Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!»




Скачать 306.94 Kb.
НазваниеТема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!»
страница1/3
Дата публикации03.02.2014
Размер306.94 Kb.
ТипДокументы
www.lit-yaz.ru > Литература > Документы
  1   2   3



МОУ «Никольская СОШ им. Н.М.Рубцова»

Тема:

Образ идеального мира

в стихотворении Н.М.Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!»


Автор:

Воронина Надежда,

ученица 10 класса

Руководитель:

Шадрина Юлия Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

2007

Оглавление.

I. Введение. стр.1

II. Основная часть. стр.3

1. Образная система стихотворения: стр.3

а) понятие и классификация образов в литературоведении; стр.3

б) начальная строка как заглавный образ стихотворения; стр.4

в) образы в стихотворении. стр.5

2.Художественные выразительные средства,

используемые Н.Рубцовым

в данном стихотворении. стр.7

3.Жанровое своеобразие произведения. стр.10

4.Стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!»

в контексте творчества Н.Рубцова. стр.11

III. Заключение. стр.14

Библиография. стр.15

Приложение. стр.16

Тезаурус. стр.17

^ I. Введение.

Интерес к изучению творчества Н.М.Рубцова (Приложение 1)возрастает год от года. В своей диссертации А.Ю.Киров утверждает, что «на сегодняшний день можно говорить о рубцововедении как о развивающейся отрасли литературоведения». (9,1) Он характеризует этапы развития этого направления следующим образом: «Изучение лирики Н.М.Рубцова шло по пути от накопления литературоведческого материала о его наследии через анализ отдельных стихотворений и отдельных тем (1960 – 70-е г.г.) к системному рассмотрению рубцовской поэзии в контексте литературного процесса её эпохи (1980-е г.г.) в свете русской культурной, философской и православной христианской традиции (1990 – начало 2000 г.г.)». (9,1)

Изучение наследия Н.Рубцова ведётся с разных позиций: это, во-первых, изучение его биографии (Н.Коняев, В.Белков, Н. Старичкова, М.Полётова и др.), во-вторых, изучение поэзии Н.Рубцова с литературоведческой точки зрения (В.Кожинов, В.Белков, С.Баранов и др.), ; в-третьих, с позиций методики, т.е. изучения стихов поэта на уроках литературы (И.Мовнар, М.Бондаренко, В.Зайцев и др.). Многие из исследователей сочетают изучение фактов биографии поэта с его поэтическим наследием, что позволяет «поддержать идею о принципе целостности как основополагающем в исследовании творчества Н.Рубцова». (9,1)

^ Объектом моего исследования тоже является поэзия Н.М.Рубцова. Я занимаюсь этой темой не первый год, и в своих работах «Родина и деревня в стихотворении Н.М.Рубцова «Тихая моя родина» и «Мир детства Н.М.Рубцова» тоже старалась связывать факты биографии с отдельными стихами и сторонами его творчества. Предмет исследования – представление Н.Рубцова о том, какой должна быть жизнь, её идеал на примере его стихотворения «Прекрасно пробуждение земли!» (17,86)(Приложение 7)

^ Цель данной работы - определение того, каким видится поэту образ идеального мира, которого так не хватало ему в реальности.

Методы исследования: анализ образной системы, художественных средств выразительности, жанрового своеобразия стихотворения; сопоставление с другими произведениями Н.Рубцова со сходной проблематикой.

Данная тема актуальна потому, что помогает более глубоко понять всё своеобразие мироощущения Н.Рубцова в противовес тому мнению, что «часть литературоведов <…> поспешили втиснуть его поэзию в славянофильскую модель, увидели в нём типовое лицо». (9,1) В.Кожинов тоже указывает на необходимость изучения лирики Н.Рубцова: «В критике прочно утвердилось представление о принципиальной п р о с т о т е и «б е з ы с к у с н о с т и» поэзии Н.Рубцова. Многие критические отклики создают впечатление, что творчество поэта как бы даже не нуждается в серьёзном и углублённом понимании и тем более «исследовании», ибо всё здесь высказано прямо, непосредственно, без каких-либо «ухищрений». <…> Это, однако, ни в коей мере не означало, что он упростил свою творческую задачу. <…> Сложность эта особенно велика потому, что она залегает в самой глубине и воплощает в себе не изощрённость поэтического зрения, но внутреннюю сложность самого бытия (точнее, со-бытия) человека и мира». (10,44-45)

Стихотворение «Прекрасно пробуждение земли!» является прекрасной иллюстрацией внешней простоты и внутренней сложности поэзии Н.Рубцова. Некоторые из литературоведов, например, В.Н.Бараков, М.А.Бондаренко, тоже обращают внимание на проблему, исследуемую в моей работе. Но они делают это на примере других стихотворений, к примеру, «До конца». (6) Глубокого анализа выбранного мной стихотворения я не нашла ни в одном изученном источнике. Поэтому я думаю, что в моей работе можно увидеть научную новизну.

Кроме того, мне кажется, что раскрытие этой темы актуально и в социальном плане, т.к. сегодня в нашей жизни не хватает стабильности, христианские принципы ещё недостаточно привились в нашем обществе, что приводит к безверию, смещению понятий о жизненных ценностях. Отсюда – многие общественные проблемы: алкоголизм, наркомания, сектантство, духовная распущенность, особенно в среде молодёжи. Всё это – способы уйти от реальной действительности и проблем. Примером таким людям может служить Н.Рубцов, который, несмотря на все бытовые неурядицы, сумел сохранить нетронутой чистоту души, что так ярко выразилось в его лирике. Одним из показательных стихотворений в этом плане и является «Прекрасно пробуждение земли!».

Своей работой я хочу дополнить ряд стихотворений, предлагаемых для изучения в рамках школьной программы учёными-методистами. Так, например, И.В.Мовнар предлагает обучать анализу лирического произведения на примере таких стихов, как «Ночь на родине», «Поэзия» (11); В.Зайцев – «Душа хранит», «Тихая моя родина», «Звезда полей» и др.(7). Поэтому я считаю, что моя работа имеет практическую значимость.

^ Гипотеза исследования: Если окружающий мир и человек находятся в гармоничных отношениях, то это и есть идеальный мир. (Приложение 2, 3)

Задачи исследования:

  1. Изучить литературу по проблеме, выделенной в исследовании.

  2. Опираясь на классификацию образов в литературоведении, проанализировать образную систему стихотворения.

  3. Выявить художественные приёмы, используемые автором.

  4. Определить жанр стихотворения.

  5. Рассмотреть данное стихотворение в контексте творчества Н.Рубцова.

  6. Сделать выводы, определить социальную значимость поднятой в работе проблемы.


II. Основная часть.

2.1.Образная система стихотворения.

2.1.а. Понятие и классификация образов в литературоведении.

Прежде чем приступить к анализу образной системы стихотворения, необходимо установить, как дают определение образа и классифицируют это понятие литературоведы.

С.И.Ожегов в своём «Толковом словаре» даёт несколько толкований этого понятия: 1) вид, облик; 2) живое, наглядное представление о ком или чём-нибудь;3) обобщённое, художественное отражение действительности, облечённое в форму конкретного, индивидуального явлении; 4) в литературе: тип, характер. (14, 396) Мы видим, что, наряду с бытовом понятием образа, автор словаря даёт толкование этого слова, используемое в литературоведении.

А как же ещё дают определения образа литературоведы?

В «Словаре литературоведческих терминов» под редакцией Л.И.Тимофеева даётся такое определение художественного образа: «Форма отражения действительности искусством, конкретная и вместе с тем обобщённая картина человеческой жизни, преображаемой в свете эстетического идеала художника, созданная при помощи творческой фантазии. Образами создаётся тот особый мир, который Герцен называл эстетической реальностью, Белинский – художественным миром, а в наши дни нередко называют художественной моделью реального мира. Этот мир не есть копия реального мира, не является его удвоением, он по-своему отражает реальный мир, соотносится с реальным миром и его законами». (20,241)

Помимо понимания образа как целостной картины мира, литературоведы понимают его и как «любая часть той необычной картины жизни, которая создаётся творческой личностью при помощи художественного вымысла, фантазии, специальных изобразительных средств».(20,22)

В.Ф.Чертов, автор статьи «Литература как метафора мира», опубликованной в журнале «Литература в школе», предлагает такую классификацию образов:

- образ персонажей;

- образ автора;

- образ читателя;

- образ времени;

- образ пространства;

- образ события;

- образы предметов;

- образы растений, животных, явлений природы;

- заглавный образ.

«Задача внимательного читателя, - пишет В.Ф.Чертов, - не только эти образы увидеть, связать их в своём воображении в общую художественную картину, получить удовольствие от этой картины, но и ответить на своеобразное приглашение писателя вступить с ним в диалог, уловить скрытые намёки, извлечь уроки, с чем-то согласиться или не согласиться, о чём-то задуматься». (20,22)

Конечно, образ – это очень широкое понятие, которое трудно определить однозначно. В ходе своей работы я буду обращаться к разным толкованиям образа.

^ 2.1.б. Начальная строка как заглавный образ стихотворения

Словарь по эстетике определяет образ как «выражение абстрактной идеи в конкретной чувственной форме». (13,106) «Одна из важнейших особенностей художественного образа – сопоставление того, что есть, с тем, что должно быть, т.е. измерять всё сущее высокими требованиями идеала». (20,242)

Понять идею, а точнее, тот идеал бытия, который хочет донести до читателя Н.Рубцов в стихотворении, помогает уже заглавный образ, указанный в первой строчке. Следует отметить роль начальных строк стихотворений Н.Рубцова. На эту сторону лирики поэта обратил внимание В.Кожинов: «Многие зачины Рубцова – это как бы предельно краткие стихотворения, подчас замечательные уже сами по себе. <…> В лирической миниатюре первая строка по своей весомости сравнима с прологом или начальной главой романа».(10,49) Далее В.Кожинов размышляет над звуковыми особенностями первых строк стихов Н.Рубцова, формами «поэтических жестов», представленных в зачинах, ритмике и, в конце концов, приходит к выводу: «Итак, начальные строки стихотворений Николая Рубцова задают тон, определяют самой своей обособленностью значащие паузы и «углублённый звук его поэзии». В них есть и то слияние естественности и искусности, которое составляет исходную основу подлинного стиха. <…> …Каждая строка раскрывает весь свой смысл лишь в связи с зачинаемым ею стихотворением в его целостности; она существует не сама по себе, но как пролог стихотворения». (10,50)

С такой позиции я и буду рассматривать начальную строку стихотворения «Прекрасно пробуждение земли!».

Первое, что обращает на себя внимание, – это восклицательный знак в конце строки. Он играет немаловажную роль: во-первых, как бы отделяет, обособляет строчку, делает тем «предельно кратким стихотворением», о котором говорил В.Кожинов; во-вторых, задаёт эмоциональный настрой, тон всему стихотворению. Этот же настрой дополняет и звуковая сторона зачина: повторяется раскатистый, звучный звук «р», созвучны начальные слоги первых слов: «пре» и «про», что усиливает эмоциональность строки и настрой стихотворения в целом. В.Кожинов замечает, что «эти повторы <…> упорядочивают, гаромонизируют, настаивают движение поэтического голоса (который вполне воспринимается и тогда, когда мы читаем стихотворение «про себя»). (10,50)

Конечно, нельзя не обратить внимание и на лексику строки. Слова «прекрасно» и «пробуждение» создают яркую картину радостного утра. Утро для Н.Рубцова было одним из самых любимых времён суток. Этот образ противопоставлен в его поэзии образу ночи, которая, по мнению В.Баракова, несёт зло и смерть. (3,86)

Заглавный образ в литературоведении принято определять как название стихотворения, но этим термином я называю первую строчку, т.к. она вполне могла бы стать заголовком. Для этого Н.Рубцов выбрал образ времени суток, т.е. утра. Но однозначно определить его именно так нельзя: помимо времени, здесь присутствует и событие, но событие не конкретное, а абстрактное, что более характерно для лирики. Используемый приём олицетворения позволяет одушевить природу, придать ей обобщённое значение. Именно поэтому используется слово «земля», а не, к примеру, «природа», «люди». Этим поэт показывает, что всё: человек, природа, труд – единое целое.

Таким образом, в первой строчке стихотворения определён основной лейтмотив и эмоциональная окраска всего стихотворения, т.е. образ, который определяется в литературоведении как картина жизни, изображённая в художественном произведении.
^ 2. 1. в. Образы в стихотворении.

Но, как было сказано выше, образами принято называть и отдельные предметы, явления, персонажи и т.д., изображённые в произведении. Их называют художественными образами. Именно из них и складывается цельная, обобщённая картина, которую стремится нарисовать поэт. А.Блок писал: «Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды. Из-за них существует стихотворение». (5,84.)

В стихотворении «Прекрасно пробуждение земли!» можно выделить несколько рядов художественных образов. (Приложение 6)

Образы времени: утро, час.

Образы пространства: поле, дорога, долина.

Образы события: пробуждение.

Образы растений: дубравы, цветы, ромашки, лютик, куст.

Образы явлений природы: тьма, роса, заря, вода, тень.

Образы персонажей: крестьяне, люди.

Абстрактные образы, образы-понятия: природа, стих, радость, труд, мир, иное, прелесть, бытие, душа, замыслы, красота.

Для определения значения образов я воспользуюсь классификацией и толкованием образов поэзии Н.Рубцова, которые предложил В.Бараков. В книге «Лирика Николая Рубцова» он сопоставляет образную систему поэзии Н.Рубцова и русского фольклора. (3,83-91)

В стихотворении встречаются два временных образа: «утро» и «час». Как было уже сказано, утро для героя поэзии Н.Рубцова – время пробуждения, обновления, избавления от ночных страхов и ощущений. Образ утра связан практически со всеми группами образов стихотворения, но наиболее тесно – с его главным и единственным событием - пробуждением. При этом пробуждение относится ко всему, что видит лирический герой: природе и людям.

Н.Рубцов показывает, как встречают это утро цветы, относящиеся к группе образов растений. При этом автор не просто даёт общее понятие, а перечисляет его виды: «ромашка», «лютик». Он показывает, с каким вниманием относится герой стихотворения ко всему, что видит, даже самому, на первый взгляд, незначительному. Но даже эти незаметные мелочи, в частности, обычные полевые цветы, испытывают то же, что и весь окружающий мир, частью которого является и человек. Если учесть, что цветы в поэзии Н.Рубцова имеют значение «любовь, жизнь», то эмоциональный настрой стихотворения будет ощущаться ещё сильнее.

^ Образы явлений природы содержат в своём ряду антонимы: «тьма, тень» - «заря». Но «тёмные» стороны картины уже не могут победить наступление света. Заря – это связующая нить земли и неба. Небо, по определению В.Баракова, символизирует красоту, счастье и, что особенно важно, нравственную чистоту человека. Именно небо, посылающее зарю на окутанную тьмой ночи землю, прогоняет остатки тьмы, очищает душу человека. Следом за зарёй придёт и солнце, образ которого в стихах Н.Рубцова имеет значение «счастье». Тень тоже не кажется чем-то тёмным и страшным. Благодаря олицетворению «тень летит» она приобретает вид чего-то лёгкого, невесомого. Следует отметить, что световые образы имеют в лирике Н.Рубцова особое значение. В.Кожинов писал: «Свет в поэзии Н.Рубцова – это д у ш а мира и в то же время истинное содержание человеческой души, «святое» в ней. В стихии света мир и человеческая душа обретают единство, говорят на одном «языке». (10,62) Эти слова подтверждают высказанную мной мысль о единстве человека и окружающего мира в данном стихотворении.

Наиболее распространёнными «водными» образами в лирике Н.Рубцова являются «море» и «река». Река, по мнению В.Баракова, имеет значение «разлука, расставание, смерть», что соответствует фольклорным традициям. В данном стихотворении подобными образами являются «роса» и «вода». Но, в соответствии с мыслью о животворном влиянии утра и света на всё живое, они утрачивают привычное значение. Вода (в стихотворении не указано, что это за водоём: река, озеро или что-то ещё) преображается благодаря всё той же заре: «…золото зари / упало на серебряную воду». А роса становится украшением мира: «Роса переливается на травах», делая ещё мир ещё чище и ярче.

^ Пространственные образы поля, долины, которые В.Бараков определяет как «пространство, свобода», относятся уже не к природе, а к миру людей, которые представлены в стихотворении через образы крестьян, людей вообще и лирического героя. Образ дороги, имеющий смысл жизненного пути, судьбы, в контексте стихотворения приобретает значение дороги, открывающей новые горизонты, счастливой судьбы.

Наиболее часто в стихотворении встречаются абстрактные образы, передающие состояние человека и оценку присходящего. Это не случайно, т.к. именно через них Н.Рубцов и доносит до нас главную мысль.

Среди ряда этих образов можно выделить несколько подгрупп, своего рода контекстуальных синонимов. Первая подгруппа – образы, определяющие масштабы изображаемой картины: «мир», «бытие», «природа». Эти образы имеют очень широкое значение, показывают, что всё происходящее в это утро касается среды обитания, т.е. природы, жизни живых существ, т.е. бытия, и совокупности бытия и природы - мира. Это можно выразить своеобразной формулой: природа + бытие = мир.

Вторая подгруппа - образы, дающие оценку происходящему на внешнем и эмоциональном уровнях: «красота», «прелесть», «радость». Следует обратить внимание на образ «красота». Это слово и однокоренные с ним встречаются в стихотворении целых четыре раза: это красота людей: «В такое утро все красивы люди»; красота лирического героя: «Я сам, наверно, до чего красив»; красота окружающего мира, которую стремятся сделать ещё лучше люди: «Трудом украсить эту красоту». Это последняя строчка стихотворения, своего рода вывод, где сосредоточено всё то, что хочет сказать нам поэт. Именно в ней дважды встречается слово с корнем «крас», смысл как бы удваивается: «украсить красоту». Этим Н.Рубцов хочет донести до нас, что многое в мире зависит от нас, людей, которые могут сделать бытие ещё лучше и ярче, испытывать радость чаще. Понятие «прелесть» - является как бы суммарным из двух других: красота и радость. Часть слова пре-, сходная по значению с приставкой пре- в значении «очень» (прекрасно), ставит это слово как бы выше предыдущих по своей роли. (Красота + радость = прелесть)

Третья подгруппа – реакция человека на события, происходящие в мире: «душа», «стих», «труд». Понятие «человек» в данном случае имеет три значения: конкретная категория - крестьяне; более широкое понятие – люди; и, наконец, то, что наиболее близко Н.Рубцову, – поэт, которого мы видим в образе лирического героя. Именно реакция поэта представлена в большем объёме (два образа): «Слагается в душе негромкий стих». Это даёт повод думать, что голос лирического героя является голосом самого Н.Рубцова. Именно через его мысли, ощущения и реакцию поэт показывает то, что испытывает сам: счастье, которое даёт ему слияние человека и природы, тот идеал жизни, к которому он всегда стремился, но так и не обрёл: «Мне не найти зелёные цветы».

Особое место среди этих образов занимает подгруппа, состоящая из двух образов: «иное» и «замыслы»: «Не верю я, что кто-то в это утро/Иное держит в замыслах своих». Мысль о чём-то ином, что выпадает из общей картины стихотворения, содержится всего в двух строчках, но всё-таки лирический герой не забывает и о том неприятном, что, к сожалению, ещё встречается в жизни.

В связи с этой строкой вспоминаются факты биографии самого Н.Рубцова: сиротское детство, мытарства во время учёбы, неустроенность быта, непонимание людей, окружавших его. Даже в Никольском, которое вдохновляло его на написание лучших стихотворений, встречались эти негативные явления жизни. Об этом он писал в письмах многим: А.Яшину, С.Багрову, С.Куняву.(Приложение 4) «В деревне мне, честно говоря, уже многое надоело, - писал Н.Рубцов А.Яшину из Никольского. - Иногда просто тошно становится от однообразных бабьих разговоров, которые постоянно вертятся вокруг двух-трёх бытовых понятий или обстоятельств. Бывает, что ни скажи – они всё исказят в своём кривом зеркале и разнесут по всему народу». (18, 346) (Приложение 5) Подобные чувства и мысли поэта и получили отражение в данных строках стихотворения.

Но именно в том и заключается величие истинного художника, что он может отделить неприглядные явления жизни от своего творчества, умеет не впускать в поэзию всё мелочное, ничтожное и пошлое. Потому и звучит строчка об «ином» в «замыслах» лишь как оговорка, а не утверждение. Герой стихотворения говорит «не верю», потому, что судит о людях со своих позиций, с точки зрения своего взгляда на мир. Нам, которые так часто жалуются на время, в котором живут, проблемы, которые кажутся неразрешимыми, можно поучиться у Н.Рубцова умению видеть красоту и радость в самых обыденных вещах. «Я не люблю жалобных слов», - говорил поэт. (18,293)

Таким образом, анализ образов стихотворения показал, что все они образуют систему, подчинённую одной общей цели: продемонстрировать картину пробуждения мира. Но Н.Рубцов не просто мастерски рисует эту картину, а вкладывает в неё свой, особый смысл, который заключается в изображении идеала жизни, где слиты воедино природа и человек. Этот идеал он назвал простым, на первый взгляд, словом «прелесть», вынесенным в первую строчку стихотворения. А.С.Пушкин писал: «…Цель художества есть идеал…». (14,93) Эту мысль и подтверждает Н.Рубцов своим стихотворением «Прекрасно пробуждение земли!».
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» iconТема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!»
И. Мовнар, М. Бондаренко, В. Зайцев и др.). Многие из исследователей сочетают изучение фактов биографии поэта с его поэтическим наследием,...

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» iconУроку литературного чтения тема «Образ детства в стихотворении И. Сурикова «Детство»
Познакомить с изобразительными средствами создания образа детства в лирическом стихотворении

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» iconТропы и фигуры в стихотворении николая михайловича рубцова «острова свои обогреваем»

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» iconУровни регуляции поведения
У человека высшим уровнем активности является активность личности, которая позволяет ему решать сложные зада­чи, связанные с преобразованием...

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» iconРазработка урока по литературе (10 класс) Тема: Личность и творческий...
Тема: Личность и творческий путь Блока. Основные мотивы и образы. Образ «страшного мира»

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» iconЛитература 9 класс Тема урока: Н. Рубцов. Личность, судьба и творчество поэта
Цели урока: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Николая Рубцова, вызвать интерес к лирике поэта, обучить анализу лирического...

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» iconТема «Где живут белые медведи?»
Познакомить с холодным районом Земли, с его названием, географическим положением, представителем животного мира – белым медведем

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» iconБереж Дж. М. Сексуальные типы: поиск идеального любовника
Сексуальные типы: поиск идеального любовника / Се­рия «Скромно о нескромном». — Ростов н/Д: «Феникс», 2003. — 416 с

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» iconГульмиры Жанабековны «Образ мира в художественных исканиях сюрреализма»
Альназаровой Гульмиры Жанабековны «Образ мира в художественных исканиях сюрреализма», представленную на соискание ученой степени...

Тема: Образ идеального мира в стихотворении Н. М. Рубцова «Прекрасно пробуждение земли!» icon4 «Он твой поэт, Россия!». Жизнь и творчество Н. М. Рубцова 6
В 2011 году мы отметили 75-летие со дня рождения замечательного русского поэта Николая Рубцова



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница