Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии




Скачать 51.71 Kb.
НазваниеГрибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии
Дата публикации24.02.2014
Размер51.71 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Составитель:

Грибанская Тамара Николаевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Рядская ООШ»
Урок-КВН по лексике и фразеологии.

6 класс.

Цель: закрепить знания, полученные учащимися по темам: «Лексика» и «Фразеология».

Задачи: отработать умение применять полученные знания на практике, получать радость от коллективного поиска правильного остроумного ответа, возможность для каждого проявить свои знания, сообразительность, юмор, артистизм.

Организационный момент.

Заранее разделить класс на 2 команды, назначить капитанов команд. Каждая команда выбирает название и придумывает девиз. Приготовить жетоны, музыкальное сопровождение (песня В. Шаинского).

Ход урока

Звучит первый куплет песни В. Шаинского.

Мы начинаем КВН.

Для чего? Для чего?

Чтоб не осталось в стороне

Никого, никого.

Пусть не решить нам всех проблем,

Не решить всех проблем.

Пусть станет радостнее всем,

Веселей станет всем.

Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим не простой урок, а урок-КВН. (Участники приветствуют друг друга). Открывает наш Клуб весёлых и находчивых конкурс – разминка «Объясни значение». Я буду называть фразеологизмы, а вы объяснять их значение.

Спустя рукава (делать что-либо небрежно, кое-как)

Втирать очки (обманывать кого-либо)

Толочь воду в стуле (бесполезная работа)

Обводить вокруг пальца (хитро обманывать)

Набрал в рот воды (молчаливый)

Как две капли воды (очень похожи)

Кричать во всю ивановскую (кричать очень громко)

Водой не разольешь (неразлучные друзья.)

Как в воду глядел (угадал, предсказал.)

(Подсчет количества очков у каждой команды).

Ведущий. А сейчас мы отправимся в путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания, острота ума, дружеская поддержка.

1 задание. «Кто больше?»

Ведущий медленно читает стихотворение В. Суслова «Как работает слово?». Ребята на слух должны записать фразеологизмы.

Бывает частенько, что слово одно,

Но очень по – разному служит оно.

Примеры здесь можно найти без труда,

Возьмем хоть короткое слово, вода.
Вот был я мальчишкой, да детство прошло,

С тех пор уж немало воды утекло. . .

О смелом мы вправе сказать наперед:

- Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет.
А гуси и утки сухие всегда;

Заметили люди: как с гуся вода.

Случалось с тобой – ты правил не знал,

Молчал при вопросе: воды в рот набрал?

Лентяй отдыхает, а время идет-

Под камень лежачий вода не течет.

Сказать болтуну мы порою не прочь:

- Довольно, мол, воду-то в ступе толочь.
Не прочь и другому сказать невзначай:

«Довольно лить воду, ты дело давай!»

Работать впустую! Ты скажешь потом

Не дело, мол, воду носить решетом.

Стихи я пишу, не жалея труда,

Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!»

(Подсчет очков).

Ведущий. Ребята, обратите внимание на то, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными.

Например, если мы скажем «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: « С тех пор много воды утекло». Каждый знает, что здесь идет речь не о жидкости, а о времени.
2 задание. «Найди слово» ( запись на доске).

Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении?

Хороший Ветер

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снуют, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил,

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

(Э. Мошковская)

Задание «Эрудит» для капитанов команд. (Можно использовать помощь команды) звучит «Песенка капитанов КВН».

Ведущий. Угадать слово по его лексическому значению.


  1. Сосуд особого устройства, предохраняющий помещенный в него продукт от остывания или нагревания ( Термос.).

  2. Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость (Старт.).

  3. Красная строка, отступ в начале строки (Абзац.).

  4. Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (Акваланг.).

  5. Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине (Патриот.)

  6. Дословная выдержка из какого-либо текста (Цитата.).

^ Задание второе для капитанов команд «Составь словосочетание».

Ведущий. Составить по 2 предложения, чтобы в одном сочетание слов было свободным, а в другом устойчивым.

вырвать с корнем

сесть в лужу

^ 3 задание для всех участников коман «Перевертыши». ( Достают карточки с заданиями из конверта). Заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

I.

Железный гвоздь; румяная девочка; сладкий пирог; колючий еж; золотые часы; черная шаль; кудрявый малыш.

II.

Загорелась дача; гаснет свеча; собака воет; девочки шепчутся; дети играют; отец спит; птица поет.

4 задание «Соколиный глаз». (Запись на доске.).

Ведущий. Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

(Н. Рыленков)

5 задание. Игра «Бумеранг». Быстро извлечь из памяти нужное слово (устно).

Назови синоним.

Простой человек (бесхитростный); простая задача (легкая); простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный); беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная); крепкая подошва (прочная).

Назови антоним.

Близкий берег (далекий); близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная); веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий); глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная); мелкая река (глубокая).

6 задание. «Найди лишнее слово» (Запись на доске).

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Робинзон ослаб от недоедания пищи.

  3. Собрание будет в декабре месяце.

  4. Многие города были превращены в руины и развалины.

  5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  6. Он написал свою автобиографию.

Подведение итогов урока. Подсчет очков у команд. Заключительное слово ведущего. Объявление команды-победительницы. Капитаны команд обмениваются дружеским рукопожатием.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии iconСовременное прочтение произведения А. Я. Яшина
Протопопова Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «Усть- печенгская оош», Тотемский район

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии iconЯвляется актуальной
Научный Артемьева Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Николаевская оош»

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии iconУрок русского языка по теме «Могущество, значимость и неповторимость великого русского языка»
Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №12 г. Ноябрьск, янао, Тюменской области

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии iconРусинова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы...
Русинова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы моу гимназии №26 г. Томска. Заслуженный учитель Р. Ф

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии iconНа Всероссийский дистанционный литературный конкурс «Я к вам пишу…»...
Стихотворение «Любовь быть может» ученика 11 класса мбоу «Малобикшихская сош» Канашского района Иванова Сергея на Всероссийский дистанционный...

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии iconЭор в работе учителя-словесника
Соснина Л. В., учитель русского языка и литературы мбоу «Чекменёвская оош» Нытвенского района Пермского края

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии iconУрок русского языка. Звукопись. 5 класс Изучение темы «Фонетика» на основе умк
Ишмаева Людмила Альбертовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Петушки Владимирской области

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии icon«Имя существительное» 6 класс Цель урока
Вакутина Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, г. Кемерово, мбоу «оош №39»

Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы мбоу «Рядская оош» Урок-квн по лексике и фразеологии iconОрганизация творческой деятельности обучающихся на уроке и во внеурочное...
Русинова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы моу гимназии №26 г. Томска, Заслуженный учитель рф, победитель пнпо...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница