Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю»




НазваниеУрок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю»
Дата публикации25.12.2013
Размер97 Kb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме:

«Комплексный анализ художественного текста (К.Хетагуров. «В бурю»)


Учитель — Гусалова З.Г.

МСОШ № 4 г. Беслана

Тема: Комплексный анализ художественного текста (К.Хетагуров. «В бурю».).

Цель: учебная — на материале произведения национальной литературы (К.Хетагуров. «В бурю») осуществить комплексный анализ текста: ТЛ: тема, идея, композиция, кульминация, тип и стиль текста, художественные изобразительно-выразительные средства; лингвистический аспект: показать язык текста в неразрывном взаимодействии языковых уровней, закрепить изучение орфограммы и пунктограммы, виды разбора слов (фонетический, морфемный, морфологический), синтаксический разбор предложения. Воспитательная цель: воспитание любви к родине, уважения к своим обычаям и традициям, патриотизма (на примере великого сына осетинского народа К. Хетагурова).

Оборудование: картины Коста на тему природы, обездоленного детства, музыка осетинских композиторов на темы произведений Коста: «Додой», «Песня горца», на тему современности, таблицы-схемы.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Слово учителя о целях и задачах урока.

  3. Вступительное слово о К. Хетагурове.

Музыкальное сопровождение — «Песня горца».

Много ль их было, способных народу

Так же всецело отдаться, любя,

Так же бороться за нашу свободу, Светочь познания в сакли внося?

Так писал К. Хетагуров в стихах, посвященных памяти Кипиани — грузинского революционера, неутомимого пропагандиста русской классической литературы в Грузии. Мог ли тогда предположить Коста, что спустя время благодарные потомки будут адресовать эти слова к нему самому?

В то смутное время были в Осетии писатели и поэты, поставившие свои жизни на алтарь свободы, посвятившие себя всецело служению высокой правде. Но К. Хетагуров, бесспорно, являлся самой большой фигурой своего времени, самым выдающимся талантом, так много сделавшим для развития своей Осетии, родной литературы. Коста справедливо может быть назван основателем осетинской литературы и создателем осетинского литературного языка.

^ Я счастия не знал, но я готов свободу, Которой я привык, как счастьем, дорожить, Отдать за шаг един, который бы народу Я мог когда-нибудь к свободе проложить...

Так писал Коста. В действительности же, К. Хетагуров, всей своею жизнью, лишенной личных интересов и благополучия, всем своим творчеством защитника и борца, проложил к свободе своего народа далеко не один шаг.

Вот почему каждый год вся Осетия, малая родина поэта, и вся Россия отмечают Дни рождения Коста как самый высокий праздник национальной культуры. Вот почему каждый год, в начале апреля (1 апреля), в день смерти Коста, благодарная Осетия чтит память своего лучшего сына.

Имя Коста, поэта, публициста, драматурга, художника, и ныне везде с нами: в названиях школ, улиц, парков, музеев, театров. Коста поставлены памятники (и лучший из них — памятник скульптора С. Тавасиева перед зданием Осетинского театра во Владикавказе) — показать фотоальбом «Северная Осетия», с. 38.

Стихи Коста переложены на музыку, по его произведениям написаны сценарии фильмов, его драматические произведения ставятся на сцене национального театра.

Стихи Коста знали наизусть безграмотные горцы. И сегодня в каждой осетинской семье как одну из самых дорогих реликвий хранят сборник стихов поэта «Ирон фжндыр» («Осетинская лира») — показать сборник.

IV. Историческая справка.

«Во времена детства Коста Хетагурова Осетия была действительно порядочная глушь, — писал в статье «Слово о Коста Хетагурове» русский писатель Н. Тихонов, — но глушь красочная, живописная, романтичная...Старые боевые башни стояли на скалах показ картины. Снежные горы подымали свои снежные вершины, над которыми, напоминая сказочных Нартов, красовались ярко освещенные на закате облака, точно там стояли на страже богатыри, закутавшиеся в снежные бурки...» показать картину.

На фоне этой величественной природы очень контрастно, мрачно и сиротливо выглядел осетинский горный аул в несколько сакелек, сгрудившихся на скале подобно гнездам птиц.

Плачьте, родимые горы, безумно,

Лучше б мне видеть вас черной золой ...—

восклицал поэт в стихотворении «Додой» («Горе»), видя в очередной раз страшную картину дикой нищеты и бесправия народа.

^ V. Беседа с классом.

Вспомните, что вам известно о жизни простых горцев времен Коста: как выглядели их жилища, как одевались бедные горцы, чем питались в условиях скудости земель? (Используйте материал, изученный в разделе «Осетинская литература»).

Дополнить ответы учащихся:

Жилища бедняков напоминали птичьи гнездышки, плотно прилепившиеся друг к другу (крыша одного дома являлась двором для другого хозяина). Как писал сам Коста, «...сакли на фоне пышной роскоши природы были менее сказочны...», чем природа, окружавшая их. В сакельках, каменных жилищах, не было окон, в центре, над очагом, висел на цепи — кьонайы раехыс (записать на доске) котел. Страшным позором для осетина считалось надругательство над его очагом. Дым выходил через дыру в потолке.

Отметить, что в сакле, где родился Коста. тоже есть в стене небольшое отверстие в виде окошка. Но оно настолько мало, что через него едва попадает свет, поэтому в сакле мрачно и неуютно. «Каменный дом. — пишет Коста. —дышал холодом и был угрюм и неприветлив».

Об одежде жителя горной сакли Хетагуров писал так: «Нагрудник, и тем более целая рубаха составляла роскошь очень немногих, некоторые надевали их по большим праздникам, в торжественных случаях. Иногда у целой фамилии была одна рубаха или нагрудник, тогда пользовались ими по принятому порядку и даже давали их во временное пользование постороннему лицу в виде особого одолжения...Наиболее бедные и зимою и летом ходили в тулупах, за неимением другой одежды. {Показать предметы одежды, собранные учащимися.)

— Какова была пища бедняков? (Нехитрая, но здоровая. Горец того времени ел главным образом твердые лепешки из ячменной муки: казрдзын (записать на доске).

Показать изготовленные бабушками ребят блюда осетинской кухни старого времени.

Мясо могло быть в изобилии только на свадьбах, кувдах или поминках. Эти дорогостоящие обряды ввергали семью в неоплатные долги. Тот, у кого была скотина (корова, овца, баран, коза, лошадь), считался зажиточным осетином. (Вспомните бедняка Бажже из рассказа Б. Туганова «Конокрад»). Почему так велико было горе Бажже?

— Из чего, по-вашему, изготовлялись предметы мебели, посуда, орудия труда?
(Из природных подручных материалов — дерева, глины. Жестяная, а тем более медная
посуда считалась уже роскошью)

^ Показать предметы домашней утвари (фынг, кувшин, толкушку, ступу, кинжал и т.д.). собранные ребятами, и обстановку жилищ бедняка того времени — см, фотоальбом «Северная Осетия», с.38.

Вывод: быт простого горца был более чем скоромен.

^ VI. Работа над стихотворением «В бурю».

Очень ярко и правдиво жизнь простой семьи бедняков показал Коста в стихотворении «В бурю». Оно было написано 25 июня 1889г. Примечательно, что на эту же тему написано другое стихотворение Коста, но на осетинском языке. («Сидзазргах» — «Мать сирот»). Тема обездоленного детства в творчестве Коста не случайна:

Люблю я целый мир, люблю людей, бесспорно,

Люблю беспомощных, обиженных сирот, — писал поэт.

Сегодня, разбирая одно стихотворение, мы поработаем над его темой, идеей, композицией, образными средствами, другими понятиями ТЛ, а также попытаемся убедиться в справедливости слов ученого Р.З. Комаевой, которая в своем интересном исследовании языка произведений Коста «Глаголом жечь сердца людей...» писала так: «Коста Хетагуров — большой художник слова, превосходно владел всеми ресурсами русского языка, чувствовал все тонкости языка, ставшего для него родным...» (Раздать листы с текстом, в котором пропущены буквы и знаки препинания.)

  1. Учение стихотворения двумя учащимися.

  2. — Каков, по-вашему, стиль текста?

— Каков тип текста?

— Какие образные изобразительно выразительные средства вы знаете?
(Показать памятки.)

  • Приведите примеры эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений.

  • Какие изобразительные средства не встречались вам в стихотворении? (Гиперболы.) Как вы думаете, почему их нет в тексте?

  • Какие чувства вызвало в ваших душах стихотворение «В бурю»?

^ IX. Орфографо-пунктуационный аспект.

  1. Что мы называем орфограммой.и имеет ли она место в любом слове?

  2. Какие типы орфограмм вам известны? (Буква, контакт, пробел, черточка, дефис.)

  3. Начнем с орфограммы буквы. 1) Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением (работа с помощью сигнальных карточек), 2) Безударная гласная в корне слова, не проверяемая ударением. 3) Сомнительные согласные в корне слов. 4) И, у, а после шипящих. 5) Ь и Ъ. 6) Орфограмма- контакт. Гласные

и согласные в приставках. 7) -Лаг лож-. 8) Безударные личные окончания

глаголов. 9) Безударные окончания глаголов в прошедшем времени. 10) Орфограмма-пробел. Предлоги со словами,

4. Пунктограммы: 1) Простые, осложненные однородными членами предложения.

2) Сложные предложения.

Раздается II экземпляр с авторской версией знаков препинания, объясняется. почему вместо запятых автор предлагает постановку многоточий.

^ X. Грамматические задания:

I ряд —ущелью1 (фонетический разбор),

облака1 (морфологический) — II ряд,

сакельке2, повалился2, неумолчный2 (морфемный) III ряд.

Проверка - с помощью таблиц-схем.

XI. Заключение.

Как мы успели с вами убедиться, для того, чтобы осмыслить литературное произведение, понять авторскую идею его, необходимо проанализировать его всесторонне, комплексно... (Включается музыкальное произведение.)

...Прошли годы. Давно уже нет той бедной, отсталой Осетии, которую знал и любил такой мучительной любовью К. Хетагуров. Есть новая, светлая, богатая талантами и природными ресурсами красавица — Северная Осетия. Неузнаваемо изменилась ее жизнь, ее судьба.

Посмотрите, как вы хорошо одеты, обуты. На столе у каждого из вас вдоволь хлеба. Каждый день вы входите в просторные и светлые учебные классы, а не в помещения, напоминающие хлев, где приходилось учиться бедным детям гор. Сбылось то, о чем мечтал Коста — пытливые и любознательные горские ребятишки получили достойные условия для жизни и учебы. И главная цель, которая стоит перед каждым из вас, — хорошо учиться.

На могиле Коста писатель и революционер Г. Цаголов произнес такие ёмкие слова:

И чем сильней был мрак, чем жизнь была тоскливей,

Тем ярче ты горел. и шел смелей вперёд.

И звал с собой туда, на этот путь счастливый,

«И бедный свой аул, и бедный свой народ...»

Давайте же будем помнить Коста всегда, будем любить и беречь своё Отечество так же неистово и бескорыстно, как это делал Он — великий сын осетинского народа К.Л. Хетагуров.

XII. Д/3: написать небольшой ответ-отзыв на тему: «Какие чувства вызвало в моей душе стихотворение Коста «В бурю»? Какой тип текста у вас должен
получиться? (Рассуждение.) Почему?

Грамматическое задание: использовать в ответе как можно больше разных по цели высказывания предложений.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» iconУрок словесности в 9-ом классе. Тема: «Языковой анализ художественного...

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» iconРабочая программа элективного курса Комплексный анализ текста как...
Факультативный курс “Комплексный анализ текста” и предоставляет такую возможность

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» iconЗадания для отборочного этапа олимпиады I. Комплексный анализ поэтического текста
Комплексный анализ прозаического текста (на примере одного из произведений, выбранных участником олимпиады)

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» iconТворчество на уроках литературы
«Чтение прежде всего – сотворчество» писала М, Цветаева. Значит, более глубоко постичь идейно художественную ценность произведения...

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» iconУрок-практикум в 9 классе по теме: «Комплексный анализ лирического стихотворения»
Логия тьюторства, поэтому большая роль отводится подготовительному периоду – обучению тьюторов /ниже приведены задания для подготовки...

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» iconКонспект урока литературы по теме: «Ф. И. Тютчев. Философия любви....
Цель урока исследование поэтического текста (стихотворения Ф. И. Тютчева «Весь день она лежала в забытьи…»); становление навыка анализа...

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» iconУрок литературы 10 класс Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Осенний вечер»
Цель урока – совершенствование умений анализа и интерпретации литературно-художественного произведения

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» iconСпецкурс «Комплексный анализ текста»
Анализ эпизода. Анализ стихотворения. Учебно-методическое пособие Н. В. Францева

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» iconНазвание разде-ла, к-во часов
Произведения отечественной литературы, доступные для восприятия сверстниками. Осознанное правильное чтение художественного текста...

Урок словесности на материале произведения национальной литературы по теме: «Комплексный анализ художественного текста К. Хетагуров. «В бурю» icon9 класс I. Работа с текстом художественного произведения
Проведите лингвистический анализ текста. Дайте развернутые ответьте на следующие вопросы



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница