1915 периодика




Скачать 75.04 Kb.
Название1915 периодика
Дата публикации29.03.2014
Размер75.04 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
АННОТИРОВАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

1915

ПЕРИОДИКА

1. Б л о к А.

Письмо М. П. Мурашову, 9 марта 1915, Петроград. — В кн.:

А. Блок. Собр. ооч. в 8-ми т., т. 8. Письма 1898—19Й1. М.—Л„ 1963, с. 441.

Просьба познакомиться со стихами «талантливого крестьянского поэта-самородка» Сергея Есенина. В приписке Блок отобрал 6 сти­хотворений для С. Городецкого.

2. Б л о к А.

Записные книжки, 9 марта 1915.

книжки, 1901—1920. М., 1965, с. 257.

В кн.: А. Блок. Записные

«Днем у меня рязанский парень со стихами».

3. Б л ок А.

Письмо С. А. Есенину, 22 апреля 1915, Петроград. — В кн.:

А. Блок. Собр. соч. в 8-ми т., т. 8. Письма 1898—1921, с. 444—445. Письмо проникнуто тревогой за творческую судьбу Есенина. Блок предупреждает поэта о том, что «за каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в лите­ратуре, пожалуй, всего труднее».

4. А р е н с к и и Роман.

Земля и камень. — «Голос жизни», Пг., 1915, 22 апреля, № 17, с. 12.

Желая расположить Есенина к писателям-декадентам, автор пишет о нем 'как о поэте «земляной поэзии». Есенин сопоставляется с Клюевым, «хотя стихи их разны», Фето-м, Кольцовым. В статье отмечается отрицательное отношение Есенина к «каменному» поэ­ту-эгофутуристу Игорю Северянину с его «грёзо-фарсамя».

5. Б е р м а н Л. Мушка на щеке.

г. М—16.

«Голос жизни», Пг., 1915, 24 июня, № 26,

6. Б я о к А.

Записные книжки, 21 октября 1915. — В кн.: А. Блок. Запис­ные книжки, 1901—1920. М., с. 269.

«Н. А. Клюев — в 4 часа с Есениным (до 9-ти). Хорошо».

7. Б л о к А.

Записные книжки, 25 октября 1915. — В кн.: А. Блок. Запис­ные книжки, 1901—1920. М., с. 271.

«Вечер «Краса» (Клюев, Есенин, Городецкий, Ремизов) — в Тенишев'ском училище».

8. Городецкий Сергей.

Письмо из Петрограда. Об искусствах и литературе. — «Кубан­ская мысль», Екатеринодар, 1915, 15 ноября.

В разделе «Поэзия» говорится о появлении весной 1Э15 г. в Петрограде поэта Сергея Есенина. «В его стихах много свежего и самобытного чувства, хотя и перегружает он их областными сло­вами».

9. «Вечер «Страды». — «Вечернее время». Пг., 1915, 20 ноября. «Оригинальны стихи молодого С. Есенина, крестьянина-пахаря».

10. Вечер «Страды». — «Новое время», Пг., 1915, 21 ноября. О выступлении Есенина и Клюева на вечере.

11. Первый вечер «Страды». — «Петроградская газета», 1915, 21 ноября.

Есенин и Клюев «читали свои стихотворения стильно».

12. К у зько П..

^ О поэтах из народа (Сергей Есенин). — «Кубанская мысль»,

1915, 29 ноября.

Отталкиваясь от корреспонденции С. Городецкого (см. 8), автор пишет о значительности таланта поэта, в частности, характе­ризует его патриотические стихи. Отмечается сочность и красочность языка Есенина.

Литературные вечера «Красы» оцениваются положительно. О влиянии Блока и Городецкого на Есенина. «Сейчас в Петрограде народной поэзии и поэтам из народа — Клюеву и Есенину уделя­ется вполне заслуженное внимание. Группируясь вокруг Сергея Го­родецкого — эти поэты устраивают литературные вечера и имеют на них большой успех».

Пг., 1915, № 30,

Поэзия Есенина и Клюева названа не народной, а «губерн­ской» за областническую конкретность — в этом ее успех.

13. Л е вид о в Мих.

«Народная» поэзия. — «Журнал журналов» ноябрь, с. 8—9.

Критическая оценка деятельности Есенина в группе «Краса».

14. X р а п о в и ц к и и Л.

«Краса». — «Рудин», Пг., 1915, 1, с. 16.

В памфлете критикуются выступления Есенина, Клюева и дру­гих поэтов из «Красы».

1916

ПЕРИОДИКА

15. Иванов Георгий.

Стихи в журналах, издательствах, альманахах, кружках в 1915 г. — «Аполлон», Пг., 1916, № 1, с. 59—61.

На с. 61: «Краса» названа «костюмированной». Есенин и Клюев «в шелковых рубашках читали и даже пеля под гармонику совсем «настоящие» народные стихи».

16. О к с е н о в Иннокентий.

Литературный год. — «Но-вый журнал для всех», Пг., 1916, № 1, с. 57—50.

В обзоре говорится о «живом внимании» к «народной поэзии». Образовалось книгоиздательство «Краса», вечер под этим названи­ем в зале Тенишевского училища, основалось литературное обще­ство «Страда». Появление Есенина было «нечаянной радостью».

17. Общество свободной эстетики в Москве устроило вечер на­родных поэтов Н. Клюева и С. Есенина. — «Известия книжных ма­газинов т-ва М. О. Вольф по литературе, наукам и библиографии», Пг., 1916, № 2 (февраль), с. 19.

«Поэты еще до чтения своих стихов привлекли внимание соб­равшихся своими своеобразными костюмами: оба были в' черных бархатных кафтанах, цветных рубахах и желтых сапогах».

Сообщается, что Есенин выступает в обществе впервые. Поэт читал «Песнь о Евпатии Коловрате».

18. Шебуев Н.

Впечатления. — «Обозрение театров», Пг., 1916, 7—8 февраля, с. 9.

О выступлении Есенина и Клюева в театре «Новая студия» при литературном обществе «Страда». Ироническое отношение к слово­творчеству «народных» поэтов, которые не имеют прямого отноше­ния к театру.

19. Горький — Бунину, Пг., 24 февраля 1916. — В кн.: Горь-кокскпе чтении, ]!)Г>8 1959. М., 19G1, с. 85„

«Мы хотели бы поместить в мартовской книге (имеется в виду журнал «Летопись». — Е. К.) весь цикл В(аших) стихов, но вчера цсн.чор зарезал длинное н недурное стихотворение Есенина «Марфа Посадница», назначенное в февраль...»

20. В е н г р о в Натан.

Сергей Есенин. «Радуница», — «Современный мир», Пг., 1916, № 2, отд. 2, с. 159.

Положительная оценка первого стихотворного сборника Есени­на. В этой «весенней и очень молодой книжечке стихов» видна лю­бовь поэта к родной земле, к деревенскому быту. Критикуются стихотворения, стилизованные «под лубок». Поэту предлагается

«найти повое для выражения несомненно тоже нового в деревне». Обращается внимание на отсутствие в сборнике гражданских и со-цналиных мотивов.

21. Клейнборт Л.

Поэты-пролетарии о войне. — «Современный мир», Пг., 1916,

№ ,'(, отд. 2, с. 101-118.

В противовес поэтам (Н. Гумилев и др.), оглушившим читателя •ягвоими барабанами», в обзоре представлено творчество пролетар­ских и крестьянских поэтов, которые не были заражены пафосом помпы. К числу этих поэтов относится и Есенин. Образ матери как спм.вол Родины (с. 108). Критик призывает поэтов к высокой граж­данственности, к конкретному изображению войны. Есенин же кри­тикуется за отвлеченность идеалов и неонародничество.

22. 3. Б.

Сергей Есенин. «Радуница».—«Нива», Пг., 1&16, № 5, с. 148—

150.

Высокая оценка сборника стихов, на котором «лежит прежде всего печать подкупающей юной непосредственности». Выделены стихотворения «Микола», «Калики», «Поминки», «Дед», «В хате», в которых Есенин выступает как лирик и художник родного края. Музыкальность и красочность есенинской поэзии. Из сборника вы­делен второй раздел — «Маковые побаски», где особенно ярко за­рисована жизнь деревни с ее праздниками и обрядностью. Лирика Есенина отличается' от поэзии Н. Клюева темами, стилем, формой.

23. С а к у л и н П. Народный златоцвет.

с. 193—20в.

Русская народная^ песня в лирике Есенина (сб. «Радуница», с. 204"-208). Прослеживаются основные мотивы: «Славословье при­роды, поэзия быта, искорки молодой любви и молитвы богу...». Особенно выделяется патриотическая тема. Подчеркивается тесная связь поэта с русской природой, обогатившей «его язык дивными красками». Религиозные мотивы в лирике Есенина рассматриваются как результат поэтической переработки «народных легенд» («Шел господь пытать людей в любови...»). Вывод: ранняя поэзия Есенина питалась «народными соками».

24. Фомин Семен.

Народное творчество. — «Ежемесячный журнал», Пг., 1916,

№ 5, с. 147.

Есенин — крупный поэта из народа, идет вне всяких течений и кружков.

25. П о л я н и н Андрей. Сергей Есенин. «Радуница».

№ 6, с. 2191-220.

Есенин подлинно народный талант, пришедший из глубины Рос­сии. Его поэзия не изготовлена «в театральной костюмерной», она не искусственна. Высокая оценка стихотворений: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край родной, поля, как святцы...». Против чрезмерного

«Вестник Европы», Пг., 1916, кн. 5,

«Северные записки», Пг., 1916,

использования местных речений. Критикуется стихотворение «В ха­те» как эстетский натюрморт. Поэт должен совершенствовать свою поэтическую технику и чем раньше он избавится от крестьянской темы, тем лучше будет для него. Вывод: «Сергей Есенин в начале длинного и широкого пути».

26. Горький М.

Письмо Д. Н. Семеновскому, 2 (15) августа 1916, Петроград. —

В кн.: М. Горький. Собр. соч. в 30-ти т., т. 29. М., 1055, с. 362. Горький называет повесть Есенина «Яр» «плохой вещью».

27. О л я д о р т Б.

Сергей Есенин. «Радуница». — «Приазовский край», Ростов-на-

Дону, 1916, М августа.

Есенин взялся писать стихи о России после Блока — «это очень трудно». Сравнивая Есенина с Уолтом Уитменом, критик упрекает его за отсутствие «суровой строгости» в отборе художественных средств, за чрезмерное увлечение деревенским бытом. Вывод: «С. Есенину нужно много работать над собой».

28. Ю - н.

Поэт «из народа». — «Новое время», Пг., 1916, 27 августа, приложение, с. М.

Лирика Есенина по технике ставится выше поэзии А. Кольцова и И. Никитина. Отмечаются стихотворения «Микола», «Калики» и отдел «Радуницы» — «Маковые побаски». Говорится о влиянии Клюева на творчество Есенина. Вывод: поэты «из народа» не ска­зали ничего нового в поэзии и ждать от них «новое слово» нельзя.

с. 6.

29. Л е р н е р Н. О.

Господа Плевицкие. — «Журнал журналов», Пг., 1916, № 10,

Клюев и Есенин высмеиваются за «хождение по ура-патриоти­ческим великосветским салонам». Стихи Есенина критикуются за «областные словечки».

30. X О'М .я к о те ik п м Г.

«Радуница» —- ^ С. Есенина. — «Друг народа», М., 1916, № 1, i.

Положительно оценивается первый сборник стихов Есенина. Отмечается спяль поэта с устным народным творчество-м. Сборник, однако, критикуется за отсутствие в нем чувства «гражданской скорби», а также за религиозное название — «Радуница».

1917

КНИГИ

31. Лундберг Е.

Записки писателя (1917—1920). Берлин, 1922, с. 110. «Познакомился у Иванова-Разумника с С. Есениным и А. Га-ниным. Поэты. Оба молодые. В Есенине сочетание озорства с боль-

10

ilini'i утонченностью, иногда—почти декадентно. Есть строки Неле­пые, ост], строки, приближающиеся по спокойной силе к классикам. Ившюв-Разумник балует Есенина, не напортил бы.

Хорошо читает Есенин, поет, сжав брови, опустив долу глаза. Тогда — совсем мальчик. Он — крестьянин. И поет, как ветер тон­ко, слегка однообразно, стихийно. Вкус к мифу» (декабрь, 1917).

ПЕРИОДИКА

32. Л о р д и Генри.

Воскресший быт. — «Семейные вечера», М., 1917, № 1, с. 155.

Есенин — поэт от «чернозема», опьяненный успехом, уже начал выдыхаться» (повесть «Яр»)-

1918 книги

33. Гордон С.

Приспособление к трагедии (о левом народничестве). — В кн.: Слово о культуре. М., 1948, с. 80—90.

Есенин назван интеллигентом из недр народных. Отношение Есенина к России и революции. Чувство Родины у Есенина, Блока, Белого.

34. И в а и о в - Р а з у м н и к.

Поэты и революция. — В сб.: «Скифы». Пг., 1918, № 2, с. 1—5.

Критик отмечает поэмы Есенина «Товарищ», «Певущин зов», «Отчарь», в которых прозвучало подлинное «проявление народного духа в поэзии ...». Поэзия Есенина ставится выше творчества Коль­цова, Сурикова, Дрожжина. «На войну он отозвался «Марфой По­садницей» —• первой революционной поэмой о внутренней силе народной, написанной еще в те дни (сентябрь 1914), когда почти все наши большие поэты — исключений мало! — восторженно вос­певали внешнюю силу государственную». Творчество «народных по­этов» противопоставляется городским, ибо только у «народных по­этов», по мнению критика, есть «подлинность поэтических пережи­ваний в дни революции».

35. И в а н о в - Р а з у м н и к.

Две России. — В сб.: «Скифы», 1918, № 2, с. 20)1—231.

Поэзия Н. Клюева и С. Есенина анализируется с неонародниче­ских позиций. В образах Есенина усматривается некое мистическое начало, ведущее борьбу с «всесильным мировым Мещанином». По мнению публициста, Есенин воспевает новую Россию, рождающую­ся в «мужицких яслях».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1915 периодика iconСоставитель Виталий Легостаев
Абальмасов георгий Васильевич (1900, г. Саратов — †?), из крестьян. С 1914 г находился на послушническом искусе в Тихоновой пустыни,...

1915 периодика iconВойны отходит на второй план. Образ воина и героической смерти в...
Георгиевскими крестами, чтение в Петрограде (1915) стихов, посвященных войне, участие в кровопролитных боях 1915 г., окончание фронтовой...

1915 периодика iconСообщение Бена Хеллмана (Хельсинки) Что может быть приятнее поезд­ки...
Белая стая» (1917) есть одно стихотворение, написанное в Финляндии, — «Как невеста, по­лучаю». Ахматова датировала его «Октябрь 1915,...

1915 периодика iconКонкурс „научни монографии, тематични сборници, справочници, енциклопедии...
Национален конкурс „научни монографии, тематични сборници, справочници, енциклопедии и българска научна периодика – 2011

1915 периодика iconИ рассказов копилка!
Таблички периодика, периодический, редактор, редколлегия, журналист, экземпляр, тираж, номер, рубрика, обложка

1915 периодика iconЭлектронные библиотеки
Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений

1915 периодика iconПоэтика и символика романа Л. Н. Толстого "Анна Каренина" и периодика 1870-х гг
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

1915 периодика icon1999 год Это стихи из альбома гимназистки
И. Сущевской, которая училась в Новгородской Николаевской женской гимназии, и написаны они в 1915 году

1915 периодика iconСодержание
Это точное изложение лекций, которые я читал в течение двух зимних семестров 1915/16 г и 1916/17 г врачам и неспециалистам обоего...

1915 периодика iconА 1869-1923 б 1868-1905 в 1828-1910 г 1837-1915
«Я-то живу хорошо. Вы, маточка, обо мне не беспокойтесь, пожалуйста я нового вицмундира совсем не продавал.»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница