Скачать 75.04 Kb.
|
Содержание О поэтах из народа (Сергей Есенин). — «Кубанская мысль»С. Есенина. |
АННОТИРОВАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ 1915 ПЕРИОДИКА 1. Б л о к А. Письмо М. П. Мурашову, 9 марта 1915, Петроград. — В кн.: А. Блок. Собр. ооч. в 8-ми т., т. 8. Письма 1898—19Й1. М.—Л„ 1963, с. 441. Просьба познакомиться со стихами «талантливого крестьянского поэта-самородка» Сергея Есенина. В приписке Блок отобрал 6 стихотворений для С. Городецкого. 2. Б л о к А. Записные книжки, 9 марта 1915. книжки, 1901—1920. М., 1965, с. 257. В кн.: А. Блок. Записные «Днем у меня рязанский парень со стихами». 3. Б л ок А. Письмо С. А. Есенину, 22 апреля 1915, Петроград. — В кн.: А. Блок. Собр. соч. в 8-ми т., т. 8. Письма 1898—1921, с. 444—445. Письмо проникнуто тревогой за творческую судьбу Есенина. Блок предупреждает поэта о том, что «за каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее». 4. А р е н с к и и Роман. Земля и камень. — «Голос жизни», Пг., 1915, 22 апреля, № 17, с. 12. Желая расположить Есенина к писателям-декадентам, автор пишет о нем 'как о поэте «земляной поэзии». Есенин сопоставляется с Клюевым, «хотя стихи их разны», Фето-м, Кольцовым. В статье отмечается отрицательное отношение Есенина к «каменному» поэту-эгофутуристу Игорю Северянину с его «грёзо-фарсамя». 5. Б е р м а н Л. Мушка на щеке. г. М—16. «Голос жизни», Пг., 1915, 24 июня, № 26, 6. Б я о к А. Записные книжки, 21 октября 1915. — В кн.: А. Блок. Записные книжки, 1901—1920. М., с. 269. «Н. А. Клюев — в 4 часа с Есениным (до 9-ти). Хорошо». 7. Б л о к А. Записные книжки, 25 октября 1915. — В кн.: А. Блок. Записные книжки, 1901—1920. М., с. 271. «Вечер «Краса» (Клюев, Есенин, Городецкий, Ремизов) — в Тенишев'ском училище». 8. Городецкий Сергей. Письмо из Петрограда. Об искусствах и литературе. — «Кубанская мысль», Екатеринодар, 1915, 15 ноября. В разделе «Поэзия» говорится о появлении весной 1Э15 г. в Петрограде поэта Сергея Есенина. «В его стихах много свежего и самобытного чувства, хотя и перегружает он их областными словами». 9. «Вечер «Страды». — «Вечернее время». Пг., 1915, 20 ноября. «Оригинальны стихи молодого С. Есенина, крестьянина-пахаря». 10. Вечер «Страды». — «Новое время», Пг., 1915, 21 ноября. О выступлении Есенина и Клюева на вечере. 11. Первый вечер «Страды». — «Петроградская газета», 1915, 21 ноября. Есенин и Клюев «читали свои стихотворения стильно». 12. К у зько П.. ^ 1915, 29 ноября. Отталкиваясь от корреспонденции С. Городецкого (см. № 8), автор пишет о значительности таланта поэта, в частности, характеризует его патриотические стихи. Отмечается сочность и красочность языка Есенина. Литературные вечера «Красы» оцениваются положительно. О влиянии Блока и Городецкого на Есенина. «Сейчас в Петрограде народной поэзии и поэтам из народа — Клюеву и Есенину уделяется вполне заслуженное внимание. Группируясь вокруг Сергея Городецкого — эти поэты устраивают литературные вечера и имеют на них большой успех». Пг., 1915, № 30, Поэзия Есенина и Клюева названа не народной, а «губернской» за областническую конкретность — в этом ее успех. 13. Л е вид о в Мих. «Народная» поэзия. — «Журнал журналов» ноябрь, с. 8—9. Критическая оценка деятельности Есенина в группе «Краса». 14. X р а п о в и ц к и и Л. «Краса». — «Рудин», Пг., 1915, № 1, с. 16. В памфлете критикуются выступления Есенина, Клюева и других поэтов из «Красы». 1916 ПЕРИОДИКА 15. Иванов Георгий. Стихи в журналах, издательствах, альманахах, кружках в 1915 г. — «Аполлон», Пг., 1916, № 1, с. 59—61. На с. 61: «Краса» названа «костюмированной». Есенин и Клюев «в шелковых рубашках читали и даже пеля под гармонику совсем «настоящие» народные стихи». 16. О к с е н о в Иннокентий. Литературный год. — «Но-вый журнал для всех», Пг., 1916, № 1, с. 57—50. В обзоре говорится о «живом внимании» к «народной поэзии». Образовалось книгоиздательство «Краса», вечер под этим названием в зале Тенишевского училища, основалось литературное общество «Страда». Появление Есенина было «нечаянной радостью». 17. Общество свободной эстетики в Москве устроило вечер народных поэтов Н. Клюева и С. Есенина. — «Известия книжных магазинов т-ва М. О. Вольф по литературе, наукам и библиографии», Пг., 1916, № 2 (февраль), с. 19. «Поэты еще до чтения своих стихов привлекли внимание собравшихся своими своеобразными костюмами: оба были в' черных бархатных кафтанах, цветных рубахах и желтых сапогах». Сообщается, что Есенин выступает в обществе впервые. Поэт читал «Песнь о Евпатии Коловрате». 18. Шебуев Н. Впечатления. — «Обозрение театров», Пг., 1916, 7—8 февраля, с. 9. О выступлении Есенина и Клюева в театре «Новая студия» при литературном обществе «Страда». Ироническое отношение к словотворчеству «народных» поэтов, которые не имеют прямого отношения к театру. 19. Горький — Бунину, Пг., 24 февраля 1916. — В кн.: Горь-кокскпе чтении, ]!)Г>8 1959. М., 19G1, с. 85„ «Мы хотели бы поместить в мартовской книге (имеется в виду журнал «Летопись». — Е. К.) весь цикл В(аших) стихов, но вчера цсн.чор зарезал длинное н недурное стихотворение Есенина «Марфа Посадница», назначенное в февраль...» 20. В е н г р о в Натан. Сергей Есенин. «Радуница», — «Современный мир», Пг., 1916, № 2, отд. 2, с. 159. Положительная оценка первого стихотворного сборника Есенина. В этой «весенней и очень молодой книжечке стихов» видна любовь поэта к родной земле, к деревенскому быту. Критикуются стихотворения, стилизованные «под лубок». Поэту предлагается «найти повое для выражения несомненно тоже нового в деревне». Обращается внимание на отсутствие в сборнике гражданских и со-цналиных мотивов. 21. Клейнборт Л. Поэты-пролетарии о войне. — «Современный мир», Пг., 1916, № ,'(, отд. 2, с. 101-118. В противовес поэтам (Н. Гумилев и др.), оглушившим читателя •ягвоими барабанами», в обзоре представлено творчество пролетарских и крестьянских поэтов, которые не были заражены пафосом помпы. К числу этих поэтов относится и Есенин. Образ матери как спм.вол Родины (с. 108). Критик призывает поэтов к высокой гражданственности, к конкретному изображению войны. Есенин же критикуется за отвлеченность идеалов и неонародничество. 22. 3. Б. Сергей Есенин. «Радуница».—«Нива», Пг., 1&16, № 5, с. 148— 150. Высокая оценка сборника стихов, на котором «лежит прежде всего печать подкупающей юной непосредственности». Выделены стихотворения «Микола», «Калики», «Поминки», «Дед», «В хате», в которых Есенин выступает как лирик и художник родного края. Музыкальность и красочность есенинской поэзии. Из сборника выделен второй раздел — «Маковые побаски», где особенно ярко зарисована жизнь деревни с ее праздниками и обрядностью. Лирика Есенина отличается' от поэзии Н. Клюева темами, стилем, формой. 23. С а к у л и н П. Народный златоцвет. с. 193—20в. Русская народная^ песня в лирике Есенина (сб. «Радуница», с. 204"-208). Прослеживаются основные мотивы: «Славословье природы, поэзия быта, искорки молодой любви и молитвы богу...». Особенно выделяется патриотическая тема. Подчеркивается тесная связь поэта с русской природой, обогатившей «его язык дивными красками». Религиозные мотивы в лирике Есенина рассматриваются как результат поэтической переработки «народных легенд» («Шел господь пытать людей в любови...»). Вывод: ранняя поэзия Есенина питалась «народными соками». 24. Фомин Семен. Народное творчество. — «Ежемесячный журнал», Пг., 1916, № 5, с. 147. Есенин — крупный поэта из народа, идет вне всяких течений и кружков. 25. П о л я н и н Андрей. Сергей Есенин. «Радуница». № 6, с. 2191-220. Есенин подлинно народный талант, пришедший из глубины России. Его поэзия не изготовлена «в театральной костюмерной», она не искусственна. Высокая оценка стихотворений: «Гой ты, Русь, моя родная...», «Край родной, поля, как святцы...». Против чрезмерного «Вестник Европы», Пг., 1916, кн. 5, «Северные записки», Пг., 1916, использования местных речений. Критикуется стихотворение «В хате» как эстетский натюрморт. Поэт должен совершенствовать свою поэтическую технику и чем раньше он избавится от крестьянской темы, тем лучше будет для него. Вывод: «Сергей Есенин в начале длинного и широкого пути». 26. Горький М. Письмо Д. Н. Семеновскому, 2 (15) августа 1916, Петроград. — В кн.: М. Горький. Собр. соч. в 30-ти т., т. 29. М., 1055, с. 362. Горький называет повесть Есенина «Яр» «плохой вещью». 27. О л я д о р т Б. Сергей Есенин. «Радуница». — «Приазовский край», Ростов-на- Дону, 1916, М августа. Есенин взялся писать стихи о России после Блока — «это очень трудно». Сравнивая Есенина с Уолтом Уитменом, критик упрекает его за отсутствие «суровой строгости» в отборе художественных средств, за чрезмерное увлечение деревенским бытом. Вывод: «С. Есенину нужно много работать над собой». 28. Ю - н. Поэт «из народа». — «Новое время», Пг., 1916, 27 августа, приложение, с. М. Лирика Есенина по технике ставится выше поэзии А. Кольцова и И. Никитина. Отмечаются стихотворения «Микола», «Калики» и отдел «Радуницы» — «Маковые побаски». Говорится о влиянии Клюева на творчество Есенина. Вывод: поэты «из народа» не сказали ничего нового в поэзии и ждать от них «новое слово» нельзя. с. 6. 29. Л е р н е р Н. О. Господа Плевицкие. — «Журнал журналов», Пг., 1916, № 10, Клюев и Есенин высмеиваются за «хождение по ура-патриотическим великосветским салонам». Стихи Есенина критикуются за «областные словечки». 30. X О'М .я к о те ik п м Г. «Радуница» —- ^ — «Друг народа», М., 1916, № 1, i. Положительно оценивается первый сборник стихов Есенина. Отмечается спяль поэта с устным народным творчество-м. Сборник, однако, критикуется за отсутствие в нем чувства «гражданской скорби», а также за религиозное название — «Радуница». 1917 КНИГИ 31. Лундберг Е. Записки писателя (1917—1920). Берлин, 1922, с. 110. «Познакомился у Иванова-Разумника с С. Есениным и А. Га-ниным. Поэты. Оба молодые. В Есенине сочетание озорства с боль- 10 ilini'i утонченностью, иногда—почти декадентно. Есть строки Нелепые, ост], строки, приближающиеся по спокойной силе к классикам. Ившюв-Разумник балует Есенина, не напортил бы. Хорошо читает Есенин, поет, сжав брови, опустив долу глаза. Тогда — совсем мальчик. Он — крестьянин. И поет, как ветер тонко, слегка однообразно, стихийно. Вкус к мифу» (декабрь, 1917). ПЕРИОДИКА 32. Л о р д и Генри. Воскресший быт. — «Семейные вечера», М., 1917, № 1, с. 155. Есенин — поэт от «чернозема», опьяненный успехом, уже начал выдыхаться» (повесть «Яр»)- 1918 книги 33. Гордон С. Приспособление к трагедии (о левом народничестве). — В кн.: Слово о культуре. М., 1948, с. 80—90. Есенин назван интеллигентом из недр народных. Отношение Есенина к России и революции. Чувство Родины у Есенина, Блока, Белого. 34. И в а и о в - Р а з у м н и к. Поэты и революция. — В сб.: «Скифы». Пг., 1918, № 2, с. 1—5. Критик отмечает поэмы Есенина «Товарищ», «Певущин зов», «Отчарь», в которых прозвучало подлинное «проявление народного духа в поэзии ...». Поэзия Есенина ставится выше творчества Кольцова, Сурикова, Дрожжина. «На войну он отозвался «Марфой Посадницей» —• первой революционной поэмой о внутренней силе народной, написанной еще в те дни (сентябрь 1914), когда почти все наши большие поэты — исключений мало! — восторженно воспевали внешнюю силу государственную». Творчество «народных поэтов» противопоставляется городским, ибо только у «народных поэтов», по мнению критика, есть «подлинность поэтических переживаний в дни революции». 35. И в а н о в - Р а з у м н и к. Две России. — В сб.: «Скифы», 1918, № 2, с. 20)1—231. Поэзия Н. Клюева и С. Есенина анализируется с неонароднических позиций. В образах Есенина усматривается некое мистическое начало, ведущее борьбу с «всесильным мировым Мещанином». По мнению публициста, Есенин воспевает новую Россию, рождающуюся в «мужицких яслях». |
![]() | Абальмасов георгий Васильевич (1900, г. Саратов — †?), из крестьян. С 1914 г находился на послушническом искусе в Тихоновой пустыни,... | ![]() | Георгиевскими крестами, чтение в Петрограде (1915) стихов, посвященных войне, участие в кровопролитных боях 1915 г., окончание фронтовой... |
![]() | Белая стая» (1917) есть одно стихотворение, написанное в Финляндии, — «Как невеста, получаю». Ахматова датировала его «Октябрь 1915,... | ![]() | Национален конкурс „научни монографии, тематични сборници, справочници, енциклопедии и българска научна периодика – 2011 |
![]() | Таблички периодика, периодический, редактор, редколлегия, журналист, экземпляр, тираж, номер, рубрика, обложка | ![]() | Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений |
![]() | Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ![]() | И. Сущевской, которая училась в Новгородской Николаевской женской гимназии, и написаны они в 1915 году |
![]() | Это точное изложение лекций, которые я читал в течение двух зимних семестров 1915/16 г и 1916/17 г врачам и неспециалистам обоего... | ![]() | «Я-то живу хорошо. Вы, маточка, обо мне не беспокойтесь, пожалуйста я нового вицмундира совсем не продавал.» |