Урока организационный момент




Скачать 33.04 Kb.
НазваниеУрока организационный момент
Дата публикации13.03.2014
Размер33.04 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок словаря

«Владимир Иванович Даль и его словарь»

Цель урока: систематизация знаний о составителе «Словаря живого великорусского языка» В. И. Даля с элементами лингвистического анализа текстов.

Оборудование: портрет В. И. Даля, четырехтомный «Словарь живого великорусского языка, портрет Б. Ахмадулиной.

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

На партах текст. Учащиеся знакомятся с ним.

… Следует назвать писателя, который скрыл свое имя под выдуманным: Козак Луганский. Он не поэт, не владеет искусством вымысла,  не имеет даже стремления производить творческие создания, он видит всюду дело  и глядит на всякую вещь с ее дельной стороны. Ум твердый и дельный виден во всяком его слове, а наблюдательность и природная острота вооружают живостью его слово. Все у него правда и взято так, как есть в природе.

Задания:

– Найдите однокоренные слова. (Дело, дельный).

– Как вы понимаете дельный? (Дельный – жаждущий дела, важного и интересного).

– Природная острота. Как прокомментировали бы лексическое значение словосочетания? (Проницательный, хорошо воспринимающий).

– Вооруженный живостью его слово? Как понимаете? (Очень точное и яркое слово).

– Найдите в тексте слово в устаревшем написании. Запишите его по современным правилам орфографии. (Козак – казак).

– О ком идет речь в данном тексте? (О Владимире Ивановиче Дале)

2.^ Основное содержание урока.

На мультимедийном экране дана статья из Энциклопедического словаря о Дале.

Даль Вл. Ив. (1801 – 72, рус. писатель, лексикограф, этнограф, ч.- к. Петерб. АН (1838). Очерки (30 – 40 гг.) в духе натуральной школы под псевд. Казак Луганский. Сб. «Пословицы русского народа» (1861 – 62). Созд. «Толковый словарь живого великорусского языка» (т. 1 – 4, 1863 – 66), за который удостоен звания почетного академика Петерб. АН (1863).

– Прочитать данную статью и записать предложения:

Даты жизни В. И. Даля…

Основные виды деятельности…

Научные звания…

Основные труды…

Лексикограф…(специалист по лексикографии. Лексикография – теория и практика составления словарей).

Этнограф… (специалист по этнографии. Этнография – наука, изучающая материальную и духовную жизнь народа).

– Рассмотрим словарь. Обратить внимание на оформление словарных статей. Зачитать несколько слов.

^ Один из учеников читает стихотворение Б. Ахмадулиной.

Мне родина – Москва, мне горько удаленье

От дома, от родной чужбины пустяков.

Покинутость детей и дружб разъединенье,

И одиночеств  скит – вот родина стихов.

Заслышав зов, уйду, пред утром непосильным,

В угодия твои, четырехтомный Даль,

Отчизны языка всеведущий спаситель,

Прощенье ниспошли и утешенье дай…

Работа с лексическим значением слов с использованием словарей:

скит - (1. Небольшой поселок монахов – отшельников отдалении от монастыря;

2) небольшой отдельный монастырь в глухой местности); всеведущий (обо всем осведомленный).

– Каким настроением проникнуто стихотворение? О чем болит душа поэтессы?

– Каковы особенности лексики стихотворения? (Лексика возвышенная,  много устаревших слов, относящихся к высокому  стилю:  всеведущий, скит,  ниспошли. Автор всей душой болеет за сохранение языка, словаря В. И. Даля.  Преклоняется перед этой личностью,  восхищается трудом, ищет защиту и просит прощение за то, что не сделала она, может быть, что не сделали другие поэты и писатели в деле сохранения языка)

 ^ Чтение воспоминаний В. Лидина.

В самом начале революции старый московский букинист Константин Захарович Никитин поднялся ко мне на четвертый этаж с тяжелой пачкой книг; в пачке оказался Толковый словарь русского языка Даля.

– Хочу, чтобы этот словарь остался у вас, – сказал мне Никитин. – Вам он пригодится… может быть помянете добром старого книжника.

Никитин вскоре умер, а словарь Даля и поныне стоит у меня в книжном шкафу, и, наверно, тысячи раз помянул я добром старого книжника. Пользуясь словарем Даля, я никогда не забываю, что словарь этот предназначен для изучения языка, а не для выискивания народных словечек, которыми иногда хочет блеснуть литератор.

…когда я беру в руки тот или ругой том словаря Даля, у меня нет ощущения, что он нужен мне только для справок; мне кажется, что мы беседуем с ним: он учит меня богатству русской речи, а я как бы напоминаю ему о славной истории. Так некоторые книги, не старея и не остывая, идут в ногу с временем, и времени никогда не опередить их.

3.Заключительная часть урока.

 Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Я беру в руки словарь Даля…». Использовать материалы урока для своего сочинения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока организационный момент iconУрока I. Организационный момент
Давайте попробуем сформулировать тему урока, взяв строчки из стихотворения поэта

Урока организационный момент iconУрока: Организационный момент
Здравствуйте, ребята, я предлагаю вашему вниманию строчки из стихотворения Шкляревского, которые подскажут и тему урока, и материал,...

Урока организационный момент iconУрока Организационный момент
Цели урока: Пробудить у детей интерес и стремление к общению на мокшанском языке, создать настрой для дальнейшего изучения; Познакомить...

Урока организационный момент iconКонспект урока литературы по творчеству А. А. Блока. Тема: «Предчувствую...
Организационный момент. Приветствие учеников. Знакомство с темой, озвучивание целей и задач урока

Урока организационный момент iconКонспект открытого урока
Организационный момент -good morning boys and girls. I’m glad to see you. How are you?

Урока организационный момент iconУрока: I организационный момент
Цель: Обучающая: ознакомление с правилами правописания кратких прилагательных с основой на шипящий

Урока организационный момент iconУрока I организационный момент
Цель: Дать учащимся представление о месте и роли комментария в структуре сочинения части С1

Урока организационный момент iconПлан урока: Организационный момент
Модуль Методика использования педагогом средств и ресурсов информационной образовательной среды

Урока организационный момент iconУрока: Организационный момент
Цель: пробуждение в человеке способность к любви как одному из главных свойств души человека

Урока организационный момент icon1. Организационный момент. Объявление темы, целеполагание
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите тему урока «Ф. Петрарка – итальянский поэт эпохи Возрождения»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница