Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе




Скачать 49.67 Kb.
НазваниеУрок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе
Дата публикации27.03.2014
Размер49.67 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок-исследование «Тема труда в повести Н.В.Гоголя

«Ночь перед Рождеством» в 6 классе.

Из опыта работы Хацаюк Т.Р.,учителя

русского языка и литературы

высшей квалификационной

категории МОУ СОШ №1п.г.т.Актюбинский

Азнакаевского муниципального района РТ

Цель:

  1. Исследовать связь образа Вакулы с темой труда в повести; показать, как в повести отразилась мечта Гоголя о сильной, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда.

  2. Развивать умение следить за сюжетом; характеризовать литературного героя на основе его поступков, отношения к окружающему; отбирать нужные для анализа эпизоды; побудить к творчеству.

  3. Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям труда, творческое отношение к труду; эстетическое чувство.

Оборудование:

  1. Портрет Н.В.Гоголя.

  2. Иллюстрации к повести «Ночь перед Рождеством».

  3. Учебник.

  4. Выставка поделок, сделанных руками детей и их близких.

  5. Портреты Ники Турбиной, Нади Рушевой.

  6. Рисунки Нади Рушевой.

  7. Компьютер.

  8. Проектор.

  9. Экран.



Опережающие индивидуальные задания:

  1. Инсценировать эпизод «Вакула у Оксаны».

  2. Выучить наизусть стихотворения Ники Турбиной.

  3. Подготовить рисунки–иллюстрации к повести «Ночь перед Рождеством».

Методические приемы:

Анализ эпизодов; беседа; отбор эпизодов из текста для анализа; инсценировка эпизода; чтение стихотворений наизусть; защита иллюстраций.

  1. Вступительное слово учителя с элементами беседы.

Ребята! У вас есть мечта? Конечно, я в этом не сомневаюсь. Человеку свойственно мечтать в любом возрасте, и мечты эти самые разные. Гоголь также мечтал. На последнем курсе гимназии, готовясь к самостоятельной жизни, он мечтал о службе в юстиции, «пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужную для блага государства», поэтому, уезжая, он сказал одной из своих знакомых: «Вы, конечно, или ничего обо мне не услышите, или услышите что-нибудь хорошее». А еще Гоголь мечтал о сильной, здоровой, гармоничной натуре, созданной для свободного, творческого труда. Эту мечту Гоголь отобразил в повести «Ночь перед Рождеством». Наша задача на уроке – увидеть эту мечту, как она показана в повести. А для этого мы станем исследователями.

II. Исследовательская работа над образом Вакулы.

  1. Беседа:

  • Для начала нам надо выяснить, с каким героем повести связана эта мечта Гоголя? (Вакулы).

  • Внимательно прочитайте тему урока. С какой темой повести связан образ Вакулы? (Темой труда).

  • Верно. Характер Вакулы раскрывается не в битве, а в будничной жизни, в труде.

  • Итак, нам необходимо отобрать эпизоды в той последовательности, в какой они показаны в повести, в которых о Вакуле говорится как о человеке труда, о его отношении к труду.

  1. Работа с текстом: отбор эпизодов для анализа.

  1. Уже с первых строк мы узнаем о герое. Как Гоголь знакомит читателя с героем? (стр. 167-168. Кузнец, силач и парень хоть куда; как лучший живописец в околодке; сам сотник вызывал его в Полтаву выкрасить забор, а местные диканьские казаки ели борщ из мисок, размалёванных Вакулой).

  2. – Какой будет следующая сцена, где говорится о Вакуле, как о мастере? (Вакула в доме у Оксаны, сцена с сундуком-подарком Оксане).

=Инсценировка этой сцены учениками = стр.173.

- Почему Вакула так детально описывает, каким будет его подарок? (Потому что он вложил в подарок весь жар своей души, он уверен, что сердце Оксаны можно покорить трудолюбием, мастерством, надежностью рук).

  1. Постараемся найти следующий эпизод. Итак, рассердился Вакула на Оксану и пошёл домой. Что же он начал делать? (Таскать мешки). =Чтение этой сцены = стр.186.

- Как характеризует эта сцена Вакулу ? (Он никогда не сидит без дела. Его руки ищут работу какую-нибудь. Он готов даже черта оседлать, чтобы достать черевички для Оксаны).

  1. И вот Вакула в Петербурге. Найдите эпизоды, где говорится о Вакуле, как человеке, уважающем труд, творческий труд! = стр.203. (Факт, что запорожцы узнали Вакулу, говорит, что слава о нем как о хорошем мастере своего дела известна далеко за пределами Диканьки. Ведь для Вакулы главное в жизни – труд.)

  2. Следующий эпизод «Во дворце». И вот зашел Вакула во дворец. На что он обратил внимание прежде всего? О чём это говорит? (стр. 204-205. Он восхищается работой мастеров - художников, архитекторов. Это говорит о том, что Вакула, сам любящий труд, оценивает предметы, вещи по вложенному в них труду. Это чувство прекрасного у него - от природы.)

  3. Чем заканчивается повесть? (Описанием хаты Вакулы) =чтение описания = стр.214.

  1. Обобщение по исследовательской работе.

  • Какая же черта в образе Вакулы главная ? (Трудолюбие!)

  • О каком именно труде идет речь в повести? (Творческом.)

  • Сделайте вывод по теме урока.

Вывод: Главная черта в образе Вакулы – трудолюбие, любовь к свободному, творческому труду, который дает не только основу в жизни, но и дарит радость себе и окружающим. Так Гоголь в этом образе выразил мечту о простом, сильном человеке, который создан для свободного, творческого труда. Это и есть чудо, потому что создано трудом человека и будет жить вечно. А чудеса чертей, духов рассыпаются в прах и отступают перед умом и трудолюбием человека. Вот это и есть настоящее чудо!

III.Работа с экспонатами выставки, подготовленными детьми: Ребята демонстрируют свои работы и работы взрослых, сделанные руками (вязание, кружевоплетение, бисероплетение, вышивание крестиком, гладью.)

IV.Знакомство с творчеством юных талантов с целью побуждения к творчеству.

  1. Подготовленные ученики читают стихи Ники Турбиной (автор детям не известен)

  2. Беседа:

  • Как вы думаете, кто может быть автором этих прекрасных стихотворений? (пол, возраст)

  • А ведь эти стихи написала восьмилетняя девочка, зовут её Ника Турбина. Талантливые стихи, не правда ли? Чем поразили вас её стихи?

  • А теперь посмотрите на эти рисунки. Это работы также юной девочки, поразительно даровитой, которая, к сожалению, умерла в 17 лет. Но оставила после себя десять тысяч рисунков. И каких рисунков!

  • Как вы думаете, какое отношение имеют эти два имени – юной поэтессы и художницы – к теме нашего урока? (Прекрасно и вечно то, что создано руками и душой человека. Это и произведения искусства, способные доставить нам истинное наслаждение).

V.Заключительное слово учителя.

А еще мне хотелось бы побудить вас к творчеству. С чего начинается творец? Возможно, с первого беспомощного рисунка, слабенькой рифмы, неумелого прикосновения к музыкальному инструменту. Ученые утверждают, что каждый ребенок рождается талантливым и неповторимым. От кого же зависит, суждено ли развиться этому таланту? Вот почему я и хочу помочь вам попробовать свои силы в творчестве.

VI.Домашнее задание:

  1. Сочинить стихотворение (по желанию.)

  2. Написать сочинение-размышление по мотивам стихотворений Ники Турбиной;

  3. Создать рисунок по мотивам стихов Ники Турбиной или повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе iconРоль сравнений в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Умение понимать язык Н. В. Гоголя, юмор Н. В. Гоголя – признак образованности современного человека. Желание детально разобраться...

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе iconЛитература 1 уровень «Чрезмерная гордость и преступления»
События, описанные в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» происходили на берегу реки

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе iconБиография; Житие
...

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе iconДве повести о малыше и Карлсоне, который живёт на крыше
Н. В. Гоголь «Заколдованной место», «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь перед Рождеством» (прогр)

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе iconУрок литературы в шестом классе. Тема урока
...

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе icon6 класс (образовательная система «Школа 2100»)
Жуковский Василий. Светлана Гёте И. В. Лесной царь Гоголь Н. В. Ночь перед рождеством Пушкин А. С. Бесы Чехов А. П. Страшная ночь...

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе iconУрок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в...
...

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе iconУрок по повести Н. В. Гоголя "Шинель"
Цели урока: продолжение знакомства с повестью “Шинель”, работа над понятиями “сквозная тема в русской литературе”, “маленький человек”,...

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе iconУрок-исследование Тема: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека
Введение понятия «назывные предложения», формирование умения находить назывные предложения, характеризовать, определять роль, выразительно...

Урок-исследование «Тема труда в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» в 6 классе iconУрок исследование с применением икт по русской литературе по теме: «Синие горы Кавказа»
Урок литературы по теме ««Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова» проводится в 8 классе. Это урок – исследование,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница