Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от




НазваниеУроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от
страница1/18
Дата публикации03.12.2013
Размер2.01 Mb.
ТипУрок
www.lit-yaz.ru > Литература > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

титул

Н. И. ИВАНЧЕНКО

ПОДГОТОВКА К ВЫПУСКНОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

УРОКИ ПОВТОРЕНИЯ РУССКОЙ КЛАССИКИ 
В 11 КЛАССЕ


КНИГА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ


ОТ АВТОРА

      Настоящее пособие предлагает систему повторения курса русской литературы XIX века, начиная с А. С. Грибоедова и заканчивая А. П. Чеховым.

      Всего в пособии представлено 16 авторов — писателей XIX века. Пособие дает возможность повторить и систематизировать программный материал и подготовиться к выпускному сочинению в школе и вступительному в вузе. Материалы книги скомпонованы по авторам и произведениям в хронологическом и тематическом порядке в соответствии с действующими программами по литературному образованию в5—11 классах, Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования и типовыми экзаменационными вопросами, утвержденными Министерством образования Российской Федерации.

      Творческие поиски автора и составителя данного пособия сосредоточены преимущественно на философских аспектах в изучении русской литературы. Поэтому при повторении курса литературы XIX века большое внимание уделено философским проблемам русской литературы.

      Формы повторения, представленные в пособии, разнообразны: беседа по вопросам, чтение наизусть, викторина, тест и др.

      Основная цель пособия — повторение курса литературного образования в 9—11 классах и подготовка к выпускному сочинению. В связи с этим в книге есть такие разделы: определение термина «сочинение»; жанры выпускного сочинения; общие требования к сочинению; памятка пишущему сочинение; как анализировать лирическое стихотворение.

      В пособии даны темы сочинений по всем повторяемым авторам и произведениям, приводятся образцы сочинений различных жанров: литературно-критическая статья, очерк, путешествие, рецензия, эссе.

      По каждому автору дается новейшая библиография (иногда аннотированная), что дает возможность современного прочтения классики.

      Пособие удобно в использовании. Каждая глава, отведенная тому или иному писателю, строится таким образом:

      1) называются основные проблемы изучаемого (изучаемых) произведений;

      2) предлагаются вопросы для повторения;

      3) называются произведения или отрывки из них, которые выпускники должны знать;

      4) дается разнообразный, разнотематический теоретический материал, планы и рабочие материалы к сочинениям и др.;

      5) называются темы сочинений (много тем!);

      6) приводятся образцы сочинений различных жанров, рецензии на сочинения;

      7) перечисляются новейшие публикации по данному автору и произведению (произведениям) с 1991 по 2000 год.

      Пособие дает возможность как самостоятельного повторения курса литературы XIX века, так и под руководством учителя на уроках, отведенных программой по литературе для повторения; на уроках русского языка (если русский язык как образовательный компонент включен в учебный план в число обязательных предметов); возможно использование вариативной части учебного плана: обязательные по выбору, факультативные, индивидуальные, групповые занятия. Пособием можно воспользоваться и при изучении курса литературы XIX века. Пособие адресовано выпускникам школы, абитуриентам, учителям русского языка и литературы, всем любящим великую русскую литературу.

      В содержании книги находят отражение пристрастия автора. Это сказывается в объеме материала по темам, например по роману «Евгений Онегин» А. С. Пушкина и роману «Идиот» Ф. М. Достоевского.
^

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич ГРИБОЕДОВ (1795—1829)
«Горе от ума»


      Философское звучание комедии «Горе от ума», общечеловеческий смысл комедии. «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И. А. Гончаров). Комедия «Горе от ума» в оценке А. С. Пушкина. Реализм комедии. Конфликт и его развитие. Чацкий против фамусовского общества. «Мильон терзаний» Чацкого. Ум — ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества.
^

Вопросы для повторения


      — Почему комедия названа «Горе от ума»?

      — Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву? Что привело Чацкого к разрыву с ней?

      — Почему Софья оказалась в лагере противников Чацкого? «Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» Молчалин?

      — Кто распустил слух о сумасшествии Чацкого и почему он так быстро распространился?

      — Какие надежды Чацкого оказались иллюзиями и почему? Боролся ли Чацкий за осуществление своих надежд? Какие стороны его характера близки вам? Современен ли Чацкий?

      — Почему Софья «не глупая предпочитает дурака умному» (А. С. Грибоедов)?
^

Чтение наизусть


      Монолог Чацкого
Темы сочинений по комедии «Горе от ума»

      Нравственный облик и жизненные идеалы Чацкого.

      «Мильон терзаний» Чацкого.

      Чацкий и Софья. Значение их образов в комедии.

      Чацкий против фамусовского общества.

      Москва в изображении Грибоедова.

      Чацкий и фамусовская Москва.

      «Горе от ума» Грибоедова — комедия на века.

      «В группе 20 лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва» (И. А. Гончаров).

      Чацкий и Молчалин.

      Я — Чацкий.

      Сцена бала в комедии Грибоедова «Горе от ума» и ее роль в пьесе.

      «Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

      Чацкий и Онегин: кто значительнее?

      Декабристская направленность комедии Грибоедова «Горе от ума».

      «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской...» (Нина Чавчавадзе).

      Чацкий и Фамусов.
^
Чтение и рецензирование сочинений, определение жанра

      1. «Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

      2. ^ Я — Чацкий.

«Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров)


 

Природа-мать! когда б
               таких людей
Ты иногда не посылала
                           миру,
Заглохла б нива жизни...

Н. А. Некрасов

      А. С. Грибоедов — один из гениев земли русской, писатель, дипломат, композитор... Чтобы прославиться, ему не нужно было писать десяток произведений. Благодаря всего лишь одной комедии «Горе от ума» его имя стало известно.

      Почему же спустя два века комедия, а вместе с ней и ее главный герой не только не состарились, но и продолжают пользоваться возрастающим интересом? В чем же ее бессмертие?

      Как мне кажется, поистине бессмертной ее делает образ Чацкого. Его образ можно связать с передовыми людьми как того времени, так и настоящего.

      Ворвавшись в сонную тишину фамусовского дома, Чацкий становится неуместен в нем. Там не нужны его искренние чувства, его страстная любовь и вера:

      Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.

      Осуждение лживой морали фамусовского общества, наигран-ность их речей делают Чацкого «опасным человеком». Чацкий осуждает общество, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея». Разве это не характерно порой для нашего времени?

      Ум — это ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Комедия «Горе от ума» убеждает нас в этом. Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества. Как много можно привести примеров, когда над умом и справедливостью одерживает победу глупость и невежество.

      Комедию «Горе от ума» нельзя не назвать злободневной, так как главная проблема, поставленная в ней, до сих пор не теряет своей остроты. Это отметил И. А. Гончаров спустя 50 лет после создания произведения в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других...»

      Эти слова критика не потеряли свою актуальность, хотя и написаны больше века назад. До сих пор мы наблюдаем борьбу между старым и новым, застоявшимся и передовым, пошлым и высоким.

      За что же борется Чацкий? В образе главного героя автор показал человека, вступившего на путь борьбы с ложью и пошлостью. В Чацком Грибоедов показал не только героя своего времени, но и дал образ борца за свободу и правду. Разрыв Чацкого с фамусовским обществом произошел потому, что он мог служить, а не прислуживаться:

      Служить бы рад, прислуживаться тошно.

      Он беспощадно клеймит позором «мучителей толпу»:

      Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

      Александр Андреевич Чацкий посвящает себя искусству, науке, отказывается от чинов, ненавидит «негодяев знатных».

      Вслед за Гончаровым в конце XX века и мы можем сказать, что комедия не потеряла своей актуальности. Ее образы поражают жизненностью и осязаемостью. Через написанное рукой величайшего мастера мы чувствуем вокруг себя тупых скалозубов, подлецов молчалиных, блаженствующих Фамусовых.

      Если бы Чацкий только боролся против крепостного права, вряд ли комедия имела успех в наше время. Чацкий осуждает и неправый суд, который защищает людей, имеющих власть и деньги: «А судьи кто?»

      По словам Гончарова, «Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого...».

      В образе Чацкого заключена огромная обобщающая сила, поэтому Гончаров и отнес его к вечным проявлениям бунтующей в человечестве энергии обновления.

      Как истинно великое произведение, классическая комедия Грибоедова «Горе от ума» ставит проблемы надвременные. Написанное около двух веков назад, произведение поднимает актуальные проблемы. И главный герой комедии волнует нас и вдохновляет своей стойкостью, мужеством и оптимизмом.

      Но я считаю, что не только содержание дает комедии связь с нашим временем. Разве не стали нарицательными имена главных героев? А как часто мы употребляем выражения из комедии, ставшие крылатыми: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Ба! знакомые все лица...». В своем произведении Грибоедов с величайшим мастерством соединил разговорный язык с литературным, простонародный — с лексикой образованного дворянства.

      Глубина изображения жизни, яркая типичность образов, меткий и живой язык, оригинальность жанра и композиции — все это обеспечило долголетие комедии и бессмертие ее талантливого создателя.

      Комедия «Горе от ума» является одним из памятников мировой культуры, «вечной книгой», ярчайшим художественным документом эпохи декабризма. По выходе в свет комедия была признана моментально, и пророческие слова А. Бестужева: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» — казались излишне экзальтированными. Но замечательным качеством комедии оказалось то, что полифонизм ее содержания становился все ощутимее с ходом времени, почему и «не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

      Рецензия. В сочинении по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова на фактическом материале комедии убедительно показано, что главным критерием формирования человека как личности является его высокая идейная убежденность, а мерилом ценности личности являются его духовное богатство, патриотизм, служение Отечеству.

      В сочинении доказана незаурядность Чацкого, говорится о значении образа героя комедии Грибоедова для современности. Суждения автора сочинения самостоятельны, глубоки.
^

Я — Чацкий

(По комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

 

Кто так чувствителен, и весел,
и остер, как Александр Андреич Чацкий!
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconВведение Книга «Уроки русского языка в 6 классе»
Книга «Уроки русского языка в 6 классе» содержит поурочные методические разработки всех тем к учебнику С. И. Львовой, В. В. Львова...

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconРазработки уроков
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 классе: Кн для учителя / Г. А. Богданова.— М.: Просвещение, 2002

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconОглавление
Богданова Г. А. Уроки русского языка в 7 классе : кн для учителя / Г. А. Богданова.— 4-е изд.— М. Просвещение, 2007.— 227, [8] с

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconТематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале...

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconА. С. Бикеева Уроки психологии для школьного учителя: советы усталому...
На мой взгляд, такие способы нужно искать постоянно, всё время, пробуя новые. И надо непременно иметь целый набор таких способов....

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconПрограмма лекционного спецкурса «Взаимосвязи литератур южных и западных...
...

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconЧеловек после человека. Антропологический форсайт1 Вместо эпиграфа
В который раз подтверждается правило: если хочешь что-то понять – начни с русской классики. В ней есть все. Даже то, о чем наши духовные...

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconЭлектронный паспорт кабинета
Для самостоятельной индивидуальной подготовки уч-ся к урокам, диктантам, контрольным тестам, проектной деятельности, создания презентаций;...

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconФакультативного занятия в 7к классе «История пожарных машин»
С 23. 01 по 31. 01 в школе была проведена Неделя педагогического мастерства. Учителя школы показали интересные и увлекательные уроки...

Уроки повторения русской классики в 11 классе книга для учителя от iconТатьянин День – Праздник русской культуры и образования в Латвии
Цель конкурса: популяризация русской культуры, привлечение интереса к традициям русской школы и русского учительства, укрепление...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница