Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.




Скачать 173.87 Kb.
НазваниеПояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.
страница1/2
Дата публикации10.12.2013
Размер173.87 Kb.
ТипПояснительная записка
www.lit-yaz.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка
Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес словесному творчеству и к чтению художественных произведений. В поле внимания начинающего читателя должны оказать образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Литературное чтение строится на двух принципах: художественно – эстетическом и литературоведческом.

^ Художественно – эстетический определяет стратегию отбора произведений для чтения.

Литературоведческий выдвигает на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: человек получает тем больше наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык худ. произведения;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности;

- формировать потребность в постоянном чтении книг;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка.

^ Характеристика класса: В классе 3 ученика. Степень активности у детей на уроке средняя. На начало учебного года учащиеся умеют - различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация); читать осознанно текст художественного произведения «про себя»; определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; оценивать события, героев произведения; читать стихотворные произведения наизусть; создавать небольшой устный текст на заданную тему; различать жанры художественной литературы; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

^ Основное содержание
Самое великое чудо на свете – 1 ч.

Рукописные книги Древней Руси

Устное народное творчество – 5 ч.

Русские народные песни, докучные сказки, народные сказки.

^ Поэтическая тетрадь № 1 – 5 ч.

Произведения Ф.И.Тютчева, А.Фета, И.Никитина, И.Сурикова

Великие Русские писатели – 11 ч.

Стихи А.С.Пушкина; басни И.А.Крылова; стихи М.Ю.Лермонтова, рассказы Л.Н.Толстого.

^ Поэтическая тетрадь № 2 – 5 ч.

Стихи Н.А.Некрасова, К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина.

Литературные сказки – 4 ч.

Сказки Д.Н. Мамина – Сибиряка, В.Гаршина, В.Ф.Одоевского.

^ Были – небылицы – 5 ч.

Произведения М.Горького, К.Г.Паустовского, А. Куприна.

Поэтическая тетрадь № 1 -3 ч.

Стихи С.Черного, А Блока, С. Есенина.

^ Люби живое – 9 ч.

Рассказы М.Пришвина, И.Соколова, В.И.Белова, В.В.Бианки, Б.С.Михалкова, В. Л. Дурова, В.П.Астафьева, В.Ю.Драгунского.

Поэтическая тетрадь № 2 – 5 ч.

Стихи А.Л. Барто, С.В.Михалкова, Е. Благининой.

^ Собирай по ягодке – наберёшь кузовок – 7 ч.

Рассказы Б. Шергина, А.П. Платонова, М.Зощенко, Н.Носова, В. Ю. Драгунского.

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» - 4 ч.

Рассказы Ю. Ермолаева, Г. Б Остера, В Сефа,.

^ Зарубежная литература – 4 ч.

Мифы Древней Греции, сказка Г.Х.Андерсена.
К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

- различать элементы книги; (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация);

- читать бегло и осознанно текст художественного произведения (без учета скорости чтения);

- определять тему и главную мысль произведения;

- пересказывать текст( объемом не более 1,5 страницы);

- делить текст на смысловые части;

- оценивать события, героев произведения;

- читать стихотворные произведения наизусть;

- приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

- различать жанры художественной литературы (сказка, басня, рассказ);

- использовать приобретенные навыки в практической деятельности для: самостоятельного чтения книг, высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении, самостоятельного выбора и определения содержания книг по её элементам.
^ Программа рассчитана на 68 часов в год; в неделю 2 часа.

Программа разработана на основе:

- примерных программ федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Составители: Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев, - М.: Дрофа, 2007г.

- учебник Родная речь для 3 класса в 2 частях, авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2007г.

Дополнительная литература:

- поурочные разработки по литературному чтению: 3класс, авторы: С.В. Кутявина,

Е.С. Гостимская. – М.: ВАКО, 2006г.

^ Сокращения, используемые в рабочей программе:

Типы уроков

УОНМ – урок ознакомления с новым материалом.

УЗИМ – урок закрепления изученного материала.

УПЗУ – урок применения знаний и умений.

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний.

^ Виды контроля

ФО – фронтальный опрос.

ИРК – индивидуальная работа по карточкам.

СР – самостоятельная работа.

ТР – тестовая работа.

ПР – проверочная работа

^ Календарно - тематическое планирование





Тема урока

Тип

урока

Характеристика деятельности учащихся или виды деятельности

Виды контроля,

измерители

Планируемые результаты

освоения материала

Дата

проведения

план

факт

1

Рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Фёдоров

УОНМ

Знакомство с разделом. Беседа. Чтение. Ответы на вопросы

ФО

Знать рукописные книги Древней Руси.

Первопечатник Иван Фёдоров

05.09





2

Русские народные песни

Докучные сказки

УОНМ

Речевая разминка. Актуализация знаний. Чтение. Беседа

ФО, ИРК

Знание о русском фольклоре

06.09





3

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

УОНМ

Речевая разминка. Актуализация знаний. Чтение. Беседа

ФО, ИРД

Знакомство со сказкой«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»


12.09




4

«Иван – царевич и серый волк»

УОНМ

Проверка д/з. Знакомство со сказкой. Проверка понимания. Работа над частями сказки

ФО, СР

Знакомство со сказкой «Иван – царевич и серый волк»

13.09





5

«Сивка бурка»

УОНМ

Речевая разминка. Проверка д/з. Знакомство со сказкой. Проверка понимания. Работа над картинами

ФО, ИРК

Знакомство со сказкой «Сивка бурка»

19.09





6

Урок КВН (обобщающий урок по теме)

УПЗУ

Конкурсы,

ФО, ИРК, СР

Обобщение знаний по теме «Устное нар. Творчество»

20.09





7

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза», «Листья»

УОНМ

Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение стих.

ФО, ИРК

Как научиться читать стихи, ввести учащихся в мир поэзии

26.09





8

А.А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой Нивой…»

УОНМ

Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение стих. знакомство с поэтом

ФО, ИРД

Знакомство с биографией поэта, с новым стих.

27.09





9

И.Никитин «Встреча зимы», «Утро»

УОНМ

Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение стих. знакомство с творчеством поэтом

ФО, СР

Знакомство с биографией, жизнью и творчеством поэта, с новым стих.

03.10





10

И.Суриков «Детство», «Зима»

УОНМ

Кроссворд. Проверка д/з. Беседа. Чтение стих. знакомство с творчеством поэтом

ФО, ИРК

Знакомство с биографией, жизнью и творчеством поэта, с новым стих.

04.10





11

Урок - путешествие «В литературную страну» (обобщающий урок)

УЗИМ

Разминка. Остановки. Работа по карточкам. Со стихотворениями.

ФО, ИРК, СР

Обобщение знаний по теме ^ Поэтическая тетрадь 1

10.10





12

А.С.Пушкин. Стихи. За весной красой природы…, Уж небо осенью дышало…, В тот год осенняя погода…, Опрятней модного паркета.

УОНМ

Речевая разминка. Актуализация знаний. Чтение. Беседа

ФО, ИРК

Знакомство с биографией, жизнью и творчеством поэта, с новым стих.

11.10





13

УОСЗ

ФО, ИРД

17.10





14

А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане и о сыне его славном Гвидоне» Знакомство со сказкой.

Анализ сказки, деление на части.



УОНМ

Выставка книг. Актуализация знаний. Чтение сказки. Беседа по вопросам. Работа с частями. Составление картинного плана

ФО

Знакомство со сказкой А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане и о сыне его славном Гвидоне»

18.10





15

УОСЗ

ФО, ИРК

24.10





16

УЗИМ

ФО, ТР

25.10





17

И.А.Крылов «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»

УОНМ

Проверка д/з. Рассказ о И.А.Крылове. Беседа. Чтение басен

ФО, ИРК

Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова

31.10





18

М.Ю.Лермонтов «Горные вершины»

УОНМ

Слово учителя. Чтение стих. Словарная работа

ФО, ИРД

Знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова

01.11





19

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень»

УОНМ

Речевая разминка. Актуализация знаний. Чтение. Беседа

ФО, СР

Работа над произведением

14.11





20

Л.Н.Толстой «Акула»

УОНМ

Речевая разминка. Актуализация знаний. Чтение текста. Беседа. Выборочное чтение. Работа над содержанием.

ФО, ИРК

Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого


15.11




21

Л.Н.Толстой «Прыжок»

УОНМ

ФО, СР

Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого

21.11





22

Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

УОНМ

Речевая разминка. Актуализация знаний. Пересказ. Работа с текстом. Беседа.

ФО, ИРК

Выразительное чтение

22.11





23

Литературный праздник. Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»

УПЗУ

Конкурсы. Тестовая работа. Викторина.

ФО, ТР

Обобщение знаний по теме

28.11





24

Н.А.Некрасов «Славная осень», «Не ветер бушует над бором»

УОНМ

Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение стих. знакомство с поэтом

ФО, ИРК

Знакомство с биографией, жизнью и творчеством поэта, с новым стих.

29.11





25

Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

УОНМ

Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение стих. знакомство с поэтом

ФО, ИРД

Знакомство с творчеством, с новым произведением.

05.12





26

К.Д.Бальмонт. «Золотое слово»

УОНМ

Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение. Словарная работа

ФО

Знакомство с биографией, жизнью и творчеством поэта, с новым стих.

06.12





27

И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы»

УОНМ

Речевая разминка. Проверка д/з. Чтение стих. знакомство с поэтом

ФО, ИРК

Знакомство с биографией, жизнью и творчеством поэта, с новым стих.

12.12




  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconРабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана...
Вести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение...

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconПояснительная записка по учебной программе «Литературное чтение»
Курс призван продолжить обучение чтению в мире художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconПояснительная записка по учебной программе «Литературное чтение»
Курс призван продолжить обучение чтению в мире художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconРабочая программа по Литературному чтению 4 класс
Цель: Ввести ребенка в мир художественной литературы, помочь осмыслить образность словесного искусства, формировать и развивать речевые...

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconРабочая учебная программа по литературному чтению Начальное общее...
Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы средней школы. Цель- ввести ребёнка...

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconРабочая программа учебного предмета литературное чтение Начальное...
Курс литературного чтения для 1-4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы средней школы. Цель- ввести ребёнка...

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconПояснительная записка Основная цель уроков литературного чтения в...
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах – помочь ребенку стать читателем: подвести к сознанию богатого мира...

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconМетодические рекомендации по изучению дисциплины дн(М). Ф. 08 Анализ...
Цель курса формировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие...

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconТематическое планирование занятий по литературе в 8 классе
Введение. Литература как искусство слова. Образность как отличительный признак художественной литературы. Отличие литературы от других...

Пояснительная записка Курс литературного чтения призван вести ребенка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. iconТематическое планирование занятий по литературе в 8 классе
Введение. Литература как искусство слова. Образность как отличительный признак художественной литературы. Отличие литературы от других...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница