Урока: 45 минут. Комментарий к уроку




Скачать 71.06 Kb.
НазваниеУрока: 45 минут. Комментарий к уроку
Дата публикации24.02.2014
Размер71.06 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Боднарчук Лидия Владимировна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «СОШ № 10» города Ухты

Тема урока: «Мир образов Николая Гумилёва».

Урок литературы в 11 классе.
Продолжительность урока: 45 минут.
Комментарий к уроку

Данный урок является вторым и заключительным уроком по теме «Акмезм» в рамках поурочного планирования по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Поскольку учебное занятие строится на основе полилогового общения, учащиеся размещаются по кругу лицом к лицу – парты расставляются в виде «круглого стола». Позиция учителя – равноправный партнёр, организатор обмена мнениями.



Цель урока:

помочь учащимся осознать редкую поэтическую индивидуальность Николая Гумилёва, проследить изменения жизненных и поэтических взглядов.
Задачи:

- cпособствовать развитию у школьников умений сравнивать познава­тельные объекты (стихотворения «Кредо», «Память»);

- подвести учащихся к осмыслению собственного отношения к таким понятиям как «красота», «кредо»;

- содействовать развитию навыков интерпретации поэтического произведения.
Оборудование: портрет Н.Гумилева, сборники стихов
Ход урока


^ Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Целеполагание

- На прошлом уроке мы говорили об акмеизме и его основоположнике Николае Гумилеве, его творчестве и непростой, во многом трагической, судьбе. Вас заинтересовала эта личность, и вам было предложено прочитать и осмыслить два его стихотворения разных периодов: «Кредо» и «Память». Как вы считаете, какова цель такого сравнения, а значит, какова цель нашего сегодняшнего урока?

Ребята предлагают варианты формулировки цели урока. В результате обсуждения ставится цель: понять, как изменились жизненные и поэтические позиции Гумилева.

^ 2. Чтение и анализ стихотворения «Кредо»

3.Актуализация субъективного опыта учащихся

- Стихотворение «Кредо» было написано в 1903 году, когда поэту было всего 17 лет. Это стихотворение вошло в сборник «Путь конквистадоров», вышедший в 1905 году.

^ А что такое «кредо»?
- Действительно, кредо – это основной жизненный принцип, которому не изменяют ни при каких обстоятельствах.

А может ли кто-то из вас сказать, что у вас есть кредо?
- Вы все прочитали «Кредо» Гумилева. А каким вы представили себе поэта?


- Давайте послушаем это стихотворение еще раз.
- Так в чем же, по-вашему, жизненное кредо юного поэта?

- Действительно, уже в 17 лет Гумилев знал и твердо заявлял, что навсегда останется «влюбленным в чары красоты» и будет служить ей.

^ Какие строчки показались вам наиболее яркими, выразительными, более всего раскрывающими внутренний мир поэта?

- А насколько актуально стихотворение «Кредо» для сегодняшних семнадцатилетних?

Хотелось бы, чтобы ваши мнения аргументировались.


- Конечно, каждый, выбирая свое кредо, будет исходить из своих желаний, интересов, взглядов. Но мне хочется, чтобы в выборе своего главного жизненного принципа вы не забывали о Красоте, Доброте, Мужестве, Гуманности.



Учащиеся говорят о своем понимании этого слова.
Учащиеся дают аргументированные ответы

^ Варианты ответов: очень серьезным, глубоко размышляющим о смысле жизни, верящим в Красоту, сложным, непонятным и т.д.
Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.
^ Вариант ответа: оставаться поэтом, несмотря ни на что, служить Красоте, сохранять веру в чудо слова.
Ребята зачитывают строчки, объясняют, как они их понимают, называют художественные средства, с помощью которых достигается выразительность.

^ Варианты ответов:

а) современное поколение менее духовно, что ушло преклонение перед Красотой, что современная молодежь более меркантильна в своих жизненных стремлениях. Николай Гумилев, так стремящийся к «царству Красоты», - образец для подражания.

б) современная молодежь тоже стремится служить красоте, приведут в качестве аргументов молодые таланты.

в) искания Гумилева были редкими и для молодежи того времени, что он был уникальным явлением, а молодежь в целом была занята материальными или политическими проблемами.

^ 4. Чтение и анализ стихотворения «Память»

- Любой человек в ходе жизненных событий меняется. И это естественно: человек взрослеет, становится мудрее, набирается опыта, и многие юношеские взгляды и настроения пересматриваются. А Кредо? Меняется ли оно?

Давайте послушаем стихотворение «Память», написанное Гумилевым в 1921 году незадолго до трагической смерти.
- ^ Какие повороты авторской мысли больше всего тревожат в этом стихотворении?


- Как вы понимаете смысл первой строфы?

- Какие этапы своей жизни отмечает Гумилев и как он к ним относится спустя годы? Найдите в стихотворении эти строчки и попробуйте объяснить, как вы понимаете их.

- А как вы понимаете 9 и 10 строфы? О каком периоде своей жизни говорит Гумилев, и чем он гордится?

- Таким образом, мы видим, как менялся Гумилев, как менялись его жизненные интересы, как жестко он судит себя за ошибки. ^ А как изменилась его главная жизненная позиция и изменилась ли она? Прочтите 11 строфу.
- Так кто же теперь поэт Гумилев? Почему он называет себя «угрюмым и упрямым зодчим Храма, восстающего во мгле»?

- ^ Что сейчас для Гумилева – «Храм вечной Красоты»?
- Каково настроение поэта в заключительных строках?

Что же создает такое настроение?



Подготовленный учащийся выразительно читает стихотворение.


^ Вариант ответа: горькая исповедь, горькое обобщение, оглядываясь назад, поэт осмысливает этапы своего поэтического пути.
Вариант ответа: человек растет духовно, а тело его изнашивается. Этим он и отличается от змеи. Душа человека меняется, наполняется. У человека не может быть ни нового тела, ни новой души.
Учащиеся зачитывают 3 и 4 строфы и делают вывод, что Гумилев - «колдовской ребенок», стремящийся к одиночеству - не может поверить, что он когда-то был таким. Ему неловко за свои высокомерные замашки.

Зачитывают 5 и 6 строфы и приходят к выводу, что повзрослевший Гумилев, считавший себя лучшим поэтом, утверждавший, что мир – это «коврик под его ногами», «совсем не нравится» себе.

Анализируя 7 и 8 строфы, приходят к пониманию, что Гумилев любит в себе «избранника свободы, мореплавателя и стрелка».
^ Вариант ответа: Гумилев служил в армии и дважды был награжден георгиевским крестом за храбрость. Именно этим он гордится.

Выразительное чтение 11 строфы.

^ Вариант ответа: угрюмый, - потому что труден путь, есть ощущение усталости; а упрямый,- потому что не отказался от строительства «Храма вечной красоты».
Вариант ответа: это расцвет земли, родной страны.
Вариант ответа: грустное, обреченное, печальное.

Осознание быстротечности жизни, «временной ограниченности».

^ 4. Итог урока

Рефлексия

5. Домашнее задание


- Сегодня прозвучали два очень разных стихотворения. Одно из них написано семнадцатилетним юношей, второе – тридцатипятилетним, много испытавшим, прошедшим войну человеком. Что объединяет два эти стихотворения?


- Что изменилось в вашем отношении к Гумилеву после сегодняшнего разговора?


- ^ О чем в себе вы, возможно, задумаетесь?
- Какой вопрос вы можете поставить перед собой?

- Исходя из тех вопросов, которые у вас возникли, вы получаете домашнее задание: написать сочинение - рассуждение по одному из этих вопросов.


Вариант ответа: общая тема: оба стихотворения о себе и о поэзии.

Очень изменившийся Гумилев, остался верен своему кредо – служить Красоте.
^ Вариант ответа: творчество Гумилева вызвало еще больший интерес к нему. Личность удивительно благородная, даже рыцарская.
Вариант ответа: о смысле жизни, о жизненных приоритетах.
Варианты вопросов. Что такое Красота? Что значит Служение? А есть ли у меня кредо и каково оно?


Литература


  1. Гумилев Н. Глоток зеленого шартреза. - М., Эксмо, 2002

  2. Гумилев в воспоминаниях современников. - М., «Вся Москва», 1990

  3. Гумилев Н. Наследие символизма и акмеизм. - М., «Книга», 1995

  4. Кузмин М. О «Прекрасной ясности». - М., «Книга», 1995

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconУрок-мастерская по рассказу А. Костюнина «Рукавичка» Комментарий к уроку
Комментарий к уроку: Мастерская проводится в 9 классе на уроке внеклассного чтения. Класс разделен на 4 творческие группы: художников;...

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconПредставляет собой список Интернет сайтов по изучае
Комментарий к уроку по английскому языку в 10-ом классе «Семь чудес земли Амурской»

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconБереги своё время и
Сколько минут потребуется, чтобы сложить вещи в портфель? Приготовиться к уроку математики?

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconЦель урока – довести до учащихся историю создания славянской письменности...
Магомедова К. М., Маиндурова Р. М., учителя Гайдарова А. М., Ибрагимова И. А. в ходе урока выступили 10 учащихся с подготовленными...

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconТема урока: А. С. Пушкин. Стихи о зиме
Оборудование урока: портрет А. С. Пушкина, выставка книг, осенние пейзажи, проектор, компьютер, презентация к уроку

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconУрока тема урока перспективные задания к уроку
Почему Толстой на всю жизнь запомнил игру в «муравейных братьев», в чём смысл игры?

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconУрока (90 минут) Цели урока
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №12» города Ржева Тверской области

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconУрок в современной школе должен отвечать требованиям
Урок длится 45 минут, и каждую из них может рождаться знание и скука, захватывающая сердца ребят мысль и опасное, разъедающие их...

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconПродолжительность урока: 45 минут Место проведения
Тема урока: «Размышление над произведениями русских поэтов «Что такое любовь к Родине?» Программа «Школа 2100»

Урока: 45 минут. Комментарий к уроку iconУрока 45 минут. Тема «Религия и ее роль в жизни древних греков»
Цель урока – изучить культы основных богов Греции путём применения исследовательской работы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница