Скачать 56.41 Kb.
|
«И мы сохраним тебя, русская речь!..» Урок культуры речи (2 часа) Учитель: Игнатьева Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А. С. Пушкина», г. Петрозаводск, Республика Карелия Класс: 7 Цели:
дать понятие литературного языка и языковой нормы, а также жаргона; проследить за изменениями, происходящими в языке; формировать стремление овладевать грамотной и яркой речью;
создать условия для овладения обучающимися нормами русского литературного языка; повышать уровень речевой культуры; продолжать развивать навыки построения собственного высказывания;
привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка; призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи; воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа. Межпредметные связи: русский язык, литература, история Формы работы на уроке: сочетание групповой и фронтальной работы. Оборудование: • Компьютер и мультимедийный проектор (для демонстрации презентации в программе «Power Point» и кинофрагмента), словари ^
- «И мы сохраним тебя, русская речь!..» Это строчка из стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в 1942 году. (^ ). - Какая тема звучит в стихотворении? (Тема ответственности за родной язык, «великое русское слово»). - Выделите ключевые слова из строки стихотворения. (^ ). В чём актуальность? - Культура речи. Что это такое? - А зачем изучать культуру речи? Можно ли считать, что богатства языка, созданного великими предками, неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство национального языка? - Говоря на одном языке, всегда ли мы понимаем друг друга? ^ (Слайд 2). - Почему старший не понял младшего? Что хотел сказать мальчик? - Екатерина Вторая: «Кто говорит что хочет, услышит чего и не хочет». (Слайд 3). Прокомментируйте цитату. (^ ). - Мне хочется вспомнить сейчас древнюю легенду «Вавилонская башня». Кто может пересказать её? - Какое отношение имеет к нам эта история? - Общий язык – абсолютная необходимость! Каким он должен быть? ^ Вводится понятие литературного языка и норм языка. (Слайд 4. Слайды 5 – 6). Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски. ^ – это общие правила произношения и написания слов, их применения и соединения друг с другом. - произносительные (орфоэпия) - морфологические - синтаксические - стилистические (употребление языковых средств, уместных в определённых ситуациях) - нормы правописания (орфографические и пунктуационные правила). - Какие из этих норм свойственны устной, а какие письменной речи? ^ . Запись пословиц и цитат, комментарий знакомых орфограмм и пунктограмм, выполнение разборов: Язык мой – враг мой. Кто грамоте горазд5, тому не пропасть. То же слово, да не так бы молвить5. «Чем выше культура, тем богаче3 язык», - писал А. П. Чехов. Н. М. Карамзин утверждал: «Богатство языка есть богатство мыслей». ^ В чём оно заключается? Подберите доказательства. (Ответы учеников). Вводится понятие «жаргон». (Слайд 7). Жаргон (франц.) вырабатывается и употребляется в группах людей, объединённых профессией, родом занятий, общими интересами, увлечениями и т.д. - Эти группы являются, как принято говорить, относительно открытыми, т.е. не стремящимися отгородиться от остальных людей. Значит жаргон школьников, студентов, спортсменов, рыбаков и т.д. не является средством изоляции от «непосвящённых», а только отражает специфику занятий, увлечения. - Вспомним «Ералаш» - мальчик использовал жаргон. А вы?.. Известны ли вам слова «грузить», «наезжать»? (^ ). - А кто из присутствующих считает себя геймером? Вот вам и пример жаргона. Приведите свои примеры. - Всегда ли разговорная речь – это плохо? (^ ). - Прочитаем шутливые стихотворения. (Слайды 8, 9). Что они нам подсказывают? Когда-то ездил дедушка Пахом В телеге, на повозке и верхом. А нынче его внуку подавай «Форд»…или, в крайнем случае, трамвай. ^ можно в гости и в овраг. И по лбу заезжают в ходе драк. «Приехали!..» - сказал наш друг в тоске, Когда услышал, кто пойдёт к доске. (Михаил Першин) Мы вчера на даче с мамой Просто выбились из сил – Мама розу посадила, Я – занозу посадил! (Александр Пинегин) ^ Стихотворение Н Матвеевой: В лощинах снег, слоистый, как слюда, От падающих капель конопатый. Смотри! – ручей надбил скорлупку льда И снова спрятался, как виноватый. Он что-то с берега хотел стянуть, Уже струю он протянул, как руку, - Кусок коры, хвоинку – что-нибудь, Что первых поисков умерит муку. Н. Матвеева (слайд 10). - Какую картину вы представляете при чтении стихотворения? - Как автор создаёт эту картину? (Слайд 11). Работа со словарём. Похитить (книжн.) Украсть (нейтральн.) Утащить (разг.) Стянуть (простореч.) - Чем вызвано употребление слова «стянуть» в тексте стихотворения? (Ученики отмечают, что стихотворение построено на олицетворении: «конопатый» снег; «виноватый» ручей, который хотел что-нибудь «стянуть» с берега. Живая весенняя зарисовка). 7. Интонация. - Допустим, мы выбрали нужные слова, подумав, какова цель нашего сообщения, вспомнив, с кем мы собираемся говорить. А что ещё необходимо, когда речь идёт об устном общении, когда мы ждём отклика, ответа? М. Цветаева: «Наши лучшие слова - интонации» (Слайд 12). Прокомментируйте цитату. (Слайд 13). Интонация (лат.) – ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи. - Подготовьтесь прочитать текст выразительно: «Язык – великое наследие для всех поколений, он, как и земля, неделимый фонд у народа в прошлом, в настоящем и в самом отдалённом будущем. Засорять его, обеднять – значит обкрадывать не только самих себя, но и тех, кто придёт нам на смену» (М. Алексеев). (Слайд 14). 8. Подведение итогов. - Вернёмся к строчке А. Ахматовой. Личное местоимение МЫ обязывает нас бороться за чистоту родного языка, учит гордиться «великим русским словом». - Если бы вас за старательное освоение богатств родного языка, за любовь к чтению пригласили бы поработать в общественной комиссии по проблемам языка, какие предложения вы высказали бы? Посовещайтесь и запишите своё высказывание. (Самостоятельная работа учеников в группах). |
![]() | Дискуссионный клуб старшеклассников «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…» | ![]() | И мы сохраним тебя,русская речь,великое русское слово! Классики и современники о русском языке [Текст] : антология / сост. Г. Красников.... |
![]() | И мы сохраним тебя,русская речь,великое русское слово! Классики и современники о русском языке [Текст] : антология / сост. Г. Красников.... | ![]() | «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек равнодушный к своему языку дикарь. Его безразличие к... |
![]() | Календарное планирование уроков «Русской речи» в 9 классе составлено в соответствии с учебной программой «Русская речь» для 5-9 классов... | ![]() | Цель: показать отличия речи культурных людей от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования |
![]() | Количество часов по учебному плану – 1 час в неделю. Всего 34 часа в год. Из них контрольные работы 4 часа, уроков развития речи... | ![]() | Извини, глупый вопрос, но так тяжело говорить и знать, что мой голос записывается, мне нужно тебя увидеть, это очень важно, прошу... |
![]() | Лебедева Наталья Борисовна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка и славяно-русского языкознания, зав лабораторией... | ![]() | Урок проводится в конце учебного года при изучении раздела «Речь. Функциональные стили речи» и является обобщающе-повторительным... |