Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града»




Скачать 113.59 Kb.
НазваниеУрок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града»
Дата публикации26.03.2014
Размер113.59 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
УРОК ПО КУРСУ «ЖИВОЕ СЛОВО»

на тему «Образ русского города – «стольного града» - в живописи, архитектуре, в отечественной лирике»
Цели урока:

1. Дать представление о притягательной силе и красоте великой Москвы.

2. Заронить искру духовного собирательства у учащихся. Формировать гражданские и нравственные чувства у учащихся.

3. Обогатить словарь учащихся.
Проблемный вопрос:

Почему так велика притягательная сила Москвы для художников, архитекторов, поэтов?
Культуроведческий фон урока. (Оборудование):

  1. Стихотворение Ф. Глинка. Москва.

  2. Полотно «Св. князь Андрей Боголюбский».

  3. Полотно «Св. Александр Невский».

  4. М. Антокольский «Ярослав Мудрый», «Нестор-летописец», «Иван Грозный», «Не от мира сего».

  5. «Основателю Москвы Юрию Долгорукому».

  6. Храм Христа Спасителя (иллюстрация).

  7. В. Суриков «Утро стрелецкой казни».

  8. В. Суриков «Боярыня Морозова».

  9. А. Бубнов «Утро на Куликовом поле».

  10. В. Полеков «Московский дворик».

  11. Панорама Москвы конца XX века (иллюстрация).


Дидактический материал:

  1. Карточка-информатор № 1.

  2. Карточка-информатор № 2.

  3. История храма Христа Спасителя.

  4. Теория «Москва – третий Рим».


Москва! Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придем.

М. Цветаева

Ход урока:

I. Актуализация знаний.

Сообщение темы урока. Образ русского города – «стольного града» - в живописи, архитектуре, в отечественной лирике.

- Какие незнакомые слова встретились в теме?

Найти в «Толковом словаре», записать в тетрадь:

  • стольный (от стол – в Древней Руси: престол, княжение);

  • стольный город – столица; старинное;

  • град – старинное то же, что город.

- Какие цели поставит каждый перед собой? (Вывести на цели урока)

- С какими литературными произведениями по теме вы познакомились?

- Репродукции каких картин по теме подобрали?

- Что общего между архитектурой, живописью и художественной литературой?

^ II. Объяснение новой темы.

Учитель:

Предлагаю вашему вниманию материалы, которые вызовут несомненный интерес.

Удивительные по простоте изображения Св. князя Андрея Боголюбского и Св. Александра Невского.

Фотографии скульптурных изображений Марка Антокольского.

Горельеф

«Ярослав Мудрый» - красивое и во истину мудрое лицо.

«Нестор-летописец» и «Иван Грозный» впечатляют настолько, что становится очевидным: именно такие люди могли вершить судьбу России.

«Не от мира сего» - скульптура юной девушки первых веков христианства, пострадавшей за веру и полной любви к людям.

(Учащиеся рассматривают предложенные материалы. Задача учителя помочь учащимся прийти к пониманию мысли о том, что жизнь коротка, но вечно великое, никогда не умирают дела человека во имя Родины и людей.)

Учитель:

Предлагаю вам ознакомиться с содержанием «Карточки-информатора № 1». И выполнить задание, которое записано на карточке. (Задание выполняется устно.) (Работа со всем классом.)

Учитель:

Сделаем вывод.

Святые – это те, кто оставили след в Вечности своей жизнью и своими делами. Россия жива благодаря народу русскому – это те, кто рядом с нами, это те, кого давно уже нет, это те, кому невыносимо трудно. Яркая как солнечный свет мысль заключена в строках:

^ Чтобы оно, царство русское,

Рдело,

Зорилось жизнью живых,

Смертью святых,

Муками мучеников.

Мы все нужны России!

А Россия нужна нам!

Учитель:

Самостоятельно ознакомьтесь с содержанием «Карточки-информатора № 2». (Для этого делим класс на группы).

Какой период истории столицы русского государства Москвы привлек ваше внимание?

Какая строка великой истории для вас открылась впервые?

О чем вы хотели бы узнать подробнее?

(Учащиеся знакомятся с материалами, рассматривают иллюстрации, готовятся выразить общее мнение группы – капитан команды)

Рассматривается иллюстративный материал. У каждой группы набор иллюстраций и «Карточка-информатор» № 2 Набор иллюстраций.

  1. «Основателю Москвы Юрию Долгорукому».

  2. Храм Христа Спасителя.

  3. В. Суриков «Утро стрелецкой казни».

  4. В. Суриков «Боярыня Морозова».

  5. А. Бубнов «Утро на Куликовом поле».

  6. В. Поленов «Московский дворик».

  7. Панорама Москвы конца XX века.

Два ученика (задание подготовлено заранее) отвечают.

1-й ученик. Теория «Москва – третий Рим».

2-й ученик. История храма Христа Спасителя.

Капитаны команд выражают мнение своих команд.

Учитель:

(подводит итог). Чтение наизусть стихотворение М. Цветаевой – любимое свое стихотворение о Москве.

^ Облака – вокруг,

Купола – вокруг.

(Предлагает познакомиться с поэтическим циклом М. Цветаевой «Стихи о Москве»)

Учитель предлагает учащимся для чтения и анализа стихотворение Ф. Глинки «Москва».

^ План анализа:

  1. Какое чувство вызывает стихотворение? (гордость!)

  2. Какие поэтические образы делают стихотворение узнаваемым, оно – о Москве? («Колокольни на семи холмах», «Кремль-богатырь», «Царь-колокол», «Царь-пушка», «Кремля ворота», «Город храмов и палат».)

  3. Можно ли, говоря об отношении поэта к Москве сказать, что Москва для Ф. Глинки – святая святых, что его любовь к родине святая. Если «да», то докажите это текстом. («матушка Москва», «град сердечный», «Шляпы кто, гордец, не снимает. У святых в Кремле ворот?»)

  4. Какие средства художественной выразительности использовал поэт? (Риторические вопросы придают особый накал поэтической мысли, эпитеты и инверсия одновременно: «город чудный», «город древний», «улиц длинных», «славой вечной», «град сердечный», устаревшие слова высокой лексики: «златой», «град», «выи», «дерева» и мн. другие.)

Учитель:

Делаем вывод. Стихотворение Ф. Глинки «Москва» по содержанию, форме, эмоциональному выражению близко, дорого и понятно каждому, так как в нем поэту удалось выразить словами то, что чувствует каждый русский человек, бережно хранящий в своем сердце огромную любовь к Москве – столице нашей Родины, уважение к ее истории, обычаям, ее народу.



^ III. Закрепление.

Учитель:

С уверенностью могу сказать, что в сердце и уме каждого из вас нашлось место для сказанного сегодня на уроке. Я думала и чувствовала то же, что и вы. Прошу вас назвать образ – символ, который олицетворяет в себе основные черты русской столицы – Москвы.

(Хотелось бы выйти на результат, к которому целенаправленно шли шаг за шагом.

Учащиеся могут сказать о священности русской столицы, о бессмертии и нетленности Москвы, символ Москвы – памятник ее основателю Юрию Долгорукому, символ Москвы – храм Христа Спасителя, символы – Кремль, Царь-колокол, Царь-пушка. Чем больше скажут учащиеся, тем с большей уверенностью можно будет сказать, что урок достиг цели.)

^ IV. Слово учителя.

«Москва! Москва! Как много в этом

звуке для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!»

Любите Москву так, как вы ее любите.

Наполняйте свое сознание добрым и вечным и вам воздастся!

^ V. Домашние задание.

Марина Цветаева пишет:

Семь холмов – как семь колоколов.

На семи холмах – колокольни.

Всех счетом: сорок сороков, -

Колокольное семихолмие!

О каких достопримечательностях Москвы сказал поэт М. Цветаева в этих строках?

^ Ф. Глинка

Москва
Город чудный, город древний.

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

Опоясан лентой пашен,

Весь пестреешь ты в садах:

Сколько храмов, сколько башен

На семи твоих холмах!

Исполинскою рукой

Ты, как хартия, развит

И над малою рекою

Стал велик и знаменит!

На твоих церквах старинных

Вырастают дерева;

Глаз не схватит улиц длинных…

Это – матушка Москва

Кто, силач, возьмет в охапку

Холм Кремля – богатыря?

Кто собьет златую шапку

У Ивана – звонаря?

Кто царь – колокол подымет?

Кто царь – пушку повернет?

Шляпы кто, гордец, не снимет

У Святых в Кремле ворот?..

Ты не гнула крепкой выи

В бедовой своей судьбе;

Разве пасынки России

Не поклонятся тебе?

Ты, как мученик, горела,

Белокаменная!

И река в тебе кипела

Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала

Полоненного,

И из пепла ты встала

Неизменного!

Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат,

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град.
^ Карточка-информатор № 1
Однокоренные слова

Святейший – титул патриархов.

Святилище – храм.

Святить – церковный обряд придания святости.

Святки – промежуток времени от Рождества до Крещения.

Святой – проникнутый высокими чувствами.

Святотатство – поругание святого.

Святцы – список святых и праздников в календарном порядке.

Святыня – то, что является особенно дорогим, любовно хранимым.

Священный – святой.
Словосочетания

Святая любовь к Родине.

Святое дело.

Святая истина.

Святая обязанность.

Святая святых.
Была у русского народа «Голубиная книга». Основная книга.

Эти строки из «Голубиной книги»:

^ Чтобы оно, царство русское,

Рдело,

Зорилось жизнью живых,

Смертью святых,

Муками мучеников.


  1. В каком значении употреблено слово «святых»?

  2. Как вы понимаете смысл сказанного?

  3. Какие поэтические образы представляются вашему взору: «жизнь живых», «смерть святых», «муки мучеников»?

  4. Согласны ли вы с позицией, так ярко сформированной в строках из «Голубиной книги».

^ Карточка-информатор № 2
Древнейший город Москва. Вехи великой истории

Бронзовый век


- заселение территории современной Москвы (археологические раскопки).


1147 год

- Первое летописное упоминание Москвы.

Юрий Долгорукий суздальский князь – основатель Москвы.


12-14 века

- Великая история Великого города


15 век

- Великий князь Иван III Васильевич провозгласил себя «Государем всея Руси» Москва стала столицей единого государства.


15 век

- Возникновение теории «Москва – третий Рим».

Грандиозная перестройка Кремля.


16-17 века

- Расцвет Москвы. Расцвет духовности. Многократно на Печатном дворе издаются книги для общественного и частного богослужения. Важнейшей книгой для духовной жизни России была одна из книг Ветхого Завета – Псалтырь.

Напечатано огромное количество учебной литературы.

Арифметика Магницкого.

«Считание удобное» - таблица умножения.

Букварь Истомина.


1712 год

- Столицей стал Петербург, но Москва оставалась «первопрестольной столицей» («второй столицей»).

Сердце России осталось в Москве.


1812 год

- Отступая, Наполеон отдал приказ взорвать Кремль, но из-за угрозы окружения приказ не был выполнен.


12 марта

1918 года


- Москва вновь стала столицей.


1941-1942 год

-Великая битва за Москву.

С 30 сентября 1941 года по 30 апреля 1942 года проходили оборонительные и наступательные операции советских войск по защите Москвы, которые завершились разгромом немецкой армии под Москвой.


^ Последние десятилетия XX века



- Восстановлены разрушенные в 30-е годы храмы и архитектурные памятники. Загорелись на солнце золотые купола святой Москвы.



^ Теория «Москва – третий Рим»
Игумен псковского Елизаровского монастыря старец Филофей создал теорию «Москва – третий Рим».

В основе теории учение о «странствующих царствах», восходящее к библейской книге пророка Даниила. Согласно пророчеству Даниила, в земной человеческой истории будет четыре царства, наделенные особой Божией благодатью.

Старец Филофей применил это учение к России. Согласно теории «Москва – третий Рим», Бог дарит на земле Свою благодать одному из земных христианских царств. В древности таким царством была Римская империя («Первый Рим»). Затем Византийская империя («Второй Рим»). После падения Византийской империи, по таинственному Божиему повелению, полагал Филофей, все православные царства «сошлись» в Россию («Третий Рим»).

Теория «Третьего Рима» приобрела большую популярность в 16-17 веках.

^ История храма Христа Спасителя
Золотая громада купола храма Христа Спасителя была видна за многие километры, она как бы плыла над Москвой.

В честь победы русской армии над Наполеоном построен в Москве памятник-храм.

«Да простоит сей храм многие веки, и да курится в нем… кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовью и подражанием к делам их предков».

Особую ценность храм приобрел во время I мировой войны. Со всех концов страны приезжали в храм родные погибших на полях сражений, чтоб, отслужив панихиду, на его же стенах написать родное имя, от руки. Как получится. Фамилия, год рождения, день гибели, иногда скупые слова прощального привета. Никто не запрещал, не препятствовал, не отмывал стен.

Помнить о храме, об уроке его уничтожения в 1931 году, затем восстановлении в XXI веке, знать и ценить его место в русской культуре – наша обязанность.


    1. Храм Христа Спасителя. Вид со стороны Каменного моста. Фото начала ХХ века.

    2. Внутренний вид храма Христа Спасителя. Работа Ф. Клагеса. Холст. Масло. 1883 год.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconУрок русского языка в 7 классе «Всему начало слово, чистое, живое»
Обучающиеся получают новые знания о языке, работают над культурой своей речи, учатся общаться и понимать друг друга

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconНора Галь Слово живое и мертвое «Слово живое и мертвое»: Международные...
Свою славу она заслужила, открыв нам «Маленького принца» Сент Экзюпери. Бесценной заслугой Норы Галь остаются ее выдающиеся переводы...

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconВ. П. Зинченко Живое Знание психологическая педагогика
Психологическая педагогика. Материалы к курсу лекций. Часть I. Живое Знание. — Самара: 1998. — 216 с

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconУрок обж и английского языка на тему «Здоровый образ жизни»
«Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Поэтому тема сегодняшнего урока...

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconУрок в 4 «В» классе III четверть 15. 02. 11 г
Урок №10 Тема: «Образ художественной культуры Средней Азии. Работа над образом города»

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconУрок русского языка на тему: «Лексические нормы русского языка»
Название работы: Урок русского языка на тему: «Лексические нормы русского языка»

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconИсследовательская работа на тему «Образ родного города в творчестве новочебоксарских поэтов»
Новочебоксарск любим своими жителями. Поэты, композиторы, художники посвящают ему свои лучшие творения. Накануне юбилея города мы...

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconСлово живое и мертвое
Автор этой книжки не лингвист и отнюдь не теоретик. Но когда десятки лет работаешь там, где главный материал и инструмент – слово,...

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconКонкурс чтецов «Живое слово»

Урок по курсу «живое слово» на тему «Образ русского города «стольного града» iconУрок экологический час, 5класс «береги зеленый океан»
Слово «экология» прочно вошло в обиход. Его можно услышать по радио, и в телепередачах, и в разговорах на бытовую тему, прочитать...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница