Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку




Скачать 43.68 Kb.
НазваниеУрок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку
Дата публикации08.01.2014
Размер43.68 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок-размышление по рассказу В.Астафьева «Есенина поют»

Эпиграф к уроку: …Более всего любовь к родному краю

Меня томила, мучила и жгла.

С.А.Есенин.

Оформление урока:

  1. Портрет В.П.Астафьева.

  2. Сборники его рассказов.

  3. Портрет С.А.Есенина.

  4. Иллюстрации о русской природе.

  5. Записи песен на стихи С.Есенина.

Цель урока:

  1. знакомить учащихся с миром В.П.Астафьева;

  2. формировать умение анализировать художественное произведение, внимание к тексту;

  3. воспитывать у детей любовь к родине, милосердное отношение к одиноким людям.

^ Ход урока:

I.Вступительное слово учителя.

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно (29 ноября 2001г.). Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный прежде всего к себе человек. Герои его книг – простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева – природа.

^ II.Сообщение заранее подготовленного ученика о жизни и творчестве писателя.

В.П.Астафьев родился 2 мая 1924 года в с.Овсянка близ Красноярска. Он родом из енисейских сибирских крестьян. Судьба его с детства была нелегкой: сначала жил в семье бабушки – без отца, попавшего в тюрьму, без матери, утонувшей в Енисее. Потом побывал в детском доме в Игарке; после шестого класса поступил в железнодорожную школу ФЗО, с 1942 года работал составителем поездов, осенью того же года добровольцем пошел на фронт. Воевал на Украине и в Польше, был тяжело ранен, демобилизовался в конце 1945 года.

После войны жил на Урале в г.Чусовом Пермской области. Там несколько лет работал слесарем, грузчиком, плотником, мойщиком туш на колбасном заводе и др.

Первый рассказ Астафьева опубликован в местной газете в 1951 году, вскоре стал литсотрудником этой газеты (до 1955г.). Первый сборник рассказов «До будущей весны» вышел в 1953г.

В.П.Астафьев написал много произведений. Это повесть в рассказах «Последний поклон», «Царь-рыба», «Затеси», роман «Печальный детектив», роман «Прокляты и убиты», «Пастух и пастушка», «Зрячий посох», писал пьесы.

^ III.Чтение рассказа учителем на фоне песни «Над окошком месяц, под окошком ветер». (вначале песня звучит тихо, затем немного усиливается, в конце звучит громко)

Раздаются тексты рассказов ученикам.

IV.Беседа.

  1. Какое воздействие оказывает песня на автора? На вас?

(«И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром или забиться в угол и выреветь всю горечь, какая только есть, и ту, что пребудет еще в нем.»

  1. Какое настроение создалось у вас после прослушивания рассказа? (Грустное)

  2. Почему создается грустное настроение? Что этому способствует?

(Протяжная песня. Неторопливое пение женщин. Туман на дворе и пасмурная погода. Рассказы об одиноких старухах. Размышления автора о Есенине, который жил давно.)

  1. Почему в рассказе слова песни чередуются с размышлениями автора?

(Под песни Есенина Астафьев размышляет о жизни деревни. Песня навевает ему эти мысли.)

  1. О чем думает Астафьев?

(Неудачный год для крестьянина: туманно, пасмурно.

О жизни двух одиноких старух.

Об одной лошади на три полупустых деревни.

О судьбе Анны.)

  1. Почему в деревне остались только одинокие женщины?

(Потому что дети выросли и разъехались. Мужья, видимо, умерли. А эти женщины доживают свой век.)

  1. Есть ли будущее у таких деревень?

(Не знаем)

  1. А много ли пустующих домов в ваших деревнях? Много ли одиноких людей живут на вашей улице, в вашей деревне? Вы как-то им помогаете? Что они вам говорят, как отвечают на вашу помощь? Есть у вас бабушки и дедушки? Что они рассказывают о своей жизни?

  2. Почему в рассказе поется именно песня Есенина? Кто такой Есенин?

(Русский поэт, который в своих стихах говорил о своей родине, о деревне, потому что сам родом из деревни. И он близок по духу деревенским жителям.)

  1. Найдите в тексте слова, которые говорят об отношении Есенина к деревне.

(«Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как мне сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса, чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес, не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями своего народа и мучаясь за всех людей…)

  1. Как вы понимаете эти слова?

(Поэт всегда следил за жизнью деревни и переживал за нее. Он страдал вместе со всем народом из-за того, что жизнь из русской деревни уходит.)

V. Обобщение.

  • В конце рассказа много вопросительных предложений, в которых Астафьев спрашивает: «И в самом деле, где ты, наша липа – липа вековая? Теплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь – где ты?»

  • Как вы понимаете эти слова?

(Многие деревни в России, на Руси, опустели, потому что некому в них жить. Люди уезжают в города. И получается, что деревни уходят, исчезают. Это больно отзывается в душе автора.)

  • А есть ли хоть какая-то надежда на то, что жизнь в деревнях возродится, что не совсем они исчезнут?

(Да, есть. Об этом говорит и Астафьев. «Едва-едва просочился из-за реки блеклым пятнышком свет в деревенском окошке. Живы старушки». Хоть маленькая, как это «блеклое пятнышко», есть. Это не просто свет из одного окошка, а это надежда на то, что жизнь в деревнях не совсем потухла, что, может быть, кто-то еще придет на этот свет, и жизнь продолжится. )

  • И, действительно, в последнее время много говорят о возрождении села и сельского хозяйства, потому что без них не может быть и будущего страны. Значит, надеемся. А будущее страны связано с вами, ребята.

И надежда на возрождение деревень есть еще и потому, что поют песни Есенина, деревенского поэта, который так любил свою родину, воспевал ее. Раз его песен не забыли, значит будет жить русская деревня, Россия. И душа Есенина как бы летает над землей, над деревнями и смотрит, как живут люди сейчас и вселяет надежду в души россиян.

VI.Домашнее задание.

Напишите письмо-обращение к своим односельчанам, которые живут в городах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconУрок-размышление по рассказу В. Распутина "Рудольфио" (интегрированный...
Урок-размышление по рассказу В. Распутина "Рудольфио" (интегрированный урок литературы и русского языка)

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconВсероссийский интернет-конкурс педагогического творчества
Урок–размышление «Благодетельный ангел» по рассказу А. И. Куприна "Чудесный доктор"

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconУрок-мастерская по рассказу А. Костюнина «Рукавичка» Комментарий к уроку
Комментарий к уроку: Мастерская проводится в 9 классе на уроке внеклассного чтения. Класс разделен на 4 творческие группы: художников;...

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconУрок по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Тема: «Свет пряничного коня»
Обучать сравнивать и делать выводы на основе сравнения с использованием «Сводной таблицы» и делать выводы

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconУрок разработан на основе технологии развития критического мышления...
Если ты слеп, если душа твоя глуха " Урок-размышление по рассказу Е. Носова "Кукла"

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconУрок мудрости и доброты по рассказу В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»
Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconУрок-путешествие
Эпиграф к уроку: «Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы значит дать движение фразе» (А. Н. Толстой)

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconЛюбви в лирике С. А. Есенина (анализ лирического стихотворения)
С. А. Есенина. Очень люблю, когда на уроке звучит музыка. Поэтому одна творческая группа работает над музыкальным оформлением урока....

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconИнтегрированный урок в 7 классе: литература – изо по рассказу
На уроке звучат стихи С. Есенина в исполнении ученицы 7-б класса Котомкиной Веры, авторское стихотворение «О добре» в исполнении...

Урок-размышление по рассказу В. Астафьева «Есенина поют» Эпиграф к уроку iconПрезентация, использование аудиозаписей. Эпиграф к уроку
Оборудование к уроку: портрет Ф. И. Тютчева, выставка книг, презентация, использование аудиозаписей



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница