Скачать 100.78 Kb.
|
7 класс Тема урока: «Библейская тема в изобразительном искусстве. Всепрощающая любовь» (Рембрандт и его картина «Возвращение блудного сына») Цели:
Оборудование и материалы:
Литература и интернет-ресурсы: 1. Свиридова О.В. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского. 2. Ионина Н.А. "Сто великих картин", издательство "Вече", 2002г 3. Чуданова Н.В. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Культура. 3. http://www.artniderland.ru/shedevr/son.php ^ На доске записаны эпиграфы Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не бесчинствует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а радуется истине, всё покрывает, всему верит, всему надеется, всё переносит. ^ Евангелие от Павла (Первое Послание коринфянам, 13, 14-8) Ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Антуан де Сент-Экзюпери Учитель литературы (на фоне колокольного звона – фрагмента из Четвёртой симфонии А. Шнитке.) «Не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он звонит по тебе». Эти слова Джона Донна американский писатель Эрнст Хемингуэй взял эпиграфом к роману «По ком звонит колокол». И в самом деле, жизнь невероятно сложна и полна неожиданностей, в любой момент в жизни каждого из нас может «зазвонить колокол», возвестив о потере, несчастье. Важно быть готовым с честью перенести испытания и помочь ближнему справиться с горем. Для этого нужно быть милосердным, уметь любить и прощать. Мы сегодня собрались, чтобы поговорить о всепрощающей любви, ощутить её. ^ Существуют вечные, непреходящие темы и сюжеты, к которым человечество обращается постоянно, на всём протяжении своей истории. Скорбь отца, потерявшего сына, и безмерная радость после его возвращения, сила всепрощающей любви – одна из таких тем. Её-то и воплотил в своей картине «Возвращение блудного сына» голландский художник Харменс ванн Рейн Рембрандт. Нам сегодня предстоит понять, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал своё полотно. ^ В его основе лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне». Вспомним притчу и подумаем о добре и зле, мести и прощении, ненависти и всепрощающей любви. ^ Автор: У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу Младший сын: Отче! Дай мне следующую часть имения Автор: И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться. И пошёл, пристал к одному из жителей страны той; а тот послал на поля свои пасти свиней. И он рад был наполнить чрево своё рожками, которые ели свиньи; но никто не давал ему. Придя в себя, сказал Младший сын: Сколько наёмников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода! Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наёмников твоих» Автор: Встал и пошёл к отцу своему. И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему Младший сын: Отче! Я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. Автор: А отец сказал рабам своим Отец: Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И приведите откормленного телёнка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся. Автор: И начали веселиться. Старший сын его был на поле; и, возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. И, призвав одного из слуг, спросил Старший сын: Что это такое? Слуга: Брат твой пришёл; и отец твой заколол откормленного телёнка, потому что принял его здоровым. Автор: Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу Старший сын: Вот, я столько лет служу тебе и никогда не приступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими. А когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришёл, ты заколол для него откормленного телёнка. Отец: Сын мой! Ты всегда со мною, и всё моё твоё. А о том надо было радоваться и веселиться, что брат твой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся. ^ Как вы думаете, какой фрагмент в этой притче волнующий, самый драматический? Учитель изо: Именно этот фрагмент и стал сюжетом картины. (демонстрация картины) Внимательно рассмотрите картину, созданную в 1669 году, незадолго до смерти художника.
Учитель литературы: На столах расставлены таблички с надписями: «Отец», «Блудный сын», «Старший сын», «Близкие друзья семьи». Предлагаю вам пересесть за любой стол. Слушая рассказ и музыку, постарайтесь представить себя одним из действующих лиц. (На экране слайд-репродукция картины Рембрандта, на фоне «Токкаты и фуги ре минор» И.-С. Баха звучит рассказ) ![]() ^ Да, картины Рембрандта, бесспорно, являются вершиной голландской живописи, а в творчестве самого художника одной из таких вершин стала картина «Возвращение блудного сына». Он писал ее в последний год жизни, когда уже был старым, нищим, смертельно больным и немощным, жил в голоде и холоде. И все же наперекор року он писал, писал и писал в стране и городе, которые навеки прославил. Темой для написания картины послужила известная евангельская притча, рассказывающая, как после долгих скитаний в неуютном мире блудный сын вернулся с несбывшимися надеждами к покинутому им отцу. В этой притче художник увидел трагедию и духовное величие человека. Рембрандт вдумчиво вчитывался в библейский рассказ, но он не был простым иллюстратором, который стремится в точности воспроизвести текст. Он так вживался в притчу, словно сам был свидетелем происшедшего, и это давало ему право досказать недосказанное. На небольшой площадке перед домом собрались несколько человек. Оборванный, нищий, в подпоясанных веревкой лохмотьях, с бритой головой каторжника стоит блудный сын на коленях и прячет лицо на груди старика. Охваченный стыдом и раскаянием, он, может быть, впервые за много лет ощутил тепло человеческих объятий. А отец, склонившись к «бродяге», с бережной нежностью прижимает его к себе. Его старческие, нетвердые руки ласково лежат на спине сына. Эта минута по своему психологическому состоянию равна вечности, перед ними обоими проходят годы, проведенные ими друг без друга и принесшие столько душевных мук. Кажется, что страдания уже настолько сломили их, что радость встречи не принесла облегчения. Встреча отца и сына происходит как бы на стыке двух пространств: вдали угадывается крыльцо и за ним уютный отцовский дом. Перед картиной подразумевается и незримо присутствует безграничное пространство исхоженных сыном дорог, чуждый и оказавшийся враждебным к нему мир. ![]() Фигуры отца и сына составляют замкнутую группу, под влиянием охватившего их чувства они как бы слились воедино. Возвышаясь над коленопреклоненным сыном, отец мягкими движениями рук прикасается к нему. Его лицо, руки, поза - все говорит о покое и счастье, обретенные после долгих лет мучительного ожидания. Лоб отца как бы излучает свет, и это самое светлое место в картине. Ничто не нарушает сосредоточенного молчания. С напряженным вниманием наблюдают за встречей отца и сына присутствующие. Среди них выделяется стоящий справа мужчина в красном плаще, фигура которого как бы связывает главных действующих лиц с окружающими их людьми. Внимательно следит за происходящим и человек, стоящий сзади. Взор его широко открытых глаз говорит о том, что и он проникся всей важностью и серьезностью момента. С искренним сочувствием смотрит на отца и сына стоящая поодаль женщина. Трудно сказать, кто эти люди. Может быть, Рембрандт и не стремился к индивидуальной характеристике присутствующих, так как они служат лишь дополнением к главной группе. Рембрандт долго и настойчиво искал фигуру блудного сына, уже в прототипах многочисленных рисунков и эскизов угадывается блудный сын. На картине он - едва ли не единственный в классической живописи герой, полностью отвернувшийся от зрителей. Юноша много странствовал, много испытал и пережил: его голова покрыта струпьями, башмаки стоптаны. ![]() Один из них свалился с ноги, и зритель видит заскорузлую его пятку. Он едва добрался до порога отцовского дома и в изнеможении опустился на колени. Спавший с ноги грубый башмак красноречиво говорит о том, какой длинный был пройден путь, каким унижениям он подвергался. Зритель не имеет возможности рассмотреть его лицо, но вслед за блудным сыном он тоже как бы входит в картину и падает на колени. Из глубины сумрачного холста льется таинственный свет. Он мягко обволакивает фигуру слепого отца, шагнувшего из тьмы навстречу сыну. Окружающие как бы застыли в ожидании слов о прощении, но слов нет... Старик-отец, действительно, производит впечатление слепого, хотя в притче ничего не сказано о его слепоте. Но она, видимо, казалась Рембрандту чем-то более способным выпукло изобразить волнение растроганного сердца. ![]() Чувство безграничной радости и любви захватило отца целиком, в сущности, он даже не обнимает своего сына, так как у него уже нет для этого сил и руки его не способны прижать к себе сына. Он просто ощупывает его, тем самым прощая и защищая. Тот, кто ценит главным образом внешнюю красоту, пожалуй, найдет в этой картине Рембрандта много некрасивого и угловатого. Но таинственное действие света, усиливающееся далеко простираемой тьмою, приковывает к себе любого зрителя, а гармония замечательных оттенков красок действует на его душу подобно мелодиям старинных церковных песнопений. ^ Послушайте стихотворение Александра Городницкого «РЕМБРАНДТ» В доме холодно, пусто и сыро. Дождь и ветер стучат о порог. Возвращение Блудного Сына Пишет Рембрандт. Кончается срок. Сын стоит на коленях, калека, Изможденных не чувствуя ног, Голова - как у бритого зека, - Ты откуда вернулся, сынок? Затерялись дороги во мраке. За спиною не видно ни зги. Что оставил ты сзади - бараки? Непролазные дебри тайги? Кто глаза твои сделал пустыми, - Развратители или война? Или зной Галилейской пустыни Все лицо твое сжег дочерна? Не слышны приглушенные звуки. На холсте и в округе темно, - Лишь отца освещенные руки Да лица световое пятно. Не вернуться. Живем по-другому. Не округла, как прежде, Земля. Разрушение отчего дома - Как сожжение корабля. Запустение, тьма, паутина, Шорох капель и чаячий крик, И предсмертную пишет картину Одинокий и скорбный старик. ^ А сейчас попробуем порассуждать о позиции художника – согласиться или поспорить с ним в ходе игры. Учитель литературы –корреспондент, а вы - персонажи картины. Итак, приготовились к интервью. Корреспондент:
^ Искусствовед М. Алпатов считает главным героем картины отца, а блудный сын - лишь повод для того, чтобы отец мог проявить свое великодушие. Он даже считает, что картина могла бы называться «Отец, прощающий блудного сына». ^ Да, отец умел любить, простить ошибку сына и забыть об оскорблении. Взгляните на доску, вы видите цитату из Библии, это концепция христианской любви: Возлюби ближнего своего, как самого себя Как вы понимаете слова отца, сказанные о младшем сыне: «Был как бы мёртв и ожил»? Кто, по вашему мнению, в «Притче о блудном сыне» не следовал библейскому совету? Притча – это небольшой рассказ, в иносказательном виде заключающий религиозное или моральное поучение. Чему же учит притча и картина Рембрандта? Возможно, кто-то из вас, ребята, не определился, принять ли идею притчи и картины о всепрощающей любви или отвергнуть её. Может быть, вам помогут определиться ваши родители, интервью с которыми я провела, задавая каждому один и тот же вопрос: если Ваш сын (дочь) совершит ошибку, возможно серьёзную, так что все отвернутся от него (неё), Вы готовы простить, помочь и любить, несмотря ни на что. Послушайте, что ответили ваши родители. Как вы думаете, можно ли, зная, что любящие вас простят и помогут, сознательно приносить им боль и страдание? Ваши родители сказали, пожалуй, о самом главном в жизни каждого человека. Всепрощающая любовь существует не только на страницах Библии и картине художника, но и в жизни, в сегодняшнее непростое время. Об этом же сказал французский писатель Антуан Экзюпери. Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете его смысл? И в продолжение его: чтобы к вам были добры, будьте добры и милосердны сами. Обратимся к первому эпиграфу. Как бы вы его закончили? Учитель изо: А сейчас прозвучит песня Е.Крылатого «Прекрасное далёко» из кинофильма «Гостья из будущего». Это моё пожелание вам: любите и учитесь прощать, взращивайте в себе семена добра, укрепляйте их. Будет ваша жизнь жестокой или прекрасной – зависит от вас! |
![]() | Цель: сформировать представление об образе матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве | ![]() | Дать детям представление об изобразительном искусстве, его роли в жизни людей, познакомить с терминами «художник», «художественная... |
![]() | Цель занятия: выявить единство выразительных средств в музыке, литературе, изобразительном искусстве | ![]() | Цели урока: продолжить формирование знаний об анималистическом жанре в изобразительном искусстве; развивать творческие способности,... |
![]() | Познакомить учащихся с творчеством русских художников, композиторов, передать их отношение к природе и Родине | ![]() | Цель: Воспитание у детей эстетического чувства, интереса и любви к музыке, литературе и живописи, познакомить детей с боевыми подвигами... |
![]() | Научить школьников понимать прекрасное в музыке, поэзии, прозе, изобразительном искусстве- одна из важнейших задач учителя | ![]() | Цель урока: познакомить с направлением в искусстве – импрессионизмом, рассмотреть особенности проявления импрессионизма в музыке... |
![]() | Цель урока: формирование положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве через исследование... | ![]() | Работа выполнена в Отделе монументального искусства и художественных проблем архитектуры фгбну «нии теории и истории изобразительных... |