Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.»




Скачать 35.12 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.»
Дата публикации24.11.2013
Размер35.12 Kb.
ТипИсследовательская работа
www.lit-yaz.ru > Литература > Исследовательская работа
Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.», выполненная в рамках творческой мастерской «Лирика Ахматовой пришла на смену умершей или задремавшей форме романа (Вас.Гиппиус)» учителем русского языка и литературы Романовой Л.А. 2009 год.

О «романности» лирики Ахматовой писал Василий Гиппиус (1918г.): « Я вижу разгадку успеха и влияния Ахматовой и вместе с тем объективное значение её лирики в том, что эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей форме романа… Рядовой читатель не мог не плениться своеобразием этих повестей-миниатюр, где в немногих строках рассказана драма…»

Одно из таких стихотворений - «Проводила друга до передней.» -взято для исследования:

Проводила друга до передней.

Постояла в золотой пыли.

С колоколенки соседней

Звуки важные текли.

Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Восхитительная лирическая миниатюра близка к новелле. Это женский вариант драмы. Есть сюжет и ощущение трагедии.

Стихотворение начинается с развязки любовной истории, с разрыва. Но это и завязка новой жизни. Осознание этой новой жизни – развитие действия. Кульминация – негодование, несогласие с произошедшим. У новеллы открытый финал. Его может додумать каждый по-своему.

Особенность «романности» Ахматовой в том, что сюжет стихотворения – развитие переживания лирической героини. Перед нами – жизнь души. В каждой строке – новое эмоциональное колебание душевной жизни, переданное простыми словами.

Как повествование о случившемся стихотворение начинается эпически, то есть с рассказа о факте в прошедшем времени:

Проводила друга до передней.

Слова звучат сдержанно, безразлично, Но безразличие кажущееся. В сдержанности лирической героини – молчаливое рыдание. Оно слышно в повторяющихся звука [р] и [д]. Но плакать нельзя. В этом молчании -рыдании – гордость и сила лирической героини.

Расставание, очевидно, произошло внезапно: бросивший назван другом. От предательства дыхание перехватило, и время для героини замерло:

Постояла в солнечной пыли.

Краткость действия «постояла», воздушность метафоры «солнечная пыль» говорят о конце привычной жизни. Счастье оказалось хрупким. Светлый мир померк. Охватило чувство несправедливости, жалости к себе, переданное звуком [л]. Но медленно оцепенение проходит:

С колоколенки соседней

Звуки важные плыли.

Если первые два стиха написаны пятистопным хореем с множеством перрихиев, которые передают прерывистость или даже невозможность дыхания лирической героини, то в третьем и четвёртом стихе меняется ритм: хорей становится четырёхстопным, на слове «звуки» исчезает облегчённость стопы. Значимость слова «звуки» оттеняется и эпитетом «важные». Плывущие звуки из внешнего мира, доходя до сознания лирической героини, звучат для неё погребальным звоном прежней жизни. Приходит понимание невозможности что-либо изменить, осознание наступившего одиночества.

И вдруг взрыв эмоции, вскрик:

Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или письмо?

Горькая ирония слышится в этих словах и желание перебороть тоску, не согласиться со случившимся. Героиня спорит с ушедшим возлюбленным, который, возможно, произнёс, уходя: «Я бросаю тебя.» Но внутренний голос говорит: «Да, брошена!» Героиня давно это поняла. В предпоследнем стихе и противительный союз «а», и наречие «уже», и настоящее время глагола «глядят» - всё говорит о необратимости произошедшего:

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

И опять смена настроения. Эпитет «сурово» передаёт не только невыносимую душевную боль, но и сосредоточенность на какой-то мысли. Глаза, глядящие «в потемневшее трюмо», видят померкший мир, безысходность.

В изменившемся в последних двух стихах хорее, в облегчённых первых стопах, передана пустота жизни героини, обречённость.

Но, начиная с композиционного центра, то есть со слова «брошена», сквозная аллитерация – чередование зеркально повторяющихся звуков :

[р] – [л] брошена – слово

[р] – [м] разве - письмо

[л] – [р] глаза – сурово

[м] – [р] потемневшее – трюмо, –

чередование женской и мужской рифмы передают внутреннюю борьбу лирической героини: желание выжить во что бы то ни стало и невозможности жить.

В финале стихотворения-новеллы – недоговорённость, как во многих эпических произведениях.

Кто глядит в «потемневшее трюмо»: Татьяна Ларина или княжна Мери, Настасья Филипповна или Анна Каренина ..?

« Романность» лирики Ахматовой - это продолжение традиции классиков. В представленном стихотворении лаконизм и психологическая деталь Чехова, «диалектика души» Толстого, раздвоенность души Достоевского, одиночество Лермонтова, здесь и «забытый цветок», «сожженное письмо» Пушкина.

Глубоко личностные строки приобретают философское значение: обнаруживается не сиюминутность, но вечность, на фоне которой в безмерности пространства проходит жизнь, любовь, встречи и «невстречи» женщины и мужчины.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconИсследовательская работа по теме: «Музыкально-поэтическая культура...
Проведена исследовательская работа на тему «Праздники славянского календаря в песнях» оформлена временная экспозиция

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconВсероссийский интернет конкурс педагогического творчества (2013-14 учебный год)
И сейчас люблю. Но, когда я пошёл в детский сад, я узнал на занятиях, что есть кролики, очень похожие на зайчиков. Мне стало интересно,...

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconНаучно-исследовательская работа по подготовке документа территориального...
Научно-исследовательская работа по подготовке документа территориального планирования

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconМетодические приемы: технология критического мышления; интеграция;...
Немного фантазии и каждый урок может стать интересным, творческим, нестандартным

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconИсследовательская работа на городскую научно-практическую конференцию...
...

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconИсследовательская работа по литературному краеведению на районную...
Исследовательская работа по литературному краеведению на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее»

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconИсследовательская работа

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconИсследовательская работа Подготовила заместитель директора по работе...
Путь к духовности через творчество Любови Николаевны Петуховой. Исследовательская работа/Л. А. Замятина, заместитель директора по...

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconМосква «наука» 1991 Шестой выпуск «Ежегодника»
Печатается малоизвестная работа О. Шпенглера «Пессимизм ли это?»; печатается неизвестная советскому читателю работа И. М. Ястребцова...

Исследовательская работа по стихотворению «Проводила друга до передней.» iconМир вам
Написать смс — это здорово, а вот услышать голос по телефону — намного чудеснее!!! Молитесь друг за друга! Поддерживайте друг друга!...



Образовательный материал



При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
www.lit-yaz.ru
главная страница