёма и свободной композиции, выражает индивидуальные впечатления и соображения автора по конкретному поводу или предмету)

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconПлан-конспект урока фио (полностью) Журавлёва Анна Васильевна
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством А. С. Пушкина и его ролью в классике русской литературы

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconПлан-конспект урока «Знакомство с буквой Д, д.» Фио (полностью)
Цель урока: Создание условий для ознакомления учащихся со звуками [д], [д']; буквой Д

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconПлан-конспект урока м. Ю. Лермонтов певец свободы. «Кавказ», «Пленный рыцарь». Фио (полностью)
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоуколовская средняя общеобразовательная школа» Красненского района Белгородской...

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconПлан-конспект урока антарктида. Фио (полностью) Горбунова Елена Владимировна
География: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/И. В. Душина, Т. Л. Смоктунович; под ред. Дронова – 2-е изд.,...

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconПлан-конспект урока знаки препинания в сложном предложении фио (полностью)
Сегодня мы обобщим материал по теме «Знаки препинания в сложных предложениях». Т. к не все еще в должной мере владеют материалом,...

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconПлан-конспект урока «Сергей Есенин. Слово о поэте. Литературно-музыкальная...
...

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconПлан-конспект урока правописание проверяемых безударных гласных в корне слова фио (полностью)
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. 2ой урок по данной теме

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconПлан-конспект урока средства художественной выразительности в стихотворении...
Средства художественной выразительности в стихотворении «Бородино» М. Ю. Лермонтова

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconПлан-конспект урока а. С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке фио
Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина Литературное чтение

План-конспект урока «Муза дальних странствий» Н. С. Гумилева фио (полностью) iconФио (полностью) и должность педагога



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница