Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения




Скачать 61.13 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения
Дата публикации16.02.2014
Размер61.13 Kb.
ТипРабочая учебная программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая учебная программа
Рабочая учебная программа

Развитие речи

«Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения
Пояснительная записка

Языковое образование и речевое развитие учащихся - это широкая социальная задача, которую призван решать данный образовательный курс, причём под развитием речи подразумевается овладение учащимися совокупностью речевых умений, обеспечивающих готовность к полноценному речевому общению в устной и письменной форме. Речевая направленность обучения родному языку понимается и как установка на овладение средством познания, средством обучения другим дисциплинам.

Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе под ред. В.Я.Коровиной и рабочей тетради по литературе для 5-9 классов «Времена года. Беседы о поэзии» и рассчитана на 39 часов.

^ Цели обучения :

Данная программа «Развитие речи» направлена на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно - коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.



В результате прохождения программы «Развитие речи» обучающийся должен

знать/понимать

  • смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, языка художественной литературы;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь

  • различать разговорную речь, научный, публицистический, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

  • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (письмо);

  • осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);

  • адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

  • соблюдать нормы русского речевого этикета;

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

  • развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

  • удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

^ Содержание программы.

Номер

Тема

Кол-во часов

1

И.И.Левитан . «Март» (описание картины. Работа над понятием «пейзаж». Специфика жанра).

1

2

Б.Л.Пастернак. «Март». (Чтение, работа над художественными средствами, построением стихотворения; понятия «строфа» и «рифма»).

1

3

Сравнение произведений разных жанров и общей тематики (картина И.И.Левитана «Март» и стихотворение Б.Л.Пастернака «Март»).

1

4

Миф об Орфее (сюжет, главные герои, смысл мифа).

1

5

Р.Севери. «Орфей зачаровывает животных» (сюжет, жанр, направление).

1

6

Метафора в живописи (С.Дали. «Сцена на пляже» и С.Есенин «Там, где капустные грядки…»)

1

7

С.А.Есенин «Поёт зима-аукает». (Исследование художественных средств с целью более сильного эмоционального воздействия на читателя).

1

8

Миф об Эхо и Нарциссе (в переложении Рене Менара) и стихотворение А.С.Пушкина «Рифма». Сравнить оба произведения. Назвать причины, заставившие А.Пушкина изменить сюжет мифа.

1

9

Ф.И.Тютчев. Стихи о природе («Что ты клонишь над водами…», «О, этот юг! О эта Ницца!...», «Ива»). Музыка звучания, художественные образы; художественные средства, помогающие усилить эмоциональный воздействие на читателя.

1

10

Описание картины И.И.Левитана «Дуб».

1

11

И.С.Тургенев. Отрывки из дневника (описание берёзы). Особенности стиля писателя.

1

12

Сравнение стихов Ф.И.Тютчева, прозы И.С.Тургенева, картины И.И.Левитана.

1

13

М.Нестеров. «Осенний пейзаж» (описание картины).

1

14

И.И.Левитан. «Золотая осень» (описание картины).

1

15

В.Поленов. «Золотая осень» (описание картины).

1

16

Сравнение осенних пейзажей русских художников.

1

17-18

Осень в поэзии (Е.Баратынский «И воет сентябрь!...»; Н.Заболоцкий «Сентябрь»; И.Бунин. «Листопад»).

2

19

И.Остроухов. «Золотая осень» (описание картины).

1

20

М.Алигер «Осень только взялась за работу»: художественные средства, помогающие ярче описать осень.

1

21

Приём олицетворения в поэзии (М.Алигер. «Осень только взялась за работу…», Н.Заболоцкий «Осень», Ф.И.Тютчев «Пусть сосны и ели…»)

1

22-23

Ю. Казаков . «Тедди» (пейзаж в малой прозе).

2

24-25

Настроение и способы его передачи в поэзии (А.Фет. «Осыпал лес свои вершины») , А. Плещеев «Скучная картина!..» Н.А. Некрасов «Перед дождём».

2

26-27

Способы передачи настроения в живописи (А. Соврасов. «Просёлок», В.Серов .«Осенний вечер», В. Ван Гог «Красные виноградники»)

2

28

П. И. Чайковский «Осенняя песня» Восприятия природы композитором и музыкантом.

1

29

И. Э. Грабарь «Февральская лазурь» (оттенки настроения и красок)

1

30

К. Коровин «Зимой» (понятие бытового пейзажа).

1

31

Отражение личности художника в пейзаже (И. Шишкин «В лесу», А. Саврасов «Зима»; А. Куинджи «Солнечный пятна на снегу»).

1

32-33

Отражение жизни человека в окружающей его природе (Б. Кустодиев.«Масленица»; В. Суриков «Взятие снежного городка».

2

34-35

. Связь произведений разных жанров (К. Юон. «Русская зима»; И. Грабарь «Белая зима. Грачиные гнёзда;») А. Фет «Печальная берёза»; С. Есенин «Белая берёза».

2

36-37

Образ весны в живописи (И. Левитан «Весна. Большая вода»; Ф. Тютчев «Весенние воды»; С. Рахманинов).

2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconКонспект видеоурока по литературе в 5 классе. «Русская природа в поэзии, музыке и живописи»
Цель урока: выявить, как образы русской природы запечатлены в поэзии, музыке, живописи

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconУчитель: Ярошенко Г. П. Оу: моу сош «Перспектива» городского округа...
Мы с вами не раз на наших уроках обращались к теме природы. И сегодня наш урок внеклассного чтения посвящён теме природы: «Природа...

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconПояснительная записка «Развитие речи младших школьников». 3 класс...
Рабочая программа «Развитие речи младших школьников» для 3 класса на 2013- 29914 учебный год составлена на основе основной образовательной...

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconИнтегрированный урок
«В ней есть душа, в ней есть свобода» (родная природа в живописи, музыке, литературе»)

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconВнеклассное мероприятие. Тема: «Кубанская природа в живописи, музыке и поэзии»
Цель: привитие любви к малой Родине, развитие творческих способностей детей, приобщение к миру прекрасного, созданного поэтами, музыкантами,...

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconРабочая учебная программа «Развитие речи» по реализации оо «Коммуникация»
Учебно-тематический план

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconРабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе...

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconРабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на...
Рабочая учебная программа по музыке для 1-го класса разработана на основе учебной программы «Музыка. Начальная школа», авторов: Е....

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconРабочая программа по литературе для 8 класса
Пояснительная записка рабочая учебная программа по литературе для 8 класса составлена на основе программы под редакцией В. Я. Коровиной...

Рабочая учебная программа Развитие речи «Природа в живописи, литературе и музыке» 1 год обучения iconРабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница