«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа)




Скачать 56.41 Kb.
Название«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа)
Дата публикации21.02.2014
Размер56.41 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
«И мы сохраним тебя, русская речь!..»

Урок культуры речи (2 часа)

Учитель: Игнатьева Светлана Леонидовна, учитель русского языка и литературы

Учебное заведение: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углублённым изучением предметов гуманитарного профиля имени А. С. Пушкина», г. Петрозаводск, Республика Карелия

Класс: 7

Цели:

  • обучающие:

дать понятие литературного языка и языковой нормы, а также жаргона;

проследить за изменениями, происходящими в языке;

формировать стремление овладевать грамотной и яркой речью;

  • развивающие:

создать условия для овладения обучающимися нормами русского литературного языка;

повышать уровень речевой культуры;

продолжать развивать навыки построения собственного высказывания;

  • воспитательные:

привлечь внимание к проблеме чистоты русского языка;

призвать школьников к обогащению своего языка, научить прислушиваться к своей разговорной речи;

воспитывать чувство ответственности за свой язык, чувство уважения к культурному прошлому русского народа.

Межпредметные связи: русский язык, литература, история

Формы работы на уроке: сочетание групповой и фронтальной работы.

Оборудование:

• Компьютер и мультимедийный проектор (для демонстрации презентации в программе «Power Point» и кинофрагмента), словари

^ Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка цели урока. (Слайд 1).

- «И мы сохраним тебя, русская речь!..» Это строчка из стихотворения А. Ахматовой «Мужество», написанного в 1942 году. (^ Учитель читает стихотворение).

- Какая тема звучит в стихотворении? (Тема ответственности за родной язык, «великое русское слово»).

- Выделите ключевые слова из строки стихотворения. (^ Мы сохраним речь). В чём актуальность?

- Культура речи. Что это такое?

- А зачем изучать культуру речи? Можно ли считать, что богатства языка, созданного великими предками, неистощимы? Можно ли утверждать, что сегодня речь большинства наших соотечественников отражает богатство национального языка?

- Говоря на одном языке, всегда ли мы понимаем друг друга?

^ 2. Просмотр кинофрагмента («Ералаш», фильм «Ну, почему мы так говорим?» Режиссёр В. Кретнев, сценарий Л. Измайлова). (Слайд 2).

- Почему старший не понял младшего? Что хотел сказать мальчик?

- Екатерина Вторая: «Кто говорит что хочет, услышит чего и не хочет». (Слайд 3). Прокомментируйте цитату. (^ Ответы учеников).

- Мне хочется вспомнить сейчас древнюю легенду «Вавилонская башня». Кто может пересказать её?

- Какое отношение имеет к нам эта история?

- Общий язык – абсолютная необходимость! Каким он должен быть?

^ 3. Объяснение нового материала.

Вводится понятие литературного языка и норм языка. (Слайд 4. Слайды 5 – 6).

Литературный язык – это образцовый язык, нормы которого обязательны для каждого говорящего по-русски.

^ Нормы литературного языка – это общие правила произношения и написания слов, их применения и соединения друг с другом.

- произносительные (орфоэпия)

- морфологические

- синтаксические

- стилистические (употребление языковых средств, уместных в определённых ситуациях)

- нормы правописания (орфографические и пунктуационные правила).

- Какие из этих норм свойственны устной, а какие письменной речи?

^ 4. Работа с нормами правописания. Запись пословиц и цитат, комментарий знакомых орфограмм и пунктограмм, выполнение разборов:

Язык мой – враг мой.

Кто грамоте горазд5, тому не пропасть.

То же слово, да не так бы молвить5.

«Чем выше культура, тем богаче3 язык», - писал А. П. Чехов.

Н. М. Карамзин утверждал: «Богатство языка есть богатство мыслей».

^ 5. Богатство устной речи. В чём оно заключается? Подберите доказательства. (Ответы учеников).

Вводится понятие «жаргон». (Слайд 7).

Жаргон (франц.) вырабатывается и употребляется в группах людей, объединённых профессией, родом занятий, общими интересами, увлечениями и т.д.

- Эти группы являются, как принято говорить, относительно открытыми, т.е. не стремящимися отгородиться от остальных людей. Значит жаргон школьников, студентов, спортсменов, рыбаков и т.д. не является средством изоляции от «непосвящённых», а только отражает специфику занятий, увлечения.

- Вспомним «Ералаш» - мальчик использовал жаргон. А вы?.. Известны ли вам слова «грузить», «наезжать»? (^ Ученики комментируют прямое и переносное значение слов, пользуясь словарями).

- А кто из присутствующих считает себя геймером? Вот вам и пример жаргона. Приведите свои примеры.

- Всегда ли разговорная речь – это плохо? (^ Ответы учеников).

- Прочитаем шутливые стихотворения. (Слайды 8, 9). Что они нам подсказывают?

Когда-то ездил дедушка Пахом

В телеге, на повозке и верхом.

А нынче его внуку подавай

«Форд»…или, в крайнем случае, трамвай.

^ Заехать можно в гости и в овраг.

И по лбу заезжают в ходе драк.

«Приехали!..» - сказал наш друг в тоске,

Когда услышал, кто пойдёт к доске. (Михаил Першин)

Мы вчера на даче с мамой

Просто выбились из сил –

Мама розу посадила,

Я – занозу посадил! (Александр Пинегин)

^ 6. Анализ поэтического текста (элементы). Стихотворение Н Матвеевой:

В лощинах снег, слоистый, как слюда,

От падающих капель конопатый.

Смотри! – ручей надбил скорлупку льда

И снова спрятался, как виноватый.

Он что-то с берега хотел стянуть,

Уже струю он протянул, как руку, -

Кусок коры, хвоинку – что-нибудь,

Что первых поисков умерит муку.

Н. Матвеева (слайд 10).

- Какую картину вы представляете при чтении стихотворения?

- Как автор создаёт эту картину?

(Слайд 11). Работа со словарём.

Похитить (книжн.)

Украсть (нейтральн.)

Утащить (разг.)

Стянуть (простореч.)

- Чем вызвано употребление слова «стянуть» в тексте стихотворения? (Ученики отмечают, что стихотворение построено на олицетворении: «конопатый» снег; «виноватый» ручей, который хотел что-нибудь «стянуть» с берега. Живая весенняя зарисовка).

7. Интонация.

- Допустим, мы выбрали нужные слова, подумав, какова цель нашего сообщения, вспомнив, с кем мы собираемся говорить. А что ещё необходимо, когда речь идёт об устном общении, когда мы ждём отклика, ответа?

М. Цветаева: «Наши лучшие слова - интонации» (Слайд 12). Прокомментируйте цитату.

(Слайд 13). Интонация (лат.) – ритмико-мелодическая сторона речи, чередование повышений и понижений голоса; тон и манера произношения слова, выражающие в русском языке чувство, отношение говорящего к предмету речи.

- Подготовьтесь прочитать текст выразительно:

«Язык – великое наследие для всех поколений, он, как и земля, неделимый фонд у народа в прошлом, в настоящем и в самом отдалённом будущем. Засорять его, обеднять – значит обкрадывать не только самих себя, но и тех, кто придёт нам на смену» (М. Алексеев). (Слайд 14).

8. Подведение итогов.

- Вернёмся к строчке А. Ахматовой. Личное местоимение МЫ обязывает нас бороться за чистоту родного языка, учит гордиться «великим русским словом».

- Если бы вас за старательное освоение богатств родного языка, за любовь к чтению пригласили бы поработать в общественной комиссии по проблемам языка, какие предложения вы высказали бы? Посовещайтесь и запишите своё высказывание. (Самостоятельная работа учеников в группах).


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) iconХод мероприятия
Дискуссионный клуб старшеклассников «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово…»

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) iconИнв. Номер
И мы сохраним тебя,русская речь,великое русское слово! Классики и современники о русском языке [Текст] : антология / сост. Г. Красников....

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) iconИнв. Номер
И мы сохраним тебя,русская речь,великое русское слово! Классики и современники о русском языке [Текст] : антология / сост. Г. Красников....

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) icon«Мы сохраним тебя, русская речь»
«Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек равнодушный к своему языку дикарь. Его безразличие к...

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) iconПояснительная записка Русская речь 9 класс
Календарное планирование уроков «Русской речи» в 9 классе составлено в соответствии с учебной программой «Русская речь» для 5-9 классов...

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) iconПредметно-тематический праздник Русская речь
Цель: показать отличия речи культурных людей от речи человека, страдающего от плохого воспитания и недостатка образования

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) iconРабочая программа для 5 класса по родному (русскому) языку и литературе...
Количество часов по учебному плану – 1 час в неделю. Всего 34 часа в год. Из них контрольные работы 4 часа, уроков развития речи...

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) iconСкорее всего это было сердцебиение, хотя сердцебиение это лишь симптомы, но всё же. Страх?
Извини, глупый вопрос, но так тяжело говорить и знать, что мой голос записывается, мне нужно тебя увидеть, это очень важно, прошу...

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) iconПрограмма конференции письменная русская речь в вузе и школе: теория и практика
Лебедева Наталья Борисовна, доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка и славяно-русского языкознания, зав лабораторией...

«И мы сохраним тебя, русская речь!» Урок культуры речи (2 часа) iconУрок проводится в конце учебного года при изучении раздела «Речь. Функциональные стили речи»
Урок проводится в конце учебного года при изучении раздела «Речь. Функциональные стили речи» и является обобщающе-повторительным...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница