№п.п.
| Тема урока
| Развитие речи
| Дом. задание
| План дата
| Факт дата
|
| Введение. Книга и ее роль в жизни человека. Литература как вид искусства.
| Работа со словарями (рассказ об интересном слове); написание гимна книге.
| Стр. 3, лекция
|
|
|
| Мифология. Понятие мифа. Отражение в мифах сознания другого человека.
| Чтение и различные виды пересказа,
| Стр. 8-13
|
|
|
| «Герои», «Икар и Дедал». Стремление древнего человека познать окружающий мир
| Дискуссия, осмысление значения выражений: ахиллесова пята, яблоко раздора, олимпийское спокойствие и др.
| Стр. 31-34
|
|
|
| «Прометей». Сюжет мифа. Прославление героизма Прометея
| различные виды пересказа. Выразительное чтение.
| Стр. 13-25
|
|
|
| «Яблоки Гесперид». Отражение в мифе представления народа о героизме.
| Простой план, словарная работа.
| Стр. 26-30
|
|
|
| Устное народное творчество. Сказки, легенды, предания как вид УНТ
| Сказывание сказки, Подбор синонимов. Выписывание афористических выражений.
| Стр. 53-60
|
|
|
| Предание «Солдат и смерть. Особенности жанра. Язык преданий»
| Запись фольклорных произведений, сочинение сказки
| Стр. 61-73
|
|
|
| Древнерусская литература. «Сказание о Белгородских колодцах»
| Выборочный пересказ, составление словаря устаревших слов.
| Стр. 75-81
|
|
|
| «Повесть о разорении Рязани Батыем». Отражение исторических событий
| Рассказ о герое повести с использованием цитат из текста, словарная работа, составление рассказа об особенностях древнерусской литературы, составление стилизованной под летопись устной хроники школьной жизни.
| Стр. 81-89
|
|
|
| «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные идеалы русского народа.
| Выразительное чтение.
| Индивид. работа; пересказ эпизодов
|
|
|
В.Ч.
| «Что за прелесть эти сказки!» внеклассное чтение
| Участие в диалоге по прочитанному произведению
|
|
|
|
| Литература 18 в. М.В.Ломоносов. Судьба ученого и поэта.
| Составление устного связного текста
| Стр. 93-97. Статья, план.
|
|
|
| «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…». Идея независимости перед власть имущими.
| Выразительное чтение, объяснение значения непонятных слов
| Наизусть «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»
|
|
|
| В.А.Жуковский. Жизнь и творчество. Роль Жуковского в жизни Пушкина.
| Составление устного связного текста
| 103-108
|
|
|
| Баллада «Светлана». Сюжет. Реальность и фантастика.
| Выразительное чтение, подробный пересказ сна Светланы.
| 109-116
|
|
|
| Традиции и обычаи русского народа в балладе. Тема и идея произведения.
| Участие в диалоге по прочитанному произведению
| 119-125
|
|
|
| А.С.Пушкин. Лицейские годы поэта. Роль лицея в творчестве поэта.
| Составление цитатного плана вступительной статьи, определение значения слов: культ, прогрессивный, мемуарист
| 127-137
|
|
|
| История создания повести Пушкина «Дубровский». Прототип. Герои повести.
| Рассказ о творческой истории романа «Дубровский»
| Глава 2-3, вопросы
|
|
|
| Причины ссоры Дубровского и Троекурова.
| Выразительное чтение, составление вопросов к тексту, словарная работа, различные виды пересказа
| Глава 4-5
|
|
|
| Отец и сын Дубровские.
| Обучение составлению сравнительной характеристики героев
| Глава 6-10
|
|
|
| Взаимоотношения В.Дубровского и Маши. Тема любви, счастья в романе.
| Обучение пересказу-анализу
| Глава 13-15, вопросы
|
|
|
Р.Р.
| Письменная работа по роману Пушкина «Дубровский» «В. Дубровский – главный герой»
| Мини-сочинение
|
|
|
|
| Тема природы в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро». Прославление красоты зимнего пейзажа
| Устное словесное рисование.
| Стих-е «Зимнее утро» наизусть
|
|
|
Р.Р
| Наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро». М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество поэта.
| Выразительное чтение стихотворения наизусть
|
|
|
|
Р.Р.
| М.Ю.Лермонтов. Идейный смысл стихотворения «Тучи». Антитеза.
| работа со словом поэта, описание природы стихами
| наизусть стих. «Тучи»
|
|
|
| М.Ю.Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Парус». Многозначность художественного образа
| Выразительное чтение, подбор синонимов и антонимов.
| Анализ стих. «Листок» письменно
|
|
|
| Знакомство с содержанием повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба», с её героями.
| Составление цитатного плана к теме «Образ матери в первой главе повести»
| Составление цитатного плана (вопрос № 4, стр. 283)
|
|
|
| Темы и проблематика повести «Тарас Бульба» (любовь к Родине, товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг)
| Устные ответы на вопросы учителя, словарная работа.
| Глава 5-8, стр. 246-267
|
|
|
| Центральные образы и приемы их создания в повести «Тарас Бульба»
| Характеристика образов-персонажей
| Глава 9-12, стр. 267-282
|
|
|
| Массовые сцены в повести «Тарас Бульба». Их значение в содержании повести
| Пересказы эпизодов
| Письм. ответ «Хар-ка Тараса Бульба»
|
|
|
Р.Р.
| Подготовка к домашнему сочинению по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
| Составление плана сочинения, устные сочинения.
| Д./сочинение «Трагедия Тараса Бульба и его гибель»
|
|
|
В.чт.
| И.С.Тургенев. «Записки охотника». Творческая история и своеобразие композиции. Рассказ «Хорь и Калиныч»
| Сложный план, цитатный план.
| Стр. 289-297 (рассказ «Бирюк»)
|
|
|
| Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк» И.С.Тургенева. (Милосердие, порядочность, доброта; образ лесника)
| Участие в диалоге по прочитанному произведению
| Стр. 298 вопросы 1-2 письм.
|
|
|
| Тема любви в лирике И.С.Тургенева. Стихотворение «В дороге».
| Выразительное чтение, языковой анализ текста.
|
|
|
|
| Н.А.Некрасов. Идейный смысл стихотворений «В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! у каждых дверей…».
| Различные виды чтения,
| Наизусть «В полном разгаре страда деревенская…»
|
|
|
| Темы народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве Н.А.Некрасова. Трехсложные размеры стиха.
| Устное словесное рисование.
|
|
|
|
| Л.Н.Толстой. Анализ глав повести «Детство»: «Что за человек был мой отец?», «Детство»
| Различные типы пересказа,
|
|
|
|
| Глава «Мамаn». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н.Толстого
| сочинение-зарисовка
|
|
|
|
| Проблематика рассказа Л.Н.Толстого «Бедные люди»
| составление цитатного плана
| Письменная работа
|
|
|
| Краткие сведения о В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Отец и сын.
| словарная работа, выразительное чтение, объяснение значения непонятных слов
|
|
|
|
| Дружба Васи, Валека и Маруси в повести «В дурном обществе».
| Рассказ о героях произведения с использованием цитат из текста.
|
|
|
|
| Дети и взрослые в повести «В дурном обществе».
| Различные виды пересказа, подготовка вопросов для обсуждения, план характеристики эпизода, персонажа.
|
|
|
|
| Проблематика рассказа «Толстый и тонкий». Тема рассказа «Шуточка». Приёмы создания персонажей.
| Инсценирование рассказа. План характеристики эпизода, персонажа.
|
|
|
|
Вн.чт.
| Сатирические и юмористические рассказы А.П.Чехова. «Налим»
| Выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведения Чехова
|
|
|
|
Р.Р.
| Подготовка к написанию сочинения по творчеству А.П.Чехова.
| Составление плана сочинения, устные сочинения.
|
|
|
|
Р.Р.
| Написание сочинения «Смешной случай из жизни»
| Работа по плану с использованием словарных слов. Подбор эпиграфов, редактирование сочинений, написание сочинения.
|
|
|
|
| Литература 20 в. Мир природы и человека в творчестве И.А.Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет…», рассказ «Лапти».
| Выразительное чтение, языковой анализ текста. Составление словаря языка персонажа, письменный отзыв об эпизоде.
| Наизусть «Не видно птиц. Покорно чахнет…»
|
|
|
| Краткие сведения об А.И.Куприне. Основные темы повести «Белый пудель». Характеристика образов
| Составление устного связного текста
|
|
|
|
| Внутренний мир человека в рассказе «Тапёр» и приёмы его художественного раскрытия.
| Словарная работа: задетый за живое, хлебосольный, испокон века, в общей сумятице, различные виды пересказа
|
|
|
|
| Краткие сведения о С.А.Есенине. Темы стихотворений «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…».
| Чтение наизусть, устный отзыв о стихотворении, словарь тропов и фигур стихотворения.
| Наизусть на выбор
|
|
|
| Краткие сведения о М.М.Пришвине.
| Словарная работа, тезисный план вступительной статьи учебника
|
|
|
|
| «Кладовая солнца» - сказка-быль. Особенности жанра.
| Различные виды пересказа, участие в диалоге по прочитанным произведениям.
|
|
|
|
| Характеристика героев. Настя и Митраша в сказке-были.
| Составление плана, рассказ по плану, выборочный пересказ (рассказы о Насте и Митраше по плану, история Травки).
|
|
|
|
| Смысл названия «Кладовая солнца» сказки-были М.М.Пришвина.
| Участие в диалоге по прочитанному произведению.
|
|
|
|
| В.К.Железняков. жизнь и творчество. Смысл рассказа «Троп»
| Участие в диалоге по прочитанному произведению.
|
|
|
|
| Краткие сведения о Н.М.Рубцове. Человек и природа в стихотворениях «Звезда полей», «Тихая моя родина».
| Выразительное чтение, чтение наизусть.
| Наизусть на выбор
|
|
|
| Поэзия о Великой Отечественной войне. Д.С.Самойлов «Сороковые». М.В.Исаковский «В прифронтовом лесу»
| Выразительное чтение, устное словесное рисование.чтение наизусть.
| Наизусть стихотворение о ВОВ на выбор
|
|
|
| Краткие сведения о В.П.Астафьеве. Тематика и проблематика рассказа «Конь с розовой гривой».
| Словарная работа: туесок, ништяк, студеная вода, устное словесное рисование интерьера деревенской избы.
|
|
|
|
| Характеристика героев. Бабушка и внук.
| Различные виды пересказа, подготовка вопросов для обсуждения, план характеристики эпизода, персонажа.
|
|
|
|
Р.Р.
| Подготовка к написанию сжатого изложения от 3-го лица рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
| Словарная работа, составление плана сжатого изложения.
|
|
|
|
Р.Р.
| Написание сжатого изложения от 3-го лица рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»
| Работа по плану с использованием словарных слов
|
|
|
|
| Зарубежная литература. Восточные сказки. «Сказка о Симбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
| Цитатный план, пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения
|
|
|
|
| Краткие сведения о братьях Гримм. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
| Выразительное чтение, Инсценирование, чтение по ролям.
|
|
|
|
| Краткие сведения об О.Генри.
| Составление устного связного текста
|
|
|
|
| О детстве - с улыбкой и всерьёз. Рассказ О.Генри «Вождь краснокожих»
| Словарная работа, составление плана произведения, устное словесное рисование, различные виды пересказа.
|
|
|
|
| Краткие сведения о Дж. Лондоне
| Составление устного связного текста
|
|
|
|
| Сюжет и основные образы в рассказе Дж. Лондона «Любовь к жизни»
| Рассказ от другого лица, словарная работа.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р.Р.
| Контрольное тестирование
| Анализ фрагмента прозаического или поэтического текста
|
|
|
|
| Итоговый урок. Что читать летом.
| Презентация книг для летнего чтения.
|
|
|
|