Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская




Скачать 60.25 Kb.
НазваниеУрок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская
Дата публикации31.01.2014
Размер60.25 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок русского языка в 11 классе

Тема: Проба пера. Творческая мастерская.

Цели:

развитие творческого мышления и речи школьников, культурного кругозора и эрудиции.;

повторение понятия «художественный стиль речи»;

отработка умений и навыков практического применения знаний по теме «Художественный стиль речи»;

закрепление умения написания связных текстов в различных стилях и жанрах.

развитие внимания, говорения, слушания;

обучениие учащихся активным формам работы.

Очень полезно оттачивать и шлифовать свой ум об умы других.

М. Монтень

Ход урока

  1. Оргмомент

- Сегодня мы прикоснёмся к удивительному миру Поэзии, вспомним известные произведения, повторим основные литературоведческие понятия по лирике, а главное, попробуем сами сочинять, творить или, говоря словами французского философа и писателя Мишеля Монтеня, «оттачивать и шлифовать свои умы об умы других». Эти слова будут эпиграфом к уроку. Запишите их в тетрадь.

2. Повторение материала по теме «Художественный стиль речи»

- Однако прежде нам стоит повторить, что такое художественный стиль. Что это?

- Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.
^ Задача стиля – нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность – единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.
Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:
-     тропы – обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;
-     фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;
-     ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.
Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.
В качестве примера приведем отрывок из поэтического текста – стихотворения А. Блока:
^ Осень поздняя. Небо открытое,
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег размытый
Голова русалки больной. (Записываем стихотворение в тетрадь)
Какие языковые средства здесь использованы?

- Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:
– ритм, рифма;
– инверсия – прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная;
– тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег;
– синтаксический параллелизм в первой строке;
– назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.


  1. Творческая работа

Согласно преданию, в XVI - XVII вв. некий поэт утратил рукопись на создание которой ушел немалый труд. Горемыку спасли друзья, попросив его вспомнить хотя бы рифмы. Какой жанр родился в результате их коллективного взаимодействия?

- Стихотворение.

- Сейчас мы и попробуем погрузиться в прекрасный мир поэзии. Разминочные задания:

1. Закончите стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова:

(Записываем)

Божественный пастух! Среди тиши и мрака

Ты слышал имена, ты видел горный свет.

Ты первый начертал пути своих планет,

Нашел названия … … … (для знаков Зодиака)
2.Докажите, что Николай Степанович Гумилев посвятил эти строки А. Ахматовой:

(Записываем)

Аддис-Абеба - город грез

На берегу ручьев прозрачных.

Небесный див тебя принес

Алмазный, средь ущелий мрачных. (Это акростих)

3. У С. Я. Маршака есть стихотворение:

Лошадь захромала - командир убит.

Конница разбита, армия бежит,

^ Враг вступает в город, пленных не щадя

Оттого, что в кузнице … … … (… не было гвоздя)

Укажите эту роковую причину.

- Эрудированный, начитанный человек всегда сможет определить в той или иной мере авторство текста или литературного направления. Нахождение в тексте важных признаков стиля, жанра, жизненных и исторических фактов называется атрибутированием текста. Проверьте свою эрудированность в литературе.

Из каких произведений взяты отрывки? Назовите авторов и жанровую принадлежность. Аргументируйте свою точку зрения.

1."Волхвы не боятся могучих владык,

И княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

("Песнь о вещем Олеге", А. С. Пушкин, баллада)
2.Швед, русский - колет, рубит, режет,

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

("Полтава", А. С. Пушкин, поэма)

 

3. Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,

А сапоги тачать пирожник:

И дело не пойдёт на лад,

Да и примечено стократ,

Что кто за ремесло чужое браться любит,

Тот завсегда других упрямей и вздорней:

^ Он лучше дело всё погубит

И рад скорей

Посмешищем стать света,

Чем у честных и знающих людей

Спросить иль выслушать разумного совета.

("Щука и Кот", И. С. Крылов, басня)

 

4.Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

("Тучи", М. Ю. Лермонтов, стихотворение)
5.Спрятавшиеся слова.

Подберите слова, чтобы восстановить строчку из известного стихотворения известного автора. Затем сопоставьте с оригиналом.

А) Лёд неокрепший на речке студёной

Словно как … лежит. (тающий сахар)

(Н. А. Некрасов "Железная дорога")

В) Еду. … . Слышны звоны (тихо)

Под копытом на снегу.

Только серые …(вороны)

на лугу. (расшумелись)

(С. А. Есенин "Пороша")
В русской классической поэзии существуют пять основных стихотворных размеров, а в арабской их 27. исследователи обнаружили интересную связь между этим и их традиционными видами транспорта. (У коня - 5 аллюров, а у верблюда - 27. очевидно, стихи слагались и читались в такт езде.)
 - Сейчас повторим основные теоретико-литературные понятия, касающиеся лирики и первое – назовите те самые 5 стихотворных размеров?

Наука стихосложения

  • 1.Стихотворный размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест).

  • 2.Способ рифмовки (перекрёстная, парная (смежная), кольцевая (опоясывающая)).

  • 3.Изобразительно-выразительные средства (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, гипербола).

  • 4.Особенности поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсии).

  • 5.Приёмы звукописи (аллитерация, ассонанс).

- Теперь вы во всеоружии перед нашей главной работой. Примените свои знания, проявите фантазию, пригласите вдохновение, дерзайте, пробуйте перо. Помните: все ваши творения интересны, неповторимы, оригинальны, найдут благодарного читателя!

^ 1.Повторяющаяся рифма.

Однажды один не очень известный поэт сочинил такое стихотворение:

Как-то утром под горой

Предвечернею порой

^ Шёл мальчишка с бородой.

Помидор ел голубой.

С ним старик шёл молодой

С водосточною трубой.

Шли они на водопой,

Били мух сковородой.

Хочешь - плачь, а хочешь - пой

Над такою ерундой.

В этом стихотворении все строчки оканчиваются на одну рифму - "…ой".

Попробуйте сочинить такое же стихотворение, но чтобы все строчки оканчивались рифмой: "…ка", "…ре", "…ил", "…ый" (на выбор).

 

3.Буриме.

Это игра, которой уже сотни лет. Играющий должен сочинить стихотворение на заданные рифмы. Можно рифмы придумывать свои, но мы воспользуемся рифмами известного поэта XIX века.

^ Золотая - великана - рано - играя, морщине - одиноко - глубоко - пустыне.

"Утёс" М. Ю. Лермонтов

Ночевала тучка золотая,

На груди утёса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

  1. Собственное стихотворение

Сочиняем стихотворение, 4 строки на тему «В чем я вижу смысл жизни» (Сергеев, Осадчий)

  1. Проверка Домашней работы.

Вы выполняли дома индивидуальные задания. Проверим, что получилось.

- Михальченко Вадим, Осадчий Женя сочиняли акростих.(читают)

ТОЛСТОЙ А.К.-5 сентября 195 лет со дня рождения

ЦВЕТАЕВА Марина Ивановна -8 октября 120 лет со дня рождения

- Басня «Вирус в компьютере» - Бондаренко Максим (читает)

- Сергеев Слава сочинял литературную пародию на ст. «Муха села на варенье» в стиле известных поэтов

- Атрошенко Женя тоже написала стихотворение. Послушаем. Она писала письмо литературному герою.

4. Домашнее задание.

- Определяем изобразительные средства, используем их в стихотворениях, которые сочините дома на свободную тему и в любом жанре.

1) Чайник кипит. 
2) Готов задушить в объятиях. 
3) Туманный Альбион. 
4) Мужичок с ноготок. 
5) Лес точно терем расписной. 

Ответы: 1. Метонимия. 2. Гипербола. 3. Оксюморон. 4. Литота.

5.Сравнение

Благодарю за сотрудничество!!!

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconЛитературная студия «Проба пера». учитель русского языка высшей квалификационной...
Литературная студия «Проба пера». учитель русского языка высшей квалификационной категории Евдокимычева Ольга Павловна

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconКонкурс юных поэтов «Проба пера»
Городской конкурс юных поэтов «Проба пера», посвященный году благополучного детства и укреплению семейных ценностей

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconПлан проведения недели русского языка и литературы
Поэтический практикум «Проба пера» или «Создаем свой поэтический журнал» (для 10-11 классов)

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconУрок по литературе в 11 классе. «Цех поэтов»
Тема: Творческая мастерская «Цех поэтов» (обобщающий урок по творчеству Есенина)

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconПоложение о проведении городского творческого конкурса «Проба пера»
Творческий конкурс «Проба пера» направлен на повышение роли здорового образа жизни среди школьников города Ижевска как гарантии жизни,...

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconУрока: творческая мастерская. Тема урока: Учитель русского языка и литературы
Процесс сочинительства доступен каждому. Это доставляет удовольствие и способствует усвоению новых языковых понятий. Но глубинная...

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconУрока русского языка с элементами театрализации в 1 классе. Тема:...
Конспект интегрированного урока русского языка с элементами театрализации в 1 классе

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconМетодическая разработка урока литературы Творческая мастерская по...
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Тимошина Татьяна Викторовна

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconСтихи о весне. Проба пера

Урок русского языка в 11 классе Тема: Проба пера. Творческая мастерская iconУрок русского языка в 9 классе Тема: «Язык как развивающееся явление»
Цели Познакомить с активными процессами, происходящими в лексике, морфологии, и орфоэпии русского языка (устаревшие формы слов, нормы...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница