Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова»




Скачать 93.04 Kb.
НазваниеУрок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова»
Дата публикации21.03.2014
Размер93.04 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Лицей №4


ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Тема: «Корень. Однокоренные слова»

Учитель начальных классов: Гавычева Е.А.

Тема: Корень. Однокоренные слова.

Цель: Закрепить знания детей о понятиях: «корень», «однокоренные слова», развивать умение распознавать и подбирать однокоренные слова.

Задачи: 1) научить детей чувствовать, видеть и слышать в слове общую часть /корень/;

2) закрепить у учеников понятия об однокоренных и родственных словах, их сходстве и различии;

3) воспитывать у детей языковое чутьё, т.е. зрительное и слуховое внимание к слову;

4) уточнить артикуляцию и звучание согласных звуков, закрепить умение распознавать гласные по беззвучной артикуляции;

5) обогатить речь детей новыми словами.

Оборудование: карточки с заданиями, зеркала, рифмовки для орфографической минутки, какографии, скороговорка «Гуси», «Толковый словарь».
План урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка д/з.

  3. Самостоятельная работа по карточкам.

  4. Сообщение цели и темы урока.

  5. Минутка чистописания.

  6. Психогимнастика.

  7. Словарная работа.

  8. Физминутка для моторики рук «Капуста».

  9. Минутка орфографии. Какография.

  10. Физминутка «Птицы».

  11. Работа над новым материалом.

  • Чтение сказки «Два корня»

  • Работа с рифмовкой

  • Работа с толковым словарем

  • Игра «Кто больше?»

  • Физминутка «Гвоздика»

  • Работа по определению однокоренных слов /работа с чистоговоркой/

  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание.


Ход урока.

  1. Оргмомент.

  2. Проверка д/з.

  3. Самостоятельная работа по карточкам.

Учитель: На предыдущих уроках русского языка мы с вами убедились в том, что написание многих слов в русском языке нужно не только знать, но и уметь проверять. Вас ждут задания на карточках. И как всегда карточки отличаются цветом, т.е. каждый цвет указывает уровень сложности задания.

  1. ^ Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Сегодня на уроке мы уточним представления о корне и об однокоренных словах; будем учиться распознавать и подбирать однокоренные слова.

Логопед: Вспомним, всегда ли слова с одинаковым корнем бывают родственными, узнаем значение многих новых слов, вспомним, как звучат и произносятся некоторые гласные и согласные звуки.

Учитель: Прочитайте название и темы урока / на доске буквами напечатано «…орень»/

Но что это? Убежала буква. Ребята, как вы думаете, какая буква покинула свое место? /буква К/. /Буква К вешается в начало слова/.


  1. ^ Минутка чистописания.

Логопед:

Ребята, а что мы можем сказать об этой букве? Какие звуки на письме обозначает буква К/ка/?

Произнесите звук перед зеркалом. Что помогает произнести этот звук? /язык, твердое нёбо/ В каком положении находится язык? Скажите, какой это звук, гласный или согласный? Почему? Определите глухой или звонкий звук к/проверить ладонью вибрацию голосовых связок/. Назовите парный звонкий согласный /г/. Ребята, посмотрите на заглавную и строчную буквы К.

Учитель:

Пропишите в воздухе буквы Кк. Как пишутся эти буквы? /с отрывом/.

А теперь спишите с доски аккуратно, неспеша, правильно соединяя элементы букв. Не забывайте о посадке, правильном положении тетради на столе и о том, как надо держать ручку. Чем и кем мы всегда представляем ручку? /лёгким пёрышком, бабочкой в руке/.

Тихо звучит музыка. Дети списывают с доски.

Учитель:

Оказывается, эту букву спрятал Старичок-слоговичок. Он вам приготовил загадки, а ваша задача правильно и красиво написать отгадки.

А. Сарафан на сарафане,

Платьице на платьице,

А как станешь раздевать

Досыта наплачешься. /лук/

Б. Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. /капуста/

В. Хотя и сахарной зовусь,

Но от дождей я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус

Узнали вы? Я … /свёкла/

Г. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. /ёж/

Учитель:

Отыщите «лишнее» слово, подчеркните его и скажите, почему оно лишнее? /это слово ёж, в нем нет буквы «К»/.

На какие вопросы отвечают слова, записанные на доске? /кто? что?/

К какой части речи они относятся? /имя существительное/.

6. Психогимнастика.

/включается и звучит тихая музыка/

Логопед:

Какое сейчас время года? /осень/. Представим, что мы с вами деревья в осеннем лесу. Встанем – наши руки – это ветви деревьев, а пальчики – листочки. Изобразите деревья и листочки, которые качает легкий ветерок. Дует легкий ветерок, листочки едва шевелятся /дети имитируют легкое дуновение ветерка и слегка шевелят пальцами/.

Подул сильный ветер – качаются деревья /наклоны туловища/

Ветер затихает /дети садятся на свои места. Музыка затихает/

Садитесь на свои места и повторяйте за мной слова хором: Осенние листочки на веточках сидят, осенние листочки детям говорят: Осиновый: «А-а-а», Рябиновый: «И-и-и», Березовый: «О-о-о», Дубовый: «У-у-у».

Ребята, а какие звуки произносили осенние листочки? /гласные/

Молодцы! Вы правильно произносили гласные по артикуляции моих губ.

^ 7. Словарная работа.

Учитель:

Найдите в своих словариках слова на букву «К», которые называют овощи /капуста, картофель/. Запишите их в тетради.

Какие буквы нужно запомнить при написании этих слов?

Запишите новое словарное слово. Какое? Отгадайте.

Сидит красная девица в темните,

А коса на улице.

Что это? /морковь/

Новое словарное слово – морковь. /вывешивается на доску наборное полотно со словом и рисунком/

А как вы понимаете значение слова морковь? За разъяснением обратимся к нашему другу «Толковому словарю Ожегова». /прочитать значение слова/

Составьте с этим словом предложение. У кого самое удачное предложение? Запишем его на доске. «В огороде созрела сочная морковь».

Давайте разберем по членам предложения.

Логопед:

  1. ^ Физкультминутка для моторики рук «Капуста».

Ребята, вы уже записали много слов, предложение. Ваши пальчики устали и я предлагаю выполнить гимнастику для рук. И гимнастика наша будет тоже об овощах.

Догадались какая? Правильно, «Капуста».

Ваши пальчики отдохнули и приготовились к дальнейшей работе.

Учитель:

  1. ^ А сейчас – орфографическая минутка.

/на доске рифмовка/

Мыши, лыжи, пень, часы,

Воробьи, лиса, весы,

Котик Васька, пес Пушок –

Сколько правил здесь, дружок?

Какография /неправильное написание/

Логопед:

Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал на урок! \вывешивается т. Какография/

Объясните, пожалуйста, что такое обозначает слово «кагография»? /неправильное написание/

Тетушка Какография принесла с собой Ленину тетрадь. Давайте посмотрим, что там у Лени.

Разве можно без улыбки видеть Лёнины ошибки

Налител я на сугроп

И расшиб сегодня лоп,

Очень болно и обидно,

Глас под шышкою не видно.

Быстро Лёне помогайте,

Все ошибки исправляйте!

Спасибо, ребята, что помогли Лёне исправить все его ошибки, я думаю, что сами вы не допустите таких ошибок при письме.

^ 10. Физкультминутка «Птицы»

Логопед:

А сейчас мы отдохнем и выполним физкультминутку про птиц.

Грач качался в гамаке /наклоны в стороны/

Гуси в волнах на реке /наклоны вперед-назад/

Мимо голуби летели /покачивание рукой/

И на веточку присели /приседание/

Веточка качается /покачивание руками/

Неплохо получается! /садятся на места/

  1. ^ Работа над новым материалом.

Учитель:

  • Прочитайте еще раз тему урока. Прослушайте сказку «Два корня» /учитель читает сказку, кн. «Конкурс грамотеев», стр. 48/

О каких корнях шла речь в сказке? /о корне куста и корне слова/

Где живет второй корень, корень слова? Что же такое корень слова?

Прочитайте правило на стр. 48 /1-2 ученика, 1 раз хором/.

  • Работа с рифмовкой, записанной на доске.

Логопед:

Так же как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Будь внимателен к словам,

Отыщи в них корень сам:

В каждой строчке однокоренных слов выделите корень. Работаем по цепочке. /каждый ученик выходит к доске, выделяет корень/

Лес, лесной, лесок, лесник.

Цвет, цветок, цветной, цветник.

Лётчик, самолёт, полёт.

Ледяной, ледовый, лед.

Сад, посадка, посадил.

Род, родители, родил.

Ходит, выходка, ходы.

Трудовой, трудись, труды.

Молодцы, хорошо потрудились.

Учитель:

  • Работа с учебником и толковым словарем.

Так что же такое корень слова?

Прочитайте задание к упр. 118. Прочитайте текст.

Почему слово родина написано с маленькой буквы? /это маленькая родина. Выполняется упражнение. Проверка. По словрю Ожегова выясняем смысл слова «родина»/

Учитель:

Что называется корнем слова.

  • Игра «Помоги Незнайке».

Стук в дверь.

Логопед:

Ребята, к нам кто-то стучится. Кто бы это мог быть? Да это Незнайка. Что-то ты сегодня грустный и молчаливый. Что у тебя опять случилось?

Ребята, ему очень стыдно признаться, но с Незнайкой приключилось несчастье. Он подобрал к данным ему словам родственные слова, но по дороге в школу они у него рассыпались, и осталось вот что:

Машина – …ист

Рыба – …ак

Море – …як

Скрипка – ач

Давайте поможем Незнайке собрать слова.

  • Игра «Кто больше?»

Логопед:

Ребята, вижу вы очень дружные, добрые и отзывчивые дети. Вы так быстро помогли Незнайке. А сейчас я нуждаюсь в вашей помощи.

Помогите мне подобрать как можно больше однокоренных слов. Я буду показывать и называть корень, а вы должны образовать родственные, однокоренные слова: вод, двор, корм, вар, мор.

Молодцы, ребята, очень хорошо, что вы подобрали к корням так много родственных слов.

  • Физкультминутка «Гвоздика».

Нежный, маленький бутон

Свернут туго, туго он /руки прижаты к груди/

Солнце луч ему протянет –

И бутон гвоздикой станет

/дети встают на цыпочки, руки поднимают вверх/.

Учитель:

Кт знает, что такое гвоздика? /показать цветок/

Почему так назвали гвоздику? /она по форме похожа на гвоздь/

Какой корень в этом слове? /гвозд/

/записать в тетрадях и на доске слова гвоздь – гвоздика/

  • Работа по определению однокоренных слов.

Учитель:

Сейчас я прочитаю стихотворение Берестова «Гуси». Ваша задача – запомнить и записать все однокоренные слова из стихотворения к слову «гуси».

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает, гусята гуляют гуськом.

Тот же, кто близко знаком с гусаком

К ним не рискнет подойти босиком.

Учитель:

Кто нашел родственные, однокоренные слова? Но прежде давайте вспомним, какие слова называются родственными? Запишите эти слова. /записать на доске и в тетради/. Выделите корень в этих словах. Придумайте еще однокоренные слова к слову «гуси» /гусыня, гусиный/.

ВЫВОД: Какие слова называются однокоренными словами?

  • Работа с чистоговоркой «Гуси».

Логопед:

Произнесите чистоговорку «Гуси» четко и быстро проговаривая слова:

На г . ре г . гочут гуси,

Под г . рой огонь г . рит.

/произносит логопед, затем хором дети/

Учитель:

Какое правило поможет вам вставить пропущенные буквы в словах? /правило о правописании безударных гласных в корне/.

Вставим пропущенные буквы /дети доказывают, почему они везде вставили букву о/.

Вы затруднились в написании слова «гогочут». Прежде, чем проверить его написание, давайте выясним значение этого слова.

Кто нам в этом поможет? Конечно же словарь.

Выпишите слова с одинаковым корнем.

Какие слова вы написали? /на горе, под горой, горит/

Являются ли они родственными? /нет! На горе и под горой – это формы одного и того же слова «гора», а слово горит не родственное, т.к. не является близким по смыслу/.

Итак, мы должны запомнить, что не всегда слова с одинаковым корнем бывают родственные.

Наше занятие подходит к концу и мне хочется еще раз напомнить вам о самой главной части слова – о корне. Потому что, когда говорят о главном, тогда говорят слово «корень». Например, если речь идет о причине чего-то плохого, скажут корень зла. О серьезных ошибках это в корне неправильно. Если чего-то надо основательно переделать, говорят о коренной переработке. Смотри в корень! Или: Зри в корень! – значит, выдели самое главное.

У слов тоже есть самое главное, самое важное корень. Корень берет на свои плечи самый важный смысл не одного слова, а многих, и эти многие слова с одним корнем называются родственными.

12. Итог урока.

13. Домашнее задание.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» iconКонспект урока по русскому языку во 2-м классе по теме "Корень слова. Однокоренные слова"
Цель: формирование понятия корня слова, умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» iconТема «Однокоренные слова. Корень слова» Марукевич Л. С
Оборудование: кластеры «Слова», «Родственные слова»; напечатанные листы с отрывками текстов (каждому ученику), кластер «Р. с.» каждому...

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» iconТема «Как растут слова»
...

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» iconУрок по русскому языку на тему: " Глагол. Обобщение". 2-й класс
От сущ мороз образуйте и запишите однокоренные слова других частей речи(прил.,глагол)

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» icon1. Какое слово здесь лишнее? Подчеркни однокоренные слова. Выдели...
Какое слово здесь лишнее? Подчеркни однокоренные слова. Выдели корень. Поставь ударение

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» iconУрок русского языка во 2 классе по теме «Упражнения в распознавании однокоренных слов»
Развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень,учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового...

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» iconМорфемика и словообразование. Морфемный анализ – выяснение морфемной структуры слова
Находим корень (подбирая однокоренные слова или выясняя, как образована анализируемая словоформа)

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» iconТема: Однокоренные слова и формы одного и того же слова
Цель урока: обеспечить формирование умения различать однокоренные слова и формы одного и того же слова

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» iconКонспект урока по русскому языку «Корень слова»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Поприветствуем наших гостей. Наш язык и скромен и богат

Урок по русскому языку тема: «Корень. Однокоренные слова» iconТема: состав слова. Закрепление
Цели: Закрепление умения находить в слове все части, уметь правильно подбирать однокоренные слова, уметь правильно подбирать однокоренные...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница