Скачать 51.71 Kb.
|
Содержание Задание второе для капитанов команд3 задание для всех участников команд |
Составитель: Грибанская Тамара Николаевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Рядская ООШ» Урок-КВН по лексике и фразеологии. 6 класс. Цель: закрепить знания, полученные учащимися по темам: «Лексика» и «Фразеология». Задачи: отработать умение применять полученные знания на практике, получать радость от коллективного поиска правильного остроумного ответа, возможность для каждого проявить свои знания, сообразительность, юмор, артистизм. Организационный момент. Заранее разделить класс на 2 команды, назначить капитанов команд. Каждая команда выбирает название и придумывает девиз. Приготовить жетоны, музыкальное сопровождение (песня В. Шаинского). Ход урока Звучит первый куплет песни В. Шаинского. Мы начинаем КВН. Для чего? Для чего? Чтоб не осталось в стороне Никого, никого. Пусть не решить нам всех проблем, Не решить всех проблем. Пусть станет радостнее всем, Веселей станет всем. Ведущий. Дорогие ребята! Сегодня мы проводим не простой урок, а урок-КВН. (Участники приветствуют друг друга). Открывает наш Клуб весёлых и находчивых конкурс – разминка «Объясни значение». Я буду называть фразеологизмы, а вы объяснять их значение. Спустя рукава (делать что-либо небрежно, кое-как) Втирать очки (обманывать кого-либо) Толочь воду в стуле (бесполезная работа) Обводить вокруг пальца (хитро обманывать) Набрал в рот воды (молчаливый) Как две капли воды (очень похожи) Кричать во всю ивановскую (кричать очень громко) Водой не разольешь (неразлучные друзья.) Как в воду глядел (угадал, предсказал.) (Подсчет количества очков у каждой команды). Ведущий. А сейчас мы отправимся в путешествие по стране, где все выражают свои мысли кратко, метко, сочно. Здесь понадобятся наши знания, острота ума, дружеская поддержка. 1 задание. «Кто больше?» Ведущий медленно читает стихотворение В. Суслова «Как работает слово?». Ребята на слух должны записать фразеологизмы. Бывает частенько, что слово одно, Но очень по – разному служит оно. Примеры здесь можно найти без труда, Возьмем хоть короткое слово, вода. Вот был я мальчишкой, да детство прошло, С тех пор уж немало воды утекло. . . О смелом мы вправе сказать наперед: - Такой сквозь огонь и сквозь воду пройдет. А гуси и утки сухие всегда; Заметили люди: как с гуся вода. Случалось с тобой – ты правил не знал, Молчал при вопросе: воды в рот набрал? Лентяй отдыхает, а время идет- Под камень лежачий вода не течет. Сказать болтуну мы порою не прочь: - Довольно, мол, воду-то в ступе толочь. Не прочь и другому сказать невзначай: «Довольно лить воду, ты дело давай!» Работать впустую! Ты скажешь потом Не дело, мол, воду носить решетом. Стихи я пишу, не жалея труда, Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода!» (Подсчет очков). Ведущий. Ребята, обратите внимание на то, что многие из названных вами сочетаний слов могут быть как устойчивыми, так и свободными. Например, если мы скажем «Из треснувшего кувшина много воды утекло», то это предложение понимаем буквально и сожалеем, что вода вытекла и нечего напиться. Но вот другое предложение: « С тех пор много воды утекло». Каждый знает, что здесь идет речь не о жидкости, а о времени. 2 задание. «Найди слово» ( запись на доске). Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении? Хороший Ветер Я проснулся поутру. Пляшет Солнце на ветру. Веселятся все поля без меня. И смеется вся земля, И шмели снуют, звеня. Все на свете без меня, без меня! И я тогда вскочил, Башмаки скорей схватил. Мне Ветер, Ветер, Ветер Сказал, куда идти И мой хороший Ветер Играл со мной в пути. (Э. Мошковская) Задание «Эрудит» для капитанов команд. (Можно использовать помощь команды) звучит «Песенка капитанов КВН». Ведущий. Угадать слово по его лексическому значению.
^ «Составь словосочетание». Ведущий. Составить по 2 предложения, чтобы в одном сочетание слов было свободным, а в другом устойчивым. вырвать с корнем сесть в лужу ^ «Перевертыши». ( Достают карточки с заданиями из конверта). Заменить в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении. I. Железный гвоздь; румяная девочка; сладкий пирог; колючий еж; золотые часы; черная шаль; кудрявый малыш. II. Загорелась дача; гаснет свеча; собака воет; девочки шепчутся; дети играют; отец спит; птица поет. 4 задание «Соколиный глаз». (Запись на доске.). Ведущий. Кто найдет в тексте больше устаревших слов? Снился Святославу смутный сон В стольном граде в тереме высоком. И, собрав бояр, поведал он, Что узрел во мраке вещим оком. (Н. Рыленков) 5 задание. Игра «Бумеранг». Быстро извлечь из памяти нужное слово (устно). Назови синоним. Простой человек (бесхитростный); простая задача (легкая); простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный); беспокойный взгляд (тревожный); крепкая дружба (надежная); крепкая подошва (прочная). Назови антоним. Близкий берег (далекий); близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная); веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий); глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная); мелкая река (глубокая). 6 задание. «Найди лишнее слово» (Запись на доске).
Подведение итогов урока. Подсчет очков у команд. Заключительное слово ведущего. Объявление команды-победительницы. Капитаны команд обмениваются дружеским рукопожатием. |
![]() | Протопопова Тамара Ивановна, учитель русского языка и литературы мбоу «Усть- печенгская оош», Тотемский район | ![]() | Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного... |
![]() | Научный Артемьева Екатерина Николаевна, учитель русского языка и литературы моу «Николаевская оош» | ![]() | Фиалковская Вероника Петровна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №12 г. Ноябрьск, янао, Тюменской области |
![]() | Русинова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы моу гимназии №26 г. Томска. Заслуженный учитель Р. Ф | ![]() | Стихотворение «Любовь быть может» ученика 11 класса мбоу «Малобикшихская сош» Канашского района Иванова Сергея на Всероссийский дистанционный... |
![]() | Соснина Л. В., учитель русского языка и литературы мбоу «Чекменёвская оош» Нытвенского района Пермского края | ![]() | Ишмаева Людмила Альбертовна, учитель русского языка и литературы мбоу сош №3 г. Петушки Владимирской области |
![]() | Вакутина Светлана Витальевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, г. Кемерово, мбоу «оош №39» | ![]() | Русинова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы моу гимназии №26 г. Томска, Заслуженный учитель рф, победитель пнпо... |