Скачать 117.34 Kb.
|
Правительство Санкт-Петербурга Комитет по образованию Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №210 Центрального района Санкт-Петербурга Конспект урока по литературе с использованием современных образовательных технологий Тема – «Война 1812 года в русской литературе и в судьбах русских писателей» 9 класс Подготовила учитель русского языка и литературы Гулимова Т.О. Санкт-Петербург 2013 ^ (русский язык и литература) 9 класс «Война 1812 года в судьбах русских писателей и в произведениях русской литературы» Учитель ГБОУ СОШ № 210 – Гулимова Т.О. Тип занятия – бинарный урок (русский язык и литература). ^ – проследить общность судеб семей русских классиков во время Отечественной войны 1812 года, рассмотреть освещение темы войны 1812 года в произведениях русских писателей и поэтов, сделать комплексный анализ эпизода произведения. ^
Ход урока
- Кто автор этих строк? - Из какого стихотворения? - Стихотворение «Бородино» было написано Лермонтовым в 1837 г. - Какую годовщину Бородинской битвы в этом году отмечала Россия? (25 лет)
- Назовите точную дату Бородинской битвы. (7 сентября по новому стилю, 26 августа по старому стилю 1812 года ). - Каково историческое значение этого сражения? (В Бородинской битве были разбиты лучшие силы французской армии, был подготовлен переход инициативы войны в руки русской армии, пошатнулась уверенность французской армии в своей непобедимости, усилилось недовольство длительностью похода, Бородинскую битву можно рассматривать как нравственную и политическую победу) - Наполеону не удалось разбить русскую армию. Он потерял около 60 тысяч солдат и офицеров. Потери русских составили 38, 5 тысяч. Впоследствии Наполеон писал: «Самое страшное из моих сражений это то, которое я дал под Москвой».
- Восстановите хронологическую последовательность войны 1812 г. (слайд презентации)
Чтение учеником стихотворения А.С.Пушкина «Полководец» (отрывок) О вождь несчастливый! Суров был жребий твой: Все в жертву ты принес земле тебе чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчанье шел один ты с мыслию великой, И, в имени твоем звук чуждый невзлюбя, Своими криками преследуя тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою. И тот, чей острый ум тебя и постигал, В угоду им тебя лукаво порицал... И долго, укреплен могущим убежденьем, Ты был неколебим пред общим заблужденьем; И на полупути был должен наконец Безмолвно уступить и лавровый венец, И власть, и замысел, обдуманный глубоко,- И в полковых рядах сокрыться одиноко… - Как вы думаете, какому полководцу посвятил А.С. Пушкин это стихотворение? - Какой полководец возглавлял русскую армию до Бородинской битвы? (Барклай де Толли) – слайд 5 - Какой полководец возглавил русскую армию накануне Бородинской битвы? (Михаил Илларионович Кутузов) – слайд 6 презентации - Какой великий полководец был смертельно ранен во время Бородинской битвы? (Пётр Иванович Багратион) – слайд 7 презентации
Учитель: - Одно из самых известных стихотворений о войне 1812 года – «Бородино» М.Ю.Лермонтова. ( слайд 8 ) И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражен булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: «Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!» И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денек! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нами, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений! Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась — как наши груди; Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой... ^ Булат – от персидского пулат (сталь), булатная сталь, углеродистая литая сталь, которая благодаря особому способу изготовления отличается своеобразной структурой и видом поверхности (узором), высокой прочностью и упругостью. Впервые в Европе литой булат, аналогичный лучшим старинным образцам, получен на Златоустовском заводе. (9 слайд) Редут – от французского «убежище», укрепление сомкнутого вида, как правило земляное (но не обязательно), с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны. (слайд 9 презентации) (слайды 10, 11) Уланы – род легковооружённой кавалерии, вооружённой пиками, саблями и пистолетами. Отличительным атрибутом их формы был высокий четырёхугольный головной убор (уланка).- (слайды 12,13) ^ – в буквальном переводе с французского «дракон», название конницы, способной действовать также и в пешем строю. (слайды 14, 15) Картечь – в переводе с польского «свёрток, патрон». Ружейная картечь, крупная дробь для охотничьих ружей диаметром от 5, 25 до 10 мм. Артиллерийская картечь – артиллерийский снаряд, предназначенный для поражения живой силы на близких расстояниях (до 300 метров) в открытом поле. (слайды 16, 17)
- Судьбы многих русских поэтов и писателей оказались связанными с войной 1812 г. Кто-то участвовал лично, у кого-то участниками великих событий стали отцы. Но так или иначе тема Отечественной войны нашла широкий отклик в русской литературе XIX века. ^ - Мы вспомнили стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». Поэт не участвовал в войне 1812 года, но после окончания военной школы находился на военной службе. - Отец Лермонтова к 1812 г. был пехотным капитаном в отставке, а когда началась война, вступил в Тульское народное ополчение. - В каком роде войск служил Лермонтов? (Из школы гвардейских подпрапорщиков Лермонтов выходит корнетом в лейб-гвардии гусарский полк.) Словарная работа Гусары (слайд 19 ) – лёгкая кавалерия, вооружённая саблями и пистолетами. Главные задачи гусар – разведка, атака небольших подразделений противника и его преследование. Первые гусарские отряды появились в Венгрии и успешно себя показали во время тридцатилетней войны. Их форма как в России, так и в других странах сохранила особенности венгерского национального костюма. ^ ( слайд 20 ) – короткая однобортная куртка, сшитая шнурами со стоячим воротником. Кивер ( слайд 21 )– головной убор с султаном и шнурами. Ментик (слайд 22 )– короткая куртка, расшитая шнурами и отороченная мехом. Чикчеры ( слайд 23 )– рейтузы. Ташка – плоская сумка на длинных ремнях. Кушак, пояс. (слайды презентации) ^ - Сколько лет было Пушкину, когда началась война? (13 лет) - Где он в это период жил? (Царское Село, Лицей) - В стихотворении 1836 г., обращаясь в лицейским друзьям, Пушкин напишет: Вы помните: текла за ратью рать, Со старшими мы братьями прощались И в сень наук с досадой возвращались, Завидуя тому, кто умирать Шел мимо нас... и племена сразились, Русь обняла кичливого врага, И заревом московским озарились Его полкам готовые снега. - Ранее в романе «Евгений Онегин» Пушкин так напишет о сожжённой, но непокорённой Москве: Как часто в горестной разлуке, В моей блуждающей судьбе, Москва, я думал о тебе! Москва... Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! Вот, окружен своей дубравой, Петровский замок. Мрачно он Недавнею гордится славой. Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою. Отселе, в думу погружен, Глядел на грозный пламень он. - В какой повести Пушкина присутствует тема войны 1812 г.? («Метель») - Прочитайте соответствующий отрывок. (индивидуальное задание) ^ - А кто из русских поэтов участвовал в сражениях войны 1812 г.? - В 1812 г. Жуковский был зачислен поручиком в Московское ополчение, прикомандирован к штабу Кутузова, был ранен. В чине штабс-капитана и кавалера ордена Святой Анны поэт оставил армию. В 1812 г. он написал стихотворение «Певец во стане русских воинов», которое принесло ему известность. На поле бранном тишина; Огни между шатрами; Друзья, здесь светит нам луна, Здесь кров небес над нами. Наполним кубок круговой! Дружнее! Руку в руку! Запьём вином кровавый бой И с падшими разлуку. - Как сложилась судьба Грибоедова в 1812 г.? (В 1812 г. Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал.) - Как тема войны 1812 г. отразилась в комедии Грибоедова «Горе от ума»? ^ Скалозуб: В 13-ом году мы отличились с братом В тридцатом егерском, а после в сорок пятом. За третье августа; засели мы в траншею: Ему дан с бантом, мне на шею. По моему суждению, Пожар способствовал ей много к украшенью. ^ Егеря ( слайд 29 ) – лёгкая пехота. Обычно егеря, одетые в защитного цвета мундиры, начинали бой, они развёртывались в цепь впереди пехотных колонн и открывали интенсивный огонь. (слайд презентации) ^ - Сколько лет было Л.Н.Толстому в 1812 г.? (16 лет) Учитель: - Отец Л.Н.Толстого, Николай Ильич, был участником заграничного похода русской армии против Наполеона, битвы при Лейпциге, был в плену, бежал, вышел в отставку в чине подполковника Павлоградского гусарского полка. Л.Н.Толстой работал над романом «Война и мир», одним из главных событий которого стала война 1812 г., в частности Бородинское сражение, 6 лет – с 1863 г. по 1869 г.
Сегодня мы проанализируем эпизод, в котором описывается начало Бородинской битвы. (III том, 3 часть, XXXглава) Важно, что Бородинское поле и сражение читатель видит глазами штатского человека – Пьера Безухова. Толстой этим создаёт эффект объективности изображаемого. (1)Войдя по ступенькам у входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. (2)Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на неё в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и тёмные, длинные тени. (3)Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого-то драгоценного жёлто-зелёного камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. (4)Ближе блестели золотые поля и перелески. (5)Везде – спереди, справа, слева – виднелись войска. (6)Всё это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, - это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам её. (7)Над Колочею, в Бородине и по обеим сторонам его, особенно влево, там, где в болотистых берегах Война впадает в Колочу, стоял тот туман, который тает, расплывается и просвечивает при выходе яркого солнца и волшебно окрашивает и очерчивает всё виднеющееся сквозь него. (8)К этому туману присоединялся дым выстрелов, и по этому туману и дыму везде блестели молнии утреннего света – то по воде, то по росе, то по штыкам войск, толпившихся по берегам и в Бородине. (9)Сквозь туман этот виднелась белая церковь, кое-где крыши изб Бородина, кое-где сплошные массы солдат, кое-где зелёные ящики, пушки. (10)И всё это двигалось или казалось движущимся, потому что туман и дым тянулись по всему этому пространству. (11)Как в этой местности низов около Бородина, покрытых туманом, так и вне его, выше и особенно левее по всей линии, по лесам, по полям, в низах, на вершинах возвышений, зарождались беспрестанно сами собой из ничего пушечные, то одинокие, то гуртовые, то редкие, то частые клубы дымов, которые, распухая, разрастаясь, клубясь, сливаясь, виднелись по всему этому пространству. - Какие слова в начале эпизода придают ему торжественную интонацию? (панорама, замер от восхищения, зрелище) - К какому уровню лексики относятся эти слова? (высокому) - Какие эпитеты передают цветовую гамму картины? (золотой, розовый, тёмные, длинные тени жёлто-зелёный, белая церковь, зелёные ящики. Эпитет «золотой» повторяется дважды) - Какой синтаксический приём использует Толстой для описания расположения войск? (однородные члены предложения) - В каких ещё предложениях автор использует однородные члены предложения? - Какие эпитеты использует автор для определения общей картины поля боя? (оживлённо, величественно, неожиданно) - Какую метафору использует Толстой для описания утреннего света? (везде блестели молнии утреннего света) - В каком предложении Толстой использует прием лексического повтора? С какой целью? - Какой синтаксический приём становится главенствующим в данном эпизоде описания Бородинского поля? Почему? (Однородные члены предложения. Толстой тем самым передаёт ощущение огромного пространства, её подвижности, связи мира природы и мира людей)
- Война 1812 года стала в истории одним из переломных событий, Бородинское сражение – её апогеем. Оно позволило русским солдатам и всему русскому народу почувствовать общность и возможность противостоять грозному врагу. Судьбы всех русских людей того времени оказались связаны этим великой и трагической страницей русской истории. Судьбы писателей и поэтов не исключение. Россия отстояла свою независимость. Война 1812 года сформировала национальное самосознание. Каждый человек, живущий в России, почувствовал себя частью великого и могучего народа. |
![]() | Кто из писателей и поэтов участвовал в Отечественной войне 1812 года и оставил об этом литературные произведения (стихи, поэмы, рассказы,... | ![]() | Была война… Великая Отечественная война закончилась победой советских войск 60 лет назад. Мы живем счастливой, мирной жизнью. Не... |
![]() | Показать взаимосвязь учебных предметов: истории, литературы, изобразительного искусства. Познакомить с именами и произведениями... | ![]() | Мероприятие 15. Участие в научных мероприятиях различного уровня, выставках, презентациях (круглый стол «Отечественная война 1812... |
![]() | Петербург для России. "Петербургский" период русской истории "Петербургская" тема в живописи, литературе Этот город много значил... | ![]() | Создание условий для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о русской литературе 19 века |
![]() | Духовное творчество русских писателей: «Икона» в русской художественной литературе | ![]() | Тема семьи – одна из сквозных тем как в мировой, так и в русской литературе. Благодаря ей раскрываются и взаимоотношения поколений,и... |
![]() | «Изображение Отечественной войны 1812 года в произведениях русской литературы» | ![]() | Цели урока: Выявить особенности поэзии периода Великой Отечественной войны и ее роли в грозные годы |