Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия»




НазваниеМетодическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия»
Дата публикации20.02.2014
Размер97.6 Kb.
ТипМетодическая разработка
www.lit-yaz.ru > Литература > Методическая разработка
Автор: Панова Елена Витальевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Тымская основная общеобразовательная школа

Телефон: (8) 9016086351, (8 38 253) 35-1-63,

e-mail: timsk@mail.ru

Название работы: методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия». Юрий Иосифович Коваль «Веер». «Школа России», Литературное чтение, Родное слово. Ч. I: авт.-сост. Г. М. Грехнёва, К.Е Корепова , 4 класс, время проведения - ноябрь
^ Используемая литература, источники:


  1. Учебник, 4 класс. Литературное чтение, Родное слово. Ч. I: авт.-сост. Г. М. Грехнёва, К.Е Корепова , 4 класс,

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EE%E2%E0%EB%FC,_%DE%F0%E8%E9_%C8%EE%F1%E8%F4%EE%E2%E8%F7

  3. С.И. Ожегов. Словарь русского языка. М. 1998 г.


Тема: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия». Юрий Иосифович Коваль «Веер».

Тип урока: изучения нового материала

Задачи:

1. Познакомить учащихся с произведением Ю.И. Коваля «Веер»

2. Развивать устную и письменную речь учащихся:

а) развивать речевое и эстетическое отношение к слову при работе со словами-терминами;

б) развивать умение отвечать полным ответом

в) развивать читательский навык

г) развивать представление о профессиональных словах-терминах

3. Развивать наблюдательность.

4. Воспитывать интерес к чтению, интерес и любовь к природе, к родному языку.

5. составить словарь охотничьих терминов.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, музыкальное сопровождение, картинки животных, картины Тымской природы, карточки «словарь охотника», слайдовая презентация.
^ Применение новых педтехнологий (приёмы РКМЧП): «чтение с остановками», «прогнозирование», «двойной дневник», «свободное письмо».

т

Ход урока.

  1. Орг. Момент. Откройте тетради, запишите число.

  2. Работа по материалу урока.

1.Отгадай загадку и запиши первую букву каждого слова. Читают дети.
А. Кто зимой холодной

Бродит злой, голодный? (волк). Слайд 1
Б. Немытое в рот

Ни за что не возьмёт.

И ты будь таким,

Как чистюля … (енот). Слайд 2.
В. Эту сказку ты прочтёшь

Тихо, тихо, тихо…

Жили-были старый ёж

И его …. (ежиха). Слайд 3.
Г) Лесники её котят

Взять домой не захотят.

Ей не скажешь: «Кошка, брысь»,

Потому что это … (рысь). Слайд 4.
- Какое получилось слово? (на доске вывешивается карточка со словом веер)

- Что такое ВЕЕР? ( выслушать предположения учащихся). Слайд 5.
Веер – это маленькое, чаще всего складное опахало. Опахало – это приспособление, которым обмахиваются во время жары.

2.Слово о писателе.

Сегодня мы познакомимся с произведением Юрия Иосифовича Коваля под названием «Веер». Слайд 6.

Юрий Иосифович Коваль – это (9 февраля 1938, Москва — 2 августа 1995, Москва) — советский и российский детский писатель, а также сценарист мультфильмов и детских фильмов, художник и скульптор, автор и исполнитель песен.

Ю.И. Коваль окончил педагогический институт, был учителем в сельской школе. Рисовал. Играл на гитаре, сочинял песни. Много путешествовал. Умел различать птиц по голосам. Знал по имени каждый цветок, дерево, созвездие в ночном небе.

Таким он был, Юрий Коваль, - мудрый писатель, добрый человек с волшебным фонарём в руке. Слайд 7-9.
- Так о чём может быть произведение Ю.И.Коваля «Веер»? Ваши предположения.

- Кто из вас прав? Мы узнаем, когда поработаем с текстом текст.
3.Словарная работа. Слайд 10.

Развилка ствола дерева– место, где основной ствол разделился ещё на несколько стволов

Лесник – лесной сторож

Узкоколейка – узкая железная дорога

Торфяные болота – болота содержащие торф

Торф – плотная масса, образовавшаяся из перегнивших остатков болотных растений

Куций – короткий, обрезанный, бедный


  1. Чтение и анализ текста. ( текст заранее отпечатан и подаётся детям по частям)

  1. Чтение первых трёх абзацев до слов «Веер! – вспомнил я.» ….

- Кто из вас уже догадался, что такое веер в произведении Ю.И. Коваля?

- От чьего имени идёт повествование? Кто из вас был прав в своих прогнозах?



  1. Чтение текста до слов «У белки веере, а у ….)


Физпауза

- Какие звери обитают в наших лесах?
( На доске иллюстрации Тымског леса. Выбери животных и посели в наших лесах. (олень, медведь, верблюд, заяц, лиса, тигр, волк, белка, ёж)
- Если бы вы были на месте охотников, то, как бы вы назвали хвосты этих животных? Почему? Слайд 10.

Хвост медведя –

Хвост лисы –

Хвост зайца –

Хвост волка –



  1. Дочитать текст. Сравнить свои предположения с наблюдениями автора. Слайд 11.

У белки –веер

У лисы – труба

У медведя – куцик

У волка – полено

У зайца – пых (цветок)
Посмотрим, чьи предположения оправдались.
- Объясните, почему так назвали хвосты этих животных? Слова «веер», «полено», «труба» и и т.д. в рассказе Ю.И. Коваля употреблены в прямом или в переносном значении?

- Мы видим, что охотники употребляют эти слова в переносном значении, когда ведут разговор о животных. Таким образом, мы с вами, используя текст, можем составить словарик охотника, но также можем стать соавторами Ю.И. Коваля, если найдём подходящие слова-определения для следующих хвостов:

У бобра - (весло, лопата)

У рыси – (..)

Ваши предположения. Слайд 12.

Дома вы составите «словарь охотника». Это будет 1 частью вашего домашнего задания (раздаточный материал).

  1. Закрепление полученных знаний (тест). Учащиеся выполняют работу на контрольных листах под песню Ю.И. Коваля.

  1. Определите литературный жанр произведения.

А. сказка

Б. стихотворение

В. рассказ
2. Юрий Иосифович Коваль – это…

А. детский писатель

Б. автор и исполнитель песен

В. художник

Г. все перечисленное выше
3.Узкоколейка – это …

А. узкая лента

Б.узкая железная дорога

В.узкая лейка

4. Куцик – это …

А. хвост бобра

Б. хвост медведя

В. хвост заяца


  1. Восстанови порядок событий. Расставь рядом со славами цифры.

Держала7, сидела2, глядела3, появилась1, побежала4, качнулась, повисла5, перепрыгнула6.

  1. Определи время года, месяц, период времени года ____________________________________________________________________.




  1. Какие изменения произошли в жизни белки с приходом осени?

__________________________________________________________________


  1. Как по-другому можно назвать рассказ? Напиши свои предложения.

__________________________________________________________________


  1. Какое название хвоста тебе больше всего понравилось? Почему?




Название хвоста

Почему?









  1. Что ты можешь сказать об авторе рассказа. Продолжи предложение.

Ю.И. Коваль - это человек _______________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Чему учит данное произведение? Дай письменный ответ.

Данное произведение учит _____________________________________________

____________________________________________________________________.


  1. Проверка самостоятельной работы.

  2. Итог. Под песню Ю.И. Коваля учащиеся оценивают урок.

Белочка – урок понравился.

Заяц – урок понравился, но не всё понятно.

Волк – урок не понравился.

  1. Оценки.

  2. Д\з: составить словарик охотника, подготовить выразительное чтение рассказа.

  3. Спасибо за работу.




Приложение 1.

Тест ( этап закрепления).

Фамилия, имя ___________________________________________

  1. Определите литературный жанр произведения.

А. сказка

Б. стихотворение

В. рассказ
2. Юрий Иосифович Коваль – это…

А. детский писатель

Б. автор и исполнитель песен

В. художник

Г. все перечисленное выше
3.Узкоколейка – это …

А. узкая лента

Б.узкая железная дорога

В.узкая лейка

4. Куцик – это …

А. хвост бобра

Б. хвост медведя

В. хвост зайца

  1. Восстанови порядок событий. Расставь рядом со славами цифры.

Держала, сидела, глядела, появилась, побежала, качнулась, повисла, перепрыгнула.

  1. Определи время года, месяц, период времени года ____________________________________________________________________.

  2. Какие изменения произошли в жизни белки с приходом осени?

__________________________________________________________________


  1. Как по-другому можно назвать рассказ? Напиши свои предложения.

__________________________________________________________________


  1. Какое название хвоста тебе больше всего понравилось? Почему?




Название хвоста

Почему?









  1. Что ты можешь сказать об авторе рассказа. Продолжи предложение.

Ю.И. Коваль - это человек _______________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Чему учит данное произведение? Дай письменный ответ.

Данное произведение учит _____________________________________________

____________________________________________________________________

Приложение 2.

Текст для чтения с остановками.
Ю.И. Коваль. Веер.
1. На рябине, что росла у забора, неведомо откуда появилась белка. Распушив хвост, она сидела в развилке ствола и глядела на почерневшие гроздья, которые качались под ветром на тонких ветвях.

Белка побежала по стволу и повисла на ветке, качнулась - перепрыгнула на забор. Она держала во рту гроздь рябины.

Быстро пробежала по забору, а потом спряталась за столбик, выставив наружу только свой пышный, воздушный хвост.

- Веер! – вспомнил я.
2.Так называют охотники беличий хвост.

Белка спрыгнула на землю, и больше её не было видно, но мне стало весело. Я обрадовался, что поглядел на белку и вспомнил, как называется её хвост, очень хорошо – веер.

На крыльце застучали сапоги – и в комнату вошёл лесник Булыга.

- На этот год много белки, - сказал он. – Только сейчас одну видел. На рябине.

- А веер видел?

- Какой веер? Хвост, что ли?

- Тебя не проведёшь, - засмеялся я. – Сразу догадался.

- А как же, - сказал он.
3.– У белки – веер, а у лисы – труба. Помнишь, как мы лису- то гоняли?

Лису мы гоняли у Кривой Сосны.

Лиса делала большие круги, собаки сильно отстали, и мы никак её не успевали перехватить.

Потом я выскочил на узкоколейку, которая шла с торфяных болот, и я увидел лису. Мягкими прыжками уходила она от собак. В прыжке она прижимала уши, и огненный хвост стелился за нею.

- А у волка хвост грубый и толстый, - сказал Булыга. – называется – полено.

- А у медведя хвостишко коротенький, - сказал я. – Он наверное, никак не называется?

- Куцик.

- Не может быть.

- Так говорят охотники, - подтвердил булыга. – Куцик.

Этот куцик меня рассмешил. Я раскрыл тетрадку и стал составлять список хвостов: веер, труба, полено, куцик.

На рябину тем временем вернулась белка. Она снова уселась в развилке ствола и оглядывала ягоды, свесивши свой пышный хвост-веер.

Был конец октября, и белка вылиняла уже к зиме. Шубка у неё была голубая, а хвост - рыжий.

- Мы забыли про зайца, - сказал Булыга.

А ведь верно, список хвостов получился неполный. Зайца забыли.

Заячий хвост называется пых. Или – цветок.

Приложение 3.

Рисунки животных используются для рефлексии.
c:\users\тымская оош\desktop\урок\19101640_100__zayac_.jpg

c:\users\тымская оош\desktop\урок\belki_042.jpg

c:\users\тымская оош\desktop\untitled.bmp


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconМетодическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным»
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Тайное становится явным» В. Драгунский

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconМетодическая разработка открытого урока литературного чтения по теме: «Л. Н. Толстой «Прыжок»
Место урока в общей системе уроков: Климанова. Л. Ф. Литературное чтение 3 класс/«Школа России». Месяц проведения урока: октябрь

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconКонкурс педагогов. Фио румянцева Ольга
Охватывает разные сферы жизни человека. Сюда относятся такие слова: голова, борода, лоб, желудок, палец, ладонь (названия частей...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconМетодическая разработка урока литературного чтения во 2 классе по...
Цель: Формирование у детей правильного, полноценного восприятия художественного произведения

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconМетодическая разработка урока музыки в 7 классе по теме «Музыкальная...
Данная методическая разработка является одним из уроков по теме «Музыкальная драматургия», включает в себя: план-конспект урока,...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconМетодическая разработка урока чтения и развития речи во 2 классе...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconМетодическая разработка.
Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconПлан-конспект урока по теме: «Слова, обозначающие названия предметов»
Тема урока: Слова, обозначающие названия предметов. Различение их по вопросам кто? что?

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconРазработка урока по географии по теме "Гидросфера"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: «Такие разные хвосты и такие интересные слова-названия» iconРазработка урока по географии по теме "Экологические проблемы в биосфере"
Методическая разработка урока учителя высшей категории моу «сош №1» г. Александровска Колымагиной О. М



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница