Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут).




Скачать 145.55 Kb.
НазваниеИнструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут).
Дата публикации15.12.2013
Размер145.55 Kb.
ТипИнструкция
www.lit-yaz.ru > Литература > Инструкция



ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ

АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»




Утверждаю

Ректор, председатель

___________В. Я. Рушанин

«___»___________ 2011 г.

Материал для вступительных испытаний

по литературе


2011
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем распределить время на выполнение работы следующим образом: на части 1, 2 – не более двух часов, на часть 3 – два часа.

Части 1 и 2 включают в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического (или драматического) произведения и лирическое произведение). Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий.

Анализ текста эпического (или драматического) произведения имеет следующую структуру: 7 заданий с кратким ответом (В), требующих написания слова или сочетания слов, и 2 задания с развёрнутым ответом (С1–С2), требующие написания ответа в объеме 5–10 предложений.

Анализ лирического произведения включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развернутым ответом (С3–С4) в объеме 5–10 предложений.

Выполняя задания С1–С4, постарайтесь сформулировать прямой ответ на поставленный вопрос.

Для экономии времени при выполнении заданий с кратким ответом пропускайте те из них, которые вызывают у вас затруднение: к ним вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.

Приступая к выполнению заданий части 3, выберите один из трех предложенных проблемных вопросов и дайте на него письменный развёрнутый аргументированный ответ в жанре сочинения (в объеме не менее 200 слов).

За каждый правильный ответ в зависимости от уровня сложности можно получить один и более баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

^ Желаем успеха!
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7; C1–С2.

Ночь росла и крепла, наполняясь странными тихими звуками. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрекот кузнечиков, листва вздыхала и шепталась, полный диск луны, раньше кроваво-красный, бледнел, удаляясь от земли, бледнел и все обильнее лил на степь голубоватую мглу...

"И вот они собрались, чтобы придумать казнь, достойную преступления... Хотели разорвать его лошадьми - и это казалось мало им; думали пустить в него всем по стреле, но отвергли и это; предлагали сжечь его, но дым костра не позволил бы видеть его мучений; предлагали много - и не находили ничего настолько хорошего, чтобы понравилось всем. А его мать стояла перед ними на коленях и молчала, не находя ни слез, ни слов, чтобы умолять о пощаде. Долго говорили они, и вот один мудрец сказал, подумав долго:

- Спросим его, почему он сделал это?

Спросили его об этом. Он сказал:

- Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!

А когда развязали его, он спросил:

- Что вам нужно? - спросил так, точно они были рабы...

- Ты слышал... - сказал мудрец.

- Зачем я буду объяснять вам мои поступки?

- Чтоб быть понятым нами. Ты, гордый, слушай! Все равно ты умрешь ведь... Дай же нам понять то, что ты сделал. Мы остаемся жить, и нам полезно знать больше, чем мы знаем...

- Хорошо, я скажу, хотя я, может быть, сам неверно понимаю то, что случилось. Я убил ее потому, мне кажется, - что меня оттолкнула она... А мне было нужно ее.

- Но она не твоя! - сказали ему.

- Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще...

Ему сказали на это, что за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда - жизнью. А он отвечал, что он хочет сохранить себя целым.

Долго говорили с ним и наконец увидали, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, - тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

- Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему - в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, - хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись.

( А.М. Горький «Старуха Изергиль»)
При выполнении заданий В1–В7 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
^ B1 Укажите жанр произведения А.М. Горького «Старуха Изергиль».

Ответ: ________________

B2 Кто является главным героем рассказанной старухой Изергиль истории, отрывок из которой приводится в данном фрагменте?

Ответ: ________________


В3 Как называется средство художественной выразительности, заключающееся в нарушении прямого порядка слов в предложении («Грянул гром с небес…»)?

Ответ: ________________

В4 Как называется приём одушевления природы, например: «…листва вздыхала и шепталась…»

Ответ: ________________

B5 Как называется описание картин природы, с которого начинается данный фрагмент?

Ответ: ________________

B6 К какому жанру принадлежит история, рассказанная старухой Изергиль?

Ответ: ________________

B7 К какому литературному направлению, черты которого отразились, в частности, в произведении «Старуха Изергиль», был близок М. Горький в своём раннем творчестве?

Ответ: ________________

Для выполнения заданий С1–С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

^ C1 Как вы понимаете слова юноши о том, «что он хочет сохранить себя целым»?

C2 Назовите героев русской литературы, для которых одиночество стало трагической судьбой? Каковы причины их одиночества? Что сближает их с героем А.М. Горького?

^ Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8 – B12; C3 – С4.
АНЧАР
В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит - один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей

Его в день гнева породила,

И зелень мертвую ветвей

И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,

К полудню растопясь от зною,

И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит -

И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,

Блуждая, лист его дремучий,

С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами,

И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;
Принес - и ослабел и лег

Под сводом шалаша на лыки,

И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

( А.С. Пушкин, 1828)

При выполнении заданий В8–В12 запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.


^ B8 Как называется положенное в основу стихотворения А.С. Пушкина изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ?

Ответ: ________________

B9 Укажите, каким термином называют образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий, состояний (Анчар, как грозный часовой…)?

Ответ: ________________

B10 Какое средство художественной изобразительности использует поэт в этих строчках: «В пустыне чахлой и скупой / На почве зноем раскалённой…»?

Ответ: ________________

B11 Как называется стилистическая фигура, когда каждое следующее слово указывает на усиление или ослабление признака, действия, мысли, эмоции (« Принёс – и ослабел, и лёг/Под сводом шалаша на лыки;/ И умер…»)?

Ответ: ________________

B12 Каким размером написано стихотворение А.С. Пушкина «Анчар»?

Ответ: ________________

Для выполнения заданий С3–С4 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.
^ C3 Как раскрывается в стихотворении тема смерти?

C4 В каких произведениях русской классической литературы звучит мысль о недопустимости деспотической власти над человеком? Что сближает эти произведения со стихотворением А.С. Пушкина «Анчар»?

Часть 3

Для выполнения задания части 3 используйте бланк ответов № 2. Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 200 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания.

^ C5.1 Почему Городничий, несмотря на то, что он является опытным чиновником, совершает ошибку – принимает Хлестакова за ревизора?

C5.2 В чём смысл противопоставления семьи Болконских и семьи Курагиных в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?

^ С5.3 Как вы понимаете смысл названия поэмы А.Блока «Двенадцать»?

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по ЛИТЕРАТУРЕ
Ответы к заданиям В1–В12



задания

Ответ

В1

рассказ

В2

Ларра

В3

инверсия

В4

олицетворение

В5

пейзаж

В6

легенда

В7

романтизм

В8

Аллегория <или>иносказание

В9

сравнение

В10

эпитет

В11

градация

В12

ямб



^ КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Оценка выполнения заданий С1 и С3

Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме).



^ Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:

аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и /или допускает 2-3 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок

0

Максимальный балл

3



Оценка выполнения заданий С2, С4

Развёрнутый ответ ограниченного объема (5–10 предложений). Указание на объем условно; оценка ответа зависит от его содержательности (при умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно ответить и в меньшем объеме).



^ Точность и полнота ответа

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания:

отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений и/или писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т.д. (2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют

3

б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (1 позиция сопоставления), указывая произведение и автора; дает лишь частичное обоснование сопоставления и/ или допускает 1 фактическую ошибку

2

в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (1 позиция), но указывает литературный контекст неполно (без фамилии автора или без названия произведения), и/или не дает содержательного обоснования, и / или допускает 2–3 фактические ошибки

1

г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

Максимальный балл

3



Оценка выполнения заданий С5.1, С5.2, С5.3

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение задания части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание части 3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. По четырём другим аспектам (позициям) оценивания (2, 3, 4, 5) в протокол проверки ответов на задания бланка № 2 выставляется «0» баллов.

При проверке оценка за первую позицию оценивания задания части 3 ставится в колонку 5 протокола, за вторую позицию – в колонку 6, за третью – в колонку 7, за четвёртую – в колонку 8, за пятую – в колонку 9.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.



^ 1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы,

предложенной в вопросе

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе;

формулирует свою позицию с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения;

фактические ошибки отсутствуют

3

б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не подкрепляет суждения необходимыми доводами,

и / или допускает 1–2 фактические ошибки

2

в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3–4 фактических ошибки

1

г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

0

^ 2. Уровень владения теоретико-литературными знаниями

Баллы

а) экзаменуемый обнаруживает высокий уровень владения теоретико-литературными знаниями, уместно применяя соответствующие литературоведческие термины при анализе литературного материала

3

б) экзаменуемый обнаруживает достаточный уровень владения теоретико-литературными знаниями, но допускает отдельные неточности в употреблении терминов при анализе литературного материала

2

в) экзаменуемый не обнаруживает достаточного уровня владения теоретико-литературными знаниями, допускает ошибки в употреблении терминов при анализе литературного материала

1

г) экзаменуемый не владеет теоретико-литературными знаниями, не использует литературоведческие термины при анализе литературного материала

0

^ 3. Обоснованность привлечения текста произведения

Баллы

а) текст рассматриваемого произведения привлекается обоснованно и достаточно разносторонне (цитаты с комментариями к ним, краткий пересказ, обращение к микротемам текста и их интерпретация, разного рода ссылки на изображённое в произведении и т.п.)

3

б) текст привлекается, но не всегда целесообразно и обоснованно, и / или имеются отдельные случаи привлечения текста вне прямой связи с выдвинутым тезисом

2

в) текст привлекается только как пересказ изображённого без необходимого комментария

1

г) текст не привлекается, суждения текстом не обосновываются

0

^ 4. Последовательность и логичность изложения

Баллы

а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов

3

б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания

2

в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе

1

г) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания

0

^ 5. Следование нормам речи

Баллы

а) допущена 1 речевая ошибка

3

б) допущено 2–3 речевых ошибки

2

в) допущено 4 речевых ошибки

1

г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

0

Максимальный балл

15






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция по выполнению работы 5
Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить...

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе...
Экзаменационная работа по литературе состоит из 4 частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить...

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе...
«утверждаю» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008...

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Включает 30 заданий (А1 – А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция по выполнению работы На выполнение контрольной работы...
Включает 30 заданий (А1–А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
Гическая компетентность» «Информационно-коммуникационно-технологическая компетентность» «Методическая компетентность» включают в...

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы...
На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 50 заданий

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция для выпускников 9 кл по выполнению экзаменационной работы...
Экзаменационная работа состоит из 3 частей. Часть а включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых...

Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа по литературе состоит из 3 частей. На ее выполнение даётся 4 часа (240 минут). iconИнструкция для выпускников 9 кл по выполнению экзаменационной работы...
Экзаменационная работа состоит из 3 частей. Часть а включает 30 заданий (А1-А30). К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница