Ребенок больше всего нуждается




Скачать 129.04 Kb.
НазваниеРебенок больше всего нуждается
Дата публикации05.03.2014
Размер129.04 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы




Журнал «Ребенок в детском саду» № 3, 2005г.

МЫ С МОЕЮ БАБУШКОЙ – ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ.

Ребенок больше всего нуждается


в вашей любви как раз тогда,

когда он меньше всего ее заслуживает –

и это хорошо понимают только бабушки.

Автор неизвестен.

С именем бабушки у ребенка связывается все доброе, незабываемое на долгие годы — уют в доме и вечерняя сказка, веселая потеш­ка и колыбельная песня, ласковое прикоснове­ние рук и слово, исцеляющее ребячьи огорче­ния... «Бабушка» и «детство» - слова, кото­рые хочется поставить рядом: там, где в доме бабушка, детство ребенка озарено теплотой, обретает особую прелесть.

Бабушка — воспитатель своих детей в прошлом и воспитатель внуков в настоящем. Како­ва ее роль в семье, как строятся отношения между бабушкой и внуком? Авторитетна ли она для детей своих детей? Все это не может не заботить педагога детского сада, ведь воспитание у маленького ребенка уважения и добрых чувств к близким - это дело не толь­ко узкосемейное: опыт внутрисемейных отно­шений, приобретенный ребенком в дошколь­ные годы, не может не сказаться в дальней­шем - каким сыном или дочерью он станет, каким вырастет человеком, как будет общать­ся с окружающими людьми.

Окунуться в мир своей семьи, где из поколения в поколение передаются забота и любовь, душевные и духовные силы, нравственные устои и традиции семейного рода – значит признать неоценимую роль Бабушки.

Во все времена развития нашего общества семья была, есть и будет важнейшей средой воспитания ребенка. Именно семейный уклад, неповторимый микроклимат, стиль взаимоотношений имеют неоценимое значение для воспитания будущего гражданина общества.

Преобразования социально-экономических отношений в обществе отражаются и на системе отношений в кругу семьи между представителями разных поколений. Существенные изменения происходят в семье как малой ячейке общества. В последние годы число нуклеарных семей увеличивается. Возникает противоречие: разделение семьи снижает ее воспитательные возможности. Молодое поколение стремится к независимости, что приводит к "территориальному" расслоению поколений и "выбивает" старших из воспитательного процесса. Вместе с тем у них остается потребность участвовать в реализации семейных и воспитательных функций.

Привлечение старшего поколения семьи в помощь молодым родителям имеет положительные стороны. Наиважнейшее из них - это искренняя любовь бабушек и дедушек к собственному внуку.

Бабушка и дедушка (прародители) после родителей - самые родные для ребенка люди. Их отношения к внукам имеют другую эмоцио­нальную основу, лишенного рассудочного начала. Прародители в большей степени, чем их взрослые дети, осознают самоценность детства и каждого радостно и содержательно прожитого дня.

Значимое преимущество имеет также помощь со стороны бабушки (и/или дедушки) молодым родителям в воспитании и уходе за внуком (внуками). В отличие от родителей, они умеют развеять страхи, возникающие от недостатка опыта, создать спокойное настроение, предупредить спешку и нервозность, проявить терпение, что благотворно влияет на нервную систему ребенка. Родители могут спокойно работать, зная, что ребенок в надежных руках.

Афоризм, который приписывают французскому писателю В. Гюго, отмечает: «Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки». Бабушки и дедушки – хранители «семейного очага», они постепенно приобщают дошкольников к истории своей семьи, но через эту призму высвечивается история народа. Дети усваивают отдельные детали, единичные образы. Рассказы бабушки и дедушки, их взгляд и отношение к различным событиям подспудно подводит ребенка к пониманию того, что в жизни народа происходят перемены. Дети начинают осознавать, что каждое новое поколение живет в иных условиях, чем предыдущее, думает и выглядит иначе. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое, настоящее, будущее. Формируются первые представления о связи между поколениями.

В семье используются источники исторических знаний, хранителями которых чаще всего бывают бабушки и дедушки: семейные реликвии, сказки, песни, поговорки и пословицы, загадки, детские игры и игрушки. Все эти средства отвечают образному характеру детского познания окружающего мира, окрашены личностным отношением.

Кроме того, при хороших отношениях в семье между бабушками и внуками существует эмоциональная связь. Однажды американский юморист С. Левинсон отметил: «Если деды и внуки так легко находят общий язык, то это потому, что у них общие враги». Психологическая совместимость между внуками и бабушками проявляется в полном понимании друг друга, радости от общения и взаимных интересах: совместные прогулки, игры, чтение, ручной труд. У бабушки чаще находится время и, главное, желание выслушать ребенка, вникнуть в его переживания, разделить его радости и беды.

Однако отсутствие тесного контакта ребенка со старшим поколением семьи, бабушками и дедушками, эмоционально обедняет родственные связи, приводит к утрате семейных традиций, разрушению преемственности между поколениями. Поэтому актуальным становится поиск путей и средств формирование культа семьи, ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышение их социальной активности в вопросах воспитания.

В рамках программы «Из детства в отрочество» в ГОУ № 1649 огромное значение имеет работа с семьей, которая начинается с формирования у детей осознанного отношения и уважения к старшему поколению, взаимодействия педагогов учреждения со всеми членами семьи воспитанника.

Уделяя серьезное внимание семейному воспитанию, педагоги ГОУ разрабатывают и используют различные формы работы: встречи, праздники, досуги, организованные с помощью семьи.

Задача педагога — содействовать авторите­ту бабушки в глазах ребенка. С этой целью мы стараемся показать своим воспитанникам, что, например, их бабушки не «просто бабушки», жизнь которых ограничена домашними забота­ми, что, кстати, не всегда замечает и ценит маленький ребенок. Используя различные пути и средства — разговоры и беседы с деть­ми, чтение художественной литературы, встре­чи с бабушками — пе­дагог помогает ребенку увидеть образ бабуш­ки в ином, социально значимом аспекте: его бабушка — мать его мамы (папы), самая стар­шая в доме, с ней советуются, считаются с ее мнением, самые трудные вопросы решают вместе с ней; бабушка — труженица, сколько у нее обязанностей по дому! Это облегчает жизнь всех членов семьи; бабушка — человек, уважаемый окружающими людьми; бабушка, как и его мама, работала или продолжает работать, отдавая свои знания, умения на пользу стране, ее ценят на работе, награждают; внуки и дети могут гордиться заслугами бабушек и дедушек.

Однажды мы предложили детям, посещающим наше образовательное учреждение, рассказать о своих бабушках. Что тут началось!!! «Моя бабушка добрая. Моя — ласковая и красивая. Моя бабушка умная - преумная. Моя бабуля печет самые вкусные пироги на свете. А моя бабушка - красавица. А моя ... А моя...» Добрые детские высказывания о своих близких и родных лились нескон­чаемым потоком.

В разговоре с детьми мы постарались узнать, какой бы они хотели видеть свою бабушку. В результате беседы появился об­раз идеальной бабушки - эта бабушка добрая, умная, лас­ковая, нежная, веселая, милая, трудолюбивая, сильная, богатая... Она никогда не ругается, вкусно готовит, любит смотреть теле­визор, читать, «заниматься» с котом, вязать, гулять, ходить в гос­ти, красиво одеваться. А еще она очень любит внуков и каждую свободную минутку с удовольствием ходит с ними в цирк, кино, в театр, играет в мозаику, в салки, в карты, покупает внукам иг­рушки, читает книги, готовит «разные вкусности».

Отдельные фразы перерастали в целые расска­зы. Мы их записали, а затем предложили детям нарисовать своих бабушек. Так родилась книга «Бабушку свою очень я люблю».

Наиболее интересные рассказы и стихи из этой книги приняли участие во Всероссийском открытом конкурсе «Моя любимая бабушка», организованном Министерством образования РФ. Трое из участников конкурса – Мезенцевы Аня и Катя, Буданова Полина стали дипломантами в номинации «Литературное творчество».

Продолжая начатую работу, мы провели несколько встреч с бабушками наших воспитанников. Наиболее запомнился досуг «Бабушкин сундучок». В ходе проведения этой встречи дети смогли заново «познакомиться» со своими бабушками, узнать, что их бабушки тоже любят петь, танцевать, играть, рассказывать интересные истории, показывать свое рукоделие и т.д.

В свою очередь бабушки стали активнее участвовать в еженедельных мероприятиях таких как: «Математическая игротека», «Театральные пятницы», «Сладкие часы».

В ходе работы по привлечению старшего поколения семьи в помощь молодым родителям мы увидели, что многие бабушки способны понимать детей больше, чем ро­дители. Духовная забота требует больших усилий, но зато она рождает в сердце ребенка любовь и признательность, потреб­ность и желание общаться, делать приятное для близкого челове­ка. С уважением и пониманием относится друг к другу.
Предлагаем некоторые странички из книги «Бабушку свою очень я люблю», которую создали педагоги с детьми. В ней – детские стихи, рассказы и рисунки о бабушках, бабушкины рецепты.

Бабушкина сказка.

( досуг для детей старшего дошкольного возраста).

Подготовка к досугу:

  • Сценарий обсуждается с родителями, выбираются главные действующие лица (бабушка, дедушка, папа, мама, роль ведущего исполняет педагог);

  • Зал условно поделен на несколько мизансцен, в которых происходит действо (спальня ребёнка, зал с телевизором, холл ), отгороженные друг от друга ширмами;

^ Проведение досуга:

Дети входят в зал и садятся на места.

Ведущая. Наступил вечер. А за ним и ночь. Маленьким детям самая пора сказку слушать. Бабушка Люба взяла книжку и стала читать сказку...
Ведущая убирает ширму. За ней кровать, в кровати девочка в пижаме, рядом бабушка в кресле с книжкой читает сказку «Красная Шапочка» Ш.Перро, не дочитывает до конца и засыпает.
Бабушка. ...Вот взяла Красная Шапочка корзинку и пошла к бабушке. Идти нужно было по тропинке через лес... (засыпает)

Внучка. А дальше? Ах, заснула! Что же дальше было? Пойду у кого-нибудь узнаю!
^ Внучка закрывает бабушку ширмой, выходит в холл, где в кресле сидит

дедушка и читает газету.

Внучка. Дедушка, бабушка сказку мне читала и не дочитала, уснула, что там дальше было, ты не помнишь?

^ Дед. Про что, говоришь, сказка, ну-ка, начни!

Внучка. Сказка про Красную Шапочку. Собралась она к больной бабушке, дала ей мама пирожок и горшочек масла в корзинке и пошла она прямо через лес.. .А дальше что было.

Дед. А в лесу у солдат срочной службы учение было. Видят они - идёт, так сказать, условный противник, ну- то есть Красная Шапочка. Ну они её конечно, же захватили в плен, кашей солдатской накормили. И свою песню любимую спели.
^ Мальчики, одетые в солдатские рубашки и пилотки поют песню

«Бравые солдаты» муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной и маршируют по залу.
Внучка. Да нет, ты про своих солдат всё время рассказываешь, это наверно другая сказка.

Дед. Бабушкину сказку я не знаю. Вон твоя старшая сестра под современную музыку в наушниках мечтает. У неё спроси.
^ В холл входит старшая сестра в наушниках.
Внучка. Расскажи мне бабушкину сказку.

Сестра. А что там в начале было?

Внучка. Пошла Красная Шапочка в лес. Дед говорит, что ее там наши солдаты в плен взяли, песню ей спели и кашей накормили. А дальше?

Сестра. Ну, а дальше все от радости модный танец стали танцевать.
^ Все дети танцуют танец «Весёлая дискотека» («Танцующая королева» муз. Андерсона, группа АВВА)

Внучка. Да откуда в сказке такие дискотеки могут быть? Всё наверно не так было.

Сестра. Вон мама по телефону с подругой разговаривает, спроси у неё.
^ Старшая сестра уходит, в холл входит мама в бигуди, что-то сбивает в кастрюле, телефон на плече.
Мама. Да, да, со взбитыми сливками! Ты ещё не в кровати?

Внучка. Бабушки рассказывала сказку и заснула, что там дальше? Пошла Красная Шапочка в лес, встретила солдат, которые её кашей накормили, в плен взяли, песню спели, рок-н-ролл сплясали, а потом что?

^ Мама. Ну, да, затем всех в духовку и варить на медленном огне 30 минут. И помешивать, чтобы не подгорало!

Внучка. Это что такая страшная сказка?

Мама. Спроси у папы, что было дальше. (мама уходит)
Дочка переходит в другую комнату, где на диване, спиной к зрителям сидит папа, смотрит по телевизору хоккей. На голове у него шапочка волка, но зрителям её не видно.

Внучка. Папа, папа, расскажи бабушкину сказку.

^ Папа. Ну, какая сказка! Не видишь, хоккей идёт! Ладно, не реви, про что сказка-то?

Внучка. Пошла Красная Шапочка в лес. Дедушка говорит, что ей там встретились солдаты, они её в плен взяли, кашей накормили, песню военную спели, затем все модный танец стали разучивать. Потом, мама сказала, что всех надо в духовку и варить на медленном огне 30 минут и помешивать чтобы не подгорало. А зачем в духовку?

^ Папа. Но ведь в сказке же был ещё и волк! Варить и помешивать, чтобы не подгорело для него.

Внучка. Странно! Пап, а пап, а почему это у тебя такой странный голос?

^ Папа. Чтобы лучше было слышно, дитя моё.

Внучка. Пап, а пап, а почему у тебя такие всклокоченные волосы?

Папа. Чтобы тебе лучше было видно, дитя моё!

Внучка. Ой, пап, а откуда у тебя такие большие зубы? Это протез или твои?

Папа, (поворачивается) Это чтобы ты не приставала ко мне во время хоккейного матча, дитя моё!
^ Внучка кричит, закрывает лицо руками. Прибегают все и бабушка с ними.
Бабушка. Что у вас тут происходит? Напугали ребёнка! Сынок, ты что? Зачем тебе маска волка? И не стыдно, ребёнка пугать!

Папа. Я больше не буду! Простите меня, старого морского волка!
Все садятся в зале, бабушка берёт на руки внучку. Звучит «Колыбельная» Т. Хренникова. Под музыку бабушка укачивая внучку рассказывает сказку до конца. Девочка засыпает.

^ Одномоментный выход всех героев.

Музыкальный руководитель

ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1649

Кузнецова Г.В.
Из бабушкиного сундука.

(фольклорный праздник для детей старшего дошкольного возраста)
^ Подготовка к празднику:


  • Определяется ведущий, который хорошо знает детей и владеет опытом ведения детских праздников. Приглашается бабушка активно участвующая в жизни группы.

  • Зал украшен под русскую народную избу. Все дети участвуют в празднике.

  • Стулья расставлены буквой «П» и размещены так, чтобы каждому было удобно выйти на середину зала. В украшение зала входит много предметов

  • В сундуке спрятаны: платочки, детские пинетки, ложки, рушник, рубель, трещотка, колокольцы и бубенцы, калоши, зонтик (см. сценарий)

  • Поднос с пирогами для чаепития.

  • Готовится музыкальное сопровождение, используются знакомые всем детям песни, танцы из детского репертуара.

  • В группе подготовлены столы для чаепития.


Проведение праздника:

В зал входит бабушка.
Бабушка. Здравствуйте, гости дорогие. Я бабушка, Варвара Никоноровна. Целый день сегодня по дому хлопочу. Внучата мои дорогие должны ко мне прийти. Жду не дождусь. Ой, вот кажется и идут.
^ Под весёлую музыку в зал входят дети, одетые в фольклорные костюмы.
Ведущая. Здравствуйте, Варвара Никоноровна!

Дети. Здравствуй, дорогая наша бабушка!

Бабушка. Здравствуйте, внучата дорогие, проходите, милости просим!

Ведущая. Мы с ребятами к бабушке не с пустыми руками пришли. Мы нашей бабушке подарочек принесли. Вот этот платочек расписной.
^ Ребенок дарит с поклоном бабушке платочек, бабушка одевает его на плечи и под музыку проходит перед всеми, как бы показывая платок.
Бабушка. Вот спасибо, вам внучатки. У меня тоже для вас подарочки припасены. Я вам их обязательно попозже подарю. Ну, а мой новый платочек я сразу носить не буду, в свой большой сундук положу.

Ведущая. Ой, какой красивый у вас, Варвара Никоноровна, сундук. Что же там лежит? Или это секрет?

Бабушка. Да нет здесь никакого секрета, если вам интересно, я покажу, что у меня в сундуке лежит.

Ведущая. Хотите, дети посмотреть, что у бабушки в сундуке лежит?

^ Дети. Хотим.

Бабушка. Когда я была молодая, то вязала своим детям маленькие пинеточки на ножки. Вот здесь в моём сундучке я их бережно храню. Вот можете посмотреть, поиграть, на своих кукол примерить.
^ Девочки берут пинетки, подходят к своим куклам, надевают их, садятся врассыпную на пол и поют русскую народную колыбельную «Котя котя коток».
Бабушка. Ещё в моём сундуке лежат вышитые рушники. Вот, посмотрите, самый мой любимый рушник. Это вышитое с двух сторон полотенце. На одном его конце солнышко вышито, а на другом - месяц. Этот рушник ещё моя бабушка вышивала. Утром вся семья пойдёт умываться, а бабушка вытираться им этот рушник подаёт, да не просто так, а солнечной стороной. Вечером, когда все с работы придут, умоются, бабушка рушник другим концом подаёт. Так было принято. И следила за всем распорядком в доме -бабушка.

Ведущая. Можно нам эти рушнички рассмотреть, да танец весёлый с ними тебе показать?

Бабушка. Конечно, буду рада.
Дети исполняют танец с рушниками «Молодая-молода» казачий народный танец.

Ведущая. А теперь мы отдохнем и стихи для вас прочтем.
^ Дети читают фольклорные стихи про животных.
Бабушка. Ах, как вы хорошо читаете стихи! А песни петь вы умеете? Вот здесь у меня в сундучке есть шапочка козла. Знаете вы песенку про козла?

Ведущая. Сейчас ребята споют вам русскую народную песню «Как у бабушки козёл».
^ Дети поют песню «Как у бабушки козёл» с приплясом.

Затем бабушка выходит и поёт песенку-игру «Никанориха гусей пасла». Проводит с детьми эту игру.
Бабушка. Вот спасибо вам! Посмотрим, что у меня в сундуке ещё хранится? Так, посмотрите, ложки, трещотка, колокольцы и бубенцы. А вот рубель. Старинный утюг. Я вам сейчас покажу, как им в древности гладили, (показывает) Вот у меня сколько инструментов. Целый оркестр.

Ведущая. Ребята, а давайте бабушке на этих инструментах поиграем.
^ Дети играют на инструментах русскую народную песню «Ах, вы, сени».
1 ребенок: Наши ложки всем знакомы, не лежат без дела дома.

2 ребенок: Ложки по свету гуляют, и ребяток прославляют.

3 ребенок: Выходите малыши, попляшите от души.
^ Танец с ложками под музыку «Ах, ты, берёза».
Бабушка. Как вы хорошо пляшите, поёте, играете. Посмотрим, что ещё у меня в сундучке лежит? Так, платочки, зонтики, и новые калоши.

Ведущая. Мы сейчас проведём аттракцион. Кто быстрее оденет калоши, платочек и раскроет зонт.
^ Проводится аттракцион.
Ведущая. Давайте, ребятки песенку про бабушку споём, «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!»
Дети подходят к бабушке, поют ей песню «Ладушки», обнимают её.
Бабушка. Спасибо вам, внучатки. За то, что не забываете меня, приходите, навещаете. А своих бабушек вы навещаете!? Молодцы. Ну а теперь и мой вам подарочек из бабушкиного сундучка.
Бабушка выносит из избы поднос с пирожками и угощает всех.

Праздник закончен.

Музыкальный руководитель

ГОУ «Начальная школа – детский сад» № 1649

Кузнецова Г.В.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ребенок больше всего нуждается iconСценарий праздника для разновозрастной группы детского сада
Ведущий: в семье ребёнок больше всего времени проводит с мамой. В благодарность за это он первым произносит слово «мама». И мамам...

Ребенок больше всего нуждается iconСценарий совместного мероприятия с родителями, посвященного Дню матери...
Что больше всего любит ваш ребенок из еды? (Ответы выяснили но начала развлечения.)

Ребенок больше всего нуждается iconСупертелешоу «а ну-ка, мамочки!» в 1 4 классах Выполнили: Учителя...
За день-два до конкурса ведущий обзванивает мам-участниц и, представившись в шутливой форме ведущим школьных теленовостей, задает...

Ребенок больше всего нуждается iconКонкурс педагогических идей «К вершинам мастерства»
Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью леса. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в...

Ребенок больше всего нуждается icon«Беспокоит ли Вас состояние речи Вашего ребенка?» (анкета для родителей) Уважаемые родители!
Детский сад проводит опрос, цель которого, помочь родителям оценить состояние речи своего ребенка. Ваши искренние и полные ответы...

Ребенок больше всего нуждается iconКонкурс юных чтецов «Детство босоногое» в мадоу детский сад №26
Как правило, возможность выступать на праздниках, других мероприятиях предоставляется с хорошей дикцией, самостоятельным и активным....

Ребенок больше всего нуждается iconЗачем нужна Программа fresh для школьного здравоохранения?
Именно эти дети чаще всего являются наименее здоровыми и не получают полноценного питания, и именно они выиграют больше всего от...

Ребенок больше всего нуждается iconПринято считать, что если ребенок не хочет учиться, значит он ленивый...
Однако чаще всего подобные методы дают обратный эффект еще больше отбивают интерес к овладению новыми знаниями. Поэтому к ребенку...

Ребенок больше всего нуждается iconУрок нравственности в 4 классе, посвященный 65-летию Великой Победы
Чрезвычайной Государственной Комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и доведены до сведения...

Ребенок больше всего нуждается iconПрофессиональный конкурс работников образования всероссийский интернет-конкурс
Одним словом без деревьев жизнь людей просто немыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница