«Знай и люби русский язык»




Скачать 133.41 Kb.
Название«Знай и люби русский язык»
Дата публикации21.02.2014
Размер133.41 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Малынская основная общеобразовательная школа № 36»

Мероприятие для 1-4 классовинтеллект, одаренный ребенок, способности

«Знай и люби русский язык»

Цель:

  • воспитание у уч-ся бережного отношения к родному слову;

  • развитие интереса к глубокому изучению русского языка, как на уроках, так и во внеурочное время.

Оборудование:

  • слайды с высказываниями о русском языке;

  • слова с табличками: Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика;

  • карточки со словами для заданий.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята!

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился говорить как следует, а его слух уже ловит журчание бабушкиных сказок, колыбельные песенки мамы. А сказки, прибаутки, песенки – это язык. И так всю жизнь, до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка немыслимо двинуть вперёд науку, технику, ремёсла то есть саму жизнь.

«Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое Русское Слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.»

Анна Ахматова

Известные мастера русского слова М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа. Послушайте, что говорили о языке выдающиеся русские писатели.

^ А.С. Пушкин с трепетом относился к родному языку. По его мнению, «русский язык – это выразительный и звучный язык, гибкий и мощный в своих оборотах и средствах, переимчивый и общежительский в своих отношениях кчужим языкам». Ему свойственны «величавая плавность, яркость, простота и гармоническая точность».

«Русский язык - настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой».^ Так считал Лев Николаевич Толстой.

В своём прекрасном стихотворении в прозе«Русский язык» И.С. Тургенев называет наш язык «великим, могучим, правдивым и свободным». В письмах к молодым читателям он завещает бережно относиться к родному языку: «Еще один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба. А просьба моя состоит в следующем, говорил он:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. В руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!..». (Слайд.)

Чтец 1:

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.

Чтец 2.

Родной язык!
Он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою порой.
Но, как родной.
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг.

Чтец 3.
На нем живые, трепетные чувства
Открылись мне.

И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране,
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне.
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой...
Забыв родной язык - я онемею.
Утратив русский, - стану я глухой.

Ведущий:В современном русском языке много разделов:Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика. ( Слайд.)Сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить. Но на это у нас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.

- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения «Ленительныйпадеж».

СпросилиЛежебокина:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Из-за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться,
А тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам бы смог-то новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!

Ведущий:

- Вот какой был ленивый Лежебокин.

- Ребята, а почему этого мальчика прозвали Лежебокин.

- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в школе нет.
^ 1 -й ученик.

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
Выучи русский язык!
2-й ученик:

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познанья кручи,
Выучи русский язык!

^ 3-й ученик:
Русское слово живет на страницах
Мир окрыляющих пушкинских книг.
Русское слово - свободы зарница,
Выучи русский язык

!

4-й ученик:

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник,
Блещет зеркальностью русское слово -
Выучи русский язык!

5-й ученик:
Мир разобщенных безрадостно тесен,
Спаянных мир необъятно велик.
Сын мой, работай, будь людям полезен,
Выучи русский язык!
Ведущий:Еще в начале тридцатых годов замечательный советский писатель А.Н.Толстой, восторгаясь богатством русского языка, утверждал:

«Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами),— русский язык начнут изучать по всем меридианам земного шара».(Слайд.)

В наши дни сбылось предвидение писателя: русский язык стал одним из широко известных мировых языков.

А сейчас мы начинаем нашу познавательно-развлекательную программу.

^ Задание 1. Игра «Слово в слове»

Я буду показывать вам написанные слова, а ваша задача найти

в этих словах спрятанные слова.

Кобра (кора), краска (каска, краса), скот (кот), корм (ком), кочки (очки),

Кустарник(куст, тир, наст), кисель (ель, сел), кров (ров, вор), крапива (ива,рак), крот (кот, рот, ток), клён (лён), экран (кран).

Задание2. Грамматическая арифметика.

Чтобы узнать ответ, переставьте буквы в правильном порядке:

Весна + рок =русский писатель (Некрасов).

Лик + пена= птица (птица).

Том + вата = оружие (автомат).

Липа + нота = животное (антилопа).

Бар = соки = фрукт (абрикос).

Боб + уста = день недели (суббота)

Задание3. Грамматическая эстафета.

Задание: вставить пропущенные окончания:

Красн _ _ флажок стар_ _ дом

Вечерн_ _ платье дамск _ _ платье

Свеж_ _ кекс зелён_ _ трава

Пронизывающ_ _ ветер книжн_  описание

Грозов_ _ туча тих_ _ вечер

Летн_ _ время книжн_ _ описание
^ Задание 4. «Отгадай часть речи».

Ведущий. Отгадайте загадки, о каких частях речи говориться:

Являюсь я важнейшей частью речи…

Давно живу я в мире этом,

Даю названия предметам…(имя существительное)

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (имя прилагательное)

Интересная часть речи в русском языке живёт.

Кто что делает, расскажет: чертит, пишет иль поёт,

Нам с тобой он служит.

С другими частями речи дружит! (глагол)

Задание 5. Конкурс « Умники и умницы»

  1. Что такое подлежащее? (это главный член предложения, который обозначает, о ком или о чём говорится в предложении и отвечает на вопросы кто? что?)

  2. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы: кто? что? называются…( имена существительные)

  3. Какие слова называются однокоренными?(слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень: например: осень-осенний)

  4. Сколько звуков обозначают гласные Е, Ё, Ю, Я после согласных? (1 гласный звук )

  5. Как переносится слово с двойными согласными? (одна согласная остаётся на строчке, а другая переносится)

  6. Как называется предложение, в котором о чем-либо сообщают (повествуют)? (повествовательное)

  7. Как переносится слово с буквами Ь и Й? (при переносе слова их нельзя отделять от стоящей впереди буквы: пись-мо, строй-ка).

  8. Слова, которые обозначают признак предмета и от¬вечают на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие? (имена прилагательные)

  9. Назовите главные члены предложения.(подлежащее, сказуемое)

  10. Что такое корень слова? (это общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение)

  11. Что такое сказуемое?(член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем.Отвечает на вопросы: Что делал? Что делает? Что сделал? И т.д.)

  12. Для чего служат окончания и предлоги?(для связи слов в предложении)

  13. Что такое приставка?(это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов: например – пригород)

  14. Назовите слова, которые обозначают действие предметов и отвечают на вопросы: Что делать? Что сделать? (глаголы)

  15. Из чего состоит наша речь? (из предложений, а предложения — из слов)

  16. Как называется предложение, которое произносится с сильным чувством? (восклицательное: например:(Ура!))

  17. Что такое окончание?(это изменяемая часть слова.Например: парта — парты.)

  18. Как пишется корень в однокоренных словах? (одинаково).

  19. Как определить, сколько слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов.Это знает каждый из учеников)

  20. Как проверить гласные А, О, Е, И, Я в безударных слогах?(нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным:трава-травы)

  21. Что такое суффикс? (это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

  22. Какие из парных согласных звуков являются глухими? (П,Ф, К, Т, Ш, С.)

  23. Что такое предложение? (это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль)

  24. Как пишутся предлоги с другими словами в предложении?(раздельно).

  25. Для чего служат предлоги? (для связи слов в предложении)

  26. Какие из парных согласных звуков являются звонкими? (Б, В, Г, Д, Ж, 3)

  27. Что изучает Фонетика? (раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги)

  28. Какие буквы пишутся после Ж, Ш, Ч, Щ? (И, А, У)

  29. Как называется часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов?(приставка.Например: придорожный)

  30. Как называется предложение, в котором о чем-либо спрашивается? (Вопросительное. Например: Какой это гриб?).

  31. Назовите гласные, которые придают мягкость согласным? (Е, Ё, И, Ю, Я. Например: ветер, мята, люди.)

  32. Как найти в слове приставку?(нужно подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой:Например: поговорка — говор, договор)

  33. Какое предложение называется восклицательным?(предложение, которое произносится с сильным чувством.)

  34. Что такое имя прилагательное?(это часть речи, которая отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое?Какие?)

  35. Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне?(двумя проверочными словами: например: колос, колосья — колосок)

  36. Как называется общая часть однокоренных слов, в которой передается их основное значение? (корень слова)

  37. Что изучает Графика? (раздел науки о письме, который изучает все те особые знаки, с помощью которых устная речь передаётся на письме: это буквы, дефис, пробел,чёрточка и знаки препинания)

  38. В каких случаях пишется твердый знак? (после приставок, которые оканчиваются на со¬гласную букву, перед корнем, который начинается с гласных Е, Ё, Ю, Я: Например: въехали)

  39. Какие вопросы имеет родительный падеж?(Кого?Чего?)

  40. Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «он», «мой»? (мужской род:Например: дом, сад)

  41. Ь знак пишется после шипящих у существительных мужского или женского рода? (у существительное женского рода.Например: дочь, ночь)

  42. Что изучает орфография?(раздел науки о языке, который изучает правописание, то есть систему правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний)

  43. Что такое местоимение? (это часть речи, которая не называет предмет, а только на него указывает: я, ты, он, они, вы и т.д.)

  44. Как отличить приставку от предлога? (между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или поставить вопрос:Летел (над чем?) над облаками)

  45. Какие вопросы имеет творительный падеж? (Кем?Чем?)

  46. Как называется изменение окончаний имен существительных по вопросам? (изменение по падежам или склонение.)

  47. Как называются слова, которые обозначают количество предметов или порядок предметов при счете?(имена числительные, они отвечают на вопросы: Сколько? Который?)

  48. Какие звуки в некоторых корнях слов не произносятся, а буквы пишутся? (В, Д, Л, Т. Например: чувство, солнце, праздник.)

  49. Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «она», «моя»? (женский род: кошка, ручка)

  50. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?(Что делать?Что сделать?)

  51. Что изучает раздел в русском языке – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ? (Раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов, то есть из каких частей они состоят)

  52. Что изучает МОРФОЛОГИЯ? (раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи)

  53. Какие вопросы имеет дательный падеж?(Кому?Чему?)

  54. Что изучает синтаксис?(раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения и сочетания слов в предложении)

  55. Какая частица придает глаголу отрицательный смысл и как она пишется с глаголами? (частица не, пишется раздельно).

  56. Какие имена существительные отвечают на вопрос «Кто?»? (которые обозначают одушевленные предметы — людей, животных и т.д.)

  57. Какие вопросы имеет предложный падеж? (О ком?О чем?)

  58. На какой вопрос отвечают прилагательные среднего рода и какие имеют окончания в единственном числе?(Какое? Окончания -ое, -ее.)

  59. Что изучает пунктуация? (все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте)

  60. Какой род имеют имена существительные, к которым можно поставить слова «оно», «моё»?(средний род: перо, дерево.)

  61. Какие вопросы имеет именительный падеж? (Кто?Что?)

  62. Какая часть речи членом предложения не является? (предлог не является членом предложения. Он употребляется вместе с существительными или местоимениями и служит для связи слов в предложении.Например: Кошка спит на коврике.)

  63. Какие имеет части текст-повествование? (начало, основная часть, концовка)

  64. На какой вопрос отвечают прилагательные женского рода в единственном числе и какие имеют окончания? (Какая? Окончания -ая, -яя.)

  65. Сколько грамматических основ имеет простое предложение?(одну грамматическую основу)

  66. Какое слово помощник имеет винительный падеж и на какие вопросы отвечает? (слово-помощник – ВИЖУ и отвечает на вопросы - Кого? Что?)

  67. Сказуемое нужно подчёркивать одной или двумя чертами? (двумя чертами)

  68. На какие вопросы отвечает глагол в прошедшем времени? (Что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали?)

  69. Как называются слова, которые чаще всего обозначают признак действия и отвечают на вопросы: Где? Когда? Откуда? Как?(наречие:например: Как? Громко. Откуда? Издалека)

  70. На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе и какие имеют окончания? (Какие? Окончания -ые, -ие)

  71. Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

  72. Сколько в русском языке гласных букв? (10 гласных букв: а,

  73. я,о,ё,у,ю,ы,и,э,е

Задание 4. Игра « Аукцион»

В игре принимает участие весь класс. Ведущий называет имя существительное, а участники игры подбирают и по очереди называют подходящее по смыслу имя прилагательное. Например: вода – прозрачная, холодная, солёная, морская, вкусная, минеральная, питьевая, речная, родниковая, водопроводная и т.д. Побеждает тот, кто назовёт прилагательное последним.

Вода, работа, друг, слон, ученик.

Задание 5 . Загадки-шутки

Ответьте на весёлые вопросы:

    1. Какое окончание состоит из первой и последней букв алфавита? (-ая)

    2. Каких камней не найдёшь в море?(Сухих).

    3. Какой болезнью на земле никто не болеет? (Морской).

    4. Из какого полотна нельзя сшить рубашку? (Железнодорожного).

    5. Какой путь днем не видать, а ночью он виден?(Млечный путь).

    6. Как правильно сказать: «Нет белый желток» или «Нет белого желтка»?

( оба варианта неверные, т.к. желток не бывает белым).

    1. Что случится с белым платком, если его на пять минут опустить в Чёрное море? (Он будет мокрым).

    2. У двух зрячих есть слепой брат. Но у слепого нет двух зрячих братьев. Как может быть такое? ( Это были сёстры).

Какая часть речи помогла нам ответить на вопросы?

Подведение итогов мероприятия.

Награждение участников (самых активных и знающих русский язык)

Ведущий :

Наше мероприятие, посвящённое «ЗАКРЫТИЮ НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА», завершаем замечательным стихотворением .

Язык прекрасный русского народа, Слайд

Как ты пленителен, как близок мне!

Какие тайные созвучья - струны

Родишь ты вдруг в душевной глубине!

Великий, мощный. Благозвучный,

Язык славянский, ты – язык и мой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Знай и люби русский язык» iconТема квн на тему “Люби, цени и знай великий русский язык” для 4 класса
Зал, где проходит квн, красочно оформляется. На это мероприятие приглашаются и родители. Из их числа выбирается жюри

«Знай и люби русский язык» iconПлан проведения методической предметной недели русского языка «Люби,...
Директор кс(К)оу «Чебоксарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №1»

«Знай и люби русский язык» icon«люби, цени и знай русский язык!» Автор: Реветнева Тамара Николаевна,...
Пояснительная записка. Мероприятие проводится в рамках Недели русского языка и литературы с целью воспитания у учащихся бережного...

«Знай и люби русский язык» iconКомандный бой «люби и знай свой край родной!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №10 города вязьмы смоленской области

«Знай и люби русский язык» iconВнеклассное мероприятие Брейн-ринг «Знай и люби родную природу!»
За 2 недели объявляется о предстоящем мероприятии. Класс делится на 3 организаторские группы помощников по желанию

«Знай и люби русский язык» iconКонкурс знатоков «Люби и знай свой край»
Цели: формировать у учащихся понятия «Родина», «малая родина»; закреплять знания об

«Знай и люби русский язык» iconВикторина для старшей и подготовительной к школе группы «Знай и люби свой город»
Закрепить, уточнить и расширить знания детей о Санкт-Петербурге, его достопримечательностях

«Знай и люби русский язык» icon«Знай, люби, береги»
...

«Знай и люби русский язык» iconМероприятие: Краеведческая игра «Знай и люби Челябинск» Дата проведения: Место проведения
Идрисова Ф. Н., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории

«Знай и люби русский язык» iconПрограмма итогового государственного экзамена по дисциплине «современный русский язык»
Современный русский язык как объект изучения. Понятие “современный русский литературный язык”. Лингвистические дисциплины, изучающие...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница