ПЛАН-КОНСПЕКТ урока
Синонимы
(Тема урока)
| ФИО (Дилекова Солоны Александровна)
|
|
| Место работы: МБОУ «Теленгит-Сортогойская СОШ»
|
|
| Должность: учитель русского языка и литературы
|
|
| Предмет: русский язык
|
|
| Класс: 5
|
|
| Тема и номер урока в теме: Лексикология. Культура речи урок № 56
|
|
| Базовый учебник: учебник для 5 кл. для общ.учреждений Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов
|
| Цель урока: углубление знаний о синонимах, полученных в начальных классах
Задачи:
- обучающие: обучению умению формулировать понятия, подбирать синонимы и вставлять в соответствующий текст, различать стилистические и смысловые синонимы; закрепить понятие о синонимах, повторить разряды лексики;
-развивающие: развивать творческое воображение, ассоциативное и логическое мышление, связную речь, развитие орфографической зоркости;
-воспитательные: познавательный интерес к предмету;
Тип урока: урок изучения нового учебного материала и первичного закрепления;
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная;
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, карточки с напечатанным текстом
Структура и ход урока
Таблица 1.
^
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| Орг.момент
| http://school-collection.edu.ru/collection/
| Приветствие
^
|
| 3 мин
| 2
| Целеполагание и мотивация
|
| ^ (по лексическому значению учащиеся должны определить слова и записать их. После работы выполняется взаимопроверка).
Задание:
Все слова языка ( лексика).
Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология).
Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные).
Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные).
Слова с переносным значением (метафора).
Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
Слова, которые звучат одинаково, но пишутся по-разному (омофоны).
Слова с противоположным лексическим значением (антонимы).
| индивидуальная
| 7 мин
| 3
| Актуализация знаний
| http://s-marshak.ru/
Учебный словарь «Синонимы» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fd0d6e21-9970-4d32-8d9b-47d112ca3cd3/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&interface=catalog&class=47&subject=8
| ^
Целевой вопрос:
О каком животном идет речь?
Уговорились я и мама
Дождаться выходного дня
И посмотреть ги-ги-то-пама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Нет, ги-попо-тото-попама…
Пусть мама скажет за меня!
Вошли в открытые ворота
И побежали мы вдвоем
Взглянуть на ги…на бегемота.
Мы чаще так его зовем.
Я думаю, гиппопотама
Зовут так трудно для того,
Чтоб сторож из глубокой ямы
Пореже вызывал его Вывод: Различаются тем, что бегемот употребляется в разговорной речи, а сл
научной сфере.
| Фронтальная
Работа со словарем, определение значений слов
Речь идет о бегемоте. Бегемот и гиппопотам одно и то же животное.
Ответы детей
| 7 мин
|
|
|
| 4.Задание:
Луна – небесное тело.
Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег первый мороз. (М.Пришвин)
Над горой молодой месяц закраснелся, к верху рожками заходит. (Л.Толстой)
Задание: объяснить пунктограммы , сделать синтаксический разбор предложений, начертить схему.
^
-Найдите слова, которые называют один и тот же предмет, но по-разному (луна, месяц).
-Посмотрите на рисунки: какой из них вы подписали бы словом луна, а какой – словом месяц? Почему? (в разговорной речи и в художественной литературе луну называют и луной, и месяцем. Но обычно, если слышим или читаем слово «месяц», то представляем луну «молодую, серповидную, двурогую. И определения при слове месяц так же будут: молодой, новый, озорной).
-Сравниваем по стилю первое предложение со вторым и третьим; убеждаемся, что в нем слово луна заменить словом месяц нельзя.
Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».
Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Учитель:
-И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.
Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.
Учитель: что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию).
| Индивид-ая
| 15 мин
|
4
| Первичное усвоение
материала
|
| Луна – строгое научное название конкретного небесного тела, одной из планет Солнечной системы, ближайшего спутника Земли. В научной и книжной речи для обозначения этого предмета употребляется одно слово «луна».
Большинство слов в русском языке, как и большинство людей, живут не в одиночку, а семьями. В языке слова, объединенные в такую семью называются синонимами.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадях.
Учитель:
-И как членов одной семьи, при всей их непохожести друг на друга, объединяет что-то, так и синонимы, отличаясь друг от друга оттенками лексического значения и употребления в речи, все же обозначают одно и то же.
Учащиеся делают вывод, что луна и месяц – синонимы.
Учитель: что же такое синонимы? (учащиеся сами должны вывести правила, что синонимы - это слова одной и той же части речи, близкие по значению, по смыслу, но разные по форме – звучанию, написанию).
|
| 5 мин
| 5
|
Осознание и осмысление учебной информации
|
Гипертекстовое определение синонимов http://school-collection.edu.ru/actalog/res/56638942-4ada-400e-ac2f-00bac5ddbe83/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&interface=catalog&class=47&subject=8
|
| ^
Например, двумя разными словами6 БЕГЕМОТ, ГИППОПОТАМ, ЛУНА МЕСЯЦ, КРАСНЫЙ- АЛЫЙ
|
| 6
| Первичное закрепление учебного материала
| Учебный словарь «Синонимы» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/fd0d6e21-9970-4d32-8d9b-47d112ca3cd3/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&interface=catalog&class=47&subject=8
Тест «Синонимы» http://school-collection.edu.ru/catalog/res/4fa4f345-7d58-41bc-a2bc-5bb5b5a10679/?from=79d01890-0a01-00ee-01df-4f6ece00f9b7&interface=catalog&class=47&subject=8
| ^
Метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука.
^
|
| 8 мин
| 7
| Информация о д.з
| http://school-collection.edu.ru/catalog/res/22b1f97a-a6fa-4fbd-a25b-a48adce5c18c/?from=75dfb919-ae4e-4811-aa20-fe0ca45d78e0&
| ^
|
| 3 мин
| Приложение к плану-конспекту урока
__________Синонимы_______________________________
(Тема урока)
Таблица 2.
^ ________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________ |