№
п/п
| Вид урока.
Основные виды
деятельности
учителя и учащихся
| Тема урока
| Основное содержание
| Срок
плано
вый
| Срок факти
ческий
|
1
| Рассказ учителя.
Беседа
| ВВЕДЕНИЕ
| Значение художественной литературы в жизни человека. Работа ученика с художественным текстом на страницах учебника. Мифы древних славян Миф о Солнце. Народный миф о солнце. Вечная борьба между светлыми и темными силами за власть над миром. Представления древних славян о явлениях природы (обожествление и очеловечивание природы).
^ Миф. Виды мифов
|
|
|
2
| Обучение чтению и пересказу. Беседа.
| Устное народное творчество. Былины.
Былина «Вольга и Микула Селянинович».
| Прославление мирного труда. Микула Селянинович, его доброта, физическая сила, мастерство, трудолюбие, чувство собственного достоинства. Князь Вольга Святославович. Построение былины: зачин, повторы, концовка. Выразительность языка. Близость былины к русским народным сказкам. Мотивы русских былин в творчестве В. Васнецова, И. Репина, Н. Рериха.
|
|
|
3
| Обучение чтению и пересказу. Беседа.
| Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
| Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца. Художественное своеобразие былины.
|
|
|
4
| Обучение чтению и пересказу. Беседа.
| Древнерусская литература. Русская летопись Фрагменты из «Повести временных лет»: «Повесть о взятии Олегом Царьграда» , «Сказание о смерти Олега от коня».
| Летопись как исторический и литературный памятник, ее связь с устным народным творчеством, отражение подлинных исторических событий и народных идеалов.
^ Жанр древнерусского сказания.
|
|
|
5
|
| Иван Андреевич Крылов. Биография баснописца. Басни «Листы и корни», «Ларчик», «Осел и Соловей».
| Обличение в баснях человеческих пороков, отражение в них народной мудрости. Близость языка басни к разговорной речи. Басни Крылова в иллюстрациях художников и мультфильмах.
^ Басня.
|
|
|
6
| Урок внеклассного чтения №1
| И. А. Крылов. «Волк на псарне», «Кот и повар», «Свинья под дубом»
|
|
|
|
7
| Обучение чтению.
Беседа.
| Александр Сергеевич Пушкин. Поэт в изгнании. Лирика. «Узник».
| Вольнолюбивые устремления поэта.
|
|
|
8
| Рассказ учителя.
Обучение чтению.
| «Песнь о вещем Олеге»..
| Народно-поэтический колорит стихотворения. Летописный источник «Песни ... ». Исторически точное художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи
|
|
|
9-10
| Обучение чтению и пересказу
| А.С.Пушкин. Проза. «Метель»
| Живописность повествования. Особенности построения повести. Марья Гавриловна и Бурмин, авторское отношение к ним. Кинофильм «Метель». Музыка Г. В. Свиридова к кинофильму.
|
|
|
11-12
| Обучение чтению и пересказу
| «Барышня-крестьянка»
| Сюжет и герои повести. Прием антитезы в построении повести. Романтические мотивы в повести.
^ Тема и идея произведения
|
|
|
13
| Урок внеклассного чтенuя № 2
| А. С. Пушкин. «Выстрел».
|
|
|
|
14
| Рассказ учителя.
Обучение чтению.
| Михаил Юрьевич Лермонтов. Биография поэта. «На севере диком... », «Тучи».
| Своеобразие лирических пейзажей Лермонтова. Единение человека и природы, чувство одиночества. Приемы сравнения и олицетворения, положенные в основу стихотворений.
|
|
|
15
| Обучение выразительному чтению
| Михаил Юрьевич Лермонтов. «Горные вершины ... ». « Утес», «Листок».
| Выражение чувства одиночества через олицетворение природы.
^ Антитеза. Олицетворение.
|
|
|
16-17
| Рассказ учителя.
Обучение чтению и пересказу. Беседа.
| Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя. «Ночь перед Рождеством» (в сокращении).
| Интерес писателя к украинским песням, преданиям, симпатии писателя к этим героям повести
|
|
|
18-19
| Обучение чтению и пересказу. Беседа
| «Ночь перед Рождеством» (в сокращении). Кузнец Вакула и его невеста Оксана
| Осуждение жадности и глупости деревенских «властей». Поэтизация картин народной жизни. Юмор и сатира в повести. Фантастика народных сказок.
^ Юмор. Сатира.
|
|
|
20
| Урок внеклассного чтения №3.
| Н. В. Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».
|
|
|
|
21-22
| Рассказ учителя.
Обучение чтению и пересказу.
| Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Бежин луг».
Любовь писателя к крестьянским детям.
| Духовный мир крестьянских детей, их отношение к природе, миру. Психологизм писателя в раскрытии характеров персонажей. Любовь писателя к крестьянским детям. Пейзаж в рассказе. Рассказ Тургенева в иллюстрациях художников.
^ Пейзаж в литературном произведении. Портрет героя литературного произведения.
|
|
|
23
| Развитие речи №1
| «Бежин луг». Пейзаж в рассказе.
|
|
|
|
24-25
| Рассказ учителя.
Обучение чтению. Беседа
| Николай Алексеевич Некрасов. Детство поэта. «Крестьянские дети» (в сокращении).
Две стороны жизни.
| Крестьянские дети и природа. Своеобразие художественных приемов поэта в пейзажной зарисовке. Особенность эмоционального настроения, интонаций, ритма, языка произведения. Стихотворения Некрасова в иллюстрациях художников.
|
|
|
26
| Рассказ учителя.
Обучение выразительному чтению
| Русские поэты XIX века о родной природе Федор Иванович Тютчев. «Есть в осени первоначальной ... », «Весенняя гроза», «Чародейкою-Зимою ... ».
| Выразительность и богатство красок в пейзажных зарисов кax времен года. Своеобразие каждого времени года. Выражение любви к родине. Теория литературы. Метафора.
|
|
|
27
| Рассказ учителя.
Обучение выразительному чтению
| Иван Саввич Никитин. «Встреча зимы».
Аполлон Николаевич Майков. « Пейзаж»
| Выразительность и богатство красок в пейзажных зарисовкax времен года. Своеобразие каждого времени года. Выражение любви к родине.
^ Метафора.
|
|
|
28
| Рассказ учителя.
Обучение выразительному чтению
| Афанасий Афанасьевич Фет. « Уж верба вся пушистая ... », «Что за вечер! А ручей ... ».
| Выразительность и богатство красок в пейзажных зарисов кax времен года. Своеобразие каждого времени года. Выражение любви к родине. Теория литературы. Метафора.
|
|
|
29-30
| Рассказ учителя.
Обучение чтению.
| Лев Николаевич Толстой. Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. «Петя Ростов» (отрывок из романа «Война и мир»).
| Изображение партизанской войны. Петя Ростов в партизанском отряде. Смелость, доброта, решительность, наивность и непрактичность любимого героя Толстого - Пети Ростова. Его первый бой и смерть. Теория литературы. Портрет литературного героя.
|
|
|
31
| Рассказ учителя.
Обучение чтению. Беседа
| Антон Павлович Чехов. Биография писателя. «Смерть чиновника».
| Комизм бытовых ситуаций в рассказе. Критика рабской психологии запуганного человека. «Говорящие » фамилии в рассказе.
^ Развитие понятия портрета литературного героя.
|
|
|
32
| ^
| Рассказы А.П.Чехова (к 150-летию со дня рождения писателя)
« Хирургия », «Толстый и тонкий» и др..
| Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
|
|
|
33
| Развитие речи №2
| Творчество В.М.Васнецова
|
|
|
|
34
| Рассказ учителя.
Обучение чтению. Беседа
| Русская литература ХХ века Иван Алексеевич Бунин. Биография писателя. Проза. «Лапти».
| Сюжет рассказа. Мрачная обстановка хуторской избы. Работник Нефед, его доброта. Гуманизм рассказа.
|
|
|
35
| Обучение чтению. Беседа
| «Танька ».
Лирика. «Полевые цветы».
| Русская деревня конца XIX вeкa. Танька, ее трудное, безрадостное детство. Размышления Павла Антоныча о будущем девочки. Гуманистические мотивы в рассказе. Тонкий лиризм пейзажной лирики поэта, философичность и лаконизм поэтической мысли. Теория литературы. Жанр рассказа
|
|
|
36
| Рассказ учителя.
Беседа
| Александр Иванович Куприн. Биография писателя. ^
« Чудесный доктор»
| Картины нищеты в рассказе. Доброта и благородство души профессора Пирогова. Милосердие и помощь людям как главные цели врача. Гуманистический пафос рассказа.
|
|
|
37
| Рассказ учителя.
Беседа
| Константин Дмитриевич Бальмонт. «Осень» «Поспевает брусника... », «Золотая рыбка».
Валерий Яковлевич Брюсов. «Вечером в дороге».
|
|
|
|
38
| Развитие речи № 3
| Сочинение-миниатюра «Мой любимый уголок природы»
|
|
|
|
39
| Рассказ учителя.
Беседа
| Аннa Андреевна Ахматова. Биография поэта. Лирика. «Музыка» - стихотворение, посвященное Д. Шостаковичу.
«Перед весной бывают дни такие ... ».
| Творчество в жизни поэта. Ахматова и Шостакович. Звукообразы в ахматовской поэзии. Философские размышления поэта о силе искусства.
Выразительность стихотворной речи.
|
|
|
40
| Рассказ учителя.
Беседа
| Борис Леонидович Пастернак. Биография писателя. «Июль», «Золотая осень».
| Поэтические картины родной природы. Воздействие красоты природы на внутренний мир человека. Философское осмысление жизни. Образность и выразительность стихотворной речи.
|
|
|
41
| Рассказ учителя. Обучение чтению и пересказу.
| Леонид Николаевич Андреев. Биография писателя. «Петька на даче».
| Мир богатых и бедняков в рассказе. Контраст как средство выражения отношения автора к героям произведения.
|
|
|
42
| Обучение чтению и пересказу.
| Для обсуждения: «Кусака».
| Гуманистический смысл рассказа. Роль пейзажа в рассказе.
|
|
|
43
| Обучение чтению. Беседа
| Михаил Михайлович Зощенко. Слово о писателе. ^ «Галоша», «Встреча» - сатира на бюрократов и мещан. Теория литературы. Сатира, юмор.
| Просторечная лексика и ее роль в рассказах. Авторская позиция в рассказах.
|
|
|
44
| ^
| Михаил Михайлович Зощенко. «Монтер».
|
|
|
|
45
| Обучение чтению и пересказу. Беседа
| Михаил Михайлович Пришвин. Биография писателя. «Кладовая солнца» (сказка-быль. в сокращении).
| Дружба и взаимопомощь людей.
|
|
|
46
| Обучение чтению и пересказу.
| Приключения Насти и Митраши.
| Приключения Насти и Митраши.
|
|
|
47
| Обучение чтению и пересказу.
| Одухотворение природы, ее участие в судьбах людей.
| История Травки.
|
|
|
48
| ^
| М. М. Пришвин. «Таинственный ящик», «Лесная капель».
|
|
|
|
49
| Развитие речи №4
| Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».
|
|
|
|
50
| Рассказ учителя.
Беседа
| Юрий Павлович Казаков. Слово о писателе. Рассказ «Оленьи рога».
| Сказочный мир троллей и мир природы в рассказе. Выздоровление героини и пробуждение природы. Мир взрослых и одиночество героини. Сон и явь в рассказе.
|
|
|
51-52
| Рассказ учителя.
Беседа
| Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Некрасивая девочка», «Лебедь в зоопарке», «Не позволяй душе лениться».
| Размышления поэта о непреходящих духовных ценностях.
Прославление духовной красоты и высоких человеческих чувств. Отражение душевного склада и судьбы в человеческой внешности. Любовь поэта к родной природе
|
|
|
53
| Рассказ учителя.
Беседа. Обучение выразительному
чтению
| Стихотворения о войне Александр Трифонович Твардовский. «Рассказ танкиста». Константин Михайлович Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете».
.
| Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне
|
|
|
54
| ^
| Война и дети - трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне
|
|
|
|
55
| Рассказ о писателе. Беседа.
| Андрей Платонович Платонов. Автобиография писателя. «Корова».
| Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Герой рассказа. Авторское отношение к нему. Тема детства в рассказе.
|
|
|
56
| Обсуждение
| Рассказ «Юшка».
| Любовь и уважение к человеку. Осознание необходимости сострадания
|
|
|
57
| Рассказ о писателе. Обучение чтению. Беседа.
| Евгений Иванович Носов. Биография писателя. «Белый гусь».
| Рассказы писателя о природе. Белый гусь и Гусята. Мастерство писателя в изображении грозы. Гуманистический пафос рассказа. Живость языка.
|
|
|
58
| Обучение чтению. Беседа.
| Николай Михайлович Рубцов. Слово о поэте. Лирика. «В горнице», «Ночь на родине».
| Безграничная любовь поэта к Родине. Выразительность стихотворной речи.
|
|
|
59-60
| Обучение чтению. Беседа.
| Валентин Григорьевич Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского» (в сокращении).
| Сибирское село военного времени. Нравственная стойкость юного героя. Чувство собственного достоинства. Жажда знаний. Душевная щедрость учительницы. Смысл названия рассказа. Телефильм «Уроки французского».
|
|
|
61
| ^
|
Ю.В.Бондарев. «Простите нас!»
|
|
|
|
62
| Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа.
| Зарубежная литература Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» (главы).
| Гимн человеческому труду и мужеству. Робинзон Крузо и Пятница. Кинофильм «Робинзон Крузо».
|
|
|
63
| Рассказ учителя. Беседа.
| Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера» (главы).
| Глубокое знание писателем детской психологии, тонкий юмор в романе. Изображение жизни провинциального городка и приключений друзей. Дружба Тома и Гека, благородство и мужество мальчиков. Кинофильм «Приключения Тома Сойера».
|
|
|
64
| Рассказ учителя. Беседа.
| Эрнест Сетон-Томпсон. Слово о писателе. «Чинк».
| Рассказ о верности и преданности собаки своему хозяину. Изображение характера Чинка в его развитии. Правдивость и глубокий гуманизм писателя в изображении животных.
|
|
|
65
| Обучение чтению. Беседа.
| «Снап» (в сокращении).
| Добродушный юмор автора при описании первого знакомства героя со Снапом. Гордость писателя мужеством его четвероногого друга, проявленным в схватке с волком. Грустный конец рассказа, горе автора в связи с гибелью его любимца
|
|
|
66
| Обучение чтению. Беседа.
| «Арно»
| «Арно»- грустный рассказ о самоотверженном почтовом голубе. Его преданность своему хозяину, любовь к родному гнезду. Гибель Арно и глубокие переживания автора.
|
|
|
67
| Урок контроля
| Письменная работа «Моё любимое произведение литературы, изученное в 6 классе.
| Выявление уровня литературного развития учащихся.
|
|
|
68
| Урок развития речи
| Урок-праздник «Путешествие по стране «Её Величество Литература». Задания для летнего чтения.
|
|
|
|