Скачать 46.93 Kb.
|
Содержание Как приготовить центон?Центон как прием развития читательского интереса обучающихся |
Центон (от лат. cento — лоскутное платье или одеяло), стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений, обыгрывающее подобие или контраст нового и прежнего контекста каждого фрагмента. Наиболее известны позднеантичные Ц. из стихов и полустиший Вергилия ("Брачный Ц." Авсония, 4 в.; "Христианский Ц." Проба, 5 в.). В литературе нового времени Ц. выходит из употребления и сохраняется лишь как поэтическая забава. ЦЕНТОН – (от лат. cento – лоскутное одеяло) – 1. Жанр, популярный в поздней античности и представляющий собой мозаику цитат. 2. Стихотворение, целиком составленное из строк (цитат) других поэтических произведений: «Выхожу один я на дорогу, // В старомодном ветхом шушуне. // Ночь тиха, пустыня внемлет богу, // Не грусти так шибко обо мне»; «Однажды, в студеную зимнюю пору, // Сижу за решеткой в темнице сырой. // Гляжу, поднимается медленно в гору // Вскормленный в неволе орел молодой. // И, шествуя важно, в спокойствии чинном, // Мой верный товарищ, махая крылом, // В больших сапогах, в полушубке овчинном // Кровавую пищу клюет под окном». (http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-6891/ ) ^ Эффект центона основан на совпадении или контрасте нового контекста с контекстом-источником. Итак, вы хотите сделать солянку (т.е. центон). Прежде всего, подберите ингредиенты: стихи или прозу, которые вас обворожили настолько, что вам захотелось сделать из них что-то особенное. Необязательно это должно быть нечто возвышенное, вовсе нет. Но желательно, чтобы это вас трогало, впечатляло, взбутетенивало, наконец. Когда исходные материалы подобраны, и ясны сюжет и фабула, нужно выполнить некоторую техническую работу. Она состоит в том, что ваше произведение – стихотворение – должно иметь определенный размер и ритм. И вам предстоит все отрывки привести (выражаясь математическими понятиями) к общему знаменателю. Можно, конечно, использовать и разноразмерные стихи, но это несколько портит впечатление: мол, автору не хватает мастерства. Неважно, действуйте. ^ При обучении литературе мною используется центон, как прием, способствующий формированию мотивации обучающихся к чтению художественной литературы, развитию читательского кругозора обучающихся, а также навыков логического и творческого мышления. Составление центонов превращается для учеников в увлекательную игру, поиск и прочтение произведений одного автора или разных авторов на одну тему, а также в соревнование по отгадыванию произведений, включенных в центон одноклассника. Привожу примеры центонов, составленных моими учениками в ходе изучения темы «Басни И.А. Крылова». По мотивам басен И.А. Крылова (центоны) Кинев Даниил, 5 «А» класс, 2011г. Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. На ель ворона, взгромоздясь, Позавтракать, было, совсем уж собралась. Вертит его со всех сторон и голову свою ломает. То к темю вдруг прижмет, а то на хвост нанижет, То вдруг понюхает, а то полижет. Пыхтела да пыхтела, И кончила моя затейница на том: С натуги лопнула и околела. («Лисица и Ворона», «Ларчик», «Мартышка и очки», «Лягушка и Вол») Орлова Юлия, 5 «А» класс, 2011г. Овечкам от волков совсем житья не стало. Из стада серый Волк В лес овцу затащил, в укромный уголок, Уж, разумеется, не в гости: Овечку бедную обжора ободрал И так ее он убирал, Что на зубах хрустели кости. Что волки жадны, всякий знает, Волк, евши, никогда костей не разбирает. Зато на одного из них пришла беда: Он костью чуть не подавился. Не может волк ни охнуть, ни вздохнуть, Валяется в пещере, как колода! Поверишь ли, в зверях Пропал к нему весь прежний страх. Всяк вымешал, кто зубом, кто рогами. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть, и понял, Что приходит, наконец, ему расчесться за овец! Пустился мой хитрец в переговоры: «Друзья, к чему весь этот шум? Я ваш старинный сват и кум, И, словом, кто-нибудь из вашего же роду! Поверьте, что честь большая для овец, Когда ты их изволишь кушать!» Журавль свой нос по шею засунул волку в пасть И в шерсть ему, что есть вцепился. Журавль кость вытащил и стал за труд просить. «Ты шутишь? - зверь вскричал коварно. Тебе за труд? Ах ты, неблагодарный! А это ничего, что ты свой долгий нос Из горла цел унес! Поди ж, приятель, убирайся Да берегись: впредь ты мне не попадайся!» Когда у вас беда над головой, То рады мы тому молиться, кто вздумает за нас вступиться. Но только с плеч беда долой, То избавителю от нас же часто худо! («Волк и Мышонок», «Волк и Журавль», « Лиса и Осел», «Вороненок», «Волк и Овцы», «Волк на псарне», «Лиса и Лев», «Крестьянин и работник», «Волк и Ягненок») Сафин Даниэл, 5 «А» класс, 2011г. Мартышка в Зеркало увидя образ свой, Тихохонько Медведя толк ногой И говорит ему: «Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище? Спой, светик, не стыдись! Не даром говорится, Что дело мастера боится!» Медведь взревел И подлинно запел, Да только лишь совсем особым складом: То он пищал, то он хрипел, То верещал козленком, То не путём мяукал он котенком! По счастью тут журавль случился, Он костью чуть не подавился! («Ворона и Лиса», «Осёл и Соловей», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна», «Крестьянин и работник», «Скворец, Щука и Кот») Тренихина Анастасия, 5 «А» класс, 2011г. На ель ворона взгромоздясь, Наелась желудей досыта, до отвала, Выспалась, Потом, глаза продравши, встала Да призадумалась… А желудь ли во рту жевала? На ту беду Лиса близехонько бежала: - Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай желудей! На что Ворона отвечала: - Сыта по горло! Нужды нет, Ведь я от них жирею! Пошла Лиса и говорит с досадой: - Ну что ж, На взгдяд-то желудь хоть хорош, да зелен он, Тот час оскомину набьешь! («Ворона и Лиса», «Демьянова уха», «Свинья под дубом», «Лиса и виноград») |
![]() | Что такое реминисценция? Как называется стихотворение, целиком составленное из строк других стихотворений? | ![]() | С 59 Лоскутное одеяло, или Психотерапия в стиле дзэн. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1999. — 144 с. — (Библиотека психологии... |
![]() | Ц. всегда бывают тем комичней, чем лучше знаком читатель со стихотворениями, из которых взяты нужные строки. В дореволюционное время,... | ![]() | Б. Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы) |
![]() | Просто так, потому, что им вместе было хорошо. В субботу. Или в воскресенье. Чтобы посидеть вместе, послушать других и высказаться... | ![]() | Века с внешним Миром. Ты можешь узнать чего-то нового почитав у других людей, можешь связаться с далекими родственниками или друзьями,... |
![]() | Про укус какого-нибудь диковинного паука или редкой змеи. Или про эксперименты с новым лекарством или с электромагнитными или т п... | ![]() | Мой питомец», «Мои угощения». Каждый ребенок выступает в каждом блоке, рассказывает о любимой игрушке или любимом животном, читая... |
![]() | Реферат (от лат еfеrо – «сообщаю») – краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания книги, статьи или... | ![]() | Возрождения (Я. Гримм, Я. Буркхардт), ученые кон. XIX в. – творчество ученой клерикальной аристократии, опустившееся в бродячие низы... |