Скачать 137.56 Kb.
|
МОУ « Бехтеевская средняя общеобразовательная школа Корочанского района Белгородской области» Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI век» Тема: В.Берестов «Картинки в лужах» Учитель: Литвинова Т.П. 2011г. Урок литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI век» Тема: В.Берестов, Картинки в лужах. Цели:
Оборудование: 1. Выставка книг В.Д. Берестова и портрет поэта. 2. Фонограммы: песня «Картинки в лужах», «Про машину» (читает К.Румянова), «Альбом для рисования» (читает И.Муравьёва). 3. Плакат Не бойся сказки. Бойся лжи. А сказка – сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет. В. Берестов 4. Карточки для работы в парах и со стихами В.Берестова. 5. Сборники сказок (для инд. работы с книгой). 6. Выставка детских рисунков к сказке Г.Сапгира «Лошарик». I. Организационный момент. «Читалочка» Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать. Не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста! Прочти!” Не надо умолять сестрицу: “Ну прочитай ещё страницу!” Не надо звать, Не надо ждать, А можно взять И почитать! В.Берестов ^ а) Беседа по вопросам. - Почему это произведение сказка? - Чему учит эта сказка? - Прочитайте самые главные слова сказки. - Чему вас научила эта сказка? - Подберите пословицу к сказке. Пословицы: Нет друга – ищи, а нашёл – береги. Старый друг лучше новых двух. Друг познаётся в беде. - Сравните эту сказку с русской народной сказкой «Лиса и журавль». Что в них общего? Чем они отличаются? б) Работа с выставкой рисунков. - Расскажите, какой эпизод сказки нарисовали и почему? ^ - Тема нашего нового произведения о детях - «Почемучка». Кого так называют? - Давайте вспомним, какие произведения о детях мы уже читали. Работа учащихся по карточкам в парах. Одна пара работает у доски. (Фронтальная проверка: жанр и краткое содержание произведения) Карточка. Э.Успенский Большая новость Я.Аким Он живой и светится А.Кушнер Затейники Н.Носов Жадина В.Драгунский Если был бы я девчонкой (Учащиеся используют содержание учебника) - Сегодня эту тему продолжат стихи Валентина Дмитриевича Берестова. Его произведения знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек. Когда вы были ещё маленькими, родители разучили с вами стихотворение, для того, чтобы вы далеко не отходили от них и не потерялись. Называется оно “Огуречик”, его тоже написал В.Берестов. “Огуречик”. Огуречик, огуречик! Не ходи на тот конечик. Там мышка живет, Тебе хвостик отгрызёт. ^ 1.Работа со стихотворением В.Берестова «Картинки в лужах» - А как вы думаете, что можно увидеть в луже? //Важно, чтобы дети разделяли те предметы, которые «населяют» лужу (это головастики и кораблик), и те, которые отражаются в ней (небо, тучка, ветка ивы, птичка).// - А может ли содержимое лужицы измениться? Когда и почему? //Дети фантазируют в двух направлениях: и как может измениться «население» лужи (головастики могут превратиться в лягушечек; кроме кораблика, в луже могут плавать листики; в луже могут мыться воробушки; туда может что-нибудь упасть и т.д.), и как могут измениться отражения в луже (может отразиться солнышко, на ветке может сидеть другая птичка или никто не сидеть и т.д. — рассуждают...).// а) Слушание стихотворения (Читает учитель) б) Моделирование обложки (Фронтальная работа) в) Беседа по содержанию. - Догадываетесь, какое это время года? (Поскольку в луже отражается зеленая ветка, значит, речь идет о лете или ранней осени.) - Откуда же так много луж? (Очевидно, прошел дождь.) — Не понимаю! Мальчик явно смотрит вниз, под ноги, — почему же он промочил ботинки? — спросила Маша. Ты можешь ей ответить? (Важно, чтобы дети поняли: мальчик смотрит вниз, но не себе под ноги, а на отраженные в луже картинки. Он настолько увлечен, что не замечает, что стоит в луже.) - Можно ли сказать, что автор умеет видеть удивительное в обычном? - А ты обращаешь внимание на картинки в лужах? - Как ты думаешь, любознательные люди умеют удивляться? - Как нужно читать это стихотворение? (Радостно, с удивлением.) Физкультминутка г) Самостоятельное чтение. Упражнение в выразительном чтении стихотворения. Задание к самостоятельному чтению: - Чем же отличались картинки в лужах от реальности? (Выборочное чтение) д) Упражнение в выразительном чтении стихотворения. е) Слушание песни «Картинки в лужах» (фонограмма) - Композитор написал на эти стихи музыку, а детский вокально-хоровой ансамбль «Юность России» её исполнил. 2. ^ : - 1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя истории - человека доброго и талантливого родился Валя Берестов. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. И свою любовь к детской литературе будущий поэт и писатель принёс из раннего детства: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. С пяти лет Валя ходил в библиотеку. Обычно просил «Мурзилку», читал вслух, смеялся, не в силах удержаться от восторга. И тогда библиотекарь выпроваживала маленького читателя вместе с «Мурзилкой» на крыльцо, чтобы он никому не мешал. Помню, как я стоял у ворот и ждал, не идёт ли почтальон со свежим номером «Чижа» или «Дружные ребята» вспоминал поэт. С тех самых пор, я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей». Даже учился Валя Берестов одно время в селе с литературным и довольно странным названием Лев Толстой. Поэтические способности обнаружились у маленького Вали очень рано. Первый стихотворный опыт закончился грустно. За дразнилки на одноклассников их автор – восьмилетний Берестов был бит. Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике. Берестов вспоминал: “Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх”. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел. Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову “случайно”, когда он стал отцом. Он писал: “Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей”. Его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит, кто бы вы думали – Дракон! 1957 г. Выходит его первый поэтический сборник “Отплытие” (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников “Про машину” - Прослушивание фонограммы отрывок из стихотворения “Про машину” (исп. К.Румянова) 3. Наблюдение за разнообразием жанров творчества В.Берестова. - Учащиеся рассматривают книги В.Берестова, называют жанры произведений и заголовки. Вывод: В.Берестов писал стихи и сказки для детей. - Менее известен Берестов как сказочник. “Как найти дорожку” “Змей - хвастунишка” “Честное гусеничное” “Мастер птица” «Аист и соловей» Одна из известных сказок Валентина Берестова “Катя в Игрушечном городе” написанная в соавторстве с Татьяной Александровой, женой писателя. Не бойся сказки. Бойся лжи. А сказка – сказка не обманет. Ребёнку сказку расскажи – На свете правды больше станет В.Берестов 4. Самостоятельное чтение. (Работа в парах) Фронтальная проверка. - А сейчас вы прочитаете самостоятельно несколько стихотворений из школьной лирики, которые В.Берестов мечтал написать в первом классе. Как красиво, с нежностью он пишет о школе в своих произведениях. - Ученики читают стихотворения В.Берестова (на карточках). “Ручка”, “Закладка”, “Резинка”, “Пенал”, “Точилка”, “Карандаш”, “Тетрадки” “Линейка” и другие. ^ - Сегодня мы с вами соприкоснувшись с необыкновенным миром поэзии Валентина Берестова, убедились, ведь художник не только тот, кто сочиняет стихи или рисует, а кто умеет удивляться, радоваться красоте мира и открывать её. Дорогие друзья! Наш урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами Валентина Дмитриевича Берестова, которые согреты добрым проникновенным юмором. Именно в этом сила его творчества. - Слушание фонограммы стихотворения «Альбом для рисования» - Что нового вы узнали на уроке? ^ - Выразительное чтение стихотворения В.Берестова «Картинки в лужах» наизусть или по учебнику; - Найти книгу со стихотворениями В.Берестова о детях и прочитать. Произведения В.Д. Берестова
Стихи В.Берестова (Для самостоятельного чтения) Первое сентября Нежарким солнышком согреты, Леса ещё листвой одеты. У первоклассников букеты День, хоть и грустный, но весёлый. Грустишь ты: - “До свиданья, лето!” И радуешься: - “Здравствуй, школа!” Портфель Зимой на улице бежит, А летом в комнате лежит. Но только осень настаёт, Меня он за руку берёт. И снова в дождик и метель Со мной шагает мой портфель. Учебник - Учитель у меня в портфеле! - Кто? Быть не может! Неужели? - Взгляни, пожалуйста! Он тут. Его учебником зовут. Тетради Тетради в портфеле шуршали, Что в жизни важнее, решали. Тетрадка в линейку бормочет: -Грамматика! А в клетку тетрадка ворчит: - Математика! На чём примирились тетрадка с тетрадкой, для нас до сих пор остаётся загадкой. ^ Я – линейка. Прямота – Главная моя черта. Карандаш Я – малютка-карандашик. Исписал я сто бумажек. А когда я начинал, То с трудом влезал в пенал. Школьник пишет. И растёт! Ну а я – наоборот! ^ Почему из-под точилки Вьются стружки и опилки? Карандаш писать не хочет, Вот она его и точит. Ручка Буквы напечатанные – Очень аккуратные. Буквы для письма Я пишу сама. Очень весело пишется ручке: Буквы держат друг дружку за ручки. - Ах, батюшки! – сказала ручка. – Что значит эта закорючка? - Чернильная ты голова! Ты ж написала букву «А» ^ Циркуль мой, циркач лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился и ни шагу. Резинка Я – ластик. Я – резинка, Чумазенькая спинка. Но совесть у меня чиста: Помарку стёрла я с листа! ^ Карандаш в пенале мается, Но зато он не ломается. Ручка в тесноте находится, Но зато легко находится. Закладка Я - нарядная закладка. Я лежу здесь для порядка. Зря страницы не листай. Где закладка, там читай! ^ То считаю втихомолку я, То опять на счётах щёлкаю. Если правильно считать, То всегда получишь «пять»! “Читалочка”. Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, Не надо бабушку трясти: “Прочти, пожалуйста! Прочти!” Не надо умолять сестрицу: “Ну, прочитай ещё страницу!” Не надо звать, не надо ждать, А можно взять и прочитать! “Гласные, согласные”. Гласные тянутся песенкой звонкой, Могут заплакать и закричать. В темном лесу звать и аукать, Но не желают свистать и ворчать. А согласные согласны: Шелестеть, шептать, свистеть Но не хочется им петь. Учитель: Литвинова Татьяна Павловна МОУ «Бехтеевская СОШ» Самоанализ открытого урока по литературному чтению (1 класс) «Начальная школа XXI века» Виноградова Н. Ф. ^ - «Урок изучающего чтения» Данный урок является продолжением изучения произведений о детях. Он опирается на знания учащихся об основных жанрах литературных произведений, владением необходимым уровнем навыка чтения и умения частично работать самостоятельно. Знания, полученные на данном уроке, должны расширить читательский кругозор и развить навык правильного выразительного чтения. ^ : В.Берестов, Картинки в лужах. Цели: 1.Формировать понятие о жанрах (сказка, рассказ, стихотворение). 2.Учить выражать и формулировать своё отношение к герою произведения, оценивать литературных персонажей. 3.Развивать навык правильного и выразительного чтения. 4.Познакомить детей с жизнью и творчеством В.Д. Берестова. 5.Формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя. 6.Пробуждать желание у учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга. На уроке использовала основные принципы образования, положенные в основу работы с младшими школьниками: 1.Принцип личностно-ориентированного подхода к ребёнку: - дифференцированный подбор заданий при индивидуальном опросе; - создание ребёнку ситуации успеха, формирование положительной установки к процессу обучения, заинтересованности; - разнообразие форм и методов организации работы (пословицы, частичное исследование,проблемные вопросы, работа в парах) позволяли раскрыть содержание произведений и расширить содержание субъективного опыта каждого ребёнка. 2. Принцип индивидуального и личностного подхода: - осознание своего «Я», максимальный учёт индивидуальных особенностей ребёнка. 3. Принцип гуманистичности: - ребёнок активный субъектный совместной деятельности с педагогом, основанной на сотрудничестве, на взаимном уважении. В основе урока заложена единая современная концепция начального образования, связанная с гуманизацией процесса обучения: - максимальный учёт психологических особенностей и возможностей младшего школьника; - создание благополучного интеллектуального и эмоционального фона обучения, обеспечение высокого уровня психического и личностного развития школьника; - обеспечение интеграции различных предметов в начальном обучении, цель которой – формирование учебной деятельности; - построение дифференцированного учебного процесса, что даёт возможность учесть и своевременно скорректировать трудности в обучении. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока: выявление уровня начитанности и читательского опыта, изучение нового произведения, результат (обогащение читательского опыта, расширение уровня начитанности, самостоятельной работы с текстом), рефлексия. Сохранялась логическая связь между различными этапами урока. Отобранное содержание урока, оборудование, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока, индивидуальные, групповые (в парах) и фронтальные формы организации учебной деятельности учащихся, применение словесных методов, работа с учебником способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. А чтобы познавательный интерес стал мотивом познавательной деятельности учащихся, я ставила перед ними посильные познавательные проблемы: подобрать пословицу, сравнить произведения, рассматривание детской книги, нахождение произведения данного автора и определения его жанра. На уроке формировались элементы исследовательской деятельности: сравнение сказок, выделение главного, умение доказывать своё мнение, поиск произведения. Для активизации мышления учащихся я использовала систему вопросов по изученному материалу на основе их субъективного опыта, создавала проблемные ситуации, расширяла читательский кругозор, стремилась пробудить у учащихся желание в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга, активно использовала учебник, фонограммы произведений. Особое место на уроке занимало формирование и развитие у учащихся обще-учебных навыков: самостоятельная работа с книгой, работа во времени. Уровень самостоятельного мышления своих учеников я считаю хорошим. Этот урок послужит опорой для дальнейшей познавательной читательской деятельности учащихся. Этому же будет способствовать и качественная оценка деятельности учащихся. Для эмоционального восприятия я использовала фонограммы произведений. Особое внимание уделяла здоровьесбережению: психологический комфорт, физкультминутка, правильная посадка при чтении, гимнастика для глаз. Возможности кабинета использовала полностью, Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная мною форма организации урока была эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культуры общения «учитель-ученик». Рефлексия показала эмоциональное восприятие и усвоение учебного материала. |
![]() | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Белоколодезская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской... | ![]() | В. В. Бианки. По выбору: «Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко», «Хвосты», «Музыкальная канарейка», «Синичкин календарь», «Лесная газета»,... |
![]() | ... | ![]() | На изучение литературного чтения в 1 классе отводится 132 часа в год (33 учебные недели по 4 часа в неделю) |
![]() | Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения выражать свою читательскую точку зрения, определять основную мысль... | ![]() | Ещё много поэтов и писателей воспевали и воспевают в своих поэтических и прозаических произведениях берёзу |
![]() | Развитие умений использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию | ![]() | Оборудование: авторская выставка книг; презентация с иллюстрациями к произведению, аудиозапись классической музыки Л. Бетховен «Адажио... |
![]() | Организационный момент. (Дети сидят). Включаю музыку. Идут слайды. Выходит ученик, читает стихотворение | ![]() | Урок окружающего мира в 1 классе по программе Н. Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века» |