Классный час на тему: «Доброта»




Скачать 117.42 Kb.
НазваниеКлассный час на тему: «Доброта»
Дата публикации16.03.2014
Размер117.42 Kb.
ТипКлассный час
www.lit-yaz.ru > Литература > Классный час
Классный час на тему: «Доброта».

Цель:

  • дать определение понятию «доброта»;

  • развить представление учащихся о добре и зле;

  • воспитывать стремление совершать добрые дела.

Участники: учащиеся 2 А класса.

Форма занятия: беседа с элементами игры.

Ход занятия:

Занятие начинается со стихотворения «Добро».

Мой добрый товарищ, пожалуйста.

Добро совершать не бойся.

Но только прошу, не жалуйся,

Пожалуйста, мне больше.

Не ожидай благодарности

За сделанное тобою,

За те нежданные радости.

Подаренные добротою.

Добро - не доблесть!

Не жалуйся,

Добро совершать не бойся.

Помог человеку - и радуйся,

Награды не нужно большей.

Учитель:

- О чем это стихотворение? (О доброте).

- Что такое доброта? (Доброта - это всё хорошее: отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать хорошие поступки по отношению к другим людям).

- А что такое зло? (Это нечто противоположное добру).

Всё в обществе взаимосвязано. Все мы зависим дуг от друга. Мы – учатники цепной реакции добра и зла. Добра и добрых дел нужно совершать как можно больше, и никак нельзя забывать о тех, кто вершит добро.

- Какого человека мы называем добрым? (Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти к ним на помощь; добрый человек любит природу и бережёт ее; любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми).

Кто любит собак

Или прочих животных.

Серьёзных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла -

Тот людям вовеки

Не сделает зла.

- Ребята, вы со мной согласны?

«Объясни смысл пословицы»

На доске расположены пословицы. Учитель открывает их по одной, а дети объясняют её смысл.

-Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Доброе слово железные ворота отопрёт.

  1. Про доброе дело говори смело.
    -Доброе слово лучше мягкого пирога.

  2. От добра добра не ищут.
    - Доброму добрая память.

  3. Доброе слово и кошке приятно.

Но не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь, как гласит пословица, «Не одежда красит человека, а его добрые дела».

- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать

а) в классе;

б) дома;

в) на улице;

г) в транспорте;

д) на природе.

- А какие добрые дела вы сделали сегодня?

Коммуникативная игра «Волшебный стул».

Перед классом ставится стул. На него садится один ученик. «Волшебство» стула заключается в том, что тот человек, который на него садится, становится хорошим, без каких-либо недостатков. Но он забывает всё, когда сидит на этом стуле.

Учитель: Давайте сейчас расскажем ему обо всех его достоинствах, которые мы знаем. Вы можете рассказать ему, что вам нравится в его поведении, внешности, характере; что доброго и хорошего он сделал для кого-то из вас.

  1. Как вы думаете, трудно ли быть добрым?

  2. Что для этого нужно иметь? (Добрую душу, доброе сердце).

Добрым быть совсем, совсем не просто.

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от света,

Доброта – не пряник, не конфета.

- Ребята, а как вы думаете, могут ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? (Нет, не может. Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит». Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот).

- В каком литературном жанре наиболее часто встречается проблема добра и зла? (В сказках).

- Какие сказочные герои олицетворяют добро, а какие - зло?
(Дети называют различных сказочных персонажей).

Игра «Парные герои».

Играющие получают карточки с именами карточных героев и находят свою пару: Колобок - лису, ворона - лисицу, волк - козленка и т.д. Далее в парах разыгрывается сказочный диалог. Хищник начинает фразу словами: «Я тебя съем!» - и аргументирует причину. Партнёр отговаривает его, приводя доводы вроде: «Я радиоактивный!». Класс обсуждает результаты: кого съели, а кто остался живым, какие ещё аргументы можно было бы привести.

Учитель: Ребята, давайте творить добро на земле, как поётся в песне:

Твори добро на всей земле.

Твори добро другим во славу.

Не за красивое спасибо

Услышавшего тебя рядом.


Классный час на тему: «Что такое «добро и «зло».
Цель: привлекая литературные произведения и на примере знакомых детям жизненных ситуаций доступно объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» - зло» (синонимы «хорошо» - «плохо»).

Участники: учащиеся 2 А класса.

Форма занятия: беседа.

Ход занятия:

Уроки лучше всего строить в форме беседы, в ходе которой учитель объясняет, что такое «хорошо» («добро») и что такое «плохо» («зло»). Дети приводят примеры из сказок, рассказов, стихов, в которых действуют добрые и злые герои. Целесообразно задать вопросы: на чем строится их деление героев на положительных и отрицательных? Какие качества добрых героев им особенно нравятся и почему? На каких героев литературных произведений они хотят быть похожими? Желательно дать детям задание (можно в качестве домашней работы): изобразить в рисунке, какими они видят добро и зло.

В ходе беседы учитель может организовать полемику: чей герой лучше? Ребята должны (вспоминая прочитанное) привести доказательства наличия тех или иных достоинств у своего героя, что способствует выработке, соответственно возрасту, навыков аргументации.

Учителю важно, следя за ходом рассуждений детей, давать им нравственные ориентиры. Любимым героем маленького читателя может оказаться персонаж далеко не высокохудожественного произведения лишь за названные, подчас даже невоплощенные в образе моральные качества. Бывает, что любимым становится герой, слова и действия которого вызывают смех. В этом случае учителю нужно спросить детей, хотели бы они быть похожими на такого героя. Ответ детей будет, вероятнее всего, отрицательным, ведь никто не хочет, чтобы над ним смеялись. Здесь уместно поговорить с детьми о роли смеха. Нередко он помогает искоренению того или иного недостатка в человеке. Почему мы смеемся над Волком из мультсериала «Ну, погоди!»? Хотим ли мы быть на него похожими? Важно выявить те отрицательные качества героя, на которые направлен смех автора, поговорить о положительной роли смеха в нашей жизни.

На уроке следует использовать тексты, содержание которых близко и понятно детям. Желательно прочитать рассказы А.Крапивина «Алька ищет друга» и Е.Пермяка «Пичугин мост». В процессе обсуждения этих произведений надо объяснить детям, что нравственные явления делятся на две противоположные категории - добро и зло, которые выступают как действия людей (направлены на пользу людям или, наоборот, во вред) и как мотивы этих действий (каждый сам решает, как ему поступить в той или иной ситуации, и несет ответственность за свои поступки). Делается вывод, что каждый человек свободен в выборе действий и поступков. Безусловно, сложность темы требует использования доступной для детей формы изложения материала, предполагающей наглядность и образность. Следует учитывать, что, вступая в те или иные отношения со сверстниками, ребенок ориентируется прежде всего на свой опыт и знания, полученные от учителя и родителей.

На уроке учитель вместе с детьми анализирует нравственную сторону отношений, представленных в конкретных ситуациях, формирует правила и нормы, в соответствии с которыми всегда надо поступать. Не стоит торопиться давать детям готовый ответ, лучше предложить им поискать его вместе.

В отношениях с людьми нравственные нормы проявляются в культуре их поведения, общения. Начать нужно с некоторых норм общения, что позволит лучше обосновать необходимость выполнения правил вежливости. Нравственные нормы поведения детям легче понять и усвоить, если противопоставить положительные и отрицательные явления, используя для этого литературный материал (в классе можно прочитать рассказы П.Дудочкина «Тополиная беда» и В.Осеевой «Самое страшное»). В процессе обсуждения рассказов дети должны различить, что можно делать (оценка «хорошо»), а что нельзя (оценка «плохо»).
^ Дидактические материалы.
Пословицы и поговорки

При солнышке тепло,

При матери добро.

Птица рада весне,

А дитя - матери.

Хороша дочка Аннушка,

Коли хвалят мать да бабушка.
Вопрос

Когда человеку хорошо?
В.А.Сухомлинский.

Как Белочка Дятла спасала.

Среди зимы потеплело, пошел дождь, а потом снова ударил мороз. Покрылись деревья льдом, обледенели шишки на елках. Нечего есть Дятлу: сколько ни стучит о лед, до коры не достучится. Сколько ни бьет клювом шишку, зернышки не вылущиваются.

Сел Дятел на ель и плачет. Падают горючие слезы на снег, замерзают. Увидела Белочка из гнезда - Дятел плачет. Прыг, прыг, прискакала к Дятлу.

- Почему это ты, Дятел, плачешь? - Нечего есть, Белочка...

Жалко стало Белочке Дятла. Вынесла она из дупла большую еловую шишку.

Положила между стволом и веткой. Сел Дятел возле шишки и начал молотить Клювом.

А Белочка сидит возле дупла и радуется. И бельчата в дупле радуются. И солнышко радуется.
Вопросы:

- Кого вы пожалели? Почему?

- Почему радуются Белочка и бельчата?
В.А.Сухомлинский.

Чтобы бабочка не укололась.

Маленькая Зоя гуляла в саду. Она подошла к акации. На акации - острые-острые колючки.

Над акацией летает яркая бабочка. Ой, как же ей не страшно летать! Налетит на колючку - что же тогда будет?

Подошла Зоя к акации. Сломала одну колючку, вторую, третью.

Мама увидела и спрашивает:

- Что ты делаешь, Зоя? Зачем колючки ломаешь?

- Чтобы бабочка не укололась, - ответила Зоя.
Вопросы:

- Зачем Зоя ломала колючки акации?

- А это для акации хорошо или плохо?

- Хорошо ли поступила Зоя? Почему?
Е.Пермяк.

Пичyгин мост.

По пути в школу ребята любили разговаривать о подвигах.

- Хорошо бы, - говорит один, - на пожаре ребенка спасти!

- Даже самую большую щуку поймать - и то хорошо, - мечтает второй. Сразу про тебя все говорить будут.

- Лучше всего на Луну полететь, говорит третий мальчик. - Тогда уже во всех странах прославишься.

А Сема Пичугин ни о чем таком не думал. Он рос мальчиком тихим и молчаливым.

Как и все ребята, Сема любил ходить в школу короткой дорогой через речку Быстрянку. Только перескакивать через нее было очень трудно.

В прошлом году один школьник не доскочил до того берега и сорвался. В больнице даже лежал. Другие ребята переходили речку по первому льду и оступились. Повымокли. И тоже крику всякого много.

Ребятам запретили ходить короткой дорогой. А как длинной пойдешь, когда короткая есть!

Вот и задумал Сема Пичугин старую ветлу с этого берега на тот уронить. Топор у него был, чтобы рубить им ветлу. Нелегким оказалось это дело. Уж очень была толста ветла. Вдвоем не обхватишь. Только легло бревно через речку. Теперь нужно было обрубить у ветлы ветви. Они путались под ногами и мешали ходить. Держаться не за что. Того гляди, упадешь. Особенно если снег. Решил Сема приладить перильца из жердей. Дед помог.

Хороший мостишко получился. Теперь не только ребята, но и все другие жители стали ходить по нему.

Чуть кто в обход пойдет, ему обязательно скажут:

- Да куда ты идешь за семь верст киселя хлебать! Иди прямиком через Пичугин мост.

Так и стали называть его Семиной фамилией - Пичугин мост. Когда же ветла прогнила, новый мост перекинули. Из хороших бревен. А название мосту осталось прежнее - Пичугин. Вскоре и этот мост заменили. Стали спрямлять шоссейную дорогу. Прошла дорога через лес по тропинке, по которой ребята бегали в школу. Большой мост возвели. С чугунными перилами. Такому можно было дать громкое название. А его все по-старому называют - Пичугин мост. И никому даже в голову не приходит, что этот мост построил мальчик.
Вопросы:

- Как появился Пичугин мост? Почему и кто его построил?

- Очень ли нужен этот мост людям?

- Почему люди дали мосту название «Пичугин мост»?

- Почему и у нового моста осталось старое название?
Е.Пермяк.

Самое страшное.

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей обижал. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его все. Он к добрым - добрые тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а тот зелеными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.

Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, слезы утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Вопросы:

- Как Вова относился к окружающим? Был ли Вова на самом деле храбрым, смелым мальчиком?

- А ты хотел бы, чтобы тебя боялись? Почему Вова остался один на свете? Почему все отвернулись от Вовы?

- Что Вова должен сделать, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка?



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Классный час на тему: «Доброта» iconКлассный час на тему: «Что такое доброта?»
Учитель: Карпова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель моу чердаклинской средней общеобразовательной...

Классный час на тему: «Доброта» iconКлассный час на тему: «Что такое доброта»
«добро» и «зло», с закономерностями проявления их в личности человека и в окружающей жизни

Классный час на тему: «Доброта» iconКлассный час на тему "Будем добрыми и человечными"
«Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству»

Классный час на тему: «Доброта» iconКлассный час на тему: Добро, доброта и человечность
Цели: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки

Классный час на тему: «Доброта» iconКонспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Что такое доброта?»
...

Классный час на тему: «Доброта» iconКлассный час для учащихся 9 класса
Предлагаемый классный час – час общения на тему любви. В сценарии использованы различные воспитательные методы (беседа, дилемма,...

Классный час на тему: «Доброта» iconКлассный час на тему: «Мы будущие избиратели»
Мкоу «Приреченская основная общеобразовательная школа Верхнемамонского муниципального района Воронежской области» классный час на...

Классный час на тему: «Доброта» iconКлассный час на тему: «Семья в пословицах и поговорках»
На доске вывешен ребус, посвященный семье. Разгадав его, вы узнаете чему посвящен наш классный час

Классный час на тему: «Доброта» iconКлассный час на тему: «Зимушка зима, здравствуй»
...

Классный час на тему: «Доброта» iconКлассный час на тему «Волшебство бывает не только в сказках»
Информация: (Все дети садятся в круг) Классный руководитель сообщает тему классного часа



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница