Наталии Владимировны «Отвечает логопед»




Скачать 190.67 Kb.
НазваниеНаталии Владимировны «Отвечает логопед»
Дата публикации23.02.2014
Размер190.67 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Уважаемые родители!

Предлагаю Вашему вниманию выдержки из книги Пятибратовой Наталии Владимировны «Отвечает логопед». Ее труд посвящен вопросам речевого развития детей с рождения и до семи лет. Книга необычна: большая её часть составлена из вопросов и ответов. Вопросы задавались родителями на форумах, а отвечала на них автор книги - известный логопед-дефектолог Наталия Пятибратова.

ОТВЕТЫ МАМОЧКАМ МАЛЫШЕЙ ОТ О ДО 3 ЛЕТ

Сюсюкающая речь взрослых недопустима

  • Следите за своей речью, когда разговариваете с малышом!

Моему сыну 4,5 месяца. Стараюсь его развивать — всегда разговариваю с ним нормальными неискажёнными словами. Я терпеть не могу, когда моя мама ему говорит вместо «привет» — «пливет» и т.п. Я считаю, что как ты сам разговариваешь с ребёнком, так он и научится произносить эти слова. Правильно ли я рассуждаю?

Абсолютно правильно. В некоторых случаях нарушение речи бывает связано с активным «сюсюканьем» взрослых на этапе становления речи ребенка.

Ох, уж эта уздечка!

  • Вновь и вновь этот маленький кусочек соединительной ткани под язычком заставляет мамочек беспокоиться о звукопроизношении подрастающего малыша

Скажите, пожалуйста, с какого возраста следует заниматься с логопедом, чтобы растянуть уздечку? Моему сыну уздечку подрезали в 2,5 месяца, сейчас ему 5 месяцев, очень не хочется упустить время.

При серьёзных нарушениях речи (например, при отсутствии предложений и фраз) заниматься с логопедом нужно с 3 лет, а при нарушенном звукопроизношении — с 4-5. Не всегда уздечку нужно подрезать, а вот растянуть логопедическими методами вполне возможно.

Рассмотрим язычок повнимательнее!

  • Оказывается, язычок крохи может многое рассказать о будущем звукопроизношении своего хозяина

У нас проблема: при рождении нам поставили диагноз — короткая уздечка языка. Настоятельно рекомендовали её подрезать в 1 месяц, а педиатр не придала этому значения. Сейчас мальчику 6 месяцев, сосёт грудь хорошо, показывает язычок, но на кончике он кажется раздвоенным. Является ли короткая уздечка причиной этого? Какие дефекты речи могут возникнуть? И, вообще, стоит ли её подрезать?

Действительно, короткая подъязычная уздечка может стать причиной серьёзного нарушения звукопроизношения, особенно верхнеязычных звуков (ш, ж, ч, р, л). Раздвоенный кончик язычка является самостоятельной особенностью (чаще генетической) и может быть не связан с аномалией уздечки. Операция по подрезанию не такая пустяковая, как принято считать. Уверена, что делать её стоит только после того, как предприняты попытки растянуть её логопедическими методами: в игровой форме при помощи специальных упражнений, массажа пальцами и инструментами (обычно это делает логопед не раньше, чем малышу исполнится 4 года). Если уздечка растёт почти сразу от кончика языка, то, безусловно, её следует подрезать. Обычно, при такой коротенькой уздечке малыш не может высунуть язык. Не спешите, ведь свою физиологическую функцию язычок выполняет. А к 1,5-2 годам решите этот вопрос с логопедом и ортодонтом.

Интернациональная семья

  • И за рубежом малыш не должен забывать родной язык!

Хотелось бы получить вашу консультацию по «старому» вопросу о выборе языка для сына. Сейчас нам 7 месяцев и мы с ребёнком живём в России, а муж — в Польше. Так сложились обстоятельства, что до года мы останемся здесь, а уже потом поедем к мужу. Соответственно, сейчас ребёнок растёт в русскоговорящей среде. Я не очень хорошо говорю по-польски (хотя и всё понимаю), а муж — почти не говорит по-русски. Как быть с сыном? Ведь после года из всего его окружения только я буду говорить на русском! Какому языку его учить? На каком общаться?

Ваша ситуация всё же гораздо проще решается, так как польский и русский языки очень похожи. Если будете в Польше на ПМЖ, то учите польский уже сейчас, и с сыном лучше говорить на нём. А лет с двух — вполне можно подключать и русский язык, если у вашего малыша не будет задержки речевого развития. Если учить польский вы по каким-то причинам не хотите (хотя вам и для общения с мужем это пригодилось бы), то постарайтесь окружить сына в Польше людьми и детьми из местного населения. Например, поводите его на развивающие занятия, где бы ему пришлось общаться и с детками, и с взрослыми. Такое «погружение» необходимо ему для того, чтобы польский язык всё же усвоился как родной, и при обучении в школе не возникло проблем с акцентом и непониманием тонких смысловых оттенков польского языка (например, фразеологизмов, переносного значения слов, пословиц и поговорок и т.д.).

Когда жесты вместо речи еще допустимы?

  • Когда малышам трудно высказать свою мысль, в ход идут жесты и мимика

Моей доченьке 11,5 месяцев. Речь начали развивать с рождения: массаж пальчиков, постоянные чтения стихов, песенки, потешки и т.д. В результате, к 6 месяцам начала произносить первые слоги: «ба-ба, ма-ма, па-па». Но потом замолчала и к сегодняшнему моменту в словарном запасе только: «мама, ам» (есть), «бах/бабах, ав» (собачка), «м-м-м» (корова), «дя-дя-дя» (гуси). Зато очень хорошо развита жестикуляция — активно мотает головой (нет), показывает и лошадку, и лягушку, и как мячик скачет (пальчиками вверх-вниз), ладошкой в лоб (к стихотворению о мишке), крутит на ладошке сороку и т.д. Если просишь что-нибудь сказать — предпочитает жестикулировать и мычать.

^ Есть ли у нас проблемы и как нам лучше развивать речевые навыки?

У вашей дочурки всё идёт своим чередом, вам не о чем беспокоиться! Ждите первых осмысленных и понятных вам слов до 1,6 лет и не торопитесь. Продолжайте заниматься, много разговаривать с ней, читать стихи не только привычные, детские, но и «взрослые», например, о природе: Пушкина, Есенина, Тютчева. Если вы будете много петь самые разные песни (особенно те, которые нравятся лично вам), то речевое развитие вашей крошки пойдёт быстрее.

Не навреди! Исправление речи — задача специалиста

  • Логопедические занятия и занятия по развитию речи — не одно и то же

Моему ребёнку ещё нет года, но считаю, что занятия по логопедии уже надо начинать. Но так как я сама по профессии педагог и когда-то изучала коррекционную педагогику, то мне хотелось бы это делать самой, не прибегая к посторонней помощи. В связи с этим, вопрос: посоветуйте, пожалуйста, центры обучения логопедии для женщин, в которых их смогут обучить самостоятельно заниматься со своими детишками. Я знаю, что проблемы с речью сейчас у большинства деток, и думаю, это заинтересует многих мам.

Я убеждённый сторонник высокого профессионализма в обучении детей, тем более, детей с нарушениями развития. С такими детьми должен заниматься только специалист, имеющий высшее дефектологическое образование (в Москве это дефектологические факультеты МПГУ, Открытый педагогический университет, городской Педагогический университет, Педагогический институт им. Крупской). Никакие логопедические курсы не дадут полного объёма и глубины знаний. Если вы хотите работать логопедом, учитесь. А если заниматься только со своим ребенком, то почему вы предположили, что у него будут речевые нарушения? Если вы не хотите работать с другими детьми, то и своего малыша в случае речевых проблем доверьте хорошему специалисту, не занимайтесь коррекционной педагогикой сами, можете навредить. А вот развитием речи своего малыша можно заниматься и самой.

Много или мало?

  • Нередко тяжёлая болезнь малыша затормаживает его речевое развитие

Есть ли какой-нибудь норматив того, сколько слов может говорить ребёнок? Младшему сыну 1 год 3 месяца. До года он научился говорить: «мама», «папа», «Игай» (Игорь), «кии» (киса) и лепетал хорошо. Потом заболел и словарь резко пошёл на спад. Он не увеличивается, сын даже лепетать стал меньше. Сейчас пошёл на поправку — но говорит так же мало. Как же нам восстановить позиции, двигаться дальше?

Логопеды «старой закалки» обычно подводят всех деток под жёсткий стандарт, описанный в учебниках. Причём количество слов для годовалых деток приводят разное. У современных логопедов-практиков нет такой тенденции. Ребёнок в 1 год и примерно до 1,6 лет имеет полное право говорить: «мама», «папа», «баба», «дай», «на». Он должен активно лепетать, хорошо понимать обращенную речь, эмоционально реагировать на то, что нравится или нет — и всё. Не существует определённого и неизменного количества слов в том или ином возрасте, ведь ребёнок не компьютер. Главное, чтобы примерно в 1 год 10 месяцев - 2 года начали появляться первые двухсловные фразы. Для стимуляции речевого развития можете показывать малышу кукольный театр: они это очень любят. Можно использовать куклы-варежки, куклы би - ба - бо (на пальчике), а после 5-10-минутного показа сказки поиграть с персонажами: «Покажи, где мышка-норушка? А как пищит наша мышка? Пи-пи-пи — она говорит. Покажи, как». И так — со всеми героями. Много читайте, не только детские книжки, но и стихи великих поэтов: в них очень хороший ритм и мелодика стиха. Всё это опосредованно влияет на развитие активной речи малыша.

Говорит, как иностранец!

  • «Свой» язык у малыша вовсе не иностранный. Разве у взрослых всё получается хорошо сразу?

Моему малышу 1,6 лет. Говорит только: «мама», «папа», «Нина» (от Алина), «на», «дать», «дети», «да», «ты». На этом всё. Он всё слышит, что ему говорят, но мы ему каждый день повторяем, например, папино имя (Рами) — ни в какую! А ведь оно не трудное. Моё имя мы ещё не учили. А на своём языке — набор звуков, но очень эмоционально, даже соответствует ситуации. Иногда кажется, что перед нами ребёнок-иностранец. Отставание ли это в речевом развитии?

Ваш малыш хорошо развивается, по возрасту. В 1,6 года вполне может быть ситуация, что вы не понимаете тех слов, которые он говорит. Вам слышатся непривычные для слуха звукокомплексы, а для него — это речь, самые настоящие слова, просто пока ещё несовершенные. Очень хорошо, что его вокализации эмоционально окрашены: это всегда признак хорошего психического развития. Кстати, а зачем вы учите имена папы и мамы? Ему это ещё совсем не нужно, он и так знает, как вас зовут: «мама». Имена родителей учат примерно в 2,6 года. Сейчас ему необходим бытовой словарь и понимание обращенной речи. Побольше давайте инструкций, заданий, рассказывайте, читайте, много пойте. Примерно в 1 год 9 месяцев должны появиться слова и первые попытки фразы: «Мама де» (мама идёт). К 2-2,5 годам должна сформироваться фразовая речь, пусть даже и не всегда понятная для вас. Так что, те слова, что он говорит сейчас — абсолютно нормальный вариант для этого возраста.

Не утихают споры в двуязычных семьях

по поводу выбора языка для крохи.

Особенно, если в семье есть предубеждения

Мы — татары по национальности, живём в городе, где большинство русские. В детском саду и школе тоже обучают по-русски. Дочке 1,8. Разговариваем с ней по-татарски. А знакомые и друзья — по-русски. Она их тоже понимает, хотя и не говорит толком ни по-татарски, ни по-русски. Участковый педиатр меня постоянно ругает, говорит, что неправильно делаю, что разговариваю с ребёнком по-татарски, чем торможу её развитие... Что нам делать в данной ситуации? По-русски я не буду с ней разговаривать, мы в семье между собой все только на родном языке говорим.

Безусловно, уважение к родному языку — это основа культуры любого человека. Но ведь, если бы вы оказались в Англии, где официальным признан только английский язык, вы бы стали говорить на нём, и дочку бы приучили к нему, верно? Вашей дочке, как я поняла, предстоит жить, учиться и работать именно в русскоговорящей среде. Значит, ей просто необходимо хорошо выучить русский для успешной жизни. Если вы планируете уехать, то это, конечно, излишне. Однако если вы всё же не станете переходить на русский полностью, то готовьтесь к тем или иным нарушениям речи, чтения и письма. Скорее всего, они будут. Проблема двуязычных деток (что сейчас не редкость) в том, что только один язык усваивается как родной, то есть абсолютно и в совершенстве. Если дочка будет слышать от вас только татарский, то он станет для неё родным, что приведёт к нарушению, прежде всего, понимания грамматических категорий на русском и тонких смысловых оттенков: пословиц, переносного значения слов, афоризмов, многозначных слов и т.д. Если вы готовы к этому — то это ваш выбор. Когда дочке будет годика 4, найдите хорошего логопеда и занимайтесь с ним, вплоть до 3-4 класса. Это - единственный вариант, так как вы для дочки авторитетнее всех других людей, и ваш язык (татарский) она, конечно, воспримет, как родной, равно, как и вашу точку зрения.

***

Вы, конечно, посеяли страх в моей душе, хотя я не совсем согласна с вами. Даже живя в Англии, я говорила бы с дочкой по-татарски тоже. Как делает это моя сестра, живущая в Германии. Её 3-летняя дочь прекрасно владеет двумя языками и переводит. Я сама с детства прекрасно говорю и на родном, и на русском, понимаю все тонкости, училась только на отлично и в школе, и в вузе, и знаю неплохо английский. И специально со мной никто не занимался. Почему же у дочки должны возникнуть проблемы? Спасибо вам за ответ, годика в 4 обязательно пойдём к логопеду, будем заниматься, на всякий случай. Вам всё равно виднее.

Поскольку вас очень волнует вопрос, давайте продолжим его обсуждение. В своих рекомендациях я опираюсь не на частный опыт отдельного человека, а на научные исследования, подтверждённые не раз (то есть достоверные). Лично мне многократно приходилось заниматься с детьми из армянских, азербайджанских и татарских семей. Все вышеперечисленные трудности в усвоении русской речи у них были. Было притуплено чувство языка, а язык — это не только логическая структура, где раз объяснил правило, выучил, и свободно говоришь по правилу. Есть понятие и интуиция в языке, ощущения на уровне более глубоком, нежели логика. Именно поэтому я предостерегаю вас. Однако, справедливости ради, надо сказать, что за рубежом (в той же Англии, например), менее тревожное отношение к двуязычию, чем у наших логопедов. Считается, что усваиваться одинаково могут и два языка. Часто приводят в пример А.С. Пушкина, с которым до 5 лет все разговаривали на французском языке. Но мне кажется, что Пушкин — это скорее исключение, которое, как раз, и подтверждает правило. Ни в моей практике, ни в практике моих коллег (многие из которых большие учёные) не бывало случая усвоения иностранным малышом русского языка абсолютно на том же уровне, что и русскоговорящим с детства. Тогда встаёт вопрос: что же считать «тем же уровнем»? Ведь и вправду, многие детки болтают легко на обоих языках, вы и не почувствуете разницу. Однако достаточно даже поверхностного логопедического обследования, чтобы «вылезли» грамматические, смысловые ошибки, а часто — и фонетические (лёгкий акцент, например, неправильные ударения). Учителя начальных классов также отмечают более низкую успеваемость по русскому языку таких малышей. Итак, общение на бытовом уровне — это одно. Двуязычие вряд ли помешает этому. А изучение языка в школе, институте, выбор профессии, связанный с хорошим чувством языка - это другое (таких профессий много: редактор, корректор, учитель, логопед, актёр, диктор и т.д.). Далее. Мне кажется, что вы не предадите свой народ, свою культуру и язык, в частности, если подготовите свою дочку к успешной жизни в русскоязычном обществе. Наоборот. Свободно владея русским, разговаривая без акцента, не имея комплексов по поводу двоек по русскому и литературе в школе, она будет вызывать большее уважение, как талантливый иностранец; сможет стать достойным представителем вашего народа. Вполне сможет нести культуру, язык и обычаи татар в русское общество, так как свободно чувствует себя в нём и в то же время чтит корни. Думаю, лет до 3-4 вам нужно перейти полностью на русский. Жизнь не заканчивается после этого, верно? В 4 года, когда язык считается усвоенным, приступайте к «погружению» в татарский. Мозг дошколёнка очень пластичный, легко приспосабливается. Язык она выучит моментально. А в 7 лет придёт время английского. А второй иностранный язык учить, как известно, легче, как «по накатанной». И всё будет хорошо, не переживайте. Примите решение один раз, то или иное, и спокойно следуйте ему. Даже если вы не сделаете, как я говорю — это вовсе не катастрофа. Главное — чтобы вы были уверены в своем выборе.

Занимаемся с малышом сами

  • Есть много способов увлечь малыша речевыми играми

Моей дочке 1 год 9 месяцев. Меня немного пугает наш словарный запас и то, что мы не говорим фразами, короткими предложениями. В нашем активе 11 слов (мама, папа, биби, ням - ням, тётя, дядя и т.д.). Дочка пытается повторять слова, но говорит только первые или ударные слоги, например: сок - «со», пить - «пи», стул - «ту». Подскажите, пожалуйста, можно ли считать данную ситуацию задержкой речевого развития и что можно предпринять для решения проблемы.

Нормы развития речи очень условны, однако, если к 2 годам ребёнок ещё не пользуется фразовой речью, стоит обратить на это внимание и начать систематические занятия. Учитывая то, что у вас девочка (а девочки начинают говорить раньше и лучше мальчиков, как правило), вам стоит самостоятельно позаниматься с ней. Помните, что если уж вы взялись за это, то заниматься надо ежедневно и с удовольствием. Эмоциональный контакт для вашей малышки сейчас — очень большой стимул в развитии речи. Попробуйте вызвать звукоподражания в игре: «Смотри, к нам киска пришла, говорит: «мяу!». Как наша киска говорит? Наверно, кушать хочет наша киска - «ам!» - покушала киска» и т.д. Так же нужны всевозможные: «би-би» (машина), «гав» (собака), «бам» (барабан), «ту-ту» (поезд) и т.д. Не требуйте автоматического проговаривания — такой подход себя не оправдает, обучайте только через игру! Чем больше вот таких слов появится у вашей малышки — тем лучше. Вам стоит посещать развивающие занятия, лучше всего по методу Монтессори. Там для развития есть всё необходимое. И, конечно, не забывайте много разговаривать с ребёнком, давать разные задания, поручения (дай, покажи, принеси, залезь, открой, разложи, вытри...). Обогащение пассивного словаря - одна из основных задач сейчас. Если к 2 годам ситуация не изменится - обратитесь к логопеду.

Телевизор: друг или враг?

  • Оказывается, регулярный просмотр телевизора может отразиться на речевой активности малыша!

Всю зиму Роберт (ему 1 год 11 месяцев) смотрел наши отечественные мультики по часу, а где-то и по два, в день. При этом я тщательно подбирала мультфильмы — только советские, и только с хорошей авторской дикцией за кадром. Но так как мой сын не говорит фразами и вообще не особенно говорливый, я уже не уверена в правильности своих методов по развитию речи ребёнка. Скажите, просмотр мультфильмов мог отрицательно сказаться на развитии речи?

Знаете, в отношении просмотра телевизора все специалисты единодушны: как можно меньше! 15-20 минут в день — это максимум, и лучше не каждый день. Телевизор, как и компьютер, при злоупотреблении им, начинает заменять и вытеснять обычное общение между людьми, становится своего рода наркотиком. Вполне может быть, что сыну и «не хочется» учиться разговаривать, напрягаться, думать — ведь по телевизору информация даётся в упрощённом, облегчённом виде. А для прослушивания эталонов русской речи вполне можно пользоваться аудиозаписями, например, включать их на ночь, перед сном: сказки, потешки, песенки. И, конечно, мамино общение с малышом не заменит никто и ничто. Социальным контактам можно научиться только на практике, общаясь с людьми. Я уже не говорю о вреде для глазок, гиподинамии и мелькании картинок, что вредно в больших количествах (час и два — это очень много для такого крохи). Если вы, например, очень устали, и вам трудно читать книжки постоянно, рассказывать сказки и петь сыну, то поступите проще: запишите свой голос на кассету и ставьте ему слушать, когда хочется отдохнуть.

Каша во рту

  • Малышка не успевает за своими мыслями

Моей дочке 2 годика, говорит много, словарный запас очень большой, строит сложные развёрнутые предложения, задаёт вопросы, в общем, болтушка. Но иногда начнёт говорить быстро, торопится, начинает заикаться и получается какая-то каша... Как бы это не перешло в привычку?

Ещё может, конечно, рано об этом говорить, но она не выговаривает букву «С», у неё вообще не получается, заменяет на «Т»: «тобак» (собака), «китя» (киса), «тон» (слон). Она даже твёрдую «Л» говорит, а вот «С» никак! Может быть, есть какие-то приёмы или игры, чтобы научить?

Всегда радуюсь, когда сталкиваюсь с такими замечательными, «болтливыми» детками! Ваша девочка, вероятно, очень эмоциональна и подвижна, любопытна и стремится к самостоятельности. Всё это здорово, однако, действительно, могут возникнуть так называемые «запинки» эмоционального происхождения: речь не успевает за мыслью и получается такая «каша» во рту. Вам стоит, во-первых, следить за собственным темпом речи, исключить громкие шумы в доме, в том числе телевизор. Во-вторых, строго соблюдать режим дня и питания, особенно не перевозбуждайте ребёнка перед сном (читайте негромко, много пойте спокойных песен, поставьте специальную кассету с убаюкивающей музыкой). И, в-третьих, не фиксируйте внимание ребёнка на запинках. Что касается звукопроизношения, то у вашей дочки призубный звук С (слышится как Т). Можете поиграть в дыхательные игры (упражнения): длинно подуть на кусочек ватки, чтобы он, как снежинка, слетел с ладошки, затем подуть на пламя свечи, на полоску бумаги, вертушку. Поднесите ладошку ребёнка тыльной стороной к своему рту, улыбнитесь и посвистите, «как ветер»: «с-с-с». Пусть девочка попробует повторить. Поиграйте в игру «сдавшийся мяч»: раздвигаем руки, будто держим большой мяч. Вдруг мяч проткнули и он стал медленно сдуваться (губы в улыбке, выдыхаем долго): «с-с-с-с». Если к 3 годам звук С (а также 3 и Ц) «не встанет», позанимайтесь с логопедом.

Как заниматься с 2-леткой - «молчуном»?

  • Удовольствие от занятий с крохой - непременное условие для его полноценного развития. Логопеды придумали немало «хитростей», чтобы разговорить «молчунов»

Моему сыну 2 года. Говорит он только простые слова: «мама», «папа», «динь» и т.д. Невропатолог сказала, что нам следует показаться на приём в 2,5 года по поводу речи. Сам сынуля пытается что-то рассказывать, но ничего не могу понять. Семья у нас большая, общаемся с ребёнком много и занимаемся. Подскажите, пожалуйста, что нам следует делать.

Во-первых, вам следует сходить к хорошему логопеду, который обследует 2-леток (скажу честно, что многие логопеды просто от лени говорят «приходите в 5 лет»). Во-вторых, нужно принимать во внимание, как протекали беременность и роды, первый год жизни малыша (были ли какие-то трудности, осложнения). Возможно, надо бы сделать ЭЭГ. Всё это необходимо для полного понимания причины «молчания» вашего малыша. Очень может быть, что вскоре он и сам заговорит, без специального обучения. Но вам всё же лучше насторожиться, чем пропустить проблему. Далее. Поводите его в группу раннего развития. Оптимальна для таких малышей группа «Вместе с мамой» по методу Монтессори. Там всесторонне развивают деток, что важно. Дома вам стоит также устроить развивающую среду, где малыш мог бы сам подтолкнуть своё развитие (в свободном доступе должны быть игры с пересыпаниями, переливаниями, нанизываниями и сортировкой пуговиц и бусин). Старайтесь, чтобы во время разговора или пения он видел ваш рот, губы, язык. Не забывайте, что активный словарь не появится, пока недостаточно развит пассивный. Создайте проблемную ситуацию. Например, он сел на машинку, а вы стоите рядом. Сынуля хочет, чтобы вы покатали его, но вы «не понимаете», чего он хочет. Он будет вынужден сказать «кати!». Только вы должны быть уверены, что он знает это слово, слышал его. Поэтому много говорите с ним, читайте. Важно много играть вместе с малышом: только в игре вы можете повлиять на общее развитие и на речевое, в частности. Вот, например, строите вы дом из кубиков. «Так, смотри-ка, нам для домика не хватает больших жёлтых кубиков. Принеси из комнаты большой жёлтый кубик. Молодец, ставь. А теперь найди красный кубик» и т.д. Пусть приносит и селит в домик зверей, игрушки и т.д. С малышами, которые задерживаются в речевом развитии, нужно очень много заниматься. Но не переусердствуйте, а то проблемные ситуации (как с машинкой) превратятся в раздражение, а игры в домик - в хроническую усталость. Бывают случаи, что малыш молчал, потому что мама была слишком говорливая. В любом случае, ваша проблема преодолима, не переживайте.

Сыпься, песочек!

  • Казалось бы, какая связь между ковырянием в песке и развитием речи маленького болтунишки? А связь прямая: развивая пальчики, мы активизируем и речевые центры

Слышала, что игры с песком помогают развить речь и умственные способности ребёнка. Но мой сын (ему 2 года) не любит играть в песочнице. Есть ли упражнения, которыми можно заменить игру в песке?

Дома можете установить коробку с обрезанными пониже краями с песком, камушками и ракушками. Там полезно не только ручками копаться, но и топтаться ножками. Как замена — большая миска с фасолью или чечевицей, где закопаны разные мелкие предметы. Малыш зарывает руку прямо по запястье и выкапывает игрушки. Ещё можете насыпать в пластиковый стаканчик манку и попросить малыша, опустив туда пальчик, покрутить им по кругу. Такие же движения полезно совершать каждым пальчиком. Потом манку можете насыпать тонким слоем на поднос и рисовать пальчиками всё, что захочется.

Как подтолкнуть речевое развитие?

  • Начать занятия по развитию речи никогда не поздно. Только не забудьте проконсультироваться со специалистом

Моему сыну 2 года 10 месяцев; его словарный запас состоит примерно из 10 слов. Я воспитываю его одна без пап, бабушек и дедушек (хотя они есть, но видимся редко). В садик ещё не ходим. В родах была внутриутробная асфиксия, двукратное тугое обвитие пуповины. На голове была большая гематома. До 2,5 лет было ВИД. К логопеду ходили, говорит, скорее всего, наследственное (папа заговорил в 3 года), рассказала, как заниматься с сыном, но я это всё уже пробовала. Книжки рвёт, чтение не хочет слушать ни минуты. Малыш разговаривает звуками и жестами, а когда я говорю, что не понимаю его, начинает истерить. Не знаю, что и делать, как научить ребёнка говорить?

Думаю, что родовая травма сказалась на задержке развития речи. Однако теперь сынок подрос, и с ним нужно и можно очень много заниматься. Задержка речи у вас нешуточная, плюс похоже на дефицит внимания и некоторую возбудимость (ВЧД, конечно, тому виной). Посетить психоневролога нужно обязательно. Если ВЧД большое, то нужно пропить лекарства, снять его немного (медикаментозным лечением занимается как раз психоневролог). И малыш сразу поспокойнее станет. Но этого недостаточно. Сейчас вам нужно пройти обследование, чтобы все диагнозы были точными и вам понятными. Между прочим, наследственность — не единственный фактор в процессе формирования речи, и не самый, кстати, главный. В вашей ситуации на это меньше всего стоит обращать внимание. Обязательно посетите: психоневролога, логопеда, ЛОРа, окулиста, психолога. Если есть у вас возможность обратиться к дефектологу — обязательно покажите сына. В такой непростой ситуации важны мнения многих специалистов. Пока вы всё это делаете — найдите логопеда или дефектолога для частных занятий, чтобы время зря не терять. А в ближайшем учебном году начинайте заниматься поиском логопедической группы (о таких группах знает логопед в поликлинике, он-то и даёт направление на комиссию в такие садики). Лет с 4 вам уже нужно начать ходить в такую группу и очень много заниматься дома с малышом по заданиям логопеда. Заниматься с таким малышом нужно более систематически. В этом вам может помочь книга О.С. Жуковой «Логопедия». Поводите сына на развивающие занятия, а дома устройте Монтессори - среду. Потихоньку речь начнёт развиваться быстрее, и всё будет хорошо.

Плохо разговаривает. Что делать?

  • Большинство проблем с речевым развитием преодолимы. Главное - не опускать руки и действовать

Моей дочери 2 года 11 месяцев и она очень плохо разговаривает. Она чётко говорит, например: «папа», «мама», «баба», «все», «ать» (гулять), «пи» (пить), «бабака» (собака), «ко - ко» (курочка), подражает звукам животных, в общем, слов 30-40. Повторять за мной не хочет, и это меня тревожит. Раньше я ей разрешала играть с животными (у нас дома собака и кошка), но когда заметила, что она за ними повторяет их повадки, не стала ей разрешать с ними играть, меня это пугает. Дочь всё понимает, на картинке показывает животных, их детёнышей, маму, тётю, цветы, деревья. Находит, где чей хвостик от животных, различает несколько цветов, рисует, знает 2 буквы. Когда говорит, много жестикулирует и стремится говорить быстро. Смотрит мультики 1-2 часа в день; стараюсь ограничивать — не получается: закатывает истерику на полчаса, а то и больше. Роды у меня были стремительными. Год наблюдались у невропатолога. Мы с ней и лепить пытались, и рисовать, но говорить всё равно не получается, правда, пытается предложения произносить: «Мама, на пеня» (Мама, возьми меня). Подскажите, может, я зря волнуюсь, или нам необходимо обратиться к логопеду. Скоро мы собираемся отдать её в садик, и знакомые считают, что там она разговорится.

Вам стоит, не откладывая, показаться логопеду. С осени начать систематические логопедические занятия. Можете водить дочку в детский центр к логопеду, можете пригласить его на дом. На следующий учебный год займитесь поиском логопедической группы в детском саду и через год отдайте туда дочку. У вашей девочки, к сожалению, налицо задержка развития речи. Без специальных занятий речь так и будет развиваться с отставанием и со «странностями». Но при условии слаженной работы ряда специалистов и вас лично (выполнение домашних заданий обязательно), дочка выправится и пойдёт в школу с уже хорошей речью. Удачи вам, не опускайте руки.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» iconРабочая программа Панариной Наталии Владимировны по учебному курсу «Литература»
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»»

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» iconРабочая программа педагога беловой Наталии Владимировны учителя начальных...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гаврилово – Посадская средняя общеобразовательная школа №1» 155000, Ивановская...

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» iconМетодические рекомендации
Я практикующий логопед с 13 летним стажем работы. Есть чем поделиться с коллегами, если будут отзывы, мне будет очень интересно....

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» iconМетодическая разработка общешкольной игры по станциям «Парад наук»
Словесность. За 10 минут команда должна ответить на вопросы и получить максимальное количество баллов. Время обсуждения – не больше...

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» iconАлександр Мень Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей
«Отец Александр Мень отвечает на вопросы слушателей»: Фонд имени Александра Меня. Текст; 1999

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» icon«Деятельность в социально-гуманитарной сфере и профессиональный выбор»
Моу сош №2 городского округа г. Буй Костромской области Малановой Наталии Николаевны

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» iconМетодическое сопровождение проекта «Чудесные превращения». Автор:...
Учитель-логопед гбдоу №68 (компенсирующего вида) Калининского района г. Санкт-Петербурга

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» iconРабочая программа по литературному чтению в 4 классе Киреевой Татьяны Владимировны

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» iconСписок научных и учебно-методических трудов шелепановой надежды владимировны

Наталии Владимировны «Отвечает логопед» iconМоу «Вечкенинская сош» Лукьяновой Наталии Михайловны Содержание
Наталия Михайловна постоянно стремится к тому, чтобы ее воспитанники не просто занимались на уроках, а учились охотно, с увлечением,...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница