Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа




Скачать 300.66 Kb.
НазваниеРабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа
страница1/2
Дата публикации30.12.2013
Размер300.66 Kb.
ТипРабочая программа
www.lit-yaz.ru > Литература > Рабочая программа
  1   2
«Согласовано» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель ШМО Заместитель Руководитель /Сулейманова.Г.И./

/ -----------------./ руководителя по УВР МОУ Новокиреметская

Протокол № __ от МОУ Новокиреметская основная общеобразовательная.

«___» _________2011г. основная школа / Багаутдинова.Ч.М../ школа.

«___» ____________2011 г. «___»________2011г.

Рабочая программа
по русской литературе для 5 класса

МОУ Новокиреметская основная общеобразовательная школа

.

Пояснительная записка

Рабочая программа по русской литературе в 5 классе построена на основе программы по русской литературе для 5 – 11 классов татарской средней общеобразовательной школы под редакцией М.Г.Ахметзянова, «Магариф», 2005 год.

^ На сколько часов рассчитана рабочая программа - 68 часов Учебник русской литературы 5 класс - автор Ахметзянов М.Г., «Магариф», 2010 год

Уровень программы (базовый стандарт/профиль) - базовый стандарт.Для каких обучающихся составлена (опираясь на реальные недостатки в обучении - результат обучения) - средний уровень обученности. Возрастные особенности учащихся, для которых составлена программа – 5 класс.

^ Связи с другими предметами и их обоснования (кратко) - татарская литература ( сопоставление художественных произведений), история (исторические события, изображённые в произведении). Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы: Типовая, авторская, модернизированная, компилятивная - типовая

^ Цели курса (в целях курса учитываются цели и задачи школы, МО): воспитание духовной личности, воспитание любви к русской литературе, обогащение духовного мира школьника, формирование читательской культуры, формирование умений сопоставлять произведения русской литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи;

задачи курса: создавать связный текст, строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников. Ключевые ЗУНы, которые приобретут учащиеся за учебный период (ЗУНы соотнести со стандартом) - соблюдать нормы литературного языка; писать сочинения, переводить на родной язык фрагменты русских произведений, ориентироваться в мире художественной литературы, отбирать произведения, обладающие высокой эстетической ценностью. Практическая деятельность: какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности - выполнение устных и письменных заданий; анализ произведений, анализ героев, сопоставление произведений, написание сочинений.

^ Критерии оценивания различных видов работ - пятибалльная система оценивания

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результат - традиционная Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке -теоретический, практический, поисковый, сознательно-поисковый, самостоятельный.

Формы организации деятельности учащихся(групповая работа, в парах и т.д.) - традиционная, работа в парах.
Статус документа

Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией М.Г.Аметзянова 3-е издание. Магариф 2009. и на основе учебного плана на 2011-12 учебный год /.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, характеристику данного класса.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно-развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы в сравнении

с татарской литературой. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Место предмета «Русская литература» в базисном учебном плане /Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русской литературы в V классе – 70 часов.Фактически-70 часа .

Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов

Введение. Основные этапы развития литературы

Устное народное творчество

Литературные сказки

Из литературы XIX века.

Из литературы XX века.

Из зарубежной литературы.

Повторение

Итого
Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение.

Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.

Устное народное творчество.

Теория литературы. Устное народное творчество.

Русские народные сказки.

Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.

«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.

Прославление в сказке лучших качеств человека: доброты, верности, мудрости, трудолюбия, мастерства. Язык сказки,ее композиция. Народные идеалы в сюжете и образах сказки

«Медведь и Лиса». Отражение реальной действительности в сказках о животных, герои сказки, их характеры. Художественные особенности сказок о животных.

«Как старик домовничал».Отражение народной жизни в бытовых сказках. Герои бытовых сказок, их язык и построение . Поэтичность сказок.

Татарские народные сказки

«Гульчечек»(волшебная),сказка «Лиса и Волк»(о животных) «Как наказали жадного бая» (бытовая.)

^ Герои татарских народных сказок. Волшебное и реальное в татарских народных сказках. Язык и построение сказок. Своеобразие русских и татарских народных сказок.

Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты.

Русские народные пословицы и поговорки, загадки.

Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости. Богатство и разнообразие тематики, форм и способов включения пословиц и поговорок в разговорную речь. Краткость и выразительность пословиц и поговорок. Меткость и точность языка. Отличие пословиц от поговорок. Прямой и переносный смысл. Сопоставление русских нар.пос.и погов. с татарскими.

Загадки

Загадка как один из видов устного народного творчества.Роль метафоры и сравнения в загадках. Загадка и отгадка.

Теория литературы. Загадка. Особенности ее пострения. Устное народное творчество.

Литературные сказки

Сказки русских писателей

Александр Сергеевич Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый»(Вступление к поэме «Руслан и Людми-ла»).Сказочная основа «Вступления…».Поэтичность и выразительность.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Близость к народным сказкам. Душевная красота царевны, жестокость и предательство царицы. Волшебные события в сказке.Поэтичность и выразительность языка. Стихотворная форма сказки
Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек»

Детство и гимназические годы писателя в Казани.

Сказка о верности, долге, красоте души человека, о всепобеждающей силе любви, разрушающей препятствия на ее пути.

Константин Георгиевич Паустовский «Рождение сказки», «Стальное колечко» Реальное и волшебное в сказке. Ее близость к народным сказкам. Сердечность и отзывчивость Варюши. Доброта бойца. Поэтическое описание весны. Любовь к родной земле как основная идея сказки.

Шарль Перро «Золушка». Биография писателя. Осуждение жестокости и коварства.Близость к русским сказкам. Выразительность языка. Тема всепобеждающей и доброты. Иллюстрации к сказкам Ш.Перро

Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

Биография писателя. Тема всепобеждающей дружбы и любви. Осуждение чертвости, бездушия, эгоизма, воплощенных в образе Снежной королевы. Общее в сказках русских и зарубежных писателей

Теория литературы. Литературная сказка
Из литературы XIX века

Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.

«Там небеса и воды ясны», «Песня», «Приход весны». Воспевание красоты природы. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).Михайловская ссылка

Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.

«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Монологическая форма построения стихотворения.Динамизм повествования.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.

«Саша». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.. Поэтический портрет девочки

Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.

«Зеленый шум». Описание весеннего сада. Художественно-изобразительные средства в стихотворении.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.

«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Непримиримое отношение писателя к крепостному праву ,жестокости, угнетению. Портретные характеристики, их «живописность», речь героев. Искусство пейзажа. Изображение помещицы в рассказе.

Поэты XIX века о Родине и родной природе.

Алексей Константинович Толстой. «Колокольчики мои…» «Край ты мой, родимый край».

Аполлон Николаевич Майков. «Ласточки», «Осень», «Рассвет»

Иван Саввич Никитин. «Утро», «Ярко звезд мерцанье…»

Теория литературы. Развитие понятия о сравнении и эпитете
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.

.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Мальчики»Сюжет рассказа.Гимназисты и их мечты, планы. Неудавшийся побег в Америку. Сестры Володи Королева.

Теория литературы. Сюжет литературного произведения.

Из литературы XX века.

Русская литература ХХ века.

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.

«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.

«Помню - долгий зимний вечер…»Мир воспоминаний в лирике поэта. Лирический образ живой природы. Голос автора в стихотворении

Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе.

«Тапер». Дети и взрослые. Особое восприятие прекрасного. Одаренность и труд. Внимание признанного музыканта к незаурядному мальчику-таперу. Взрослые и дети.

«Белый пудель». Сюжет рассказа. Трудная судьба бродячих артистов. Эгоизм и своеволие Трилли. Пейзаж в рассказе
Русские поэты ХХ века о родной природе

Александр Александрович Блок. «Там неба осветленный край…», «На лугу», «Ворона»

Светлая любовь поэта к родной природе. Выразительность слова, музыкальность стиха.

Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Идет зима -аукает…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. Выражение любви к родному краю.

. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.

«Дети подземелья». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.

Теория литературы. Развитие понятия о сюжете

Михаил Михаилович Пришвин. «Этажи леса» Тема бережного отношения к природе и выражение патриотического чувства, настроение писателя

Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.

«Мещорская сторона».Лирические картины родной природы. Свежесть и непосредственность, своеобразие поэтического чувства писателя.Поэтичность языка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.

«Июльская гроза»Сюжет рассказа. Забота родителей о детях. Описание ржаного поля и июльской грозы

«Любовь к Родине, или Путешествие воробья» Реальное и сказочное в рассказе. Желание принести людям радость

Юрий Маркович Нагибин «Зимний дуб»

Сюжет рассказа. Поэтические картины зимнего леса. Описание зимнего дуба
Николай Михайлович Рубцов «Ласточка», «Первый снег», «Жеребенок» Глубокая связь поэта с окружающей его сельской природой.

Александр Яковлевич Яшин. Слово о писателе. Бережное отношение к природе. Психологическая глубина произведения, выразительность языка.
Василий Иванович Белов «Скворцы» Доброта в рассказе. Воспитание

стойкости характера.

«На родине» Выразительное описание ярких картин природы. Грустные раздумья писателя о переменах в жизни и природе
Теория литературы. Герой литературного произведения.

Юрий Павлович Казаков «Арктур - гончий пес» Сюжет рассказа, роль пейзажа в рассказе. Печальный финал рассказа
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстре-мальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных си-туаций.

«Гирманча находит друзей» Описание суровой природы Сибири, жизни и быта людей. Гибель родителей мальчика.

Гуманистический пафос рассказа
Произведения для заучивания наизусть.

Пословицы и поговорки.

В.А.Жуковский «Песня» «Приход весны»(по выбору)

А.С. Пушкин. «У лукоморья..»(Вступление к поэме «Руслан и Людмила») «Зимний вечер» «Няне»(по выбору)

И.С.Тургенев «Муму» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. «Бородино». (отрывок)

А.К.Толстой «Колокольчики мои…»

А.Н.Майков «Осень»

И.С.Никитин «Ярко звезд мерцанье…»

И.А.Бунин «Косцы» (отрывок)

А.А.Блок по выбору

С.А.Есенин «Черемуха»

Н.М.Рубцов по выбору

Список литературы для самостоятельного чтения.

1.Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»

Татарская народная сказка «Тан-батыр»

2.А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его балде»

3.К.Г.Паустовский «Теплый хлеб»

4.А.П.Чехов «Ванька»

Н.Г.Гарин-Михайловский «Детство Темы»

5.Ю.П.Казаков «Тедди»

6.Х-К. Андерсен «Дюймовочка», «Дикие лебеди»

Р.Киплинг «Маугли», А.Линдгрен. «Малыш и Карлсон»

7.А.С.Пушкин «Зима! Крестьянин торжествуя…»

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая программа по русской литературе для 7 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая программа по русской литературе для 11 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая программа по русской литературе для 9 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Примерная программа по русской литературе для школ с родным (нерусским) языком обучения составлена на основе федерального...

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая учебная программа по русской литературе 7 класса
«Молькееевская основная общеобразовательная школа» Кайбицкого муниципального района рт

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая программа по русской литературе для 6 класса моу тат. Янтыковская...
Статус документа. Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта для школ с родным...

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая программа по литературе 6 класс
Данная программа разработана для 6 класса мбоу «Новолукинская основная общеобразовательная школа»

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая программа по русской литературе для 8 класса мбоу «Ургагарская...
Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В. Я. Коровиной. Допущено Министерством...

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая программа по литературе Вологодской области для 9 класса Учитель-разработчик
Директор мбоу вмр «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е. М. Ставцева»

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая программа по литературе Вологодской области для 8 класса Учитель-разработчик
Директор мбоу вмр «Березниковская основная общеобразовательная школа имени Е. М. Ставцева»

Рабочая программа по русской литературе для 5 класса моу новокиреметская основная общеобразовательная школа iconРабочая программа по литературе для 9 класса 2012 2013 учебный год....
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Красноярская основная общеобразовательная школа»



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница